Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методическая разработка театрализованного урока-представления по физике "ФИЗИКА ЗА ЧАЙНЫМ СТОЛОМ"

Submitted by Александра Сергеевна Замбровская on Fri, 20/05/2011 - 16:24
Данные об авторе
Автор(ы): 
Левчук Надежда Леонидовна, Замбровская Александра Сергеевна, Замбровская Елена Ивановна
Место работы, должность: 
Федеральное государственное общеобразовательное учреждение "Екатеринбургское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации": 1) старший преподаватель предметно-методической комиссии физики(Левчук Н.Л.); 2) преподаватель информатики и ИКТ(Замбровская А.С.); 3) старший преподаватель предметно-методической комиссии химии и биологии (Замбровская Е.И.).
Регион: 
Свердловская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Физика
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 
Цель: создание условий через синтез предметов естественнонаучного, гуманитарного и художественного цикла дисциплин для пробуждения у суворовцев интереса к русским традициям чаепития, формирования культуры поведения за столом, культуры речи и общения, а также умение организовать застолье без алкогольных напитков. Задачи воспитания и развития: 1) обобщить и закрепить физические знания суворовцев по теме "Тепловые явления", "Изменения агрегатных состояний вещества; 2) развивать умения применять приобретенные знания по химии, литературе, математике, истории, художественной культуре для объяснения физических явлений, показать межпредметные связи для формирования целостного подхода и единого взгляда на окружающий мир; 3) формировать устойчивый интерес к познанию окружающей природы, показать практическую значимость изученного учебного материала по физике; 4) раскрытие творческого потенциала суворовцев, расширение кругозора; 5) привлечение суворовцев к изучению народных традиций, познакомить с историей и традициями чаепития; 6) развивать у учащихся интерес к русскому фольклору; 7) духовно-нравственное воспитание суворовцев, пропаганда здорового образа жизни, показать значение употребления чая для сбережения здоровья человека; 8) создать условия для развития умений анализировать, размышлять, сопоставлять систематизировать, сравнивать, структурировать информацию, делать выводы; 9) создать условия для развития умений учащихся слушать и слышать друг друга, аргументировать свою и групповую точки зрения; 10) способствовать развитию умений работать в группе и нести личную и коллективную ответственность за её результаты; 11) прививать интерес к самостоятельной работе с различными информационными источниками (научно-популярная, художественная литература, Интернет-ресурсы).
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
16
Используемые учебники и учебные пособия: 
1. Перышкин А.В. Физика 7 класс. - М.: Дрофа, 2008. 2. Перышкин А.В. Физика 8 класс. - М.: Дрофа, 2006. 3. Габриелян О.С. Химия 8 класс. - М.: Дрофа, 2006. 4. Габриелян О.С. Химия 9 класс – М.: Дрофа, 2006.
Используемая методическая литература: 
  1. Харлампович Г.Д., Семенов А.С., Попов В.А. Многоликая химия: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1992.
  2. Давиташвили М.Д. Наш друг чай. – М.: Колос, 1979.
  3. Перельман Я.И. Занимательная физика. – М.: АСТ, 2003.
  4. Рабиза Ф. Простые опыты. Забавная физика для детей. – М.: Детская литература, 2002.
  5. Тихомирова С.А. Физика в пословицах  сказках. – М.: Школьная пресса, 2002.
  6. Фещенко Т., Вожегова В. Физика. Справочник школьника. – М.: АСТ, 1996.
Используемое оборудование: 

 Материальное обеспечение:

  1. Персональный компьютер, с установленным ПО (Microsoft Office PowerPoint 2003, проигрыватель Windows Media), мультимедийная доска (проектор).
  2. Компьютерная поддержка внеклассного мероприятия (презентация PowerPoint) – приложение №1.
  3. Самовар, чайники, чайная посуда, салфетки, скатерти, пряники, баранки, печенье.
  4. Конкурсные вопросы по физике и химии – приложение №6.
  5. Выступления суворовцев – приложения №2, 3, 4, 5, 7, 8.
  6. Компьютерная поддержка выступлений суворовцев (презентация PowerPoint) – приложения №9, 10.
  7. Оценочная таблица - приложение №1 (слайд 13).
  8. Художественная выставка работ суворовцев, посвященная традициям чаепития разных народов мира (рисунки, поделки, макеты, модели, стихотворения, оды, рассказы, повествования).
  9. Жетоны, для поощрения команд во время игры.
  10. Лабораторное оборудование:
    • опыт №1: бумажный стаканчик, металлический держатель, спиртовка, спички;
    • опыт №2: стакан с холодной и горячей водой, пакетики чая, сахар.
  11. Призы команде-победителю и самым активным участникам.
Используемые ЦОР: 

Музыкальное сопровождение:

  1. Леонид Осипович Утесов – «У самовара я и моя Маша» (композитор Ф.М. Квятковская, автор Фанни Гордон)
  2.  Иосиф Кобзон – «Русский чай» (автор неизвестен)

Видеоролики:

  1. Видеоролик «Зависимость скорости растворения в жидкости от ее температуры» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/42b1fe3c-04f9-42a9-991e-5fd9ebc4870f/8_42.avi
  2.  Видеоролик «Закипание воды в бумажном стакане» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d5877037-6684-4b19-96af-b413a079b6ee/8_86.avi
Краткое описание: 
Этот театрализованный урок-представление проводится после того, как изучены разделы физики «Тепловые явления» и «Изменения агрегатных состояний вещества». Взвод суворовцев делится на две команды. Все конкурсы оцениваются жюри, при этом заполняется оценочная таблица. Красиво оформляется комната досуга суворовцев 7 роты – в русском стиле, где проводится урок. Красиво накрыты столы.На выставочных столах каждой команды находятся творческие работы суворовцев. Практические задачи образования, на решение которых направлен разработанный урок (мероприятие): ресурс направлен на создание условий через синтез предметов естественнонаучного, гуманитарного и художественного цикла дисциплин для пробуждения у суворовцев интереса к русским традициям чаепития, формирования культуры поведения за столом, культуры речи и общения, а также умение организовать застолье без алкогольных напитков Предмет искусства, который используется на уроке, занятии: изобразительное искусство (картины, панно), музыкальное сопровождение, элементы народного творчества (самовары, предметы быта русского народа) Планируемые результаты урока: 1. учащиеся привлечены к изучению народных традиций, познакомлены с историей и традициями чаепития; 2. у учащихся сформирован интерес к русскому фольклору; 3. в рамках духовно-нравственного воспитания суворовцев, проведена пропаганда здорового образа жизни, показано значение употребления чая для сохранности здоровья человека; 4. сформирована культура поведения за столом, культура речи и общения; 5. развиты умения применять приобретенные знания по химии, литературе, математике, истории, художественной культуре для объяснения физических явлений, показаны межпредметные связи для формирования целостного подхода и единого взгляда на окружающий мир.

Сценарий театрализованного урока-представления«Физика за чайным столом»

Этот театрализованный урок-представление проводится после того, как изучены разделы физики «Тепловые явления» и  «Изменения агрегатных состояний вещества».

Взвод суворовцев делится на две команды.

Все конкурсы оцениваются жюри, при этом заполняется оценочная таблица.

Красиво оформляется комната досуга суворовцев 7 роты – в русском стиле, где проводится мероприятие. Красиво накрыты столы.

На выставочных столах каждой команды находятся творческие работы суворовцев.

Схема организации театрализованного урока-представления

 

п/п

Этап

Время

1.

Организационный

1 мин

2.

Вступительное слово преподавателя  – постановка целей и задач урока. Мотивация деятельности суворовцев.

3 мин

3.

Конкурсная часть:

  1. конкурс «Пока чайник закипает»;
  2. конкурс «Опыт»;
  3. конкурс «Эстафета».

Между отдельными конкурсами организована сценическая часть мероприятия (чтение стихов, исторические сведения о чае, традиции заваривания чая).

35 мин

4.

Подведение итогов урока. Заключительное слово жюри. Награждение победителей.

6 мин

План проведения внеклассного театрализованного урока-представления

Красиво и празднично накрыты столы. Звучит песня «Русский чай». Суворовцы приветствуют преподавателя и садятся за столы.

Для запуска музыкального сопровождения вводной части преподавателя в приложении №1 (слайд 2) необходимо активизировать кнопку    .

Преподаватель. Чаепитие – это неотъемлемая часть гостеприимства, дружеского участия, общения и традиций разного народа. Однако, посмотрев на этот процесс под особым углом зрения, мы найдем в нем множество интересных физических явлений. Сегодня мы обратим пристальное внимание на такие явления и попытаемся объяснить их. Взвод поделен на две команды, которые будут участвовать в трех конкурсах. Каждый конкурс оценивается согласно критериям:

  1. конкурс «Пока чайник закипает» – 5 баллов;
  2. конкурс «Опыт» – 5 баллов;
  3. конкурс «Эстафета» –  за каждый правильный ответ команды присуждается по 1 баллу.

Каждая команда накрыла свои столы и подготовила творческую выставку. За культуру и эстетическое оформление также начисляются баллы (максимум – 5 баллов).

В ходе урока жюри заполнит оценочную таблицу, и при подведении итогов определится победитель. В первом конкурсе каждая команда задает свой домашний вопрос сопернику. Во втором конкурсе демонстрирует опыт и объясняет его. Дополнять и поправлять ответы имеют право все, получая при этом 1 дополнительный балл для своей команды. Ответы оценивают жюри (преподаватели роты, офицеры-воспитатели).

Итак, включаем чайники (самовар). Эпиграфом нашего мероприятия стала народная мудрость:

Устал – спроси чаю.

Жарко – выпей чаю.

Хочешь согреться – пей чай.

(Народная мудрость)

Озвучивается тема урока, приводится структура конкурсной части, критерии оценивания, эпиграф к уроку.

Приложение №1 (слайд 1, 2, 3, 4).

1-ведущий. Здравствуйте дорогие гости!

(Суворовец зачитывает стихотворение «Всесильный чай» - приложение №2).

2-ведущий. Сегодня мы собрались, чтобы провести физический вечер за чашкой чая. Когда заходит речь о чае, обычно перечисляют его достоинства: и полезен-то он, и много в нем витаминов, и снимает нервное напряжение, и множество других ценных свойств.

1-ведущий. А познакомят вас с историей чая в России суворовцы 2 взвода, которые предлагают вашему вниманию рассказ «Подарок Алтын-Хана».

Приложение №1 (слайд 5).

Приложение №3,9.

2-ведущий. В старину простые люди чай не знали, а заваривали сухие ягоды и морковь. Предлагаем вашему вниманию шуточное стихотворение. Прочитает его суворовец 3 взвода.

Приложение №4.

1-ведущий. Чай – не просто напиток, но еще и традиционный элемент общения. Вы говорите «Русский чай» и воображение рисует: пузатый самовар с расписным чайником на верху, медовые пряники и баранки, в вазочках разноцветный мармелад и варенье. Жаль, что мы забыли этот милый старинный обычай. А как приятно посидеть у самовара, неторопливо попить чай, не спеша повести беседу.

2-ведущий. Пока у нас закипают чайники, предлагаем командам первый конкурс. Конкурс «Пока чайник закипает».

Приложение №1 (слайд 6).

Каждая команда подготовила сопернику физический вопрос. Итак, вопрос первой команды.

В каком сосуде быстрее закипит вода: с открытой или закрытой крышкой?

Правильный ответ.  Быстрее закипит чайник с закрытой крышкой, так как из чайника с открытой крышкой в процессе нагревания будут уходить в воздух наиболее быстрые молекулы, унося с собой энергию и эффективно охлаждая этим оставшуюся в чайнике воду (испарение сопровождается охлаждением). Нагревателю в данном случае «требуется» не только довести воду в чайнике до кипения, но и часть ее испарить в процессе нагревания. На это уходит больше энергии, а значит, и времени, чем при кипячении воды в закрытом чайнике, где вырвавшиеся из воды молекулы скоро образуют под крышкой насыщенный пар и, возвращаясь обратно в воду, отдают ей свою избыточную энергию.

Вопрос второй команды.

Почему перед закипанием чайник шумит?

Правильный ответ. В воде есть растворенный воздух, который при нагревании образует мелкие пузырьки. В этих пузырьках собирается водяной пар. Под действием архимедовой силы пузырьки всплывают, попадая при этом в еще не прогретые слои воды. Водяной пар в пузырьках конденсирует, пузырьки «схлопываются» или сильно сжимаются, и в жидкости распространяется звуковой импульс. Одновременное схлопывание большого числа таких пузырьков воспринимается как шум.

2-ведущий. Пока жюри оценивает первый конкурс, о пользе чая расскажет суворовец 2 взвода.

Приложение №1 (слайд 7).

Приложение №5.

1-ведущий.  Второй конкурс нашего мероприятия посвящен экспериментальной части и физическим принципам чаепития.

Конкурс «Опыт».

Приложение №1 (слайд 8).

2-ведущий. Предлагаем командам провести эксперимент и объяснить его с научной точки зрения. После выступления команд мы предоставим видеосюжеты с верными ответами, чтобы жюри могло оценить точность ответов участников.

Опыт для первой команды. Продемонстрируйте опыт закипания воды в бумажном стаканчике. Почему бумага не воспламеняется?

Опыт для второй команды. Продемонстрируйте опыт растворения заваривания чая и сахара в холодной и горячей воде.  Почему в горячей воде процессы протекают быстрее?

2-ведущий. Мы предлагаем вашему вниманию заключительный конкурс нашего мероприятия.

Конкурс «Эстафета».

Конкурс  проводят ведущие, поочередно задавая вопросы по физике и по химии.

За правильный ответ суворовцу выдается жетон.

Приложение №1 (слайд 9, 10).

Приложение №6.

1-ведущий. Пришла пора заваривать чай. Люди пьют чай в зависимости от национальных традиций и личных вкусов по-разному: с лимоном, грейпфрутом, молоком, медом, вареньем, сиропом, ягодами, сахаром, корицей и т.д. Какие правила заварки чая вы знаете, какие физические явления происходят при заварке и после, когда в чай добавляют сахар? О разновидностях подачи чая расскажет суворовец 4 взвода.

Приложение №1 (слайд 11).

Приложение №7, 10.

Дежурные разливают чай.

1-ведущий. Дорогие друзья предлагаем вам отведать наш «Суворовский чай». Приятного чаепития!

Приложение №1 (слайд 12).

Во время чаепития суворовцев жюри подводит итоги конкурсов, которые оформляются в виде оценочной таблицы.

Оценочная таблица

 

Конкурсы

Команда

I

II

«Пока чайник закипает» (5 баллов)

   

«Опыт» (5 баллов)

   

«Эстафета» (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

   

Оформление выставки (5 баллов)

   

Итог

   

Заключительное слово жюри. Награждение победителей и наиболее активных участников.

Приложение №1 (слайд 13).

Преподаватель. Итак, мы увидели сегодня, как наука физика помогает ясно и четко отвечать на вопросы и объяснять явления, связанные с чаепитием. Закончит наше мероприятие суворовец 3 взвода.

Приложение №1 (слайд 14).

Приложение №8. 

 

Планируемые результаты урока:

  1. учащиеся привлечены к изучению народных традиций, познакомлены с историей и традициями чаепития;
  2. у учащихся сформирован интерес к русскому фольклору;
  3. в рамках духовно-нравственного воспитания суворовцев, проведена  пропаганда здорового образа жизни, показано значение употребления чая для сохранности здоровья человека;
  4. сформирована культура поведения за столом, культура речи и общения;
  5. развиты умения применять приобретенные знания по химии, литературе, математике, истории, художественной культуре для объяснения физических явлений, показаны межпредметные связи для формирования целостного подхода и  единого взгляда на окружающий мир. 

 

Прикрепленный файлSize
Конкурс.rar9.09 MB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Наталия Анатольевна Кириллова

На: Методическая разработка театрализованного урока-представлени


Интересное занятие, хочу в вашу "копилочку добавить" несколько фактов про чай.

У Вас этот вопрос был, но я его знаю в виде физического анекдота "Пришли два жениха свататься к трем сестрам. Не поделить двоих на три дочки, вот и решил отец устроить соревнование между дочерьми: "У кого чайник закипит быстрее, та и выйдет замуж первой". Две старшие уж очень замуж торопились, а младшая еще хотела дома пожить, а чайник у нее закипел быстрее. Почему?"

 

 

Про англичан и чай: по их мнению чай с молоком самый безвкусный напиток (а кстати зачем англичане разбавляли чай молоком?), а чай с  сахаром и лимоном самый противоречивый, мы завариваем чай и кладем в него сахар, что бы он стал темным и сладким, а потом кладем лимон, что бы он стал бледным и кислым.

Комментарий был изменен с момента создания (lna1403, чт, 02/06/2011 - 13:06).



Фото пользователя Надежда Александровна Конева

На: Методическая разработка театрализованного урока-представлени


Очень интересное, познавательное мероприятие. Мы знаем, что современная медицина занимается лечением, не профилактикой . Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог.  Спасибо вам за это мероприятие и его методическую разработку!

Познание начинается с удивления


Конкурс "Искусство для науки"