Официальный сайт rosregistr 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Восславим женщину-мать, чья любовь не знает преград!». Сложноподчинённые предложения как элемент подготовки к ЕГЭ

Фото пользователя Наталья Степанова
Submitted by Наталья Степанова on Tue, 07/06/2011 - 21:46
Данные об авторе
Автор(ы): 
Степанова Наталья Петровна
Место работы, должность: 
МОУ лицей"Экос" г. Новоалександровск, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Ставропольский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

Цель:Подготовка к экзамену по теме: «Сложноподчинённые предложения с   придаточными изъяснительными, обстоятельственными и определительными на основе работы с текстами, объединёнными общей темой. Развитие следующих компетентностей: самоменеджмент (компетентность разрешения проблем) аспект идентификации, применение технологий, оценка результата деятельности; коммуникативная компетентность аспект диалог; информационная компетентность аспект извлечения первичной информации и обработка информации.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

Раздаточный материалпо теме

Используемое оборудование: 

 

 Компьютер, проектор, экран, репродукции картин, посвящённых матери, “Ave Maria” Шуберта.

Используемые ЦОР: 

Презентация к уроку

Краткое описание: 
Задачи: - Развить умения применять известные теоретические знания с учётом изменения параметров объекта: анализ предложений, умения делать синтаксический разбор, составлять схемы сложноподчинённых предложений; (самоменеджмент аспект: применение технологий) - Развить устную и письменную монологическую речь учащихся: определять и формулировать проблему (самоменеджмент аспект: идентификации), самостоятельно планирует и осуществляет извлечение информации из 2 –х литер. источников ( информационная компетентность аспект извлечения первичной информации).развивать умения составлять компетентностно- ориентированные задания - Воспитать любовь и уважение к женщине-матери.

 

«Восславим женщину-мать, чья любовь не знает преград!». Сложноподчинённые предложения как элемент подготовки к ЕГЭ

                Цель: Подготовка к экзамену по теме: «Сложноподчинённые предложения с   придаточными изъяснительными, обстоятельственными и определительными на основе работы с текстами, объединёнными общей темой. Развитие следующих компетентностей: самоменеджмент (компетентность разрешения проблем) аспект идентификации, применение технологий, оценка результата деятельности; коммуникативная компетентность аспект диалог; информационная компетентность аспект извлечения первичной информации и обработка информации.

                Задачи:

-  Развить умения применять известные теоретические знания с учётом изменения параметров объекта:  анализ предложений, умения делать  синтаксический  разбор, составлять  схемы сложноподчинённых предложений; (самоменеджмент аспект: применение технологий)

-  Развить устную и письменную монологическую речь учащихся: определять и формулировать проблему  (самоменеджмент аспект: идентификации), самостоятельно планирует и осуществляет извлечение информации из 2 –х литер. источников ( информационная компетентность аспект извлечения первичной информации).развивать умения составлять компетентностно- ориентированные задания

- Воспитать любовь и уважение к женщине-матери.

Оборудование: репродукции картин, посвящённых матери, “Ave Maria” Шуберта.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

 Слово учителя. (Звучит музыка Шуберта “Ave Maria”.)

Каждому человеку дарит жизнь женщина, которую мы называем мамой. Этот человек нам самый дорогой, любимый, близкий, родной. Именно мама особенно остро переживает ваши неудачи. Но как бывает она счастлива, когда у вас всё получается. Вы уже девятиклассники, и вам предстоят первые в жизни экзамены, а значит эти экзамены и у ваших мам, которые будут переживать, желать вам успешной их сдачи. Каждый урок, особенно в 4 четверти, - это маленькие частицы вашей удачи, если они плодотворны. Я уверена, что каждый из вас хочет видеть свою маму улыбающейся, счастливой. Поэтому я желаю вам хороших результатов и предвкушаю радость от ваших ответов.

Сегодня мы обобщим изученный на предыдущих уроках материал, повторим синтаксический разбор СПП, составим схемы сложных предложений и определим типы придаточных. Весь наш урок будет посвящен одной большой теме — теме матери. Подготовлена выставка репродукций художников, живших и творивших в разные эпохи, которая называется “Восславим женщину-мать, чья любовь не знает преград!”. Автор этих слов М.Горький.

СЛАЙД №2 Записываем число, тему урока.

2. Актуализация знаний.

СЛАЙД № 2

 А. Выполните синтаксический разбор данного предложения. ( Выполняют самостоятельно в тетрадях)

 

СЛАЙД № 3 ( ПРОВЕРКА)

(1. Побудительное, Восклицательное.2.Сложное, союзное, СПП.

I.Главное, односоставное, определённо-личное, распростр, не осл.

II. Второе придаточное определительное, двусостав., распрост, не ослож.).

 

В чём особенность этого слова в данном предложении? Почему оно пишется через дефис? (Слово матьявляется приложением, которое стоит после определяемого слова.)

Б.Работа с предложением

Есть старинная горская легенда, услышанная писателем Анатолием Маркушей в одном грузинском селении. Потребовала злая красавица у юноши, полюбившего её, живое сердце матери. Тёмной ночью совершил он злодейство.

СЛАЙД № 4

 

« Не ушибся, сынок?»  Текст№1  перед вами. Работаем на этих карточках

1.Выделите грамматические основы предложения до прямой речи.

2. Сколько простых предложений в составе сложного до прямой речи?

3. Какой вид связи придаточных предложений с главным? Выберите правильный вариант ответа?

А) Однородное подчинение  Б)Неоднородное подчинение   В) Последовательное подчинение

4.Назовите типы придаточных.

(1- обстоят., 2- изъяснительн.)

 

СЛАЙД № 5

3. Работа с иллюстративным материалом.

А. Перед вами портрет женщины-матери Епистинии Фёдоровны Степановой, которая потеряла в гражданской и Отечественной войнах девятерых сыновей. Все они отдали свои жизни за Родину, подвиг их велик. Но не менее велик и материнский подвиг простой женщины, родившей и воспитавшей их такими, стойко перенёсшей горькие муки безмерных утрат.

Матери с сыновьями воздвигнуты памятники, открыт дом-музей (в городе Тимашевске Краснодарского края), посвящены книги (А.Быстров “Русская мать”, В.Конов “Епистиния Степанова”, “Степанова Е.”, “Мать. Музей семьи Степановых”).

Вот надпись на первой странице одной из книг: “Пусть будет вечной и пламенной человеческая благодарность женщине-матери, которая, в муках рождая и со всей силой любви взращивая своих детей, затем не колеблясь посылает их на смертный бой за свободу Отечества!”

Запишите предложение. Придумайте по данному предложению и сформулируйте задание, касающееся темы сегодняшнего урока.

1.Начертите схему сложного предложения,

2.Сколько грамматических основ в предложении?

3.Определите вид придаточного.

СЛАЙД № 6 ( Проверка)

 

 

 

(Второе предложение — придаточное определительное.)

СЛАЙД № 7

Б. Перед вами репродукция картины В.Игошева “Она всё сына ждёт”. Какая, на ваш взгляд, самая выразительная деталь в портрете матери? (Руки). А вот как описывает руки мамы в романе “Молодая гвардия” А.Фадеев. ( текст №2 есть у каждого ученика)

1.Мама, мама! 2.Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. 3.За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой,- он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках.4. А может быть, они были и грубее, руки твои,- ведь им столько выпало работы в жизни,- но они всегда казались мне такими нежными, и я любил целовать их прямо в тёмные жилочки.

<…> 5.Я помню твои руки, несгибающиеся, красные, залубеневшие от студеной воды в проруби, где ты полоскала бельё, когда мы жили одни,- казалось, совсем одни на свете,- и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела — пела только для себя и для меня.6. Потому что нет ничего на свете, чего бы не сумели руки твои, что было бы им не под силу, чего бы они не погнушались! <…>

7.Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие тёплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. 8. И когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах. 9.Я целую чистые и святые руки твои! <…>

10.Мама, мама! 11. Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости…

СЛАЙД № 8 ( вопрос + ответ)

4. Работа с текстом . Применение знаний на практике.

- Какую проблему поднимает А.Фадеев в данном тексте? (Проблема сыновней любви.)
- Определите основную мысль текста.( Нет ничего нежнее и красивее материнских рук)
- Найдите экспрессивный повтор в данном тексте, какова его цель? (Это слово руки. Экспрессивный повтор используется для того, чтобы усилить впечатление от рук матери.)
- Какая общая мысль объединяет текст А.Фадеева и легенду о матери? ( Сила материнской любви, Материнская любовь, не знающая преград.)
- Проведите лингвистический эксперимент: найдите антонимы, которые в тексте являются контекстуальными синонимами? (Нежные — шершавые.)

СЛАЙД № 9 ( вопрос + ответ)

5. Выполните анализ предложений. Тестовые задания. (Карточка для самостоятельной индивидуальной работы.Проверка с использованием мультимедийного оборудования.)

1.Среди предложений 1-4 найдите сложноподчинённое предложение с придаточной определительной частью. Напишите номер этого предложения. (2 предложение)

2. Начертите схему данного предложения, определите типы придаточных предложений.

Я помню руки твои, несгибающиеся, красные, залубеневшие от студеной воды в проруби, где ты полоскала бельё, когда мы жили одни.

СЛАЙД № 10

3. Найдите среди предложений 5-8 найдите предложения с однородными подчинительными частями. Напишите номера этих предложений. ( 5, 7 предлож).

СЛАЙД № 11

4. 4. Среди предложений 6-7 выберите предложение с однородными изъяснительными и обстоятельственным придаточным. ( 7 предложение)

5. Назовите число грамматических основ 11 предложения ( 3 грам. осн)

6. Проверка правильности. (Проверка с использованием мультимедийного оборудования.)

Ответы

1.Мама, мама!

 

(Второе предложение – придаточное определительное)

2.

 

 

(Второе предложение — придаточное определительное, третье — обстоятельственное времени.)

3.

5 предл.:

 

 

Второе и третье предложения — придаточные изъяснительные, четвёртое – обстоятельственное времени.

7 предлож..:.Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие тёплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели.

 

4. Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие тёплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели.

5. ( 3 грам. осн): 11. [Прости меня], (потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать),[положи на голову руки, как в детстве, и прости]

 

СЛАЙД № 12

7. Выводы.

- Над какими темами мы работали сегодня на уроке?

(Сегодня на уроке мы обобщили материал о сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными и определительными.)

-Какая главная мысль объединяла 2 текста, по которым мы работали?

 ( Сила материнской любви. Материнская любовь, не знающая преград).

8. Итоги урока. (с комментарием)

 

СЛАЙД № 13

9. Рефлексия.

Вам понравился урок?

Как вы оцениваете свою работу ?

На карточках с самостоятельной работой нарисуйте вашу оценку:

(!) – Всё замечательно.   

( . )– Хорошо поработал. Всё понятно.

( ? )– Есть вопросы, надо ещё работать.

СЛАЙД № 14

10. Домашнее задание.

Мы подошли к нашему дом. заданию

Напишите сочинение-рассуждение (не менее 50 слов), взяв за основу главную мысль, объединяющую данные тексты.

( Сила материнской любви. Материнская любовь, не знающая преград).

СЛАЙД № 15

Слово учителя.

Завершить наш урок хотелось бы словами З.Воскресенской: “Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. И сколько бы ни было тебе лет — пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь”.

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн