Submitted by Ирина Николаевна Федулова on Wed, 18/05/2011 - 23:01
Конкурс «Искусство для науки»
Конспект урока по теме «Отдел Папоротниковидные» учителя биологии, географии и химии высшей категории МОУ
« СОШ с. Липовка Духовницкого муниципального района Саратовской области» Федуловой Ирины Николаевны
Тип урока: комбинированный (изучение нового учебного материала и первичное закрепление).
Форма проведения: урок - исследовательский проект
Используемый объект искусства: категория – кинематограф, отрывок из фильма-сказки А.Роу «Финист – ясный сокол»
Цели урока:
Образовательные: изучить особенности строения и жизнедеятельности папоротников, формировать понятия об усложнении и развитии растений
Развивающие: формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приемы проблемного обучения. Продолжить вырабатывать навыки по выполнению лабораторных работ, навыки работы с текстом (умение находить в тексте необходимую информацию)
Воспитательная: воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности, подвести детей к выводу, что не стоит искать клад с помощью цветка папоротника, а гораздо лучше заработать деньги честным трудом
Оборудование:
Учебник «Многообразие живых организмов». Автор Сонин Н.И.
Презентация к уроку, отрывок из сказки «Финист-ясный сокол» , ЦОР «Строение папоротников», ЦОР «Размножение папоротников»
Мхи, папоротники, плауны, хвощи (папоротники мы ещё не изучали!)
Тема нашего урока «Отдел Папоротниковидные или Папоротники» (Слайд 5)
А изучение этой темы мы начнём со сказки. Внимание на экран! (просмотр отрывка из фильма А. Роу «Финист – ясный сокол»).
Ребята, все вы знаете поговорку «Сказка – ложь, да в ней намёк!»
Какая ложь сокрыта в этом отрывке, а точнее, какая биологическая ошибка здесь допущена? И есть ли в этом сюжете какой – то намёк?
Вот с этими вопросами мы сегодня постараемся разобраться.
Для этого мы проведём с вами ряд исследований, и, возможно, сделаем некоторые открытия. Результаты работы вы будете фиксировать в журнале «МОИ ОТКРЫТИЯ» (Приложение 1), ознакомьтесь, пожалуйста, с его содержанием. Всякое исследование начинается с выдвижения гипотезы (предположения). Я прошу вас записать свою собственную гипотезу ответа на проблемный вопрос урока.
Внимательно прослушайте мой рассказ и заполните пропуски в таблице.
Происхождение папоротников, древние и современные папоротники: жизненные формы и среда обитания (Слады 6 – 10)
Папоротники произошли от потомков псилофитов, и представляют собой одну из наиболее древних групп высших растений. В каменноугольный период наряду с хвощами и плаунами, занимали господствующее положение в растительном мире Земли, образуя обширные леса.
В настоящее время насчитывается около 300 родов и более 10000 тысяч видов папоротников. По своим размерам папоротники варьируют от тропических древовидных форм, достигающих иногда высоты 25 метров с диаметром ствола до 50 см, до крошечных растений всего лишь в несколько миллиметров длины. Папоротники распространены по всему земному шару. Наиболее разнообразны они во влажных тропических лесах.
В большинстве своём - это травянистые растения, но встречаются и древовидные, лиановидные формы. Также встречаются и папоротники- эпифиты, селящиеся на других растениях.
Итак, Каковы жизненные формы папоротника? (травянистые, древовидные, лиановидные, эпифиты)
Около 2/3 из всех видов папоротников преимущественно произрастают в тропиках, а оставшаяся треть населяет леса умеренной зоны. Очень редко встречаются папоротники в степях и пустынях. С чем связано такое распространение папоротников на планете?
Какова среда обитания? (места с повышенной влажностью)
В Саратовской области широко распространён водный папоротник – сальвиния плавающая, и обитающий в дубовых и сосновых лесах орляк обыкновенный. Остальные виды редкие и занесены в «Красную книгу Саратовской области». Это кочедыжник женский, страусник обыкновенный, щитовник мужской и другие. ( слады 11 – 14)
Изучение строения папоротника
Внимательно прочтите информацию в справочнике (Приложение 2) «Строение папоротников», рассмотрите рисунок.
Просмотр ЦОР «Строение папоротников»
Какие поколения чередуются в жизненном цикле папоротника? (спорофит и гаметофит)
Какое из них преобладает (бесполое – спорофит)
Как называется лист папоротника (вайя)
Какие вегетативные органы есть у папоротника (стебель, листья, корни)
Какой особенностью обладают листья папоротника? (верхушечный рост, молодые листья закручены улиткообразно)
В чем произошло усложнение в организации папоротника по сравнению со мхами?
Выполните лабораторную работу «Строение Нефролеписа высокого»
Цель: Изучить особенности строения папоротников. Выявить черты принадлежности к высшим растениям. Выделить черты усложнения папоротников по сравнению с хвощами.
1.Рассмотрите внешнее строение папоротника по рисунку и натуральному образцу. Найдите корневище с отходящими от него придаточными корнями. Какую корневую систему они образуют?
2.Рассмотрите лист (черешок, молодой лист-улитку) папоротника и опишите его строение.
3.На нижней стороне листа папоротника найдите бурые бугорки со спорами. Каково значение спор в жизни папоротника?
4.Сравните папоротник с хвощом. Найдите черты сходства и различия. Заполните таблицу «Сравнение папоротника и хвоща».
Название растения
Части растения
Хвощ полевой
Папоротник
Нефролепис высокий
Корни, корневая система
Придаточные,
мочковатая
Придаточные,
мочковатая
Листья:
Внешнее строение
Наличие проводящей системы
Особенности роста
Чешуевидные
Проводящая система отсутствует
Длинночерешковые, перистые
Имеется проводящая система
Верхушечный рост, молодые листья закручены улткообразно
Нахождение спорангиев
Спороносные колоски
На нижней стороне листа
Размножение папоротников
Найдите и прочитайте в справочнике информацию о размножении папоротников. Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 63.
Какие способы размножения характерны для папоротников? (половой и бесполый)
Бесполый: делением корневища; присыпав почвой часть листа, можно получить новый побег.
Как называется половое поколение папоротника? (гаметофит, заросток)
Где на заростке развиваются яйцеклетки? (в архегониях) Сперматозоиды? (в антеридиях)
При каких условиях возможно оплодотворение яйцеклетки? (капля воды)
Для чего необходимо это условие (для передвижения сперматозоидов)
Какая фаза в жизненном цикле папоротника преобладает? (спорофит)
Просмотр ЦОР «Размножение папоротников»
Рефлексия.
Итак, исследования наши подходят к логическому завершению.
Как поживает проблемный вопрос: Какая же всё-таки биологическая ошибка допущена в сказке? (папоротник никогда не цветёт) (Слайд 15)
Запишите ответ в графу «Вывод»
Так стоит ли верить легендам и ждать исполнения желаний от цветка папоротника? (нет, лучше проявить профессиональную активность и обеспечить себе и близким достойную жизнь)
Домашнее задание: Стр.61- 65 в учебнике. Подготовить сообщение «Значение папоротников в природе и жизни людей».
Выставление оценок.
Используемая литература:
Биология. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.Б.Захарова, Н.И. Сонина/ авт.-сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008. – 447 с.
Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Е.А. Якушкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186 с.
Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Задания для самостоятельной работы учащихся по биологии( разделы «Растения». «Бактерии. Грибы. Лишайники»). – М.: Школа – Пресс, 1999. («Биология в школе», выпуск 4. Библиотека журнала).
Семенцова В.Н. Биология. 7 класс. Технологические карты уроков: Метод. Пособие. – СПб.: «Паритет», 2001. – 224 с. (Серия «Поурочное планирование».)
Старцев П.Е., Наумов А.А. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: Биологические карты: Дидактический материал к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс». – М.: Дрофа, 2001. – 96 с.
Тяглова Е.В.Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод. пособие. – М.: Глобус, 2008. – 255 с. (Уроки мастерства)
На: Отдел Папоротниковидные
Просьба пройти самоценку сегодня до 22.00 мск времени