Официальный сайт openw 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Филимонова О.Н. Путешествие в историю математики

Автор: 
Филимонова Ольга Николаевна
Место работы: 
<p> ГОУ СПО &laquo;Калужский колледж сервиса и дизайна&raquo;<br /> <br /> Преподаватель математики</p>

 

Путешествие в историю математики

 

Приложения

 

Цели:

  • заинтересовать историей развития математики, изучаемых в ней вопросов,  историей жизни и научной деятельности ученых – математиков;
  • познакомить детей с историей возникновения числа,  с удивительным миром чисел;
  • посетить вместе с детьми «Галерею чисел»
  • развивать наблюдательность, внимание, смекалку;

 

 

Учитель
Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику,
Тем, кто еще не знает,
Что может любить математику,
Вечер математики посвящается!

Гимн математике (на музыку песни “Учат в школе”)
Уравнения решать, радикалы вычислять
Учат в школе
Учат в школе
Учат в школе
Интегралы добывать,
Дробь делить и умножать
Учат в школе
Учат в школе
Учат в школе,
Геометрия нужна, но она ведь так сложна!
То фигуры, то тела – не разберешься!
Аксиомы там нужны,
Теоремы так важны,
Их учи – и результата ты добьешься!
Упражнения решать, и объемы вычислять,
Учат в школе
Учат в школе
Учат в школе,
Теорему  доказать, площадь круга вычислять,
Учат в школе
Учат в школе
Учат в школе,
Все науки хороши
Для развития души,
Их и сами все вы знаете, конечно.
А для развития ума предназначена она – Математика.
Это было, это будет, ЭТО ВЕЧНО!

Ученица
Наш юный друг!
Сегодня ты пришел вот в этот зал,
Чтоб помечтать, подумать, отдохнуть,
Увидеть наш концерт и… «бал»,
Умом своим на все взглянуть.
Сегодня вспомнишь формулу Герона,
Какую ты не раз писал.
Ты вспомнишь также и Ньютона,
Бином которого познал.
Пусть в памяти воскреснул Архимед,
Сраженный за великие творенья
Пусть вспомнится известный всем Виет,
Открывший формулу для уравненья.
Тебе знаком талантливый Декарт,
Систем координат создатель.
Ты знаешь Лобачевского, он русский брат,
Коперник геометрии творец, ваятель.
Велик и ныне Чебышев – титан,
А Софья Ковалевская – чудесная «русалка».
Талант могучий им был дан,
Дана была им гениальная смекалка.
Творцы великих мыслей и идей,
Какие род людской вынашивал столетья,
Пройдя сквозь бури трудных дней,
Переживут теперь тысячелетья.
Запомни то, что Гаусс всем сказал:
«Наука математика – царица всех наук».
Не зря поэтому он завещал
Творить в огне трудов и мук.
Безмерна роль ее в открытии законов,
В создании машин, воздушных кораблей.
Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов,
Каких дала история до наших дней.
Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы, может, быть.
Но будешь ты рабочим, может, и ученым,
И будешь честно Родине служить!
Мы наши познанья расширить хотим,
Мы все математику любим.
В быту и в науке, в труде и борьбе
Дает математика знать о себе!

 

1                               ведущий.        Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь? Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня вечер.
2ведущий.               Не случайно ей такой почет:
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
1ведущий.                 Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит, Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
2ведущий.               Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.
1ведущий.               И за то, что в творческом труде Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе Посылаем Гром аплодисментов.
ведущий.              Сегодня, друзья, мы будем с вами
Царицу наук восхвалять.
Так можем гордо и по праву мы
Математику назвать.
ведущий.              Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлетать,
Нужно много уметь,
Нужно многое знать.

ведущий.                 Чтоб врачом, моряком
Или лётчиком стать,
Надо, прежде всего математику
Математику знать.

