Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
|
Оценка материала: Урок истории в 5 классе. ТЕМА УРОКА: Семь чудес света
|
|
|
|
|
Размещено: Ольга Романовна Панфилова - вс, 29/05/2011 - 00:58 |
Качество и методическая грамотность ресурса |
Балл |
Наличие содержательных ошибок (чем больше ошибок, тем больше баллов вычитается)
|
0 |
Наличие грамматических и речевых ошибок (чем больше ошибок, тем больше баллов вычитается)
|
0 |
Оцените техническое качество ресурса (при выставлении оценки руководствуйтесь следующими критериями: корректная работа ссылок и открытие файлов; читаемость текста; качество графики и цветовой гаммы ресурса, аудио-, видеоряда; удобство навигации)
|
3 |
Оцените соответствие названия ресурса его содержанию:
Название соответствует описанию и содержанию ресурса |
2 |
Оцените, четко ли определены цели и задачи ресурса
|
3 |
Оцените доступность и последовательность изложения материала
|
2 |
Оцените полноту изложенного материала в рамках заявленной темы и целей ресурса
|
3 |
Оцените достаточность и доступность методических комментариев по использованию ресурса
|
2 |
Оцените соответствие предложенных средств ИКТ задачам ресурса
|
3 |
Оцените интерактивность ресурса (или степень интерактивности предлагаемой в ресурсе формы работы)
|
2 |
Возможности использования ресурса. Какие формы организации деятельности предполагает ресурс? (Можно выбрать несколько вариантов) |
Балл |
Традиционная классно-урочная система
|
2 |
Современные проектные и деятельностные формы организации занятий (например, индивидуальное и групповое исследование)
|
2 |
Самостоятельная работа обучающихся (вне урока)
|
2 |
Внеклассная и внешкольная работа
|
2 |
Методические материалы для учителя или школьного администратора
|
2 |
Возможности использования ресурса |
Балл |
Какое из приведенных ниже утверждений в большей степени соответствует вашему мнению о ресурсе?
Ресурс хороший - после некоторой доработки может быть использован |
4 |
Суммарный балл: |
34 Из 38 возможных |
Рекомендации: 1) Может быть перед заключительным роликом дать учащимся минутку для того, чтобы они поразмышляли над своими семью чудесами света? Это много времени не займет, но зато они будут с большим интересом смотреть ролик и сравнивать свои "чудеса" с "чудесами" детей другой части света. 2) Ответы к заданиям, думаю, следует расположить на другой странице. Пропадает смысл домашнего задания, особенно если учащиеся пользуются ЭОР в Интернет . 3) Можно использовать не только на уроках истории, но и на внеклассных мероприятиях (классном часе).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ольга Романовна, простите,
Ольга Романовна, простите, что я пришла комментировать "на Вашу территорию", просто Светлана Владимировна со страницы моей оценки отправила меня сюда. Поэтому я, внимательно познакомившись и с Вашей оценкой, и с комментарием Светланы Владимировны, выскажу свои соображения здесь. Во-первых, прочитав оценку ресурса, данную Ольгой Романовной, не могу не отметить того факта, что два совершенно разных учителя, в разное время и независимо друг от друга, во многом сошлись в своих комментариях относительно достоинств и недостатков данного ресурса. Особенно в той части, которая касается продолжительности урока. Я внимательно познакомилась с предложенным в комментариях хронометражом - Светала Владимировна, простите, но он меня не убедил. 