Официальный сайт filipoc 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Аммосов С.Б. Из опыта работы применения ИКТ на уроках истории и обществознания в школе 

Автор: 
Аммосов Сергей Борисович
Место работы: 
Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 494 Выборгского района г.С-Петербурга Учитель истории, обществознания и права

 

Из опыта работы применения ИКТ на уроках истории и обществознания в школе

 

Проблема использования ИКТ в процессе преподавания гуманитарных предметов является актуальной и требует разработки особой методики преподавания. Поэтому новое содержание обучения невозможно без новых компьюторных технологий и использование интернета. Применение компьютерных технологий, а так же интернета способствует появлению новых средств обучения истории и обществознания. Поэтому работая творчески, учитель может составить урок  в соответствии с актуальными целями и задачами, сможет найти более эффективные средства обучения, которые заинтересуют ребят и позволят им выйти на новый уровень усвоения знаний. Хочу отметить, что ИКТ я применяю не вместо прежних методов, приемов и средств обучения, а вместе с ними, так как они являются составной частью методики предмета и дают большие возможности в использовании информационных технологий.

 

Применение ИКТ позволяет усилить достижение нового качества образования, обновлению, углублению и систематизации содержания школьных курсов, активизирует применение нетрадиционных методик обучения, помогает повысить информационную насыщенность урока, сделать его более динамичным, оказывая  воздействие на воображение, чувства ученика, облегчает процесс запоминания материала, активизирует формирование ярких представлений, а так же оптимизирует труд учителя, позволив упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. Применяя в своей работе ИКТ я прежде всего ориентируюсь на следующие моменты: ИКТ должны быть простыми в использовании, обеспечивающими разные виды обратной связи с пользователем, компоновать материал по своему усмотрению, а не только в строго представленном порядке, использовать разные способы взаимодействия, материал должен представлять образовательную ценность для учащихся (соответствовать возрастным особенностям учеников, требованиям Государственного образовательного стандарта), способствовать формированию опыта самостоятельного приобретения знаний, умений, а также социального опыта, в том числе на интерактивном уровне, предлагать варианты творческой и проектной деятельности, устанавливать межпредметные связи. Исходя из этого я хочу  отметить важнейшие показатели продуктивного использования ИКТ в свете гуманитаризации содержания школьного образования:

 


1. Обеспечение личностно-деятельностного подхода в обучении.
2. Создание проблемной образовательной ситуации, выдвижение и реализация познавательной идеи.
3. Коммуникативная направленность, интерактивный режим учебной работы.
4. Создание условий для формирования собственной позиции ученика, расширения его учебного и жизненного опыта.
5. Активизация эстетических и нравственных переживаний ученика.
6.  Учет интересов учащихся, их возможностей.

 

С учетом опыта использования ИКТ на уроках истории и обществознания, я хочу отметить, что ИКТ не должны носить случайный характер и преследовать развлекательный эффект. Методическая организация таких занятий требует четкой направленности, последовательности в работе учителя для повышения качества исторического и обществоведческого  образования в школе.


В ходе постоянной и системной работы с ИКТ хочу выделить преимущества ИКТ перед учебниками:


- материал представляется на экране компьютера.
- нелинейная навигация по тексту.
- кино, анимация, звукозапись.
- возможность одновременного воспроизведения некоторой совокупности объектов, представленных различными способами: с помощью графики, фото, видео, анимации и звука.

Поэтому данные факторы как я считаю наиболее эффективны в процессе преподавания истории и обществознания,так как:


- ИКТ обеспечивают наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых процессов, явлений (текстовые и звуковые фрагменты, графические изображения, демонстрационные слайды, видеофрагменты, анимационные сюжеты, интерактивные сюжеты)
- содержат систематическое изложение учебного курса, раздела в соответствии с требованиями образовательного стандарта, учебной программы по предмету.
- возможна организация различных типов и форм учебных занятий.

 

Кроме того в системе работы с ИКТ, хочу выделить  применение и использование программ общего назначения – Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft FrontPage, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и др. которые я с успехом использую в процессе обучения истории и обществознания. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и т.п.. В своей работе я широко применяю презентации, которые использую на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Они дают возможность задавать произвольный порядок подачи имеющегося материала  в зависимости от его целей, дополнения или изменения материала в любой форме (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео и аудио фрагменты и т. д.), что позволяет максимально использовать все виды наглядности и сосредоточить внимание на ходе урока (некоторые  презентации выполняются самими учащимися). В результате, исходя из опыта, я могу отметить, что у учащихся, активно работающих с ИКТ, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в потоке информации, умений выделять главное, обобщать, делать выводы.

 

В процессе обучения истории и обществознания я широко практикую создание презентаций учащимися для творческого представления своего интеллектуального продукта (реферата, доклада, сообщения и т. п.). Для подготовки презентации ученик должен отобрать и использовать большое количество источников информации, при этом слайды должны быть максимально информативными и наглядными, быть не только красивыми, но и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу. В процессе презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, включается элемент соревновательности, что позволяет превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества и повысить самооценку ученика. За годы работы, мною создана медиатека работ учащихся материалы которой я применяю как на уроках так и во внеурочной деятельности (например, созданная презентация одним из учеников на тему «Добро и зло», используется не только на уроках но и для проведения классных часов и внеклассных мероприятий как в начальной так и средней школе),данной медиатекой пользуются и другие учителя школы если у них есть в этом необходимость,что несколько облегчает работу кл.руководителей при подготовке мероприятий, кл.часов и родительских собраний.

 

В своей работе как учителя, я широко применяю и такую форму как музейные интернет-ресурсы в преподавании истории С-Петербурга, ресурсы музеев содержат изображения экспонатов, как представленных в действующей экспозиции, так и из музейных фондов, информацию о научной деятельности музея. Некоторыми ресурсами обеспечивается организация виртуальных экскурсий по разным маршрутам, в том числе и в трехмерном пространстве.

 

Моя практика работы показала, что использование Интернета на уроках истории  и обществознания значительно увеличивает объем информации, задействованной в историческом и обществоведческом образовании, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные. Учебные проекты, могут охватывать отдельную проблему, тему, школьный предмет или быть межпредметными. Их цель – создание условий для мотивации учащихся, более глубокого понимания, исследования проблем окружающего мира и рассмотрение путей их решения, использование технологий интернета для публикации исследования и контакта с представителями власти, государственными и общественными организациями.

 

Таким образом, в завершении я хочу сказать, что  внедрение ИКТ в учебный процесс требует дальнейшей разработки инновационной методики преподавания истории и обществознания, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями и формированием готовности педагога использовать ИКТ в своей повседневной профессиональной деятельности.

 

 

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн