Официальный сайт zakonoproekt2010 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Пейзаж в рассказах И.А. Бунина «Заря на всю ночь» и «Буранда» Ш.Камала»

Submitted by Галия Мазитовна Гимранова on вс, 22/05/2011 - 23:31
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гимранова Г.М.
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №5 г.Бавлы РТ,учитель русского языка и литературы
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
1)показать, как пейзаж, являясь объектом сопоставительного анализа, помогает выявлять художественно-эстетические принципы писателей, принадлежащих к разным национальным культурам; 2) пробудить интерес к творчеству И.А.Бунина и Ш.Камала. 3) воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
24
Используемая методическая литература: 
Журнал "Магариф"
Используемое оборудование: 
1)портреты И.А.Бунина и Ш.Камала 2)пейзажные зарисовки, рисунки учащихся 3)репродукция картины Ф.А.Васильева «Мокрый луг»; 4)толковый словарь Ожегова; 5)словарь синонимов; 6)аудиокассета: музыка А.Вивальди «Времена года»
Краткое описание: 
На уроке мы, сопоставляя рассказы Бунина «Заря на всю ночь» и «Буранда» Ш.Камала, выясняем какую же роль играет пейзаж в рассказах этих писателей. Сообщение уч-ся о Бунине. Сравнительный анализ рассказов Бунина «Заря на всю ночь» и «Буранда» Ш.Камала.
«Пейзаж в рассказах И.А. Бунина «Заря на всю ночь» и «Буранда» Ш.Камала» Цели: 1)показать, как пейзаж, являясь объектом сопоставительного анализа, помогает выявлять художественно-эстетические принципы писателей, принадлежащих к разным национальным культурам; 2) пробудить интерес к творчеству И.А.Бунина и Ш.Камала. 3) воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Оборудование: 1)портреты И.А.Бунина и Ш.Камала 2)пейзажные зарисовки, рисунки учащихся 3)репродукция картины Ф.А.Васильева «Мокрый луг»; 4)толковый словарь Ожегова; 5)словарь синонимов; 6)аудиокассета: музыка А.Вивальди «Времена года» Эпиграф: Так знать и любить природу, как умеет Бунин,- мало кто умеет. Благодаря этой любви он смотрит зорко и далеко, и красочные, и слуховые его впечатления богаты. А.Блок ХОД УРОКА. Слово учителя: Проза конца 19-начала 20 века немыслима без имени Ивана Алексеевича Бунина. Сегодня на уроке мы, сопоставляя рассказы Бунина «Заря на всю ночь» и «Буранда» Ш.Камала, выясним какую же роль играет пейзаж в рассказах этих писателей. Открыли тетради, запишем число, тему урока. Ребята, найдите в толковом словаре лексическое значение слова «пейзаж» и запишите в тетрадях. -А что вам уже известно о роли пейзажа в художественном произведении? (пейзаж может выступать в качестве фона, на котором разворачиваются события, и подчеркивать внутреннее состояние героя, отражая его чувства и переживания). -Ребята, с именем Бунина вы уже знакомы. А какие его произве-дения вы читали? -Удивительно точно сказал М.Горький о Бунине: «Выньте Бунина из русской литературы, она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния «А каков же был жизненный путь человека, умевшего создавать «живой радужный блеск и звездное сияние»? Послушаем краткое сообщение о биографии Бунина. (сообщение учащегося) -Бунин-писатель, излюбленной темой которого была природа. Трудно найти такое явление природы, которое бы осталось без его внимания. Описание рассветов и закатов, лесов и полей, звезд и луны, внешности человека- все это проходит через все произ-ведения писателя. Именно об этой черте бунинского творчества мы будем говорить сегодня на уроке. 