Ракета небо прочеркнула,
1ведущий.                 Ей в космос путь давно не нов.
Не слышно рокота и гула
Уж из-под облачных ковров…
ведущий.               И укрощённый мирный атом
Послушен разуму людей;
Над нашею с вами Калугой
Свет электрических огней!
ведущий.                     Всё это – плод людских исканий,
Всё это создано не вдруг.
Могучей силой точных знаний
И мастерства рабочих рук!
ведущий.               И прежде чем, заметьте кстати,
Ракете той был дан прицел,
Её маршрутом математик
На крыльях формул пролетел.
ведущий.                       Сухие строки уравнений –
В них сила разума влилась,
В них – объяснение явлений,
Вещей разгаданная связь!
ведущий.С первых лет жизни и до глубокой старости человек постоянно обращается к числам, фигурам, правилам, сложившимся в математике. Просыпаясь, он обычно вспоминает, какой нынче день, в котором часу ему нужно отправиться в школу или на работу и когда он возвратится домой. Днём ему требуется неоднократно подсчитывать, сколько что стоит, сколько надо оплатить или получить, а прежде, чем приготовить обед, придётся отмерить, сколько взять крупы, масла, муки. Измеряют ложками, стаканами, литрами, граммами, сантиметрами, часами, минутами. Пользоваться основами математики стало для нас настолько обычным и естественным, что мы забываем: когда-то люди, наши предки, ничего этого не знали и, видимо, с большим трудом и продолжительное время открывали начала математики. Сегодня мы совершим небольшое путешествие в историю математики.
ведущий. Дорогие гости, сегодня мы совершим путешествия в историю большой страны МАТЕМАТИКА. Но кто, же был первооткрывателем замечательной страны, кто положил дорогу в мир математики? Это сделали ученые-математики. О самых знаменитых из них мы и расскажем сейчас.
ведущий.        Присмотрись, дружок, к ним повнимательней:
Эти люди очень любознательны.
Им известен Декарт, и Ферма, и Безу,
И как волка с капустой везти и козу.
Они не пугаются трудной задачи,
Задача для них – это просто удача!
И каждый решеньем гордится своим,
Любимой науке всяк верность хранит.
ведущий.               Точны и логичны,
Порой молчаливы.
Порой непрактичны
И незлобливы.
У них в голове сто затей и идей,
И формул немало хранят они в ней.
И лирики есть среди них, и романтики,
Бывают педанты, бывают фанатики.
Они – не пришельцы с небесной галактики.
Их называют в миру – математики.
ведущий.                     До наших дней от мира сотворенья
Заслуги математиков важны.
Мы создали таблицу умноженья
Бином и пифагоровы штаны.
Мы дали миру интеграл и синус,
Мы научили множить и делить.
Мы знаем, где поставить плюс и минус,
Какие числа в степень возводить.
Сценка «ОТ ЕВКЛИДА ДО НАШИХ ДНЕЙ»
Действующие лица: Ведущий, Египтянин, 1-й мудрец, Фалес, Евклид, Пифагор, Архимед, Аполлоний, Гаусс, Лобачевский, Ферма, Декарт, Гильберт, Математик будущего, Фокусник.
Ведущий. Начало греческой математики связывают с именем Фалеса и относят к VI веку до н. э. Кажется невероят­ным, что всего лишь 300 лет спустя были написаны Евклидовы «Начала», в которых излагались добытые греками за столь ко­роткий срок на самой ранней заре истории науки такие резуль­таты, что в отношении геометрии к ним за последующие 20 ве­ков практически никто ничего не смог добавить.
Открывается занавес. На сцене: Египтянин, 1-й мудрец, Фалес (на возвышении), Евклид, Пифагор, Архимед, Аполлоний, Лобачевский, Ферма, Гильберт, Гаусс, Современный математик.
Египтянин. Мы, египтяне, а одновременно с нами и ва­вилоняне, заложили основу развития науки, которую вы назы­ваете геометрией. Геометрия возникла при измерении земли. Это измерение было необходимо нам в древности из-за разлива рек: Нила, Тигра и Евфрата, постоянно смывающих границы земельных участков. Но геометрия развивалась не только при измерении земли. Мы строили пирамиды, воздвигали храмы, дворцы, мы должны были точно вычислять площади фигур, объемы призм, пирамид.
Ведущий. VII-V век до н.э…
1-й мудрец. Маленькая Греция – колыбель цивилизации. О мудрые братия! Начнем же наш совет. Попросим же самого мудрейшего из нас Фалеса Милетского держать слово перед ми­ром сиим о наших мудрых делах.
Фалес. О мудрые братия! Я объездил Вавилон и Египет. Египетская и вавилонская геометрии давно стоят зданиями мертвыми. Дабы свет пролить в эти здания, мало познать все, доказать надо!
Доказал я первые истины:

  • да, делится диаметром круг пополам;
  • да, будут равны углы при основании равнобедренного тре­угольника;
  • да, будут равны два треугольника, имеющие равные сторо­ны и два равных угла.

А еще, братия мудрые, равны вертикальные углы.
Посмотрим, как потомки наши украсили вечное здание ма­тематики. Поведайте же нам, что вы сделали для человечества!
Ведущий. III век до н. э…
Евклид. Главная моя работа «Начала». В ней я подвел итог предшествующему развитию греческой математики, создал фундамент для дальнейшего развития её. Мои «Начала» состоят из 13 книг. Первая книга содержит важнейшие предложения о сторонах и углах треугольника, о построении треугольников, о перпендикулярах и параллельных прямых, о площадях тре­угольников. В других книгах даны теория пропорций, рациональных величин, целых чисел, основы элементарной стерео­метрии.
Фалес. О Пифагор, скажи же, что ты оставил челове­честву?
Пифагор. Мною была основана пифагорейская школа, где мы разрешали различные проблемы и одна из них – моего име­ни. Еще до меня было известно, что площадь квадрата, постро­енного на гипотенузе, равна сумме площадей квадратов, постро­енных на его катетах. Я только завершил доказательство истин­ности этого предложения.
Фалес. О друг земли и жизни, Архимед! Чем же ты укра­сил здание математики?
Архимед. Потомки мои знают задачу о квадратуре круга как задачу Архимеда. Да, я глубоко интересовался этой задачей. Мне удалось найти верхний и нижний пределы числа p. Свой метод я завещал потомкам моим, которые положили его в осно­ву интегрального исчисления. Сам я применил его для нахожде­ния параболического сектора.
Фалес. Потомки наши! Познакомьтесь еще с одним деяте­лем математики – царицы наук – Аполлонием.
Аполлоний. За всю жизнь я сделал немного. Рассматри­вал сечения конуса и описал свойства кривых. Две тысячи лет мои труды не находили применения, и лишь Кеплеру и Ньютону удалось доказать, что небесные тела движутся по изученным мною кривым.
Фалес. Последователь Архимеда, Ферма, чем ты обогатил геометрию?
Ферма. Я хорошо изучил труды древних математиков. К сожалению, многие из них были сожжены религиозными фанатиками в Александрии и до нас не дошли. Мне удалось заложить основу интегрального исчисления. Одновременно с Декартом я выдвинул идею метода координат.
Фалес. Математик, физик и философ, Рене Декарт, пове­дай нам, как ты вошел в историю науки?
Декарт. Я француз, родился в дворянской семье; после окончания колледжа служил вольнонаемным офицером. Свои научные занятия проводил в Голландии. Основное мое произве­дение - «Геометрия», где впервые в науке введено понятие пе­ременной величины и функции. Своим основным достижением считаю созданный мною метод прямоугольных координат. Мои труды легли в основу развития высшей математики.
Фалес. Потомки наши! Я сейчас вас познакомлю с немецким математиком. Которого называли «королем математиков».
Гаусс.  С моим именем связаны фундаментальные исследования почти во всех основных областях математики: алгебре, дифференциальной и неевклидовой геометрии,  в математическом анализе, теории вероятности.
Фалес. От запада до востока, от севера холодного до знойной Средней Азии – всюду на Земле бьет ключом мысль человеческая.
О Россия! Что ты дала человечеству?

Лобачевский. После многочисленных попыток доказать 5-й постулат Евклида, понял, что геометрия Евклида не единст­венная, и создал неевклидову геометрию. Одновременно со мной пришли к этому венгерский ученый Янош Больяи и не­мецкий математик Карл Гаусс. Риман воспринял наши идеи и развил их дальше – построил риманову геометрию. Наша гео­метрия и геометрия Римана легли в основу теории относитель­ности.
Ф а л е с. Гильберт! Чем ты обогатил геометрию?
Гильберт. Я создал «Основания геометрии». Мне удалось дать упорядоченный список геометрических аксиом. Начиная свои работы по аксиоматическому обоснованию математики, я стремился укрепить точку зрения о единстве математики и ес­тествознания и о познаваемости действенного мира. Одна из моих работ кончается словами: «Мы должны знать, мы будем знать!»
Фалес. Я слышал, что наука достигла совершенства на ру­беже второго и третьего тысячелетий? Какое будущее у геомет­рии? Поведайте нам об этом, сыны России!
Математик будущего. Мы ищем возможность объ­единения методов, родившихся в недрах геометрии, с методами других дисциплин. В связи геометрических идей с алгебраиче­скими мы видим будущее нашей геометрии.
Фалес. Мы, древние, заложили основу геометрии, но мы мечтали о путях к звездам, которые нам казались неподвижны­ми. Нашу мечту первыми осуществили сыны России, проложив путь в космос. Наши труды не пропали даром. Честь и слава по­томкам нашим!
Ведущий. О всех великих математиках рассказать нельзя, их очень много, о тех которые у нас на слуху мы вам поведали, а сейчас расскажем о советских математиках.
Презентация (Советские математики)
Ведущий.            Это ложь, что в науке поэзии нет.
В отраженьях великого мира
Сотни красок и звуков уловит поэт
И повторит волшебница лира.
Молодой вулканолог, глаза заслоня,
Замерев от восторга и страха,
Из струящейся  лавы, сквозь моря огня,
Слышит явственно музыку Баха.
За чертогами формул, забыв о весне,
В мире чисел бродя, как лунатик,
Вдруг гармонию выводов дарит струне,
К звучной скрипке прильнув, математик.
И как грозную музыку нынешних дней,
Социологи слышат законы,
По которым исчезнут из жизни людей
И насилье, и войны, и троны.
Настоящий ученый, он тоже поэт,
Вечно жаждущий знать и предвидеть.
Кто сказал. Что в науке поэзии нет?
Нужно только понять и увидеть!

 А сейчас к нам приехал Фокусник, он проведет с вами математическую викторину о великих математиках.
Фокусник.          
О математиках ученых
Все мы слышали не раз.
И сегодня мы припомним
Славные их имена.
Давайте поиграем. Сейчас  я вам буду загадывать загадки про великих математиков- кто больше отгадает получит приз.   
В начале имени – число,
Посередине – нота.
Оканчивает же его
Греческий бог солнца.
Учёный этот, что б ты знал,
Теореме имя дал. (Пи-фа-гор)
Во французской гвардии служил,
И к тому же адвокатом был.
Его назвали алгебры отцом.
Ты догадался, речь идёт о ком? (Виет)
Разгадал загадку круга,
Метод площадей нам дал,
Знаем мы, как в Сиракузах
Родину он защищал.
Свой народ спасал от бед,
Его имя... (Архимед).
Этот греческий философ
Доказательства нам дал,
Воду он считал основой
И началом бытия.
Путешествуя по миру,
Он измерял пирамиды,
Но наверх он не полез,
Ведь знал подобие... (Фалес).
На острове Самос
Философ сей родился.
И во главу угла
Поставлены им числа.
И, говорят, за теорему
Принес богам быка он в жертву.
Был чемпион Олимпиады,
Имел своих учеников.
Надеюсь, догадался каждый,
Что его имя... (Пифагор).
Все, что раньше люди знали,
Он собрал в своих «Началах».
Было их 13 книг,
Написал их все... (Евклид).
Сей французский адвокат
Нам дал мощнейший аппарат.
И за это все его
Зовут алгебры отцом.
Он, служа у короля,
Деньги получал не зря:
Шифров разгадал секрет.
Это Франсуа... (Виет).
Дворянин, философ, воин
Нашей памяти достоин.
До сих пор координаты
Зовут именем... (Декарта).
Очень слабым он родился,
Но в науке все ж сгодился.
Открыл не кто иной,
А он притяжения закон.
Интеграл дал миру он,
Физик Исаак... (Ньютон).
Это он, это он
Был в арифметику влюблен.
Он назвал ее царицей,
А мир воздал ему сторицей.
Ему присвоили не зря
При жизни титул короля.
Он безупречно вычислял,
Таблицы в памяти держал.(Гаусс.)
Математики начала
По обоям изучала
И влюбилась в ту науку.
Только вот какая штука.
Ведь в России в это время
Не пускали в вузы женщин.
Чтоб в математике достичь вершин,
Пришлось уехать девушке в Берлин,
И стать для этого фальшивою невестою,
Такой мы знаем Софью... (Ковалевскую).

1 ведущий. Французский математик Франсуа Виет нашёл ключи к шифру, который применяли испанцы во время войны с Францией, и указал средство, как следить за всеми изменениями.
Узнав об этом, испанская инквизиция объявила Виета бого­отступником и заочно приговорила его к сожжению на костре.
2 ведущий. Как вы думаете, как давно люди научи­лись считать, когда возник счет, как записывали цифры?  Сейчас мы продолжим  наше путешествие и познакомимся с удивительным миром чисел.
1 ведущий Людей научили считать не боги, они научились этому сами, постепенно, в течение сотен веков, передавая свой опыт и свои знания из поколения в поколение, развивая и совершенствуя ис­кусство счета.
2 ведущий. Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько лап у кота? Чтобы все подсчитать, нужно знать цифры. А как считали древние люди, которые их не знали? Вот познакомьтесь.
1 ведущий Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями - различных растений. Иногда ловили рыбу, собирали ракушки или охотились. Одевались в шкуры убитых зверей. Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться простейшими орудиями труда: палкой, камнем или камнем, привязанным к палке.
2 ведущий Первобытные люди, так же как и современные маленькие дети, не знали счета. Но теперь детей учат считать родители и учителя, старшие братья и сестры, товарищи. А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Поэтому и "обучение шло медленно.
Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков - вожака стаи, из стада оленей - одного оленя, из выводка плавающих уток - одну птицу, из колоса с зернами - одно зерно.
Поначалу они определяли это соотношение как "один" и "много".
Сценка «ВОЗНИКНОВЕНИЕ СЧЕТА»
Пещера, огонь, древние люди в шкурах. Перекладывают предметы, считают.
 Первый. Луна (голос диктора «Один»).
Второй. Крылья (голос диктора «Два»).
   Первый (пауза). Передо мною много разных вещей. Как в них разобраться? Вот камень, а вот бивень мамонта. Мне будет легче, если я наведу порядок в этом хаосе вещей.
Второй. Что я вижу, глядя на этот камень и на этот би­вень? А то, что их можно сопоставить с пальцами моей руки. С камнем - только один палец, например, большой, с бивнем -указательный. А если я сюда присоединю еще и эту шкуру, то понадобится и средний палец.
Первый. Как мне все это назвать? Буду говорить, что я имею дело с числами. Я могу, следовательно, пересчитать пред­меты независимо от того, из чего они сделаны...
Второй. Число... Что это - пустяк то, что я придумал? На первый взгляд кажется, что да, пустяк, но именно лишь на первый. Пройдут тысячи лет, и мой потомок, который придумает названия для очень многих вещей, скажет, что это ве­ликолепно.
Первый. Что это гениально, что за всю свою историю я не выдумал ничего более величественного и более совершенного, чем понятие числа. Оно потому гениально, что просто, а просто потому...
Второй. Что найдено в результате долгих, мучительных, неосознаваемых поисков. Мой сосед медведь навсегда останется медведем именно потому, что до такой простой вещи никогда не додумается.

1-й ведущий. Дело происходило, конечно, совсем не так, как мы изобразили, - сел-де первобытный человек и в одну ночь все придумал.
Следы этого периода развития человеческого мышления можно найти в истории языка. Например, отвлеченное слово «калькуляция» (счет, расчет) происходит от латинского слова «саlulus» (камешек), ибо древние римляне пользовались камеш­ками как реальной единицей счета.
2-й ведущий. Прошло много тысячелетий, прежде чем человек усвоил, что два предмета, две руки, два человека можно назвать одним словом «два».
Человек жил, трудился, делал что-то такое, от чего легче жилось, а в результате получилось нечто колоссальное - наука математика.
1-й ведущий. Я сегодня в одной книге прочитал, что когда-то была объявлена большая премия тому, кто напишет книгу на тему «Как человек без математики жил».
2-й ведущий. Ну и кому удалось получить эту премию?
1-й ведущий. Никому. Не нашлось такого человека.
2-й ведущий. А как раньше писали числа?
1-й ведущий. Писать научились не сразу. Первоначаль­но некоторые народы на деревьях делали зарубки, а некоторые делали узлы. Как долго продолжалась такая запись чисел, неизвестно. О распространении записей с помощью зарубок свидетельствует выражение «заруби себе на носу».
2-й ведущий. Сейчас мы  вам покажем как, изо­бражали числа в разное время в разных странах: презентация (история чисел)

Фокусник. Ой, вы наверное устали слушать - эту историю математики, лучше я задам вам шуточные вопросы.  «Викторина»:
На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50.)

  • На березе 16 сучков, на каждом сучке по 10 веток, на каж­дой ветке по 4 яблока. Сколько яблок всего? (На березе яблоки не растут.)
  • Произведение, каких трех чисел равно их сумме? (1, 2, 3.)
  • Какая разница между числом и цифрой? (Цифр 10, чисел
    бесконечно много.)
  • Какой знак нужно поставить между 2 и 3, чтобы получи­лось число, большее двух и меньшее трех? (Запятую, получит­
    ся 2,3.)
  • Что больше: произведение всех цифр или их сумма? (Сум­ма, так как произведение цифр равно нулю.)

•. Какие часы показывают правильное время два раза в су­тки? (Которые стоят.)

  • Сильно устав, физик лег спать в 7 ч вечера, поставив бу­дильник на 9 ч следующего утра. Сколько часов он проспал до
    звонка? (Два часа.)
  • Назовите пословицы, содержащие число 1.
  • Семь раз от­мерь, один раз отрежь.
  • Один в поле не воин.
  • Один в море - не рыбак.
  • Одна рука узла не вяжет.
  • Один пашет, а семеро  руками машут.
  • Назовите пословицы, содержащие число 2.
  • Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости.
  • Два сапога – пара
  • Два часа собирался, два часа умывался, час утирался, сутки одевался.
  • Как две капли воды.

1-й ведущий Известно, что Вавилон является родиной гаданий, основанных на числах, родиной различных числовых суеверий, которые имели обширное влияние на Китай, на идеи Пифагорейской школы, в которой «всё есть число».
2-й ведущий Пифагор считал, что число- сущность всех вещей и что Вселенная представляет собой гармоническую систему чисел и их отношений. Математика и числовая мистика были фантастически перепутаны. Это мисти­ческое значение, придававшееся числам, может служить указа­нием на трудность понятия натурального числа в начале челове­ческого развития. Из этого мистического учения выросла точная наука.
1-й ведущий. Вот что нам известно о некоторых числах натурального ряда. Открываем для вас галерею замечательных чисел.
Презентация (галерея чисел)
Сценка (число 13)
Ведущий
Что случилось? Что случилось?
Ох, 13 появилось!
Вот оно, вот оно-
Несчастливое число
3 ученика (по очереди)
-Число 13 называют «чертовой дюжиной».
-В некоторых американских домах нет этажа №13
-В некоторых гостиницах нет тринадцатого номера
-В итальянской лотерее нет номера 13
-В Женеве нет 13 места в самолетах
-Некоторые не садятся 13 за стол « Чертова дюжина,  не должна быть за ужином»
Ведущий
Но множеством примеров, можно опровергнуть суеверие.
-13  февраля 1873года родился Ф. И. Шаляпин, гордость русского искусства;
-13 марта 1888 года родился известный педагог А.С. Макаренко
-Англичанин, проживающий на 13этаже, в 13 квартире, выиграл 53457 фунтов стерлингов.
Все вместе Мы не верим суеверьям,
Числам всем открыты двери,
Учимся в 13 мы лицее,
И с числом 13
Нам нельзя расстаться.

Ученик читает басню:

УЧЕНЫЙ КОТ
У кошки маленький котеночек подрос.
- Как дальше быть? - возник вопрос.
Ловить мышей - такая штука,
Что тут теперь нужна наука?
Решила мать, что впору
Послать котенка в школу.
И вот за партой в классе
Сидит пушистый Вася...
С усердием большим, как наказала мать,
Принялся кот науку постигать.
Он изучил до тонкости по темам
Строение мышей (по графикам и схемам).
Их чучела изготовлял из тряпок
В кружке «Умелых лапок».
Решал, едва не плача,
Он про бассейн задачу.
(Сколь выльется сметаны,
когда открыты краны.)
Был в геометрии как дома,
Знал доказательств остроту.
Тригонометрия знакома
Была прилежному коту.
И через 10 лет, науками богат,
Понес наш кот из школы аттестат
В то время у какой-то горки
Мышонок вылезал из норки,

 

Хоть Васька изучал мышиный род по книгам,
Исконного врага узнал он все же мигом.
Но как его схватить?
Нельзя же прыгнуть сразу!
Тут надо применить
Научных знаний базу...
Вот неизвестного мышонка
За икс он принял очень тонко.
Затем в системе CGS
Нашел его удельный вес.
? - скорость, ускоренье - а.
(А брызги сыплются с пера!)
По теореме Пифагора
Он путь нашел довольно скоро;
Привел ответы, глядя в книгу,
К логарифмическому виду;
Вписал последнюю строку
И приготовился к прыжку...
Пока ученый кот над уравненьем бился,
Мышонок-неуч в норке скрылся.
Запомните, друзья, соль истины такой:
Теория мертва без практики живой.

ФОКУСЫ
Фокус 1. «Шутки с числами».
Фокусник. Я докажу вам, что в течение учебного года вам почти некогда учиться в школе. В году 365 дней, из них 52 воскресных и, по крайней мере, 10 других дней отдыха, по­этому отпадает 62 дня. Летние и зимние каникулы продолжают­ся не менее 100 дней, следовательно, уже 162 дня. Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года, следователь­но, еще 182 дня отпадают. Остаются 20 дней. Но ведь не весь день продолжаются занятия, а не более четверти дня, поэтому еще 15 дней отпадают. Остается всего-навсего 5 учебных дней. Многому ли тут можно научиться?
Фокус 2.
Фокусник.

  • Итак, задумайте число.
  • Умножьте на 2.
  • К произведению прибавьте 3.
  • Полученную сумму умножьте на 4.
  • От полученного произведения отнимите 12
  • Полученную разность разделите на задуманное число.

Теперь я отгадываю ответ: у каждого из вас…(пауза) У вас у всех получилось 8.
Фокус 3.
Фокусник.
Из парикмахерской я вышел остриженным на­голо. Лето - жарко. Иду и радуюсь. Навстречу - приятель, очень такой любознательный и хитроумный парень. Поздоровался и спрашивает: «Что же это ты столько волос оставил на голове?»
Я удивился, а он продолжает: «Сколько, по-твоему, метров волос осталось у тебя на голове?».
«Метр, два, может быть, и будет, если собрать все остатки» -ответил я ему, не ожидая подвоха.
Приятель рассмеялся: «Ошибся. И во много раз. Считая, что после стрижки остаются волосы в 1 мм, а число их в среднем на голове человека равно 200 000, можно получить удивительный итог: после стрижки «наголо» остается около 200 метров волоса!»

Вокальная группа класса исполняет песню на мотив “Ой, цветет калина”
Ой, цветет калина в поле у ручья,
Алгебру учили Лена, Яна, я.
Плохо мы учили – на свою беду!
И теперь в кино я, видно, не пойду.
Математики основы, ох, как тяжелы,
Сколько уравнений, что с ума свели.
Правила, законы, теоремы (жуть),
Очень трудно выбрать,
Самый верный путь!
Руслан с медианой спутал высоту,
Построил прямую, но совсем не ту.
Как найти к вопросу правильный ответ?
Жаль, что в Интернете Пифагора нет!
Но без Пифагора сами мы должны,
Отыскать дорогу в новые миры,
А пока учиться будем мы на пять,
И по математике “отлично” получать!

 

 

Источники информации, используемой при подготовке материала

  • Артамонов И.Д. Иллюзия зрения.
  • Берман Г.Н. Число и наука о нем.
  • Библиотечка математического кружка
  • Библиотечка математической школы
  • Бобров Сю Архимедово лето или история содружества юных математиков.
  • Бобров С. Волшебный двурог.
  • Болтянский В.Г., Гохберг И.П. Теоремы и задачи комбинаторной геометрии.
  • Брадис В.М., Минковский В.Л., Дарчева А.К. Ошибки в математических рассуждениях.
  • Виленкин Н.Я. Рассказы о множествах.
  • Гарнер Мартин. Математические головоломки и развлечения.
  • Гуревич Е.Я. Тайна древнего талисмана.
  • Депман И..Я. Мир чисел. Рассказы о математике.
  • Депман И.Я.  Рассказы о математике.
  • Депман И.Я.  Рассказы о старой и новой алгебре.
  • Доморян А.П. Математические игры и развлечения.
  • Игнатьев Е.И. В царстве смекалки или арифметика для всех.
  • Кордемский Б.А. Математическая смекалка.
  • Лепёхина Т.А. Математическое ассорти.
  • Литцман В. Великаны и карлики в мире чисел.
  • Математики о математике. Сборник статей.
  • Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка.
  • Перельман Я.И. Живая математика.
  • Постников И.И. Магические квадраты.
  • Сойер У.У. Прелюдия к математике.
  • Штейнгауз. Математический калейдоскоп.

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн