Изучение экологических проблем окружающей среды на основе знаний экологических законов.
ХОД УРОКА:
1.Орг. момент.
2.Изучение новой темы.
Природа-среда жизни и источник существования. Естественно, что, как биологический вид, человек нуждается в определённом составе и давлении атмосферного воздуха, чистой воде, растениях и животных.
Оптимальная для человека окружающая среда – это то естественное состояние, которое поддерживается нормально протекающими процессами круговорота веществ и потока энергии.
Как биологический вид, человек своей жизнедеятельностью влияет на природную среду не больше, чем другие живые организмы.
Но преобразующее влияние человеческого общества на природу неизбежно. По мере развития общества – оно усиливается.
Долгое время люди смотрели на природу как на неисчерпаемый источник необходимости для них материальных благ.
? Какие это блага?
? К каким последствиям это привело ( - )
Но, сталкиваясь с отрицательными последствиями своего воздействия на природу, к какому выводу пришёл человек? ( охранять природу)
? Что мы подразумеваем под понятием «охранять природу» (работа с учебником стр.218).
? Какова основная цель охраны природы?
Мы говорим: человек часть природы, а с другой стороны её эксплуататор.
? как человек использует природу в настоящее время? (пол. ископ., прир. ресурсы)
? Почему в настоящее время остро встаёт проблема взаимоотношения человека и природы. В чём причина?
Вывод:Одна из причин – это укоренившееся в сознании людей потребительское отношение к природным богатствам.
-2-
? Почему сформировалось такое отношение человека к природе?
Вывод:Человек привык постоянно брать от природы всё, что ему необходимо. Вырубал леса, охотился, ловил рыбу и т.д.
Природа с помощью механизмов саморегуляции восстановила свою структуру и равновесие в биогеоценозах. Поэтому у людей сформировалось мнение, что возможности природы безграничны. Можно брать у природы сколько угодно богатств и ничего не возвращать. Хищническое отношение к биосфере обернулось угрозой существования человечества.
1.В ходе хозяйственной деятельности человек изменяет все биогеоценозы Земли, при этом снижается их устойчивость, т.к. чаще всего его деятельность уменьшает видовое разнообразие.
В этих условиях человечество встало перед проблемой сохранения живого покрова Земли.
? Назовите меры охраны природной среды.
А как вы думаете, можно ли только созданием заповедников и других охраняемых территорий остановить разрушение природы, нарушение экологического равновесия?
Пути выхода из кризисного состояния природы даёт наука экология.
Эти пути назвал американский эколог Барри Коммонер в книге «Замыкающийся круг».
Коммонер назвал 4 принципа, позволяющие установить гармоничные взаимоотношения человека и природы и сохранить биосферу.
Вместе прочитаем стихотворение и подумаем, какой закон экологии можно сформулировать?
Недавно как-то, мой дружок,
Изобретён был порошок
От вредных насекомых,
Давно нам всем знакомых:
От гусениц и саранчи-
Вредителей посева.
Хоть эта братия молчит,
Но вред приносит всем нам.
Давайте начисто убьём
Их ядовитым порошком.
И всем растениям тогда
Не будет угрожать беда.
Но вот прошёл какой-то срок.
-3-
И этот самый порошок,
Был обнаружен в молоке
Коров, пасущихся в траве.
Да. В молоке коровьем,
А он вредит здоровью.
Тут удивляться нечему,
Тотчас видна причина,
Но порошок нашли к тому же
В печёнке у пингвина.
Во льдах не сеяли поля,
Там не возделана земля,
Там нету паразитов.
Где ж тайна тут зарыта?
…………………………………….
Так вот, проклятый порошок
С полей срывает ручеёк
И далее по, плану,
Бежит он к океану,
Где ходит рыба в устьях рек,
А рыбу ловит человек,
А тех, что увильнули,
Пингвины заглотнули.
?Как вы думаете – какая мысль выделена в стихотворении?
Какой закон экологии можно сформулировать?
«Всё связано со всем».
Первый закон Барри Коммонера «Все связано со всем» отражает существование сложнейшей сети взаимодействий в экосфере. Он предостерегает человека от необдуманного воздействия на отдельные части экосистем, что может привести к непредвиденным последствиям.
Человек обязан предвидеть возможные последствия своего вмешательства в природу.
Ну а сейчас поговорим о том,
Что всем знакомо.
Ведь очень часто мы сорим
На улице и дома,
Что все отходы за порог
Бросаем, как попало,
И до тех пор, пока здоров,
-4-
Забот об этом мало.
О какой проблеме говориться в этом стихотворении? (загрязнение окружающей среды)
Как вы думаете, почему возникла данная проблема в процессе развития человеческого общества??
Глядя на эти картинки, как бы мы сформулировали следующий закон?
«Всё должно куда-то деваться».
В природных экосистемах нет ненужных отходов. В тоже время практически безотходных технологий в производстве не бывает, поэтом всё-таки нужно думать о надёжном захоронении отходов и их вторичном использовании
Человек не может безвозмездно расходовать природные ресурсы и загрязнять окружающую среду.
Теперь попробуем сформулировать следующий закон экологии:
Очистка воздуха нам тоже
Всегда обходиться дороже
Чем серый ядовитый дым.
Но ведь дышать то нужно им.
Где засыхают сосны, ели,
И нам недолго до постели.
Так что дешевле заплатить
Чем все в больницу угодить.
Как мы можем сформулировать закон экологии на основе вот этого стихотворения?
«За всё надо платить»
Или «Ничто не даётся даром».
??? Вы знаете, как образовалась пустыня Сахара? (подсечно – огневое земледелие).
Сколько исчезло с планеты зверья,
Растений, и это восполнить нельзя.
Вообще, в экологии есть два кита!
Всеобщий природный баланс, красота.
Всё это нам надо беречь и лелеять
Копать осторожно, умеючи сеять.
Ловить и стрелять не подряд. А с умом:
«Что нынче посеяли – то завтра пожнём».
Нельзя переделывать с ходу природу.
Она устоялась не с прошлого года
А экосистема и биоценоз
Должны сохраняться всегда и всерьёз.
-5-
Как вы понимаете слова «Нельзя переделывать сходу природу, она устоялась не с прошлого года»?
Как вы думаете, как можно сохранить видовое разнообразие планеты?
А почему раньше, лет 60-80 назад не было таких проблем с состоянием окружающей среды?
Как можно сформулировать последний закон экологии?
«Природа знает лучше».
Для чего нам нужно изучать и знать экологические законы???
Человек, не знающий законов жизнедеятельности природы, изменяя и переделывая её, нарушает ход естественных процессов.
Как вы думаете, почему книга Б.Коммонера называется «Замкнутый круг»?