16-летний Бунин в одном из своих стихотворений восклицал: «Ты раскрой мне, природа, объятия, Чтоб я слился с красою твоей!». И эта красота природы затем естественно переливается в рассказы писателя. Обратимся к рассказу «Заря на всю ночь» (первоначально этот рассказ назывался «Счастье») -Ребята, когда, в какое время года происходит событие, описываемое в рассказе? (весной в мае месяце) -С описания чего начинается рассказ? (грозового дождя. Не случайно! К этому мы еще вернемся на уроке) -Кто главная героиня и что вы узнали о ней, о ее семье? (Наталья Алексеевна закончила гимназию, брат Паша учится, сестра Анюта живет в Курске. Здесь в деревне Наталья живет с отцом.) -Ребята, а что вы можете сказать о ее маме? (Она умерла. Ведь в рассказе говорится: «Анюта, вышедшая замуж еще при жизни матери»). -Зачитываю отрывок… Несколько капель упало… до людской. …Ребята, какое отношение героини к природе мы видим из этого отрывка? (Она наблюдательна. Наталья не первый раз, наверное, наблюдает за этим явлением, ей знакомы и приятны свежесть мокрых трав и запах дыма. Она внимательна к окружающему миру, тонко чувствует природу. Ведь тот, кто лишен истинных духовных ценностей, не способен ни увидеть, ни почувствовать, ни понять природу). -О чем узнает Наталья из разговора молодых работников и как повлияло на нее это известие? (приехал Сиверс. Она поражена его внезапным приездом). -Почему? Зачитайте это место. (стр.399 «Сиверс, кончив…до жутко. Наталье было приятно, что он приехал к ней»). -Ребята, найдите описание природы, которое соответствует внутреннему состоянию героини. (стр.400 «Соловьи уже пели…до непогасшей зари». Наталья влюблена, она мечтает о счастье. Все вокруг ей кажется прекрасным. К тому же она узнает от отца, что Сиверс приехал свататься). -Соответствует ли настроение природы настроению героини во 2-й части рассказа? («И что-то блаженное…до зари». Героиня мысленно погружается в прекрасное будущее. Она прислушивается к тишине ночи. Мы ощущаем неразрывность Натальи с красотой ночи, соловьиным пением, зарей. Ночь оказывает на нее положительное воздействие). -О чем мечтает Наталья? Какие мысли приходят ей в голову в эту ночь? Докажите словами из текста. (стр.401 «И вдруг мысль…до по моему телу». Она представляет себя замужней женщиной. Вспоминает шутливое обещание Сиверса как–нибудь ночью прийти к ней на свидание в сад, и осторожно, чтоб никого не разбудить, Наталья выходит в сад). -Ребята, найдем описание майской ночи в 3 части рассказа. (стр.402 «И тотчас же…до сладкой песней». Красота природы, которая открывается перед героиней, пробуждает светлые надежды и сладкие мечты. Нежное пение соловья напоминает героине о счастье. В прекрасную майскую ночь, бродя по мокрому от дождя саду, героиня впервые испытывает необыкновенное состояние- чувство восторга перед красотой мира, воспринятой как обещание счастья). -Какими художественными средствами автор добивается описания прекрасной майской ночи? (чтобы создать картину прекрасной майской ночи автор использует эпитеты, которые убеждают нас, что ночь действительно прекрасна). Найдите эпитеты в рассказе (душистая сырость, зеленый сад, бездонное небо и т.д.). В такую ночь хочется помечтать, пофилософствовать. -В каких тонах исполнены пейзажи в рассказе? Какие краски преобладают в них? (светлые, яркие; пейзажи наполнены зеленью, свежим воздухом, соловьиным пением). -Что же чудилось Наталье в каждой тени в саду? Кого она ждала? В чем была уверена? (В каждой тени ей чудилась человеческая фигура. Она была уверена, что Сиверс где-то рядом, что он подойдет неслышно и обнимет. Но надежды ее не оправдались.) -Ребята, найдите последний абзац на стр.402 (читаю сама). Какой чувствовала Наталья себя в этот момент? (Счастливой. Она находится в полной гармонии с природой. Счастье для нее - это полное слияние с природой. Это счастье доступно лишь тем, кто проник в ее тайны, кто внимателен, кто слышит и видит ее. И в продолжение всего рассказа мы видим, как тонко воспринимает и понимает Наталья природу. Природа способствует духовному прозрению героини, она осознала свое положение и состояние в окружающем мире. Наталья вдруг поняла, что не любит Сиверса, что это было лишь мимолетное счастье, которое коснулось ее и ушло). -Ребята, Бунин не случайно начинает свой рассказ с описания грозового дождя. Ведь природа (в данном случае дождь) вторгаясь в жизнь героини, рождает новое отношение к миру. Природа и писатель - единое гармоническое целое. По рассказу Бунина мы смогли увидеть его страстную любовь к природе, близость к ней, стремление к единению с окружающим и утвердиться в правильности слов А.