Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Приспособленность организмов"

Фото пользователя Светлана Ивановна Уткина
Submitted by Светлана Ивановна Уткина on чт, 19/05/2011 - 15:00
Данные об авторе
Автор(ы): 
Уткина С.И., Боровская Л.Н.
Место работы, должность: 

ГОУ СПО РК "Костомукшский политехнический колледж", Уткина С.И. -преподаватель химии и биологии, Боровская Л.Н.- заведущая библиотекой.

Регион: 
Республика Карелия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
начальное профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

Способствовать формировнию знаний у учащихся о приспособленности организмов к окружающей среде.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемое оборудование: 

Мультимедиапроектор, компьютеры, гербарии, коллекция: "Приспособленность организмов"

Используемые ЦОР: 

Презентация: "Приспособленность организмов- результат действия факторов эволюции"

Презентация: "Интерактивный материал к уроку" -справочный материал к уроку при выполнении лабораторной работы.

Интерактивный материал - тест "Приспособленность организмов к условиям среды обитания", Источник: ФЦИОР

http://fcior.edu.ru/start-download.action?id=94C02ACC-BFA1-6AFC-E509-38C...

 

 

Краткое описание: 
Задачи урока: • Познавательные: Рассмотреть факты разнообразных приспособлений к среде обитания у растений и животных. Познакомить учащихся с понятием адаптация. Сформировать у обучающихся убежденность в относительности адаптаций. • Практические: Научить выявлять приспособления к среде обитания у различных биологических объектов (на конкретных примерах), описании в литературных произведениях. • Развивающие: развитие логического мышления обучающихся, развитие умений использования информационных ресурсов для решения поставленных задач, развитие познавательного интереса через чтение дополнительной научно-популярной и художественной литературы. • Воспитательные: формирование у обучающихся бережного отношения к природе своего края, способствовать формированию у учащихся информационной культуры. На уроке используются литературные произведения В. Потиевского "Риса", "Большой Уг", "Мага уводит стаю". Планируемые результаты урока: освоение материала о приспособленности, определение разных видов приспособленности.

Решаемая задача

Деятельность преподавания

Деятельность ученика 

Планируемые результаты обучения

Время

(мин)

метапредметные

предметные

личностные

1. Инициализация урока

Приветствие учащихся

Сообщение темы и цели урока

Концентрация внимания к цели и содержанию учебно-познавательной деятельности

Слушают учителя.

Принимать и определять учебные цели.

 

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

2. Актуализация внимания обучающихся

Вводная беседа, опрос учащихся по прочитанным книгам  (библиотекарь)

Обзор творчества В. Потиевского

Виктор Александрович Потиевский – писатель зоркий и наблюдательный, настоящий натуралист, знающий законы природы, повадки диких зверей. Он рассказывает  о поведении и чувствах диких животных. О постоянной борьбе за выживание. О мире полном опасностей и тревог, в который вторгается человек, разрушающий все вокруг себя.

Автор пронзительно дает нам понять: звери в беде, природа гибнет. Призывает остановиться, оглянуться, помочь.

Викторина:

  1. Тип леса, в котором живут звери В. Потиевского?
  2. На кого охотиться рысь?
  3. Чем питается лось?
  4. Какие животные проживают рядом друг с другом? Перечислите как можно больше обитателей карельского леса, встречающихся в произведениях.  (Рыси,  барсуки, зайцы,  волки,  лоси,  росомахи,  лисы,  олени, медведи, кабаны, норки, белки,  полевки, филины, орлы-беркуты, сойки, снегири, тетерева, сороки, вороны, вороны, болотные кулики, гадюки, форель, щука)
  5. Как люди помогают зверям?
  6. Какие трудности преодолевают «герои» Потиевского, связанные с природой и человеком?

Слушают выступающего и отвечают на вопросы викторины

Умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста.

Осознание значимости чтения для личного развития;

 

Формирование умения выделять содержащиеся в тексте описания биологических объектов, экологических систем,  упорядочивать информацию по заданному вопросу.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания к окружающим. Формирование основ экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения.

5

3. Изучение нового материала

Объяснение нового материала (преподаватель биологии) с использованием презентации по следующему плану:

  1. Определение понятий: приспособленность, адаптация (слайд2).
  2. Возникновение приспособленности (слайд 3,4)
  3. Взгляды К. Линнея, Ж.Ламарка, Ч. Дарвина на возникновение приспособленности.
  4. Механизм образования приспособленности
  5. Виды адаптаций (слайд 5-10):
  6. Морфологические
  7. Этологические
  8. Физиологические
  9. Биохимические
  10. Относительность приспособленности (слайд 11)

Получение новых знаний, слушают и делают записи в тетрадях.

Овладение умением понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, слайдов.

Усвоение учащимися понятий приспособленность, адаптация, механизмов возникновения приспособленности.

Формирование понимания области «знания» и «незнания», стремления к преодолению этого разрыва.

10

4. Закрепление результатов изучения нового материала

Учитель просит обучающихся привести примеры описания приспособленностей из  литературных произведений.

Фронтальный опрос по новому материалу на основе отрывков из художественных произведений.(библиотекарь).

По  книге «Ночная тропа» повесть о рыси.

  • Окраска. Отрывок из произведения:

«Густая и пушистая шерсть Рисы, в летнюю пору на животе почти белая, на спине принимала сочный коричневато-серый окрас с едва заметным зеленоватым отливом. И пятна, четкие и темные, завершали узор. В такой одежде Риса легко смешивалась с разнообразными красками леса, если не шевелилась, если лежала не шелохнувшись. А это она умела.»

  • Забота о потомстве стр. 33,46,76
  • Демонстративное  поведение стр. 42

  Выявление степени понимания учащимися изучаемого материала.

Отвечают  на вопросы.

Осмысление полученных знаний.

Понимать информацию, представленную в неявном виде, т.е. находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов.

Умение использовать  информацию из литературных источников для определения и классификации примеров приспособленности живых организмов к среде обитания Формирование  умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений,.

Формирование чувства прекрасного и эстетические чувства на основе общения с художественной литературой.

5

5. Применение полученных знаний

Обозначение задания лабораторной  работы (преподаватель биологии)

Выполнение лабораторной работы. Запись исследований,  обсуждение и обобщение результатов работы.

 Работать с несколькими источниками информации;

 сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Умение сравнивать между собой растительные объекты, коллекции.  Выделять признаки   выявленные в ходе наблюдений, изучения описания в тексте. Делать вывод о приспособленности организмов к среде обитания.

 

15

6. Проверка знаний

Обозначение интерактивного задания.

Выполнение интерактивного

 теста.

Умение осуществлять контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи)

Использование  полученных знаний при решении учебных  задач.

 

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля результата при выполнении теста.

2

7. Подведение итогов урока

Формулирование основных выводов урока. Выявление степени удовлетворенности учащихся на занятии

Высказывания, оценка отношения к содержанию деятельнос-

ти на уроке

Развитие умений формулировать выводы, основываясь  на полученную информацию.

Умение формулировать вывода приспособленности организмов к среде обитания, ее относительности

Формирование навыков рефлексии своей деятельности.

3

 

Прикрепленный файлSize
Интерактивный материал к уроку.pptx3.9 MB
приспособленность.ppt3.05 MB
Инструктивная карточка.doc27 KB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Елена Владимировна Абросимова

На: "Приспособленность организмов"


Спасибо за интересные материалы к уроку.

 



Конкурс "Искусство для науки"