2,5 - 3 минуты на выступление в группе? Хоть я и не Станиславский, но я не верю! Во-первых, в этом возрасте детям еще крайне тяжело структурировать информацию, сжимать ее до требуемых учителем объемов. Кроме того, чисто на эмоциональном уровне, пятиклашки стремятся буквально "выдать", все, что они знают, их увлекает подобная самостоятельность, доверие учителя в изложении нового материала. Во-вторых, даже если (как указано в ответном комментарии - не понимаю тогда, почему об этом не сказано в самом ресурсе), учитель предварительно выверил все выступления групп и свел их к требуемым 2,5-3 минутам, тогда, по моему субъективному мнению, это уже получаются не "умники и умницы", а "памятники и памятницы" (термин не мой, позаимствованный у одного журналиста). То есть, получается, что изучение одного чуда света - 3 минуты максимум? И в таком случае каждая группа получает более или менее полное представление только об одном чуде света, а остальным достается только, простите за грубость, суррогат - скомпилированный и выверенный под предложенные алгоритмы сухой текст. Безусловно. ЭОР является открытым для всех учеников, и они могут в процессе самостоятельной работы выйти за рамки предложенного им группового задания, только будут ли? Потребность в самостоятельной учебной деятельности в этом возрасте невелика. Не получится ли, что замечательная идея в таком формате предстанет в виде "галопом по Европам"? И о каком "воспитании чувства прекрасного" в этом случае может идти речь? То же самое могу сказать по времени на рефлексивные остановки. 10 минут на семь остановок - то есть меньше 1,5 минут на одно чудо света - это мало: они и пишут еще медленно, и сокращать слова не умеют, а ведь рефлексивная остановка - это, как я понимаю, не просто заполнение карты, но и какой-то минимальный диалог. Теперь по поводу метапредметности. Здесь хочется вспомнить такое высказывание (не знаю, кто автор, я впервые услышала от президента Института национального проекта "Общественный договор" А.Аузана на одном из его выступлений в Летней школе правозащитных организацийи). Любое новое дело проходит три стадии. Первая - шумиха. Вторая - неразбериха. Третья - наказание невиновных, награждение непричастных. В какой стадии сейчас метапредметный подход: его исследование, формирование категорийного аппарата, использование на практике учителями-предметниками? Где-то между первой и второй. Я уже писала в форуме поддержки лота, но повторюсь: если я не не использую термин "метапредметный подход" через строчку, это не значит, что я не использую сам метапредметный подход. Мне кажется, конкурс подразумевает не "кто больше всех скажет "метапредметный подход", а нацелен именно на его использование в практике учителя. Разве оценка в своих рецензиях - моя и Ольги Романовны - оценка ЭОРа, способов работы с ним, указания на те компетентности, которые формируются учителем, не свидетельствуют о том, что мы увидели в Вашем ресурсе метапредметный подход? Поэтому упрек в отсутствии в рецензиях "метапредметного подхода", считаю несправедливым: в рецензии нет самого термина, но есть его оценка. Ну, и последнее, о чем хотела сказать. Светлана Владимировна, Вы с коллегой получили две оценки других учителей. Оценки глубокие, неравнодушные (для интереса, пройдитесь по другим номинациям конкурса, посмотрите, как проходит взаимооценка там: не буду обобщать, но часто это формальные комментарии в две строчки), высокие итоговые оценки, что уже свидетельствует о том интересе, которую вызвал ресурс, а том, что есть потребность его комментировать. Я, конечно, не жду благодарности (в конце концов, это моя работа по формату конкурса, никто сюда не тянул насильно), но хотя бы просто из вежливости - не только указывать коллегам, что они кругом неправы, но и просто сказать спасибо за то время, которое они потратили, подойдя неформально к конкурсным требованиям, за то внимание и тщательность, которое они проявили в процессе работы, за похвалу, в конце концов. И Вам нетрудно, и нам приятно
Все будет хорошо! Я узнавала!
Мария Николаевна, спасибо
Мария Николаевна, спасибо за оценку и комментарий нашего ресурса. Действительно, глубокий, неравнодушный анализ коллеги, творческого человека и профессионала, очень важен для нас с Надеждой Александровной. Не хочу оправдываться за то, что перенесла комментарии на страничку Ольги Романовны. Она давала оценку ресурса последней, а замечания и рекомендации по хронометражу урока у Вас были общими. Вот и оставила я свои пояснения на её странице.
С уважением, Блинова Светлана Владимировна.
На оценку качества и
На оценку качества и методической грамотности ресурса...
Ольга Романовна, Вы, совершенно правильно отметили уникальность ЭОР. Энциклопедия стала результатом сетевого взаимодействия, большой творческой работы коллег по мастер-классу. Мы с Сухоруковой Н.А. ,являемся одними из соавторов. Надежда Александровна была руководителем нашей группы и автором проекта, я делала введение, заключение и "собирала" энциклопедию технически. Не соглашусь с Вашим замечанием по поводу "однообразия" деятельности учащихся на уроке. Вы сами в экспертном заключении пишите о развитии " навыков поисковой деятельности". К сожалению в анализе нашего урока нет ни слова о метапредметном подходе, соответствии плана- конспекта целям и задачам конкурса. Мы постарались показать деятельность учащихся (их работу на уроке), именно используя возможности методики обучения Универсальным Учебным Действиям (работа с алгоритмом при исследовании термина, понятия; построенние выступления в группе по предложенному плану; заполнение "карты путешественника"). Используя на уроке именно, метапредметный подход к обучению, мы не учили готовым знаниям, но учили учиться получать эти знания.
По поводу распределения учебного времени. Даваите посчитаем вместе по этапам урока.
1. Введение (погружение в тему), мотивация, постановка целей и задач -3 минуты
2. Актуализация знаний ( беседа по попросам, постановка проблемных задач)- 3 минуты
3. Изучение нового материала (выступление 7 групп по 3-2,5 минуты каждое)- 21 минута
4. Закрепление изученного материала (рефлексивные остановки, запролнение карты путешественника, выводы учащихся) -10 минут
5. Подведение итогов урока (видео ролик - 5 минут, напутствие учителя 1 минута) - 6минут
ИТОГО-43 минуты!
В наших школах урок - 45 минут, как мы отметили в плане- конспекте ( при наличии времени) 2 минуты могут быть даны для оценки результатов работы самим ребятам. Мы не стали делать в конспекте хронометраж урока, посчитав, что и так всё понятно. Но, раз возникли вопросы, считаем необходимым пояснить, что
1. Проверку "карт путешественника" можно осуществлять не только на уроке( во время занятия, в устных ответах могут быть сделаны только общие выводы, а сами заполненые карты сдаваться на проверку учителю в конце занятия). В приложении к плану- конспекту урока даны варианты заполнения карт-путешественников и в самом конспекте есть ссылка на это приложение! Вопросы и задания тестов инциклопедии не демонстрируются на уроке( в конспекте указано, что они могут быть распечатаны ,как раздаточный материал для домашнего задания)
2.Работа по опережающему заданию в группах "даётся по плану, соответствующему столбцам таблицы в карте путешественника"- план-конспект урока) и конечно заранее проверяется учителем! В группах (их 7!), получается по 3 человека (3 минуты выступления, выверенного, проверенного и скоректированного учителем, т.к. одновременно это объяснение нового материала, только интерактивное ! Пятиклассники учатся публичному выступлению и одновременно обучают своих одноклассников!)
3. Мы указали в своей самооценке, что необходимо предусмотреть динамическую паузу и учесть уровень обученности класса!
4.ЭОП "Семь чудес света Древнего мира" не используется на данном уроке вся, целиком (лишь фрагментарно, на различных этапах занятия)
Считаем, что творчески используя нашу разработку, коллеги смогут подготовить и провести замечательный урок с использованием метапредметного подхода к процессу обучения и воспитания.
Желаем всем творческих успехов и удачи в работе!
С уважением, Блинова Светлана Владимировна, Сухорукова Надежда Александровна.
С уважением, Блинова Светлана Владимировна.
Уважаемая Светлана
С уважением, Панфилова Ольга.