Официальный сайт physbook 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Хафизова Э.М. Школа и насилие в школе – критическое отношение

Автор: 
Хафизова Эмилия Михайловна
Место работы: 
<p> социальный педагог, МОУ &laquo;СОШ №11 с УИИЯ&raquo; город Ноябрьск ЯНАО Тюменская обл.</p>

 

Школа и насилие в школе – критическое отношение

 

Представляю вашему вниманию опыт профилактической работы нашей школы по предотвращению насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних.

 

Презентация

 

Само понятие насилия рассматривается разными авторами по-разному. От узкого понятия – нанесение физического ущерба другому лицу, – до всеобъемлющей категории – ущемление прав человека. Практическая деятельность и опыт работы позволяет нам рассмотреть данную проблему как объект педагогического внимания – насилием является любое поведение, которое нарушает права другого.
В своей деятельности руководствуемся нормативно-правовыми документами, известные вам всем, которые указаны на слайде.

 

Основная цель содержания деятельности по профилактической работе нашей школы по предотвращению насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних, является обучение навыкам разрешения конфликтов, и как результат – это обучение ненасилию, применение принципов и методов ненасилия.
 

Для достижения цели ставим перед собой следующие задачи:

  • построение здоровых и конструктивных отношений между всеми участниками образовательного процесса;
  • формирование правовой грамотности всех участников образовательного процесса;
  • создание условий для безопасной среды в школе, воспитание толерантности;
  • своевременное разрешение конфликтов ненасильственным путем, через взаимодействие школы и родителей (Совет профилактики).
  • Система наших педагогических действий по построению здоровых конструктивных отношений между всеми участниками образовательного процесса включает следующие элементы:
  • профилактическая работа;
  • диагностика состояния проблемы;
  • консультативно-образовательная работа с педагогическими кадрами и родителями;
  • консультативно-коррекционная работа с обучающимися.

 

Большое значение отводится профилактической работе, в которую вовлечены обучающиеся, их родители и педагоги.
Педагогами-психологами проводятся:

  • с обучающимися занятия с элементами тренинга и тематические классные часы, которые помогают снятию эмоционального напряжения, выработке уверенного поведения, обучают навыкам самовоспитания;
  • в работе с родителями результативные мини-лекции;
  • педагоги через школу педмастерства отрабатывают приемы, позволяющие проявлять свою эмоциональную гибкость в ситуациях педагогического взаимодействия с обучающимися, развивают коммуникативные навыки конструктивного общения, актуализируют личный опыт в общении с детьми.

 

Анализ ситуации, выявление проблем происходит через комплексную диагностику.

  • Исследование мотивации к обучению школьников, характерологических особенностей; эмоциональной сферы обучающихся, особенностей личности и межличностных отношений обучающихся. Все это проводится в целях определения уровней познавательной активности, тревожности и гнева; определения степени выраженности болезненно заостренных черт характера; выявления бессознательных импульсов и переживаний.
  • Исследование детско-родительских отношений, с целью определения родительского отношения к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
  • Исследование эмоциональной сферы педагогов, с целью выявления синдрома эмоционального выгорания.

 

В результате полученных данных вырабатывается комплекс мер: коррекционная и консультационная работа по выявленным проблемам.

Коррекционная работа строится на основании анализа результатов диагностики, проводится в индивидуальной форме, целью коррекции является корректировка поведенческих, эмоциональных, характерологических нарушений, а также дальнейшее развитие личности.

Консультационная работа со всеми участниками образовательного процесса проводится в индивидуальной форме по проблемам: нарушение детско-родительских отношений, конфликтные ситуации, эмоциональная нестабильность, школьная неуспеваемость и др. Цель консультирования: оказание психологической помощи через передачу знаний в процессе практической деятельности и психологическую помощь.

  • Формирование правовой грамотности строится через взаимодействие учебной и внеучебной деятельности.

Внедрен элективный курс по программе «Азбука гражданина» с целью развития личности, направленной на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности. Данный курс востребован в течение пяти лет, и этот выбор самих ребят.

В параллели 7-8 классов, в рамках реализации проекта программы развития, через систему классных часов преподается образовательный модуль «Психология конфликта», включающий тренинговые занятия.

 

Для качественного усвоения обучающимися правовых знаний, формирования у них устойчивого иммунитета к различного рода асоциальным проявлениям проводится просветительская работа с обучающимися с использованием разнообразных форм, перечисленных на слайде.
Пропаганда правовых знаний среди обучающихся ведется при активном участии кадетов-милиционеров социально-правового профильного класса, сформированного с 2007 года, что является одним их эффективных методов по формированию правовых знаний обучающихся.

В нашей школе следят за тем, чтобы права всех участников образовательного процесса соблюдались неукоснительно. Особо остановлюсь на соблюдении прав ребенка на защиту от всех форм физического или психического насилия; оскорбления или злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка в семье, где он проживает.

Социальная служба школы, работая с родителями, своевременно решает все проблемы, выступая в роли консультантов-информаторов, родителям разъясняются возможные последствия их действий, комментируется нормативно-правовая база, даются психолого-педагогические рекомендации, адреса заинтересованных служб, телефон доверия.

 

Если все же подтверждается убеждение, что ребенок подвергся насилию в семье, обращаемся к специалистам по защите прав детства, медработнику, инспектору подразделения по делам несовершеннолетних, специалистам органов опеки и попечительства. Иногда возникает необходимость обращаться в суд, но это крайняя мера.
Особое значение в нашей школе придается разъяснительной работе со всеми членами педагогического коллектива о необходимости быть бдительными, когда речь идет об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов и при их несоблюдении незамедлительно сообщить об этом специалистам заинтересованных служб. Все делается для того, чтобы алгоритм быстрой и направленной помощи был усвоен всеми участниками образовательного процесса.

 

Также в целях правового просвещения, охраны и защиты прав привлекаются специалисты внешкольных структур: муниципальное учреждение центр психолого-педагогической помощи населению «Доверие», муниципальное учреждение здравоохранения «Психоневрологический диспансер», Ноябрьский межрайонный отдел управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков в Росси по ЯНАО, Управление социальной защиты населения, подразделение по делам несовершеннолетних по городу Ноябрьску, интеллект-центр.

 

  • Успешно используем ювенальные технологии в комплексе мер, применяемых в учебно-воспитательном процессе. Исходя из идеи, что дети-правонарушители, находящиеся в конфликте с законом, нуждаются в социальной реабилитации, мы применяем усовершенствованные технологии в коррекционно-реабилитационной работе с обучающимися, применяемые комплексную стратегию, направленную на улучшение правового сознания обучающихся. Таким примером служит Совет профилактики и правонарушений, в состав входят: администрация школы, педагоги-психологи, социальные педагоги, инспектор ОПДН УВД г. Ноябрьска, члены Управляющего совета, представители школьного самоуправления «ФеМиДа», на заседаниях которого действие воспитательных мер как мероприятий по ранней профилактике правонарушений несовершеннолетних, построено на действии принципа замещения негативного позитивным, так как мы всегда учитываем не только «криминогенные обстоятельства», но и «антикриминогенные» (т.е. способные препятствовать такому порождению). Постановка акцентов на одном или другом обстоятельстве соответственно формирует разные подходы к политике профилактики правонарушений. Отрадно, что именно эти технологии позволяют разрешать возникшие конфликтные ситуации только положительно с примирением обеих сторон, стимулируя процесс по возвращению оступившихся подростков к нормальной жизни в семье и обществе, увеличивая количество законопослушных подростков.
  • Основным результатом проведения профилактической работы по предупреждению насилия в школе является формирование безопасной среды, толерантности, то есть таких условий, при которых максимально снижено влияние факторов, провоцирующих насилие, и сведена до минимума потребность проявления агрессии любого рода. В этом смысле особое значение придаем мероприятиям, направленным на сплочение детско-взрослого коллектива через систему коллективно-творческой деятельности, активно используем методику коллективно-творческого дела и методику коммунарских сборов, т.к. эти методики позволяют не только создавать в коллективе атмосферу совместного творчества и сотрудничества, но и развивать рефлексивные качества участников, их лидерский потенциал. Данные методики способствуют решению проблемы насилия в школьной среде, воспитанию толерантности.

 

Также в практике школьной жизни используем такие педагогические технологии, как деловые и ролевые игры, психологические тренинги. Любая совместная деятельность школьников и взрослых (при правильной, разумеется, организации) способна существенно изменить систему сложившихся взаимоотношений, выстроенных на уважении человеческого достоинства, чужого мнения, вероисповедания; умении успешно взаимодействовать в коллективе.
Особенно эффективны, на наш взгляд, ролевые игры. Их специфика в том, что здесь на равных принимают участие взрослые и подростки. Такие игры предполагают высокий уровень самостоятельности и ответственности каждого участника, свободу и независимость его действий, постоянную необходимость осуществлять выбор (порой очень мучительный) и принимать решения. Распределение ролей, не зависящее от возраста и социального статуса участников, моделирование непривычных систем взаимоотношений – все это дает возможность изменить существующее положение и по-новому выстроить отношения между детьми и взрослыми.

 

Социальная практика организуется и эффективно действует через реализацию проектов волонтерского движения, куда входят подростки из «группы риска», которые активно вовлекаются в разнообразную деятельность по направлениям:

  • организаторское;
  • информационно-просветительское;
  • благотворительное;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • экологическое;
  • гражданско-патриотическое,

что позитивно влияет на социализацию и личностное развитие данной категории детей в процессе социально-значимой деятельности.
 

 

Система работы, ее цикличность влияют и на динамику значимых для школы показателей:

    • увеличилась доля обучающихся охваченных внеурочной деятельностью через дополнительное образование;
    • уменьшилось количество обучающихся, состоящих на различных видах учета: в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделении по делам несовершеннолетних управлении внутренних дел города Ноябрьска;
    • увеличилось количество родителей, обращающихся за консультацией по своевременному разрешению конфликтов в семье;
    • наметилась тенденция снижения конфликтных ситуаций «родители-дети», «учитель-ученик», «ученик-ученик».

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн