Вы не зарегистрированы

Авторизация



Колонка редактора 12.06.2011

Фото пользователя Ирина Ивановна Кацай
Submitted by Ирина Ивановна Кацай on вс, 12/06/2011 - 21:23

В поисках метапредметности

 

Очередной конкурс «Искусство для науки» завершен, подведены итоги, делятся впечатлениями участники, осмысливают содеянное эксперты, а мысли по поводу метапредметности остались. Участники продолжают работу в рамках семинара-тренинга «Урок с целью достижения метапредметных, предметных, личностных результатов обучения», к дискуссии подключились внешние эксперты. Так что принять участие в обсуждении «горячей» темы еще можно успеть всем заинтересованным.

 

Так уж получилось, что метапредметность – это не инновация, за реализацию которой возьмутся лишь смелые, это неизбежность, и с 1 сентября 2011 года это станет заботой каждого учителя. Федеральный государственный образовательный стандарт оказался не шуткой, а реальностью. И конечно каждому неравнодушному педагогу предстоит задуматься и поискать пути для достижения новых образовательных результатов.

 

Конкурс «Искусство для науки» собрал таких смелых коллег. Их было немного, но количество участников сообщества, очевидно, наблюдавших за процессом со стороны, говорит об интересе профессионального сообщества. Да не каждому хватает мужества сделать пробный шаг, но уже через 2,5 месяца его все же придется сделать всем учителям начальных классов и еще многим коллегам, которые придут со своими предметами к первоклассникам.

 

Сколько метапредметности было в конкурсных разработках? Вопрос, точно ответить на который сможет лишь сам педагог-автор и то только после того, как урок (а скорее всего и не один) будет проведен. Понимая это, многие участники формулировали цели урока, начиная со слов «создать условия…». Крайне трудно было быть объективным в оценивании разработок, так как у нас еще не сформировалось некое общее понимание этих новых результатов и путей их достижений. Хорошо, что количество оценивающих было достаточно большим, это позволило усреднить полярные мнения.

 

Конкретные результаты и рефлексия есть непосредственно в сообществе конкурса, интересующиеся могут прочесть все это там. Не планировала здесь обсуждать их еще раз, но есть желание попытаться самой понять (принять) ключевые нововведения, причем желательно, чтобы эти рассуждения не раздувались бы на 300 страниц образовательной программы. К сожалению, именно этими опусами сейчас заняты наши школы в преддверии нового учебного года. Пересмотрев, перечитав немало документов, выступлений и статей, выбрала для себя несколько тезисов, картинок, наглядно и кратко поясняющих суть ФГОС, декларирующих метапредметность в том числе. Делюсь ими с читателями, вдруг кому тоже понравится. К сожалению, была не внимательна и по ходу сборки не фиксировала авторство, так что если знаете источник, значит, и я там была. Итак, несколько важных вопросов и варианты ответов на них.

 

В чем принципиальная разница стандартов образца 2004 и 2011 годов?

 

Схематический ответ

 

Стандарт 2004 г.

 

 

ФГОС

 

 

Ответ в виде сравнительных характеристик

 

Стандарт 2004г.

Линии сравнения

ФГОС

Усвоение знаний, умений, навыков

Цели обучения

Формирование универсальных учебных действий

Ориентация на учебно-предметное содержание

Содержание образования

Включение в контекст обучения решение значимых жизненных задач

Учебная деятельность определялась учителем стихийно

Организация учебного процесса

Создание индивидуальных образовательных программ

Основная—фронтальная

Формы обучения

Признание решающей роли учебного сотрудничества

 

Чем принципиально отличается урок, реализуемый в соответствии с ФГОС, от традиционного?

 

Это личностно-ориентированный урок, в основе которого лежит учебная ситуация, а не этап как это есть в традиционном уроке.

 

Как связаны между собой компетентностный и деятельный подходы?

 

 

Вопросов еще масса осталась, ответы будем искать.

 



Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Продолжим разговор о социализации?


Уважаемые коллеги в поисках нового в "универсальных учебных действиях" в Открытом Классе.

Прочитал всю ленту комментариев на "Колонку редактора 12.06.2011". Продолжаю одну из линий - о социализации. Социализации как одного из  направлений "метапредметности" (присущего всем школьным "предметам", точнее - всем "предметникам" как и всем человекам :-)

Приглашаю заинтересованных в форум "Моя социализация в Открытом Классе", где а) попробуем договориться о едином понимании социализации, б) соберем личные опыты участников сетевых сообществ ОК.

 


Ирина Ивановна, простите за "перевод стрелки". Надеюсь, что в тематическом форуме рассмотрим социализацию более целенаправленно и конкретно (применительно к Открытому Классу). Спасибо Наталье Александровне, Елене Александровне, Владиславу Ивановичу за побуждение к специальному обсуждению универсального учебного (и не только!) действия - социализации (не детей, а учителей в сетевых сообществах ОК).

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Мария Николаевна Сонина

На: Колонка редактора 12.06.2011


Слежу за темой с первого дня, никак не могла собраться с мыслями, чтобы высказаться, хотя потребность была. Я не уверена, что смогу поддержать обсуждение на столь высоком теоретическом уровне (ответственно заявляю, что прочитала внимательно все, но не все прочитанное осталось понятным), это будет что-то вроде мыслей по поводуwink

1) Здесь уже многие пытались представить свои мысли в таблицах: можно, я тоже попробую это сделать? основной используемый источник - лекция О.В. Кишенковой "Современная модель образования: императивы и вызовы".

 

Было Почему не устраивает? Должно стать
Меня учат. Учитель знает.

Со стороны общества: новое качество информации,ее быстрое производство и устаревание;

формирование новых универсалий (открытость, конкурентность, плюрализм, готовность к восприятию нового).

Со стороны школы:

новые способы восприятия опыта и знаний школьниками;

неприспособленность школы к конкурентному рынку услуг;

неготовность к серьезному самоанализу своей деятельности всеми субъектами образовательного процесса.

 

Я учусь. Учитель может мне помочь.
Дать знания, расширить, предоставить, научить воспроизводить информацию. Научить добывать, выстраивать личностные знания на основе разнородной информации, формировать личностный запрос на поиск информации.

Учить усвоению всего, что учитель последовательно "излагает" по известному ему одному плану; усвоению теорий и вечных истин.

Прививать модельные представления о мире, представить истину как нечто, с чем соглашается сообщество ученых на данном этапе.
Учить решать поставленные задачи, правильно отвечать на поставленные вопросы. Учить самостоятельно ставить цели, задачи, интегрировать идеи, замыслы, проекты, моделировать результаты своей деятельности.
Готовить к будущей жизни, которая является улучшенной копией настоящей. Учить жить "здесь и теперь", готовить к жизни в обществе, для которого практически невозможно указать его основные черты.

Получилось грубовато, постаралась указать основное, но могу и продолжитьwink

 

2) 

Кстати, а что именно вкладывается в понятие Социализация?

У обществоведов жто одно из ключевых понятий при изучении темы "Человек". Если просто и коротко, то это процесс становления и развития личности. если чуть подробнее, то это процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте (Н.И.Шевченко). Но (если посмотреть на это понятие с точки зрения таблицы), то: было - воспитание и развитие личности на основе преобразованного традиционного социального опыта. А что должно стать? Может быть, помощь, поддержка в саморазвитии, в формировании личностной траектории?

 

3) 

Как вы, коллеги, относитесь к тезису Андрея Макаревича и "Машины времени"*

 

"Не стоит прогибаться под изменчивый мир, - пусть лучше он прогнется под нас"

Отвечу другим тезисом - поэтессы Екатерины Горбовской:

 

Был город пасмурен, хмур, и сир,

И было в городе все не так,

А я мечтала исправить мир,

Но, слава Богу, не знала, как.

 

 

4) Очень интересны рассуждения Владислава Ивановича о построении понятий. Вот здесь я описываю один из возможных способов построения понятий - это метапредметно?wink

Все будет хорошо! Я узнавала!




На: Колонка редактора 12.06.2011


Все очень интересно, Мария Николаевна, и главное, -  учителю понятно... Не то, что У ВИРа... sad Никто же не знает как "правильно". Идем своим путем каждый. Что в культуре останется, то и "правильно" smiley

 

Вот сюда еще взгляните  А захотите по пятницам в 21.00 мск через скайп пообщаться по метапредметности, - я с удовольствием... Только свой адрес в скайпе мне пришлите... Спасибо!

 

Да... Про "социализацию"... Я дкмаю, что удобно ее рассматривать как "интериоризацию" Выготского и "экстериоризацию" Пиаже вместе и одновременно. Зараз.... 

Комментарий был изменен с момента создания (reduhin, Tue, 28/06/2011 - 01:55).

Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли

ВИР




Фото пользователя Сергей Петрович Шурупов

На: Колонка редактора 12.06.2011


Уважаемые коллеги! Мне нравяться Ваши идеи, мысли! Но есть одно но! Дети живут в разных семьях, с разными социальными статусами, их видно по одежде, подготовкой к уроку, в процессе беседы выявляется что многие живут в не полной семье, опекаемые и таких уже 50%. И как ребенок сможет развить свое мышление по филосовии, если реальность его бытия рядом? Многие дети очень слабые в физическом развитии, как они будут участвовать в новом подходе к образованию, если с первого класса они уже ниже своего развития. Этих детей можно быстро определить по проверке его тетради, которая грязная, изорванная, изрисованная. Надо укреплять социальную сторону семьи, а не философию мышления и культуры!

Шурупов С.П.




Фото пользователя Ирина Ивановна Кацай

На: Колонка редактора 12.06.2011


Сергей Петрович, а разве между грязной, изорванной, изрисованной тетрадью и уровнем культуры нет причинно-следственной связи? Если за культуру не браться, разве тетради станут лучше? И разве школа вправе ожидать, что все ученики должны прийти со строго определенными способностями и умениями? Нет ли в Вашем призыве "укреплять социальную сторону семьи" желания бороться за мир во всем мире?

Мир изменился, школа тоже должна измениться, не ждать ровных и окультуренных изначально кем-то учеников, а уметь работать со всякими детьми.

С уважением, Ирина Кацай. И кстати, работать действительно не так скучно, как отдыхать!



Фото пользователя Сергей Петрович Шурупов

На: Колонка редактора 12.06.2011


Уважаемая Ирина Ивановна! Я доволен Вашим ответом, спасибо. Думаю, что "уметь работать со всякими детьми", это пройденный 1этап, затем 2 и 3 т.д. Мир изменился, но сознание, даже у детей осталось на уровне сознания бытия.

Шурупов С.П.




Фото пользователя Ирина Ивановна Кацай

На: Колонка редактора 12.06.2011


Поэтому у Вас и не пошло,  и заглохло. Это игра со словами...

Ну дак и здесь пока те же игры наблюдаются. frown

тут показать как от МЕТАпредметности и МОДЕЛЕЙ можно "протоптать" дорожку к реальной повседневной практике образования.  Задайте вопросы или отнеситесь, пожалуйста.

К предложению про дорожку отношусь smiley хорошо. Пока на практике наблюдаю такую картину, берется разработка урока, и подгоняются под ответ нужные УУД (ну или метапредметные результаты). Иногда удается еще и личностные результаты найти, которые, как писано, не измеряются (ну или не подлежат оценке в рамках урока). И все, урок в новом формате ФГОС готов. И кстати, не вижу в этом криминала.

 

А еще вспомнилась такая байка. Прошел очередной большой семинар по ФГОС, много слов сказано, все обсудили вроде бы. По окончании мероприятия к ведущему подходит учительница с такими словами: "Спасибо, я все поняла. Но вот только одно, покажите мне идеальный урок с точки зрения ФГОС, и я уже буду готова работать дальше самостоятельно". laugh

 

Это я так отнеслась, а теперь вопрос. Вы знаете, что в ОК завершился конкурс "Искусство для науки", каково Ваше экспертное мнение относительно уроков, признанных лучшими с точки зрения метапредметности?

С уважением, Ирина Кацай. И кстати, работать действительно не так скучно, как отдыхать!



На: Колонка редактора 12.06.2011


Здравствуйте, Ирина Ивановна! 

Ну дак и здесь пока те же игры наблюдаются. frown

 

 

Я сдедал попытку протянуть сквозную линию от МОДЕЛИ до практики , но никто почему-то не откликнулся

 

Практически это делается очень просто, каждый оценивает каждого по выбранной характеристике, связанной с МАТЕРИАЛОМ. А потом компьютер сам все это рассчитывает

 

Возможно потому, что эта методика лучше работает при экспертизе и оценке РИСКОВ, а не распределении БЛАГ 

 

 теперь вопрос. Вы знаете, что в ОК завершился конкурс "Искусство для науки", каково Ваше экспертное мнение относительно уроков, признанных лучшими с точки зрения метапредметности?

 

Я это уже смотрел... Вы же понимаете, Ирина Ивановна, что экспертиза новит аозиционных характер. Кстати экспертизу в образовании мы начинали с Челябинска в 91-ом году с Вашим бывшим начальником  В.Н.Кеспиковым. Но тогда ужасное трагичское событие обрезало наши контакты. Хотя удалось оставить у Вас привезенных нами  французов из СЕМЕА и идею аниматорства. С С.Г.Молчановым мы переписываемся на ВИПе. Интересно, как там поживает Марина Волкова..

 

Так вот эксперт-учитель будет смотреть содержание, эксперт-директор порадуется, что есть такие замечательные учителя,  а с В.Ю.Громыко у нас разные представления о МЕТАпредметности. И я уже об этом писал. Он, как и Г.П.Щедровицкий и В.В. Давыдов исходит из онтологии СФЕРЫ, а я из онтологии СЕТИ. Поэтому для меня отдельно взятое занятие в принципе не может быть МЕТАпредметным. Я писал об этом Елене Александровне.и здесь уже тоже

 

Разговор по циклу пошел... Что нужно сделать, чтобы не зщациклиться, коллеги?

Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли

ВИР




Фото пользователя Ирина Ивановна Кацай

На: Колонка редактора 12.06.2011


Кстати экспертизу в образовании мы начинали с Челябинска в 91-ом году

Мир тесен. smiley В.Н. Кеспиков в настоящее время успешно руководит нашим ИПК. С С.Г. Молчановым мне посчастливилось поработать над некоторыми проектами, надеюсь, и у него обо мне осталось хорошее впечатление. smiley Марина Волкова не оставляет своим вниманием систему образования, радует нас то периодикой, то мероприятиями для педагогов. Не имею чести быть лично с ней знакомой, но как педагог признательна ее примеру меценатства.

Возможно потому, что эта методика лучше работает при экспертизе и оценке РИСКОВ, а не распределении БЛАГ 

Возможно и потому, что есть готовые инструментарии, комплексные и заточенные и под ФГОС, которые можно брать под ключ и использовать. Не знаю где, как, а у нас есть здесь.

для меня отдельно взятое занятие в принципе не может быть МЕТАпредметным

Согласна, но из чего-то эта метапредметность складывается? Да, можно мечтать, что у нас появятся целые метапредметные курсы, но сомнительно. Да возможно, что учителя разных предметов будут планировать так, что в течение одного учебного периода в едином порыве будут в унисон формировать какое-то очередное УУД, но и это утопично.

Я сдедал попытку протянуть сквозную линию от МОДЕЛИ до практики , но никто почему-то не откликнулся

Разговор по циклу пошел... Что нужно сделать, чтобы не зациклиться, коллеги?

А разве это не неизбежно? Может быть разное понимание практики? Я, например, тоже как та учительница мечтаю увидеть одно идеальное занятие - минимальную составляющую, зернышко, из которого в итоге начинает прорастать метапредметность. Потому и взяла на себя смелость (или наглость) проэкспертировать конкурсные работы.

С уважением, Ирина Кацай. И кстати, работать действительно не так скучно, как отдыхать!



На: Колонка редактора 12.06.2011


Здраствуйте, Ирина Ивановна! Как все же приятно осознавать, что между нами есть связи сквозь пространство и время через людей, которые живут в виртуальных, социальных и реальных СЕТЯХ!

  

А разве это не неизбежно?

 

Есть ЦИКЛ, а есть РЕКУРСИЯ - "шаг вперед, - все возможные шаги назад" , и я тоже считаю, что тут обсуждение сворачивать надо. Тем более, что я перехожу в скайп, где мы с Андреем Юрьевичем Бахтиным в рамках подготовки к августовскому  ВИП-2011 решили со следующей недели создать в скайпе еженедельную встречу Клуба "Профессиональная среда по пятницам " для обсуждения этой темы "Метапредметный подход" Первая встреча состоится в пятницу 24 июня в 21.00 мск. Повестка дня 1) Зачем мне это нужно? 2) Как организовывать наше обсуждение?.  Я приглашаю желающих присоединиться к нашей "тусовке"smiley Мой адрес в скайпе reduhin  Или же по почте пишите, - буду рад. Для Сибири и Дальнего Востока можно по воскресеньям эту встречу проводить. Предлагайте когда и пишите. 

 

Может быть разное понимание практики? Я, например, тоже как та учительница мечтаю увидеть одно идеальное занятие - минимальную составляющую, зернышко, из которого в итоге начинает прорастать метапредметность. 

 

Конечно, Ирина Ивановна, в том-то и дело... Для учитея "практика" - это уроки, для консультанта "практика" - это созданме концептуальныз схем. Тоже предельно идеальных...

 

 

Как видите у меня при СЕТЕВОМ подходе семь уровней, а, значит и частей (уроков) при трансляции, учитывая "рекурсию", должно быть не менее семи. Каждый уровень это своя логика, своя этика, свой вариант выбора обусловленные своей ментальной ОПЕРАЦИЕЙ. А психологи и  мы все пока с  "рефлексией" никак не разберемся. Причем думаем, что "рефлексия" это "вверх", а она "вглубь" к ЗНАКУ. А "инверсия" это "врвне" - к СИМВОЛУ.

 

Причем, так как "опредметить" :("замкнуть" в сознании-коммуникации) можно все что угодно на любом уровне, то вся , что лежит ниже, это "непредметное", а выше - "надпредметное" (только для этого случая и ситуации) . Вот и идет путаница с МЕТАпредметным, которое на самом верху замыкает все возможные подходы.Не всякое "надпредметное" обьязательно "МЕТАпредметное" . Но, об этом при встрече. Спасибо всем! Было очень интересно! Пока!

Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли

ВИР




На: Колонка редактора 12.06.2011


До МЕТАпредметного нужно еще добраться через шаги "надпредметного"... Но как? Любой ответ уменьшает число степеней свободы, порождает или информацию, или личное знание,  и стягивает сознание к точному ЗНАКУ. Вопрос (если он не риторический) расширяет границы сознания, может вывести в "надпрелметность" и "движет" к МЕТАпредметности НОРМЫ, оформленной в "модели"

 

 

 

Поэтому, чтобы шагать в МЕТАпредметность шаги делать надо.. Вопрос-ответ, вопрос-ответ  Вверх-киз... От ЗНАКА к СИМВОЛУ и назад... Нарисовал-сказал.. "Делать"... Де-лать" ДелАТЬ...  "Ать!" "Ать" "Ать-два! Ать-два!" Вот это и есть  простейший пример "надпредметного" подхода...  Потому что на "ать-два!"! можно не только "шагать", но и "рубить", "моргать", "в носу ковырять".... Алгоритм состоящий из двух единиц Да-Нет... Черное-белое... 0 и 1... Добро и Зло...  В МЕТАпредметном подходе, - "дихотомия... "  Этот СПОСОБ "делить Целое на две Части можно переносить на что хочешь... В этом он "универсален"... Поэтому так распросторанен... И в мыслях тоже... Но не беспредельно. "Союз Добра и Зла - это Добро или Зло?" С вопроса шаги в МЕТАпредметность начинаются... Поехали?

Комментарий был изменен с момента создания (reduhin, пн, 20/06/2011 - 22:51).

Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли

ВИР




На: Колонка редактора 12.06.2011


Вот интересно... Приглашал всех желающих продолжить обсуждение в скайпе.  Дату назначили и время... С ВИПа таких оказалось  14 человек, а с ОпенКЛАССА только один... Теряюсь в догадках, - к чему бы это? 

Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли

ВИР




Фото пользователя Елена Александровна Годунова

На: Колонка редактора 12.06.2011


 Первая встреча состоится в пятницу 24 июня в 21.00 мск. 

Владислав Иванович, так сегодня еще 22 июня, как могла уже свершится встреча?

Елена Годунова,Новосибирская область, админ сообщества "Право имеет каждый!" http://www.openclass.ru/community/186743



На: Колонка редактора 12.06.2011


 

Первая встреча состоится в пятницу 24 июня в 21.00 мск.

Владислав Иванович, так сегодня еще 22 июня, как могла уже свершится встреча?

 

Елена Александровна, отрыта новая. конференция в скайпе  -  около двух десятков участников, -  с  ВИПа там оказалось  14 человек, а с ОпенКЛАССА только один... Конференция открыта в понедельник, а планирумая встреча в пятницу послезавтра. Я что-то не так написал?

Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли

ВИР




Фото пользователя Елена Александровна Годунова

На: Колонка редактора 12.06.2011


про то что встреча открыта не было известно, вы информировали только о 24 июня

Елена Годунова,Новосибирская область, админ сообщества "Право имеет каждый!" http://www.openclass.ru/community/186743



На: Колонка редактора 12.06.2011


про то что встреча открыта не было известно, вы информировали только о 24 июня

 

Если уж про МЕТАпредметный подход, то тогда и используя его средства. smiley У Вас похожая картинка возникает или чем-то отличающаяся, Елена Александровна? Это очень важно для взаимопонимания.

 

 

 

Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли

ВИР




Фото пользователя Елена Александровна Годунова

На: Колонка редактора 12.06.2011


Да, такая же, Владислав Иванович

Елена Годунова,Новосибирская область, админ сообщества "Право имеет каждый!" http://www.openclass.ru/community/186743



На: Колонка редактора 12.06.2011


Да, такая же, Владислав Иванович

 

Вот посмотрите, пожалуйста, Елена Александровна, как на МЕТАпредметном уровне организуется взаимопонимание и появляется новое понммание в результате, как говорят методологи, "разведения понятий" 

 

Слово "конференция" может означать и встречу, и организацию, и орган управления, и ... "Конференция скайпа" - это набор контактов для организации общения через Интернет... 

 

Невозможно утверждать, - пишет В.В.Налимов, - что мы знаем все значения слова, и что, попав в новый контекст, оно не приобретет там новый смысл"

 

Вот и МЕТАпредметный результат, даже не урока или занятия, а нашего с Вами мгновенного диалога возник... Пропадет, конечно, если не закрепить... Но я о том, чтлобы учитель не возводил МЕТА в нечто божесвенное... Он это уже делает ежедневно... Называет по-другому или никак не называет. Но он, как Журден,  не знает, что говорит "прозой". И побаивается выглядеть некомпететным... Учитель же... Значит самооценка завышена... Обязательно... Профессионально... И у меня самого тоже... От этой боязни учителю нужно помочь избавиться... От  возможных "нападений" методистов и обвинений, что у него МЕТАпредметность в работе отсутствует... Она у всех уже есть... Только помочь ее увидеть надо и назвать вещи своими именами.

 

Спасибо, Елена Александровна!

Комментарий был изменен с момента создания (reduhin, Wed, 22/06/2011 - 13:58).

Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли

ВИР




Фото пользователя Ирина Ивановна Кацай

На: Колонка редактора 12.06.2011


ВИР 18/06/11: Поэтому для меня отдельно взятое занятие в принципе не может быть МЕТАпредметным.

ВИР 22/06/11: Но я о том, чтобы учитель не возводил МЕТА в нечто божественное... Он это уже делает ежедневно... Называет по-другому или никак не называет.

И что же верно, Владислав Иванович? Так может учитель в течение одного дня/занятия формировать нечто МЕТАпредметное или нет? smiley

 

С уважением, Ирина Кацай. И кстати, работать действительно не так скучно, как отдыхать!



На: Колонка редактора 12.06.2011


 

ВИР 18/06/11: Поэтому для меня отдельно взятое занятие в принципе не может быть МЕТАпредметным.

ВИР 22/06/11: Но я о том, чтобы учитель не возводил МЕТА в нечто божественное... Он это уже делает ежедневно... Называет по-другому или никак не называет.

И что же верно, Владислав Иванович? Так может учитель в течение одного дня/занятия формировать нечто МЕТАпредметное или нет? smiley

 

 

 

 

Здравствуйте, Ирина Ивановна! Спасибо за вопрос.... Они на вес золота...Во ФГОСе (на мой взгляд, конечно) спутаны понятия МЕТАпредметное и НАДпредметное. За что ему большое спасибо.smiley Потому, что выйти на НАДпредметное можно и одному, и сообща и за урок, и мгновенно. Различил-обобщил-оформил" и готово... Этому дегко научиться и даже дети это за счет рефлексии делают.

 

 

 

А вот на пути к МЕТАпредмету меняются и логики, и даже этики.... Мораль... А это уже серьезно... За одно занятие семь шагов не сделаешь...Потому что традиционные "анализ-синтез" не помогут.... 

 

 

 

 

Хотя я к пятнице придумал еще один, неожиданный для себя ход... Сначала выделить из ВСЕЙ программы десятка два-три  действительно МЕТАпринципов ("любая граница одновременно и разделяет и соединяет",  "нельзя решить проблему, находясь в плоскости этой проблемы", "ученик должен быть достаточно ленивым, чтобы не делать лишние вещи" и т.д.) а потом посмотреть, - какие наборы занятий по разным учебным, гуманитарным и естественно-научным программам под эти МЕТАпринципы собрать можно. Учитель должен быть к 1 сентября вооружен и тем защищенsmiley

 

Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли

ВИР




Фото пользователя Ирина Ивановна Кацай

На: Колонка редактора 12.06.2011


Владислав Иванович, тетраэдры у нас хоть и в одной темке находятся, но все же разные. Изначально была предложена схема, показывающая стык компетентностного и деятельностного подхода, Вы предлагаете рассмотреть составляющие метапредметности. Ну и хорошо. На мой взгляд в ней слишком много про чувства и веру, даже честнее скажу, слабо улавливаю, зачем это разделение нужно. И сомневаюсь, что это надо и возможно донести до педагогов.

 

Где-то в Ваших комментариях встречалась фраза со следующим смыслом, призывом к педагогам: не спешите отказываться от всего того, что вы делали (относительно метапредметности, даже если она называлась как-то иначе), вы уже умете многое. Если что-то исказила, то значит, так поняла. smiley Но подобные рассуждения меня настораживают. Эту установку очень быстро присваивают педагоги, услышали из уст какого-нибудь выступающего или усвоили из прочитанного по диагонали, и уже слышишь уверенные заверения, мы итак это все всегда делали. И это не брюзжание с моей стороны. Подобное приходилось слышать и от школ, которые были в апробации в текущем году. Сами же школы, обобщая опыт, понимают, что делали и умели многое и до введения ФГОС, но никогда не было целостной системы формирования УУД, никогда не было столь тесной связи предметов за счет этой самой метапредметности. Учитывая, что в апробации участвовали не самые слабые школы, есть опасение, что не все настолько критично смогут отнестись к собственной деятельности.

ВИР: Как вы, коллеги, относитесь к тезису Андрея Макаревича и "Машины времени" "Не стоит прогибаться под изменчивый мир, - пусть лучше он прогнется под нас"

Плохо отношусь. smiley

СПШ: С какого возраста или класса дети смогут сами обучать себя, без участия педагога? Ведь сейчас строится система обучения через интернет?

Сергей Петрович, где такая система строится? В законе об образовании есть разные формы получения образования (ст. 10), специальной "через интернет" (очевидно, подразумевается дистанционная) там нет. Да, как часть очно-заочной, заочной формы, самообразования дистант может присутствовать, это право образовательного учреждения, но в условиях Г(И)А и ЕГЭ, а также локальных актов о текущей аттестации учащихся, скорее всего, дистант еще долго останется лишь элементом, но не полной самостоятельной формой образования.

С уважением, Ирина Кацай. И кстати, работать действительно не так скучно, как отдыхать!



На: Колонка редактора 12.06.2011


 

Владислав Иванович, тетраэдры у нас хоть и в одной темке находятся, но все же разные. Изначально была предложена схема, показывающая стык компетентностного и деятельностного подхода, Вы предлагаете рассмотреть составляющие метапредметности. Ну и хорошо. На мой взгляд в ней слишком много про чувства и веру, даже честнее скажу, слабо улавливаю, зачем это разделение нужно. И сомневаюсь, что это надо и возможно донести до педагогов.

 

С первым согласен, Ирина Ивановна, - для Вас ТЕРАЭДР иллюстрация, - для меня инструмент и МОДЕЛЬ  с которой работать надо... Сказал - нарисовал... Провел линию - назови. Со вторым спорить не стану.... Посмотрите, если что Лекс Бос "Доверие, дарение, блгодарение" (Силы социального созидания)

 

ВИР: Как вы, коллеги, относитесь к тезису Андрея Макаревича и "Машины времени" "Не стоит прогибаться под изменчивый мир, - пусть лучше он прогнется под нас"

ИИК. Плохо отношусь. smiley


А я как к недоразумению...  "Любое действие новит хаактер взаимодействия". Я с этим тезисом на эту тему и пришел  Построение понятия "социализацмя" как-то подвисло, поэтому, извините, "голопом по европам", чтобы наглядно  продемонстрировать переход от МЕТАМОДЕЛЕЙ к практике применения.

 

Если выстраивать взаимодействие на "встречных потоках ресурсов" (презентацмя с анимацией 6 Мб)    То "социализация" это одновременно два встречных роцесса 0 интериорищации Выготского и эксрериоризации Пиаже.  (УСТАНОВЛЕНИЕ). А  вот ИСПОЛНЕНИЕ социалзации это риск и ответственность самого субъекта, который сам себе и выступает Заказчиком (как Бур Атиноsmiley в нашей переписке в Натальей Александровной) 

 

 

Тогда важнее всего становится ОЦЕНИВАНИЕ, замыкающее социализзацию  в ПОНЯТИЕ. В сети социальных отношений оценивание выступает как открытый пбличный лиалог между самооценкой,, внутренеей оценкрй и внешней многопозиционной оценкой. Или в проекции на отдельного субъекта, в соотношени его самооценки (верю, что я такой)  , ожидаемой оценки (зочу выглядеть таким) и фактической оценки  участниками СЕТИ (я узнал, что я такой)

 

Практически это делается очень просто, каждый оценивает каждого по выбранной характеристике, связанной с МАТЕРИАЛОМ. А потом компьютер сам все это рассчитывает и результаты выводятся в наглядные таблицы (там два листа)  Этоиследование, основанное на "аффектк неадекватности Неймарк" и само о себе интересно *попробуй, не пожалеетк) но мне важнее тут показать как от МЕТАпредметности и МОДЕЛЕЙ можно "протоптать" дорожку к реальной повсенейвной практике образования.  Хадайте вопросы или отнеситесь, пожалуйста.

Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли

ВИР




Фото пользователя Григорий Григорьеви Ищук

На: Колонка редактора 12.06.2011


ГОВОРИТЬ о деятельности (историески сложившейся социокультурной НОРМЕ чего-то там, - сознания, активности или коммуникации) абсолютно БКСПОЛЕЗНО, Гришгорий Григорьквич. Поэтому у Вас и не пошло,  и заглохло. Это игра со словами... "Делается..." Это даже на тривиальную "карту ума" не тянет . ТЕТРАЭДР тут с боку припеку.... Вот если бы там были СТРЕЛОЧКИ  и они были названы, и схема бы стала наполняться деталями, усложняться и оживать...

 

Так ведь хотелось на стрелочки совместно выйти. Жизнь показывает: как только я стрелолчки сам воткну так и сам поним буду двигаться!




Фото пользователя Григорий Григорьеви Ищук

На: Колонка редактора 12.06.2011


Не уверен, что правильно поступаю, но...

1. Я реальный учитель. Сегодняшний. Правда и вчерашний, конечно. Не уверен что получится быть будущим.

2. Метапредметность... Кто спорит, очень важно.Но может есть более важные вещи для школы сегодня?

3. Я пытался деятельностно говорить о деятельностногм подходе. Ну и что?  Там тоже тетраэдр!

4. Если трезво посмотреть, то МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ присутствовала всегда у нормального учителя. Такие учителя были, есть и ....

5. Каким словом (понятным для родителя, учителя и ученика одновременно) можно заменить это МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ.

Комментарий был изменен с момента создания (grigri, Fri, 17/06/2011 - 12:10).



На: Колонка редактора 12.06.2011


3. Я пытался деятельностно говорить о деятельностногм подходе. Ну и что?  Там тоже тетраэдр!

 

ГОВОРИТЬ о деятельности (историески сложившейся социокультурной НОРМЕ чего-то там, - сознания, активности или коммуникации) абсолютно БКСПОЛЕЗНО, Гришгорий Григорьквич. Поэтому у Вас и не пошло,  и заглохло. Это игра со словами... "Делается..." Это даже на тривиальную "карту ума" не тянет . ТЕТРАЭДР тут с боку припеку.... Вот если бы там были СТРЕЛОЧКИ  и они были названы, и схема бы стала наполняться деталями, усложняться и оживать... 

Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли

ВИР




Фото пользователя Ирина Ивановна Кацай

На: Колонка редактора 12.06.2011


1. Я реальный учитель. Сегодняшний. Правда и вчерашний, конечно. Не уверен что получится быть будущим.

Судя по Вашей рефлексивной содержательности, так Вы уже там smiley в хорошем будущем.

2. Метапредметность... Кто спорит, очень важно. Но может есть более важные вещи для школы сегодня?

Проблем много, согласна, но разговор за эту зашел. Каждый выбирает свое, наболевшее. Кстати (или не очень кстати), еще вспомнилось, что на разных уровнях (местных и федеральных) приходилось слышать, что не волнуйтесь, если что не так пойдет, двойные стандарты всегда нас выручат. Как и готовящийся мониторинг успешности введения ФГОС заставляет держаться в тонусе. Можно, конечно, и о более насущном поговорить, но с 1 сентября всех будут приводить к общему знаменателю. sad

3. Я пытался деятельностно говорить о деятельностном подходе. Ну и что?  Там тоже тетраэдр!

Отличный тетраэдр, берем на вооружение.

4. Если трезво посмотреть, то МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ присутствовала всегда у нормального учителя. Такие учителя были, есть и ....

Главное слов здесь "трезво", но увы, к таким "нормальным" примыкают и другие.

5. Каким словом (понятным для родителя, учителя и ученика одновременно) можно заменить это МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ.

indecision

С уважением, Ирина Кацай. И кстати, работать действительно не так скучно, как отдыхать!



Как связаны между собой разные подходы?


В поисках метапредметности...

Давайте сначала все же на конкретном примере разберемся, где в рамках КОМПЕТЕНТНОСТИ лежат сами КОМПЕТЕЦИИ, где МЕТАПРЕДМЕТЫ, а где НОРМЫ с МОДЕЛЯМИ 

Для этого сравним работу ученика или учителя с ЧИСЛАМИ (СЧЕТ) и работу с ИМЕНАМИ (РЕЧЬ). И там, и там работа идет со все более усложняющимися единицами смысла (укрупнение дидактических единиц Эрдниевых помните - УДЕ?). И вот с числами достаточно очевидно (там это обксловлено введением нового обратного действия - сложение-вычитание и т.д.) , а вот с именами не очень очевидно, что введение нового уровня сложности (слоя "матрешки" восходящей к МЕТАпредметности) порождено ПРОБЛЕМАМИ практики работы на предыдущем уровне (слое) 

Уровнями чего? - уровнями сознания-коммуникации. Почему же и при счете и при речи усложнение происходит одинаковым образом? Потому, что так "велит" топология физического пространства и в котором мы живем, и из которого сами и состоим как живые "капельки смысла". Жаль анимации у меня нет.. Итак, снизу вверх... По кругам Эйлера, связывая через них СЧЕТ и РЕЧЬ. 



Количество дней или шишек на голове мы считаем в натуральных числах. И ИМЕНАМИ их именуем..Для торговли нужно считать долги и их отрицательными числами измерять. Мы вводим целые числа, а в языке и речи появляются ТЕРМИНЫ как единицы смысла. Термины описания и термины действия. 

При инженерных измерениях приходится иметь дело с дробями. Возникают дробные и рекурсивно появляются обобщающие предыдущие уровни - рациональные числа. А вместе и ними в сознании и ОПРЕДЕЛЕНИЯ как отношения "определяемого" и "определяющего"... Как функции и как новые единицы смысла.

Дальше стоп... Никакие реальные проблемы материального объективного мира ВПРЯМУЮ не породят появление иррациональных, а с ними, и действительных чисел.. Кончилась конкретика, началось абстрагирование. Мир перевернулся с ног на голову - фундаментальные исследования стали порождать реальные феномены жизни. Пороховую ракету запускали еще древние китайцы, но потребовался Циолковский, чтобы построить ПОНЯТИЕ (следующая единица смысла) "реактивное движение" и начать заранее рассчитывать траекторию движения любого космического корабля.

Мнимые числа и обобщаюшие их комплексные, это уже из вирутальной реальности и для забивания гвоздей никак не пригодятся. Но как благодарны формуле Эйлера, те, кто рассчитывает вынужденные колебания в электрических цепях с явлением резонанса и импедансом! Возрастающие сложности материальной практики заставляет усложняться практику ментальную. Две обратные связи одновременно, известны в технике (радио-лампа пентод), а в сознании порождают шизофрению (и социальную то же). И четырехзначную логику Лукасевича. А заодно и ее преодоление в теории управления через введение КОМПЕТЕНЦИЙ как более сложных единиц смысла - понятие об управлении понятиями. Следите как схема единиц смысла логично усложняется? 

Еще один шаг... Появляется рамочный подход, НОРМА как одномерная рамка, МОДЕЛЬ, и МЕТАПРЕДМЕТ, - это все разные имена одного и того же, - выхода в пространство принятия решения и ВЫБОРА для субъекта. Выбора или рационального, или нравственного... ИЛИ-ИЛИ? Когда как...

Ну, и кому, и когда в практике нынешней реальной жизни эти ВСЕ уровни единиц смысла нужны? Откуда мне ЗАРАНЕЕ знать, без установления моей ПОЗИЦИИ, РАМОК проблемной ситуации и моего самоопределения? 

Это значит, что построение ЗАРАНЕЕ компетенций относительно какого-то ПРЕДМЕТА (а он в ПОНЯТИЯХ сначала должен быть описан - нельзя же оперировать комплексными числами не умея действовать с дробями?) - это нонсенс ... Их же милиарды у свободных людей.. МЫ - РАЗНЫЕ... Но иногда (ИНОГДА!!!) и компетенции тоже нужны... И МОДЕЛИ, НОРМЫ и МЕТАПРЕДМЕТЫ тоже... Но нужно каждый раз уметь их строить ЗАНОВО под свою проблемную ситуацию с риском как мерой ответственности .


В этом умении - мисия МЕТАПРЕДМЕТНОТИ.. Не снизу от феномена (должное не выводится из сущего) а сверху... Из рефлексии. Научился самоопредлеляться под эгидой Совести, стал решения самостоятельно принимать и многоальтернативный ВЫБОР делать - строй себе на здоровье любые МОДЕЛИ, НОРМЫ, МЕТАПРЕДМЕТЫ... Осваивай свою КОМПЕТЕНТНОСТЬ... А внутри нее - КОМПЕТЕНЦИИ, ПОНЯТИЯ и другие единицы смысла. В этом - ИНОЕ содержание образования. 

 

Вот так поиски МЕТАпредметности мне лично видятся... Что скажете, дорогие и уважаемые коллеги?

 

Комментарий был изменен с момента создания (reduhin, чт, 16/06/2011 - 00:35).

Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли

ВИР




Фото пользователя Резида Фарутдиновна Ахметзянова

На: Как связаны между собой разные подходы?


Счастья всем и здоровья в 2014 году!




На: Как связаны между собой разные подходы?


 

Так за чем дело стало, Резида Фарутдиновна ?

Давайте теперь это и применим на практике к метапредметным результатам ФГОС? Только как это сделать и с чего начать? Тут Елена Александровна в лчной переписке напомнила мне притчу о профессоре, объяснявшем студентам, что такое полнота" на примере пустой банки. Сначала он в эту банку насыпал орехов и спросил студентов, полна ли она. Получив утвердительный ответ, он насыпал в эту банку гороха, которым заполнил пустоты между орехами. И опять спросил, полна ли банка, и опять получил утвердительный ответ. Затем он всыпал в нее песка, которым заполнил теперь уже пустоты между горошинами, и задал тот же вопрос студентам. Вновь получив ожидаемый, но уже менее уверенный, ответ, он влил в банку еще и воды по самый край и спросил, полна ли наконец эта банка? Судя по тому, что в воде можно растворить углекислый газ, ответ еше не окончательный.smiley

 

Обратите внимание, если бы он попробовал проделать эти действия в противоположном обратном порядке, наиная с воды, то такого эффекта у него бы не получилось...Именно это происходит, когда начинают обсуждать МЕТАподход с "воды", с феноменов, с примеров, конкретики предметного тематического содержания... После этого "разбавления и переполнения водой" никакого содержательного движения произойти принципиально не может. Вот почему  я пишу

 

 

Но иногда (ИНОГДА!!!) и компетенции тоже нужны... И МОДЕЛИ, НОРМЫ и МЕТАПРЕДМЕТЫ тоже... Но нужно каждый раз уметь их строить ЗАНОВО под свою проблемную ситуацию с риском как мерой ответственности . 

В этом умении - мисия МЕТАПРЕДМЕТНОТИ.. Не снизу от феномена (должное не выводится из сущего) а сверху... Из рефлексии. 

 

В модели МЕТАПРЕДМЕТА - в ТЕТРАЭДРЕ Ирины Ивановны у нас четыре первоначальных "ореха". От них и нужно двигаться, добавляя туда к четырем  "орехам" потом "гороха" и именуя вершины, ребра и грани ТЕТРАЭДРА  Двигаться нужно именно от общего...

 

Я бы предложил двинаться в МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ от человека и от его чувственных ОБРАЗОВ, СИМВОЛОВ веры, ЗНАКОВ знания и ИМЕН культуры. А уж потом учитывать социальные мегапроцессы, то, что ОБРАЗОВАНИЕ - это и воспитание, развитие, социализация, обучение и подготовка кадров (профессионализация), творчество.. И то учитывать как это состыкуется с законодательной и нормативно-правовой базой. Вот как мне почудилось, вписывается в эту модель сферы деятельности образования ее составляющая часть - "социализация"

 

 

Согласны поиграться с моделью? Не корову же проигрываем? И с работы не уволят, и в академики не выберут... А как "правильно", так ведь НИКТО не знает.. Как придумаем и договоримся так и будет. Для себя же... и для детей... Как бы как это сложить в полное ЦЕЛОЕ, да чтобы еще и на практике работало?

Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли

ВИР




Фото пользователя Юлия Николаевна Дудко

На: Как связаны между собой разные подходы?


Коллеги, восхищаюсь всеми вами! 

Но чем больше читаю, тем больше не понимаю.... Хотя по -  честному пытаюсь вникнуть..И с ужасом думаю, что с 1 сентября сначала учителям начальных классов - всяким учителям, тем, что есть,   не всегда даже отличающие компетентность от компетенции:)) (это к вопросу  о возможности и необходимости  дать четкое определения всему), а потом и всем остальным, придется понятными словами, доходчиво и внятно  объяснять - ЧТО, ЗАЧЕМ и КАК надо менять в образовательном процессе, привычном для основной массы учителей, родном и понятном.  А у меня у самой  понимание  только на уровне интуиции...

Поэтому тема , поднятая Ириной Ивановной, архисвоевременна и   суперважна..

Все материалы, которые предложены в этой ветке в виде сравнительных таблиц и схем , безусловно, использую.. Пока сравниваем  новое  с уже известным - мысль не теряется:)) Составление  сравнительной  таблицы - самая любимая форма работа еще с школьных лет !

Сама для себя сделала такой вывод  (и на основе этого обсуждения , и на основе всего прочитанного ранее):  

учебное содержание вторично по отношению к тем способам деятельности, которые использует учащийся для достижения  собственных целей, сформулированных  самостоятельно. Цели  учащимися формулируются самостоятельно, но они должны быть соотнесены с результами, заявленными в стандартах,  и известных только учителю...

Основных трудностей в этой ситуации  вижу две -  умение учителя  перевести  результаты  стандартов в цели, понятные для учеников . И второе - владеть на уровне   применения арсеналом  различных  средств,  способов, методов, реализующих индивидуальныхй подход. Насколько я права, не уверена. ...Готова выслушать критику и мнение!

 

Комментарий был изменен с момента создания (dudkoyuliya, чт, 16/06/2011 - 21:06).

С уважением, Юлия Дудко




На: Как связаны между собой разные подходы?


 ... владеть на уровне   применения арсеналом  различных  средств,  способов, методов, реализующих индивидуальныхй подход. Насколько я права, не уверена. ...Готова выслушать критику и мнение!

 

Как можно с этим спорить, Юоия Николаевна! Вы абсолютно правы, говоря об иливилуальном подзоде. Прав и уважакеый Сергей Петрович, у которого болит душа о практике применения этих подходов и я, со своим педстажем в 46 лет хорошо понимаю ваши чувства. А так как Ирина Ивановна задала НА ЭТОЙ ТЕМЕ метапредметного подхода (не индивидуального, не деятельностного, не знаниевого, не навыкого-средового, не информационного, не...., не..., не...) , то я используя ее модель ТЕТРАЭДРА  хочу показать, что чувства и в екй самое главное человеческое... Они дают основу для того МАТЕРИАЛА, из которого складываютсячувственные ОБРАЗЫ, точные ЗНАКИ знания, СИМВОЛЫ верв *не путайте с религией) кторые облеваются в ИМЕНА , приобщающие человека и ребенка к культуре и срциуму. За счет "социализщации" 

 

 

 

Метапредметные результаты образовательной деятельности
Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного ПРОЦЕССА, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

 

 

Коллеги, какие образовательные ПРОЦЕССЫ вы видите на схеме? Как называются с вашей точки зрения ребра ТЕТРАЭДРА "сферы образования"?

 

Сергей Петрович, Юлия Николаевна, наверное, напривычно то МЕТАпредметный подход заставляет работать с МОДЕЛЯМИ . Раз ркчь зашла о "социалзации" я и начал рассматривать модель ОБРАЗОВАНИЯ (хотя мог по вашему заказу, начать моделировать и урок, как у Елены Адександровны, и компетенцию учителя, и даже понятие о ЧИСЛЕ (презентация 4 Мб - включите показ слайдов и щелкайте)  И вертьте!  В себя верьте, в своих учеников, в то, то все будет хорошо... И на этой теме тожеsmiley

 

 

Нас мотает от края до края, 
По краям расположены двери, 
На последней написано: "Знаю", 
А на первой написано: "Верю".

 

И, одной головой обладая, 
Никогда не войдешь в обе двери: 
Если веришь - то веришь, не зная, 
Если знаешь - то знаешь, не веря.

 

И свое формируя сознанье, 
С каждым днем, от момента рожденья, 
Мы бредем по дороге познанья, 
А с познаньем приходит сомненье.

 

И загадка останется вечной, 
Не помогут ученые лбы : 
Если знаем - безумно слабы, 
Если верим -  сильны бесконечно!  

 

Андрей Макаревич

 

 

Комментарий был изменен с момента создания (reduhin, чт, 16/06/2011 - 23:03).

Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли

ВИР




На: Как связаны между собой разные подходы?


Умри, но не давай ответа без вопроса, как поцелуя без любви

 

Умру... Без откликов... Но перед этим продублировать материал с другой ветки, где он бессильно повис, могу?

 

 

Главная компетенция, которую надо приобрести ребенку - это стать деревянным,как Буратино.

 

Так оно сегодня точно так уже и есть, Наталья Александровна! Без всяких наших с вами МЕТАподходов.. За счет  нынешнего понимания и представления о "социализации"

 

Прошлое таково, каким человек его помнит, настоящее таково, каким человек его себе представляет, а будущее таково, каким человек представляет себе самого себя.

 

Став со школы "деревянным" растением - "социальной флорой",  Буратино воспроизводит по своему образу и подобию  других деревянных кукол,  которые становятся экономистами, педагогами, родителями, президентами... Только рыбы воды не видят... Зато могут эволюционировать в социально опасных животных и хищников. В "социльную фауну" уже для людей опасную.

 

Рефлексивный  латиноамериканец Бур Атино  решил разорвать этот порочный замкнутый круг воспроизвоства, стягивающийся мертвой петлей на шее общества, - он решил сам по собственному ЗАКАЗУ создать себе "папу Карло". И не по образу и подобию...  

 

Как вы, коллеги, относитесь к тезису Андрея Макаревича и "Машины времени"*

 

"Не стоит прогибаться под изменчивый мир, - пусть лучше он прогнется под нас"

Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли

ВИР




Фото пользователя Сергей Петрович Шурупов

На: Как связаны между собой разные подходы?


Уважаемая Юлия Николаевнв! С какого возраста или класса дети смогут сами обучать себя, без участия педагога? Ведь сейчас строится система обучения через интернет? Спасибо.

Шурупов С.П.




Фото пользователя Юлия Николаевна Дудко

На: Как связаны между собой разные подходы?


Не знаю, Сергей Петрович, когда будет возможна школа без учителей, дети без школы и взрослые без возможности передавать знания, опыт, способы и прочее детям, и будет ли такое когда нибудь вообще... Хотя такие опыты есть - вот можно посмотреть на результаты  очень интересного эксперимента

Но то, что роль педагога изменилась, а педагоги этого не заметили - это точно:))   И формулировки про воспитания и обучения как целенаправленного процесса мне лично кажутся сильно уж  далекими  от жизни и действительности..Информационно - насыщенный мир вокруг нас не дает шансов учителю занимать роль главного и основного персонажа в развитии ребенка... его задача , по  - видимому, будет заключаться в  определении выбора тех возможностей, которые доступны, реальны здесь и сейчас для конкретно этого ребенка , теми ли средствами, иными ли... Без сравнения его с другими, но в сравнении его с неким представлением о том, какой должне быть человек будущего...Вот как связать это представление и способы достижения этого  представления для каждого конкретного ученика?... Метапредметность - слово для меня не новое, постоянно рефлексируемое... (это я уже  Владиславу  Ивановичу отвечаю).... Красивое слово, потенциально глубокое содержательно.... Но за всеми методологическими (!)wink разговорами, мне кажется, мы не продвинулись в понимании сути этой метапредметности....

Если все таки согласиться с тем, что ключевым становится принцип формирования УУД, то сам материал, на котором это происходит, не имеет значения...  а попробуйте стажисту  - предметнику сказать, что  10 - 15 параграфов из учебника можно выкинуть и это не помешает успешной социализации его воспитанника, потому что, например,  умение анализировать и делать выводы  можно на разном материале.  Тут,  наверное, нужна очень большая воля (чья?), чтобы пересмотреть именно  содержательное наполнение новых стандартов..  

Комментарий был изменен с момента создания (dudkoyuliya, Fri, 17/06/2011 - 11:55).

С уважением, Юлия Дудко




На: Как связаны между собой разные подходы?


Но за всеми методологическими (!)winkразговорами, мне кажется, мы не продвинулись в понимании сути этой метапредметности....

 

Нельзя решить прлоблемку, находясь в плоскости этой пробемы. Для описания ПРЕДМЕТНОГО языка требуется новый, НАДпреддметный над ним, или МЕТАпредметный над всеми другими,  язык. Как правило, это язык вербально визальнызх РЕФЛЕКСИНЫХ схем

 

Посмотрите, Юлия Николаевна. Там не все точно по териминологии, го одно отчетливо видно

 

ОТВЕТ замыкает смысл в ПРЕДМЕТ,  а ВОПРОС размыкает готовую норму и порождает МЕТАпредметность 

Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли

ВИР




Фото пользователя Ирина Ивановна Кацай

На: Как связаны между собой разные подходы?


мы не продвинулись в понимании сути этой метапредметности...

А вот тут уже расшифровали, обозначили точки мониторинга. crying

С уважением, Ирина Кацай. И кстати, работать действительно не так скучно, как отдыхать!



Фото пользователя Елена Александровна Годунова

На: Как связаны между собой разные подходы?


Решила пойти от слов, пройдя по ссылке про точки мониторинга , приведенной Ириной Ивановной,читаю в концептуальном блоке:

Наряду с предметными достижениями, которые традиционно планировались начальной школой, и личностным развитием, которое не подлежит инструментальной диагностике, была выделена такая группа достижений, как метапредметные результаты. Метапредметные результаты представляют собой универсальные учебные действия, которые могут быть применены на любом материале, в том числе в новых ситуациях, в которых может оказаться ребенок. Введение метапредметных результатов в стандарт позволяет говорить о том, что начальное образование четко сориентировано не только на обучение (приобретение предметных знаний), но на развитие ребенка данного возраста 

Нет ли здесь противоречия  в том, что сначала определили,что  личностное развитие не подлежит инструментальной диагностике, но включение в стандарт метапредметных результатов (читай УУД) покажет нам развите ребенка и измерит его?

Теперь посмотрим как УУД поясняет глоссарий ФГОС:

Универсальные учебные действия
- способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.  

Источник:глоссарий ФГОС

Теперь посмотрим какие УУД есть в списке для мониторинга, всего их 11

УУД 1: Ребенок умеет планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления  

УУД 2: Ребенок умеет контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок  

УУД 3: Ребенок умеет использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач  

УУД 4: Ребенок умеет ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера  

УУД 5: Ребенок может осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий  

УУД 6: Ребенок умеет работать в малой группе: может учитывать позиции других людей, обосновывать собственную позицию, а также координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения  

УУД 7: Ребенок умеет работать в малой группе: задавать партнерам по деятельности вопросы, необходимые для совместного решения задачи  

УУД 8: Ребенок может работать в малой группе: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру  

УУД 9: Ребенок может записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ и обмениваться ею в образовательном процессе (через электронную почту, чат, видеоконференцию, форум, блог)  

УУД 10: Ребенок умеет осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета  

УУД 11: Ребенок может представлять информацию средствами ИКТ в графическом виде: как таблицы, график и проч.

 

Все ли УУД  из глоссария ФГОС могут быть подвержены оцениванию и мониторингу?

Как измерить толерантность? или культурную идентичность?

Согласна, что некоторые из этих  УУД могут позволить измерить социальную компетентность(УУД6-УУД8)

Простой взгляд на 2 источника говорит , что каждый понимает как может... и в противоречии с другим...

 

 

 

Комментарий был изменен с момента создания (lena 1, Fri, 17/06/2011 - 13:24).
Елена Годунова,Новосибирская область, админ сообщества "Право имеет каждый!" http://www.openclass.ru/community/186743



На: Как связаны между собой разные подходы?


Здравствуйте, Елена Александровна! Я по  вам (или по вас?:-)) сокучилися. ВОПРОС важнее ОТВЕТА. Если бы мне кто-то выджал такой набор про РЕБЕНКА , то я в ответ спросил (попросил) бы его прямло тут НА СЕБЕи  продемонстрировать

 

 

1. Спланирйте свою  собственную деятельность на этой ветке

2 Представьте цель собственной дкятельности на этой ветке, разбейте на задачи  и опишите средства её осуществления  

3. Сформулируйте чем и как вы будете контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок  

3: Продемонстрируйте  свое умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач  

 

 

 

Ну, словом и так далее по списку.... Не требуй от другого, чего не можкшь сделать сам...

Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли

ВИР




Фото пользователя Елена Александровна Годунова

На: Как связаны между собой разные подходы?


Так вот требуют , Владислав Иванович!

Вот  перечень , что нужно включить в пояснительную записку к рабочей программе по предмету:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
6) содержание учебного предмета, курса;
7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса 

И не факт, что те,  кто требует(разработчики стандартов), сам это может и сделать...

Елена Годунова,Новосибирская область, админ сообщества "Право имеет каждый!" http://www.openclass.ru/community/186743



Фото пользователя Юлия Николаевна Дудко

На: Как связаны между собой разные подходы?


Пардон!  Я не продвинулась:)) Только за себя говорю сейчас! Если скажу ,что много кто еще не понимает - могут затоптать ногами:))

С уважением, Юлия Дудко




Фото пользователя Сергей Петрович Шурупов

На: Как связаны между собой разные подходы?


Уважаемые коллеги! Мне очень нравиться ваши мысли о новом подходе к образованию. Но вот вопрос, а наши дети смогут выдержать государственные эксперименты над школой? За последние годы. мы все видим, что здоровье детей ухудшилось на порядок. На первом месте у детей не нравственность, а безнравственность, не обучение, а игра в компьютер. И как я понимаю, задача новых стандартов, не обучать детей, а чтобы дети научились сами познавать, получать знания и окружающий мир?

Комментарий был изменен с момента создания (shurupov_sp54, чт, 16/06/2011 - 20:35).

Шурупов С.П.




Фото пользователя Ирина Ивановна Кацай

На: Колонка редактора 12.06.2011


Уважаемые коллеги, спасибо за интерес к теме. Была целый день на ЕГЭ, наблюдения за школьниками навели на крамольные мысли, ранее вычитанные в одном из комментариев, а теперь и присвоенные.

Недельку назад попалась статья, в которой в том числе было приведено мнение одного из участников госэкзамена:

Чтобы заработать много баллов, надо быть изобретательным, гибким, везучим, надо уметь списывать и договариваться.

Сегодня как-то соотнесла эти умения быть изобретательным, гибким, коммуникабельным с метапредметными и личностными результатми стандартов. Вроде как про одно и то же речь. cool

С уважением, Ирина Кацай. И кстати, работать действительно не так скучно, как отдыхать!



Фото пользователя Сергей Петрович Шурупов

На: Колонка редактора 12.06.2011


Уважаемая Ирина Ивановна! Согласен с вашими мыслями. Те учащиеся, которые на школьной скамье получили изобретательность, логику мышления, гибкость, комуникабельность, приспосабливаемость - сегодня "В шоколаде", а дальше трава не расти!

Шурупов С.П.




Фото пользователя Елена Ивановна Ковалева

На: Колонка редактора 12.06.2011


Как правильно замечено! Но факт остается фактом. Даже такая метапредметность имеет место.




На: Колонка редактора 12.06.2011


 

Но факт остается фактом. Даже такая метапредметность имеет место.
 
Имеет место пока....  К вопросу о МЕТАпредметности и дистанционном обучении
 
 
Среди условий, которые будут прописаны в Соглашениях между Центром в лице Минобрнауки РФ и регионами, значатся, например, такие показатели: 
 
- «доля школьников (по ступеням общего образования), обучающихся по ФГОС, в общей численности учащихся», 
- «доля учителей, получивших первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности (…)», 
- «доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение школьников, в общей численности общеобразовательных учреждений».
Комментарий был изменен с момента создания (reduhin, чт, 16/06/2011 - 00:05).

Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли

ВИР




Фото пользователя Наталья Александровна Иванчева

На: Колонка редактора 12.06.2011


Спасибо, Ирина Ивановна! smileyheart

Очень интересно и очень актуально. 

Прочитав  Ваши таблицы и схемы, увидела ФГОС в новом для себя свете.

Мне кажется, именно блок  Социализация является ключевым. Это цель, а не путь.

Социализацию я бы поставила во главу угла.

Кстати, а что именно вкладывается в понятие Социализация?

Любопытно было бы услышать мнение многоуважаемых коллег.

В Интернете:

 

 

 

Комментарий был изменен с момента создания (Иванчева Наталья Александровна, Tue, 14/06/2011 - 07:00).



Фото пользователя Елена Александровна Годунова

На: Колонка редактора 12.06.2011


Увы, в глоссарии ФГОС, объяснения социализации нет, зато есть пояснение к понятию социальный заказ

А в  каком соотношении социализация и социальный заказ?

Елена Годунова,Новосибирская область, админ сообщества "Право имеет каждый!" http://www.openclass.ru/community/186743



Фото пользователя Наталья Александровна Иванчева

На: Колонка редактора 12.06.2011


Ну а социализация, надо полагать  - это процесс развития индивида до соответствия требованиям социального заказа.

Человек социализированный - это,  по-видимому, человек, удовлетворяющий требованиям социального заказа.smileyheart

 

 

 

 

 

 

 

 




На: Колонка редактора 12.06.2011


 

Ну а социализация, надо полагать  - это процесс развития индивида до соответствия требованиям социального заказа.

Человек социализированный - это,  по-видимому, человек, удовлетворяющий требованиям социального заказа.

 

Он сам это с собой делает или кто-то ему эо навязывает? Или как? Интериоризация Выготского или экстериоризация Пиаже? Или...?

Комментарий был изменен с момента создания (reduhin, Tue, 14/06/2011 - 11:43).

Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли

ВИР




Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Социализация для себя и для общества


Интериоризация Выготского или экстериоризация Пиаже?

Не вместо, а вместе. Не  ИЛИ, а И. Социализацию как двояконаправленный процесс предлагаю рассматривать на примере Открытого Класса в форуме

 

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)