«Все – мы разные, все мы – равные!» Как мы должны строить отношения между собой.
Submitted by Светлана Георгиевна Козлова on Wed, 18/05/2011 - 00:33
Технологическая карта классного часа «Все – мы разные, все мы – равные!»
Этапы
классного часа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
(в т.ч.
метапредметные)
1. Организационный
момент.
Слайд 1.
Слайды 2, 3, 4.
Каждый день мы видим друг друга и общаемся между собой, но при этом по разному относимся друг к другу. Почему? Как мы должны строить отношения между собой?
Анализ результатов анкетирования учащихся, родителей и учителей:
вопросы 1, 2, 3. (Используется интерактивная доска)
Люди разные и по разному относятся к жизненным ситуациям.
2. Мотивация.
Слайд 5.
Упражнение на выявление сходства и различия в природе: «Фисташки».
Предлагает сравнить фисташки между собой и провести параллельно сравнение с человеком.
Рассматривают фисташки, отвечают на вопросы и делают вывод: что сходства и различия есть у всего в природе.
Вызвать заинтересованность, создать позитивную атмосферу;
подготовить участников к дальнейшей работе.
У людей больше общего, чем различий.
3. Организация познавательной деятельности.
Слайд 6.
Предлагает охарактеризовать
отношения между людьми.
Дают пояснения словам – доброта, милосердие, сострадание, прощение, сотрудничество, терпимость, человеческое достоинство.
Определение «толерантности».
Просмотр мультфильма «Ежик должен быть колючим».
Слайд 7.
Предлагает просмотреть мультфильм по фрагментам, к каждому фрагменту ставятся вопросы.
Предполагают дальнейший ход событий, затем смотрят фрагмент и дополняют свои ответы.
Ответ на вопрос: можно ли найти сходство в поведении героев м/ф и людей? Примеры.
Различия полезны и необходимы.
Но как относится к разным людям?
Выработка норм
поведения.
Слайд 8.
Вводит понятия: «девиа́нтное поведе́ние» и «толерантное отношение».
Анализ результатов анкетирования: вопрос 4.
Называют ситуации в классе, когда сами не проявляют толерантности?
Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Определение границ терпимости.
Если мы такие разные, какие права нам нужны?
Существуют границы терпимости, т.е. наличие неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и безразличием к правам человека.
Права основаны на общности потребностей различных людей.
«Белая ворона».
Слайд 9 - 13.
В настоящее время, среди молодого поколения, появляются люди, стремящиеся выделиться из толпы окружающих, и их называют «белые вороны».
Анализ результатов анкетирования: вопрос 5.
Определяют качества толерантного человека.
Пишут качества на трафаретах «белая ворона» и озвучивают их, прикрепляя на доску.
Человека надо воспринимать таким, какой он есть.
Человек должен быть толерантным.
4. Подведение итогов.
Слайд 14.
16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости.
Звучит песня «Дорогою Добра» (авторы М.Минков - Ю.Энтин.) - своеобразный гимн толерантности. Присутствующие исполняют песню.
Мы должны быть добрыми и идти только «Дорогою Добра».
5. Рефлексия.
Слайд 15.
Что смутило?
Что озадачило?
Что удивило?
Оценивают своё участие, полученные знания и навыки.
Все – мы разные, все мы – равные!
«Все – мы разные, все мы – равные!»
Цели:
Развивать у учащихся терпимость к различиям между людьми, формировать толерантное, уважительное отношение к одноклассникам. Задачи: Обучающие: познакомить учащихся с понятием «толерантность», выявить основные черты толерантности, сформировать представление о толерантном поведении. Развивающие: развивать у учащихся чувства собственного достоинства и терпимость к различиям между людьми. Воспитательные: воспитать чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, формировать толерантное отношение одноклассников друг другу.
Практические:
– выработать навыки коммуникативной культуры общения и взаимопонимания;
– умение видеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;
– способствовать признанию инакости и осозна¬нию того, что есть различия между людьми;
– сформировать качества толерантности, которые помогут создать комфортные условия пребывания в классном коллективе.
Ключевые понятия:
— Мы все разные, но у нас много общего.
— У людей больше общего, чем различий.
— Различия полезны и необходимы.
— Права основаны на общности потребностей различных людей.
— Человека надо воспринимать таким, какой он есть.
Оформление:
1. Высказывания о вежливости, терпении, дружбе: В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе. (Ф. Бэкон);
Человек ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный. (Н.Добролюбов);
Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой. (Э. Берк).
2. Макеты «белых ворон».
3. Презентация «Все – мы разные, все мы – равные!» (авторская разработка).
4. Признаки толерантности.
5. Распечатки на каждую парту: текста песни.
6. Распечатка закладок «Я толерантный человек» для каждого ученика и гостей.
Ход мероприятия. Учитель: - каждый день мы видим друг друга и общаемся между собой, но при этом по разному относимся друг к другу.
Почему? Как мы должны строить отношения между собой? Слайд 1
На этот вопрос мы постараемся сегодня ответить.
Готовясь к нашей сегодняшней встрече, мы отвечали на вопросы анкеты.
Давайте посмотрим на результаты анкеты у вас, ваших родителей и наших педагогов.
(Анализ результатов анкетирования: вопросы 1, 2, 3. Используется интерактивная доска).
- Почему получились такие результаты?
Слайд 2. Нравится ли Вам наша школа? Чем вам нравится школа?
Слайд 3. Нравится ли Вам наш класс? Что не нравится участникам анкеты в нашем классе?
Слайд 4. Вы любите оказывать помощь тем, кто в ней нуждается? Почему люди не всегда идут на помощь?
Учитель: – Сегодня мы поговорим о том, что у нас общего и чем отличаемся мы друг от друга.
Давайте рассмотрим это на примере фисташек и людей.
Упражнение на выявление сходства и различия в природе: «Фисташки» Цели: вызвать заинтересованность, создать позитивную атмосферу;
подготовить участников к дальнейшей работе;
выявить, что сходства и различия есть в природе у всего и сделать вывод.
- У вас на столе лежат по две фисташки.
- Скажите, пожалуйста,
1. Какие фисташки на ощупь? А какие люди на ощупь?
2. У фисташек одинаковые размер и форма? А у людей размер и форма одинаковые?
3. Фисташки одного цвета? А люди одного цвета?
4. Есть ли на фисташках трещины, расколы? А у людей есть недостатки?
5. Потрясите фисташки. Вы чувствуете звук? А какие звуки издают люди?
6. Что внутри фисташки? Откройте их. Как выглядят фисташки снаружи и внутри? У людей совпадает внутренний мир и внешность?
7. Съешьте фисташки. Какие они на вкус? Можно ли сказать, что у человека есть вкус?
8. Можно ли делить фисташки на плохие и хорошие? А можно ли так поступать с людьми?
Вывод: в природе и среди людей нет единообразия. Мы разные, но у нас много общего.
Слайд 5 Учитель: Представьте, что все люди всегда одинаково одеты, думают и выполняют одну работу. Интересно ли жить в таком мире одинаковых людей - клонов?
В чём проявляются различия между людьми?
Какими словами характеризуются отношения между разными людьми?
Слайд 6 Учащиеся: отвечают на вопросы и дают пояснения словам – доброта, милосердие, сострадание, прощение, сотрудничество, терпимость, человеческое достоинство. Учитель: Все понятия можно объединить одним словом «толерантность».
Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Толерантность (русский) – терпимость, способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
Учитель: Мы все такие разные! Слайд 7
Хорошо это или плохо? Попробуем разобраться.
Я предлагаю просмотреть мультфильм. Перед просмотром я прошу вас произнести название мультфильма «Ежик должен быть колючим»
в вопросительной форме: Ежик должен быть колючим?
и утвердительной форме: Ежик должен быть колючим.
Просмотр фрагмента до реплики: «я вам помогу, совет дам».
Какие «неприятности» в ежиной семье? Почему окружающие пытаются изменить внешность ёжика? Как можно изменить внешность ёжика? Учащиеся: отвечают на вопросы
• выпрямить;
• подстричь;
• уложить (засмолить);
• напугать,
Просмотр фрагмента до реплики: «мы его всё-равно любим, да-да»
Что пытались сделать окружающие? Как реагировал кудрявый ёжик на попытки его изменить? Как относятся к нему члены семьи? Окружающие? Что может произойти дальше? Учащиеся: отвечают на вопросы
Просмотр фрагмента до реплики: «все сюда, белая ворона, какой срам»
Как поведёт себя кудрявый ёжик? Можно ли поведение ёжика назвать толерантным? Можно ли найти сходство в поведении героев м/ф и людей? Примеры.
Различия полезны и необходимы. Но как относится к разным людям?
Учитель: Наши отношения должны строиться на основе норм поведения, которые можно разделить на 2 группы: нормальные и отклоняющиеся.
Девиантное поведение может быть как отрицательным, так и положительным
Девиа́нтное поведе́ние (от англ. deviation — отклонение) - совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе.
У подростков – упрямство, грубость, воровство. Толерантное отношение - проявление терпимости, как формы поведения.
Толерантность – это не нарушение норм поведения.
Учитель: В классе, как и везде, все разные: мы различаемся внешне, чувствами, идеями, образом жизни. Почему?
Бывают ли в нашем классе такие ситуации, когда мы не проявляем толерантности? Учащиеся: называют ситуации, в зависимости от ответов, учитель предлагает классифицировать их на 2 группы.
Обратить внимание на определение «толерантности»: терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Слайд 8
В анкете вы отвечали на вопрос: Считаете ли Вы, что людей с девиантным поведением следует изымать из общества?
Мнения разделились. Почему? Учащиеся: высказывают свои предположения. Учитель: обобщает мнения.
– Одни считают «нет», т.к. нарушаются права человека.
– Другие считают «да», т.к. нарушаются права других людей.
При этом надо иметь в виду, что существуют границы терпимости, т.е. наличие неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и безразличием к правам человека.
Если мы такие разные, какие права нам нужны? (Одинаковые).
Права основаны на общности потребностей различных людей.
Как чувствует себя худой среди полных? Как «маленькие» относятся к «большим»?
Как мы поступаем в таких ситуациях? (Смеемся над ними).
В настоящее время, среди молодого поколения, появляются люди, стремящиеся выделиться из толпы окружающих.
- Один проявляет себя в математике и добивается в жизни особенных успехов.
- Другой выделяется невероятными способностями в музыке.
- Кто-то выражает своё «я» через необычное изменение своей внешности.
Каждый человек выражает свою индивидуальность, исходя из своих развитых способностей.
Как называют человека, который внешне отличается от других? («Белая ворона»).
Слайд 9
Песня из мультфильма «Ежик должен быть колючим»
(запускается одновременно со слайдом).
Но «Белая ворона», которая отличается от других, не значит плохая.
А если человек отличается от большинства душевной чистотой и добротой настолько, что начинает казаться большинству «белой вороной».
Учащиеся:
Каждый человек может оказаться в ситуации, когда он будет выглядеть «белой вороной».
В такой ситуации мы должны проявлять толерантность, т.е. терпимость.
Слайд 10
Последний вопрос нашей анкеты: Считаете ли Вы себя толерантным человеком?
Большинство ответило «не всегда». Почему?
Человека надо воспринимать таким, какой он есть.
Это позволяет установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении. А для этого надо воспитывать в себе качества толерантного человека.
Слайд 11 Качества толерантного человека: уважение мнения других, доброжелательность, желание что-нибудь делать вместе, понимание и принятие, чуткость, снисходительность, доверие, гуманизм, любознательность.
Учитель: терпимость близка к понятиям милосердия и снисхождения, но это не уступка и потворство.
Какими качествами мы должны обладать, чтобы проявлять терпение к тем, кто нас окружает – напишите качества на изображении «белая ворона». Учащиеся: пишут качества на трафаретах «белая ворона» и озвучивают их, прикрепляя на доску. Учитель: каждый человек пытается создать и поддерживать комфортные условия пребывания в семье, коллективе. Эти условия поддерживаются толерантными отношениями. Учащиеся: придумывают названия к фотографиям - Слайд 12 - 13
Учитель: прошу вас произнести предложения: «Человек должен быть толерантным», «Я должен быть толерантным»
- в вопросительной форме: «Человек должен быть толерантным?», «Я должен быть толерантным?»
- утвердительной форме: «Человек должен быть толерантным», «Я должен быть толерантным».
Учитель: вот вы и ответили на вопрос «Как мы должны строить отношения между собой?»
Все – мы разные, все мы – равные!
16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости.
Этот день был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.
Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления агрессии и насилия.
Слайд 14 - Мы должны быть добрыми и идти только «Дорогою Добра».
Звучит песня «Дорогою Добра» (авторы М.Минков - Ю.Энтин.) - своеобразный гимн толерантности.
Слайд 15 - Рефлексия.
Учитель: Спасибо за внимание! На память примите закладки, как памятки «Я толерантный человек»
Я толерантный человек, потому что я терпеливый, считающийся с чужими мнениями и интересами, умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания, приветливый и заботливый, вежливый и деликатный, уважающий права свои и окружающих, умеющий слушать и слышать, любознательный, добрый, трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.
16.11.2010
Информационные ресурсы:
фото
untitled.jpg /тол./ - http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2009/06/untitled.jpg
1110.jpg - http://www.servimg.com/u/f65/14/65/06/67/1110.jpg
3.jpg - http://www.tolerance.ru/images/club/pict-tol/3.jpg
9.jpg - http://www.tolerance.ru/images/club/pict-tol/9.jpg
4.jpg - http://www.tolerance.ru/images/club/pict-tol/4.jpg
Фото из личной коллекции автора.
Размещено Tue, 31/05/2011 - 20:26 пользователем Людмила Петровна Курышева.
Здравствуйте, Светлана Георгиевна! Заинтересовали приемы работы, люблю интерактивность, особенно понравились "опыты" с фисташками и анализ мультфильма про ежика. Спасибо за идеи!!!
Спасибо за отзыв! Работу с фисташками подсмотрела у своей коллеги, но часто использую в практике две одинаковые ручки, карандаша: про одну говорим только хорошее, про другую - только плохое. 25 детей и 25 мнений!
Светлана Георгиевна, весь результат Вашего мероприятия-в глазах Ваших деток на фотографиях!Особенно, если учесть, что классный час, насколько я поняла, был открытым..И, вообще, надо сказать о Вашем хорошем владении детской психологии-поскольку всё занятие построено на психологических методах и приемах, и может смело называться "тренингом"!Моё Вам "5" и уважение!
Комментарий был изменен с момента создания (ksana 77, чт, 02/06/2011 - 19:40).
На: «Все – мы разные, все мы – равные!» Как мы должны строить
Здравствуйте, Светлана Георгиевна! Заинтересовали приемы работы, люблю интерактивность, особенно понравились "опыты" с фисташками и анализ мультфильма про ежика. Спасибо за идеи!!!
На: «Все – мы разные, все мы – равные!» Как мы должны строить
Людмила Петровна!
Спасибо за отзыв! Работу с фисташками подсмотрела у своей коллеги, но часто использую в практике две одинаковые ручки, карандаша: про одну говорим только хорошее, про другую - только плохое. 25 детей и 25 мнений!
Следующий этап - анализ м/ф "Адажио".
Козлова С.Г.
На: «Все – мы разные, все мы – равные!» Как мы должны строить
Светлана Георгиевна, весь результат Вашего мероприятия-в глазах Ваших деток на фотографиях!Особенно, если учесть, что классный час, насколько я поняла, был открытым..И, вообще, надо сказать о Вашем хорошем владении детской психологии-поскольку всё занятие построено на психологических методах и приемах, и может смело называться "тренингом"!Моё Вам "5" и уважение!
На: «Все – мы разные, все мы – равные!» Как мы должны строить
Оксана Петровна!
Спасибо за отзыв и оценку.
С уважением.
Козлова С.Г.