Блока. (читаем эпиграф) -Природа родной страны- неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов и писателей, музыкантов и художников. Ребята, рассмотрим репродукцию Ф.А.Васильева «Мокрый луг». (рассказ учащихся по картине) -Татарские писатели, так же, как и русские, часто используют прием параллелизма (сопутствие параллельных явлений, действий), обнаруживая в жизни природы скрытые соответствия событиям, происходящим в жизни людей. Такое происходит в рассказе Шарифа Камала «Буранда». (В метель) -Ребята, представьте себе, что вы этот рассказ не читали, а вам предложили по названию предсказать его содержание. Каков будет ваш прогноз? (наверное, в рассказе произойдут какие-то события, связанные с метелью) -Давайте посмотрим, ребята, на самом ли деле так? Кратко кто перескажет содержание? (рассказ ученика) -Рассказ начинается с описания метели. Как вы думаете почему? Метель- символ чего? (метель-символ тревоги, беспокойства. Писатель настраивает нас на что-то тревожное) -Подберите синонимы к слову метель (буран, метелица, вьюга, пурга) -Прочитайте описание метели (стр.10) -Попробуйте сделать близкий к тексту перевод (перевод учащихся) -А как вы думаете, ребята, почему несмотря на такую плохую погоду, Мустафа спешит к матери? Осознал ли он свою вину? (Я думаю, Мустафа испытывает чувство огромной вины перед матерью. Он полностью осознал свою вину, хотя и спустя 20 лет. Теперь он только думает, как можно быстрей добраться до своей матери и попросить у нее прощения за все страдания, которые он принес ей). -А мама Мустафы простит сына или уже простила? (Она не осуждает сына, готова простить и даже оправдать его. Ребята, матери не должны оставаться одинокими при живых детях. Вы согласны со мной? Ведь мама Мустафы верила, надеялась, что сын поймет свою ошибку, до последнего вздоха ждала его). -Что же является фоном всего повествования в рассказе? (Образ вьюги воплощает идею возмездия. Этот грустный пейзажный фон созвучен печальному настроению Мустафы). -Метель и переживания Мустафы как бы сливаются в рассказе. Метель врывается в жизнь героя. И герой, потрясенный столкновением с жизнью, прозревает. В рассказе есть слово: «Сез аналар хэммэгез да шулай». Все вы матери такие. Какой смысл вложил писатель в эти слова? Докажите словами из текста. (стр.11) -Что имел в виду Мустафа, произнеся выражение «бала усал» (ребенок несправедлив). Имел в виду себя. Что он незаслуженно обидел самого близкого и дорогого человека. Прозрение пришло очень поздно. Он не успевает увидаться с матерью, попросить прощения. -Ребята, самое дорогое у каждого из нас – это наши мамы. Помните о них, любите их, берегите матерей своих. -Какой вывод мы с вами можем сделать по сегодняшней теме? Природа, явления природы связаны с жизнью героев? (и в рассказе Бунина, и в рассказе Ш.Камала природные образы (метель, дождь) теснейшим образом связываются с внутренней жизнью героев. Красота природы как бы продолжает человеческий образ, помогает раскрывать сложнейшие моменты их душевной и духовной жизни). -Сейчас, ребята, запишем домашнее задание, а потом послушаем произведение Вивальди «Времена года» в исполнении Ванессы Мэй. Дом. задание: 1в-подготовить выразительное чтение описаний природы; 2в-выучить описание природы; 3в-написать мини-сочинение «Мое отношение к природе».

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн