Официальный сайт rnns 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Европейский Юг - Северный Кавказ. Факторы формирования района. Природа района.

Фото пользователя Ирина Николаевна Федулова
Submitted by Ирина Николаевна Федулова on Fri, 20/05/2011 - 06:22
Данные об авторе
Автор(ы): 
Федулова Ирина Николаевна
Место работы, должность: 

МОУ СОШ с. Липовка Духовницкий район Саратовской области

Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 

Учебные: Оценить ЭГП Северного Кавказа; выявить особенности природных условий и природных ресурсов района. Развивающие: продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации (карты, схемы, таблицы), делать предположения на основе полученной информации Воспитательные: Создать образ Кавказских гор, показать красоту и неповторимость Кавказа, воспитывать чувство гордости за Родину, чувство патриотизма

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник «География России. Хозяйство и географические районы» В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе. 9 класс – М.: Дрофа, 2009 ; атлас; контурные карты

Используемая методическая литература: 

1. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. – М.: «ВАКО», 2005, 288 с. 2. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России. 8 класс. – М.: «ВАКО», 2005, 352 с. 3. География. 9 класс. Поурочные планы по учебнику А.И. Алексеева, В.В. Николиной / Авт.-сост. С.А. Малиновская. – Волгоград: Учитель, 2004. - 171 с. 4. Журнал «География в школе» №1/2011 год.

Используемое оборудование: 

компьютер, мультимедийный проектор, экран;

Используемые ЦОР: 

"Северный Кавказ"

Краткое описание: 
Используемый объект искусства: Отрывок из фильма Л.Гайдая "Кавказская пленница" Цели и задачи урока:Учебные: Оценить ЭГП Северного Кавказа; выявить особенности природных условий и природных ресурсов района. Развивающие: продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации (карты, схемы, таблицы), делать предположения на основе полученной информации Воспитательные: Создать образ Кавказских гор, показать красоту и неповторимость Кавказа, воспитывать чувство гордости за Родину, чувство патриотизма Планируемые результаты от применения объекта искусства: Снятие напряжения в начале урока, повышение интереса к данной теме, приобретение навыка решения проблемных вопросов, приобщение к искусству кинематографии

 План-конспект урока в 9 классе «Европейский Юг – Северный Кавказ.

Факторы формирования района. Природа района»

Учитель: Федулова Ирина Николаевна

МОУ «СОШ с. Липовка Духовницкого района Саратовской области»

 

Класс: 9

Тип урока: комбинированный (изучение нового учебного материала и первичное закрепление)

Цели и задачи:

Учебные:  Оценить ЭГП Северного Кавказа; выявить особенности природных условий и природных ресурсов района.

Развивающие:  продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации (карты, схемы, таблицы), делать предположения  на основе полученной информации

Воспитательные: Создать образ Кавказских гор, показать красоту и неповторимость Кавказа, воспитывать чувство гордости за Родину, чувство патриотизма

 

Оборудование: Учебник «География России.Хозяйство и географические районы»  В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе. 9  класс – М.: Дрофа, 2009 ;   атлас; контурные карты;  компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация, отрывок из фильма «Кавказская пленница»,  Слайд-шоу «Лучше гор могут быть только горы»,  дидактический материал  «Рабочий лист» (Приложение 1)

 

План урока

Этапы урока

Время (минуты)

1

Организация класса

1

2.

Контроль – обобщение по пройденным темам

5

3.

Объявление темы урока, постановка проблемного вопроса (показ отрывка из фильма)

3

4.

Изучение нового материала:

  • Состав района
  • Характеристика ЭГП района
  • Природа района

26

7

 8

11

5.

Рефлексия (ответ на проблемный вопрос)

8

6.

Этап объявления домашнего задания и оценок за урок

2

 

Ход урока.

  1. Организация класса
  2. Контроль-обобщение  знаний по темам «Европейский Север», «Северо-западный район»,  ««Центральная Россия»

Географический диктант (слайд №2)

 

  1. Самый маленький по площади район России
  2. По территории района проходит маршрут «Золотое кольцо»
  3. Отрасли специализации этого района: лесная промышленность, металлургия (цветная и чёрная), ТЭК
  4. Район имеет крупное месторождение железной руды
  5. Экономика района в основном базируется на привозном сырье и топливе
  6. Самый крупный по площади район в Европейской России
  7. Вокруг крупнейшего города этого района расположены  дворцово-парковые ансамбли
  8. К отраслям  специализации этого района относятся: машиностроение, чёрная металлургия, текстильная промышленность
  9. Район имеет выход в Балтийское море
  10. Этот район получает избыточное увлажнение

 

Взаимопроверка по ключу: (Слайд 3)

 

  1. Европейский Север: 3, 6
  2. Северо-Западный район: 1, 5,7, 9,10
  3. Центральная Россия: 2, 4, 5, 8

 

  1. Сегодня мы начинаем  изучение ещё одного района Европейской России – Северного Кавказа или Европейского Юга (Слайд 4)

Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите сочетание Северный Кавказ? (Дети отвечают: море, тепло, горы и т.д.)

Посмотрите, пожалуйста, отрывок из известного фильма.

 (Показ отрывка из фильма «Кавказская пленница»)

Проблемный вопрос:  Прав ли герой фильма?   Под влиянием  каких факторов сформировалась теперь уже всероссийская  житница, кузница и здравница?      В течение урока  мы  изучим особенности ЭГП района, его природу  и постараемся найти ответы на эти вопросы.

 

  1. Изучение нового материала

 

  1. Состав района.  (Слайды 5,  6)

По  карте атласа «Европейский Юг» определите субъекты Федерации, входящие в состав района, запишите их в «Рабочий лист» и нанесите на контурную карту.

  1. Особенности ЭГП района. Рассказ учителя с использованием презентации « (Слайды 8, 9, 10, 11, 12, 13)   Ученики делают записи в «Рабочем листе», одновременно сравнивая ЭГП Северного Кавказа с ЭГП  Центральной России.

(Слайд 14) Итог: Особенностями ЭГП Северного Кавказа являются:

  • Приграничное положение
  • Самый южный район России (окраинное положение)
  • Природные рубежи: Кавказские горы, Каспийское море, Азовское и  Чёрное моря
  • Транспорт: Транзитное положение
  • Богат природными ресурсами

 

Рефлексия:     В чём достоинство географического положения Европейского Юга?  В чём – недостатки?  (ЭГП Северного Кавказа выгодное.  Но необходима стабильная обстановка на самом Северном Кавказе и у соседей (Грузия). После потери портов и флота на Чёрном море необходима реконструкция портов Новороссийска, Туапсе, Сочи. Возможно, проведение олимпиады, а вернее строительство необходимых объектов в Сочи,  укрепит экономику этого района)

  1. Природа Европейского Юга: рельеф, климат, реки, природные зоны, высотная поясность.

Самостоятельная работа учащихся с учебником и картами атласа, заполнение таблиц  в «Рабочем листе».

Рефлексия:  Оценка природных условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.  (ответы проговариваются устно и вывод записывается в «Рабочий лист»)  (Природные условия Северного Кавказа самые благоприятные для жизни и хозяйственной деятельности.)

  1. Рефлексия

Вернёмся к проблемному  вопросу: Под влиянием каких факторов сформировалась всероссийская «житница, кузница и здравница»?

 

 

  1. Какими ресурсами  богат Северный Кавказ?  ( Минеральными: газ, нефть, руды, источники минеральных вод; Почвенными: чернозёмные, каштановые, пастбища; Климатическими; Рекреационными)
  2. Сделайте предположение,  какие отрасли хозяйства могут получить здесь  наибольшее развитие?  (сельское хозяйство, металлургия, машиностроение, ТЭК, курортная зона)

 

Подводя итог нашего урока, необходимо отметить, что  Кавказ  - это не только богатые недра и плодородные почвы, но и  удивительно красивые природные ландшафты. Кавказские горы воспеты многими известными людьми. Вот что написал о Кавказе норвежский писатель Кнут Гамсун:

 « Я и раньше бывал в горах, видел отчасти Баварские Альпы, горы в Колорадо и многих  других местах, но никогда я не чувствовал себя таким беспомощным на Земле… Кавказские горы… выглядят в своём неприступном великолепии отдельным миром. Зубцы и башни, сёдла и минареты, всё это из снега, и мы, чужестранцы, начинаем теперь понимать то, что Пушкин, Лермонтов и Толстой написали под первым впечатлением от  этого мистического великолепия».

Кавказские горы запечатлены на картинах известных художников. Про  Кавказ написано немало стихов и песен. Я предлагаю вам полюбоваться природой под звуки песни Владимира Семёновича Высоцкого «Лучше гор могут быть только горы»  (Просмотр слад-шоу под звучание песни Высоцкого «Лучше гор могут быть только горы»)  

  1.  Домашнее задание (Слайд 15) §§34-35 учебника, вопросы и задания на жёлтом фоне.

 

Используемая литература:

  1. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. – М.: «ВАКО», 2005, 288 с.
  2. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России. 8 класс. – М.: «ВАКО», 2005, 352 с.
  3. География. 9 класс. Поурочные планы по учебнику А.И. Алексеева, В.В. Николиной / Авт.-сост. С.А. Малиновская. – Волгоград: Учитель, 2004. -  171 с.
  4. Журнал «География в школе» №1/2011 год.

 

Для создания слайд-шоу были использованы сайты:

http://www.russianboston.com/common/arc/?id_cat=2810&id_story_top=269184

http://www.mountain.ru/world_mounts/caucasia/prielbrus/2002/Elbrus_Alferov/

http://www.newsmarket.com.ua/2010/08/1003474/dvi-litni-yaponki-zdiysnili-shodzhennya

http://tourism.bmstu.ru/gallery/thumbnails.php?album=topn&cat=-3&page=7

http://portal.istra.ru/gallery/displayimage.php?pos=-3994

http://www.lifeisphoto.ru/allphotos.aspx?id=2537&n=59

http://www.ecosystema.ru/08nature/world/31.htm

http://www.kmv-transkur.ru/

http://www.6499500.ru/geleznovodsk/photo.htm

http://megainf.ru/foto/id_813_kavkazskie-mineralnye-vody_5.html

 

 

 

 Архив  материалов к уроку "Северный Кавказ"


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   
Конкурс "Искусство для науки"

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн