Официальный сайт mixzona 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Шангина И.В. Урок биологии по теме «Общие законы действия факторов среды на организм» (9 класс)

Автор: 
Шангина Ирина Владимировна
Место работы: 
<p> учитель биологии МВСОУ&nbsp;ЦО<br /> г. Омутнинска&nbsp;Кировской области</p>

Урок биологии по теме «Общие законы действия факторов среды на организм» (9 класс)

 

Организационная информация

Тема урока

Тема урока:
Общие законы действия факторов среды на организм

Предмет

Биология

Класс

9

Методическая информация

Тип урока

Мультимедийный урок изучения нового материала.

Цели урока

Создать условия для осознания  и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления и информационно – коммуникационной технологии.

Задачи урока

  • Сформировать знания об общих законах действия факторов среды на организмы.
  • Показать практическое значение этих законов.
  • Продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи, используя приём «продвинутая лекция».
  • Создать условия для увлечённого учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.

 

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Знания об общих законах действия факторов среды на организмы;  умения проектировать собственную адаптивную образовательную среду средствами критического мышления, осмысливать, структурировать, передавать информацию, работать в парах, анализировать свою деятельность, товарища, давать  оценку, получать информацию с помощью мультимедиа компонентов урока.

Необходимое оборудование и материалы

компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация

 

Подробный конспект урока

 

План урока:

Ход урока:

1. Вызов. Подготовительная деятельность. Представление темы. Проблемный вопрос по содержанию лекции. (Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз, выступления от пар, фиксирование на доске высказанных идей).
2. Анонс содержания первой части лекции. Задание для учащихся (до начала лекции): Индивидуальное задание: выделение главного (работа с таблицей), отмечают в первичных записях совпадения «+» и расхождения «-« услышанной в лекции информации со сделанным ранее прогнозом.
3. Осмысление. Учитель зачитывает первую часть лекции.
4. Рефлексия. Предварительное подведение итогов. (Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, обсуждение в паре, формулировка общего ответа).
5. Повторный вызов. Анонс содержания второй части лекции. Проблемный вопрос. (Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз). Задание для учащихся (аналогичное пункту - 2).
6. Осмысление. Учитель зачитывает вторую часть лекции.
7. Рефлексия. Предварительное подведение итогов. (Работа в парах: обсуждение прогноза с 6. Осмысление. Учитель зачитывает вторую часть лекции.
8. Рефлексия. Предварительное подведение итогов. (Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, обсуждение в паре, формулировка общего ответа).
9. Новый  вызов. Анонс содержания третьей части лекции. Проблемный вопрос. (Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз). Задание для учащихся (аналогичное пункту - 2).
10. Новый  вызов. Анонс содержания третьей части лекции. Проблемный вопрос. (Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз). Задание для учащихся (аналогичное пункту - 2).
11.  Осмысление. Учитель зачитывает третью часть лекции.
12. Рефлексия. Предварительное подведение итогов. (Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, обсуждение в паре, формулировка общего ответа).
13. Новый  вызов. Анонс содержания четвертой части лекции. Проблемный вопрос. (Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз). Задание для учащихся (аналогичное пункту - 2).
14. Осмысление. Учитель зачитывает четвертую часть лекции.
15. Рефлексия. Предварительное подведение итогов. (Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, обсуждение в паре, формулировка общего ответа).
16. Новый  вызов. Анонс содержания пятой части лекции. Проблемный вопрос. (Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз). Задание для учащихся (аналогичное пункту - 2).
17. Осмысление. Учитель зачитывает пятую часть лекции.
18. Рефлексия. Предварительное подведение итогов. (Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, обсуждение в паре, формулировка общего ответа).
19. Новый  вызов. Анонс содержания шестой части лекции. Проблемный вопрос. (Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз). Задание для учащихся (аналогичное пункту - 2).
20. Осмысление. Учитель зачитывает последнюю часть лекции.
21. Рефлексия. Предварительное подведение итогов. (Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, обсуждение в паре, формулировка общего ответа).
22. Рефлексия. Подведение итогов. (Работа в парах с заданием).
23. Итоговая рефлексия. Д/З задание классу:  эссе на один из вопросов по материалу лекции.
24. Работы сдаются учителю.

 

  1. Организация класса.

Приветствие учителя и учащихся друг друга, создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе, проверка готовности учащихся к уроку.

  1.  Актуализация, целеполагание, мотивация.

Учитель сообщает тему урока, цели, критерии оценивания на занятии,
предлагает учащимся начертить  в тетради таблицу, с которой они будут работать на уроке. (Слайды № 2,3).
Проблемный вопрос № 1. (Слайды №4, № 5)
Продолжительность развития бабочки капустницы зависит от изменений температуры окружающей среды следующим образом:

  • При  t0  260 С период от выхода из яйца до окукливания составляет 10-11 суток;
  • При t0  10 0 С он увеличивается в 10 раз, т.е. составляет 100 суток;
  • При t0  +50 0 С и 0 0 С из яиц гусеницы не выходят.

Какой вывод можно сделать на основании этих данных?

Часть 1.
Экологические факторы чрезвычайно разнообразны, и каждый вид, испытывая их влияние, отвечает на него по-разному. Тем не менее, есть некоторые общие законы, которым подчиняются ответные реакции организмов на любой фактор среды.
      

Главный из них - закон оптимума.  Он отражает то, как переносят живые организмы разную силу действия экологических факторов. Сила действия каждого из них постоянно меняется. Закон оптимума выражается в том, что любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на живые организмы. На графике (Слайд № 6) он выражается симметричной кривой, показывающей, как изменяется жизнедеятельность вида при постепенном увеличении или уменьшении меры фактора.
В центре под кривой – зона оптимума. При оптимальных значениях фактора организмы активно растут, размножаются, питаются. Чем больше отклонение значения фактора вправо или влево, т.е в сторону увеличения или уменьшения силы действия, тем менее благоприятно это для организмов. Кривая, отражающая жизнедеятельность, резко спускается вниз по обе стороны от оптимума. Здесь располагаются две зоны пессимума, при пересечении кривой с горизонтальной осью находятся две критические точки, это такие значения фактора, которые организмы уже не выдерживают, за их пределами наступает смерть. Расстояние между критическими точками показывает степень выносливости  организмов к изменению фактора, условия, близкие к критическим точкам особенно тяжелы для выживания. Такие условия называют экстремальными. (Слайд №7)
ПРИМЕР( Слайд № 8). На Крайнем Севере самые производительные леса из лиственницы Каяндера  растут в поймах рек – здесь складывается благоприятный гидротермический режим и почвы во время паводков регулярно пополняются элементами питания.
В Южном Приморье оптимальные лесорастительные условия свойственны северным склонам в их средней части, а пессимальные – сухим южным склонам с выпуклой поверхностью.

Проблемный вопрос № 2 (Слайд № 9)
Некоторые моллюски живут в горячих  источниках при t0  воды до 530 С, личинмки мух-львинок – при t0  600 С, а некоторые сине-зеленые водоросли и бактерии живут при  700 - 900 С. Но подавляющее большинство растений и животных обитает в пределах от 150  до 300 С.
Что можно сказать об отношениях организмов со средой на основании этих фактов?
 (Слайд № 10)

Часть 2 (Слайд № 11)
Закон экологической индивидуальности видов отражает многообразие отношений организмов со средой. Если виды совпадают по устойчивости к одному фактору, то обязательно разойдутся по устойчивости к другому. Существуют виды с узким диапазоном устойчивости, они требуют строго определенных условий среды. Например, форель не может переносить большие колебания температур.         
Есть виды с широким диапазоном устойчивости, они способны жить в различных, порой резко отличающихся друг от друга условиях среды. Например, волк живет во всех географических зонах. (Слайд № 12)

Проблемный вопрос № 3 (Слайд № 13)
Объясните приведенные факты:
У многих растений и животных пустынь возникает состояние покоя, которое характеризуется остановкой роста и развития, резко сниженным обменом веществ. Некоторые грызуны и черепахи впадают в летнюю спячку. (Слайд № 14)

Часть 3 (Слайд № 15)
Закон ограничивающего фактора
В природе на организмы влияет целый комплекс факторов среды. В разных комбинациях и с разной силой.  Вычленить роль каждого из них не просто.  Нет всецело положительных или отрицательных факторов, а все зависит от силы воздействия каждого.  Наиболее значим для вида  тот фактор, который отклоняется от оптимальных для организма значений. Именно от него зависит в данный конкретный период  выживание особей. В другие отрезки времени ограничивающими могут стать другие факторы.
ПРИМЕР.  Нормальное выживание пятнистого оленя в Приморье имеет место только в дубняках на южных склонах, т.к. здесь мощность снега незначительна и обеспечивает оленю достаточную кормовую базу на зимний период. Ограничивающим фактором для оленя является глубокий снег. (Слайд № 16)
Закон толерантности Шелфорда:
Лимитирующим фактором существования вида может быть как минимум, так и максимум экологического фактора, диапазон между которыми определяет величину толерантности, выносливости организма к данному фактору.
Проблемный вопрос 4. (Слайд № 17,18,19)

  • Почему сытые воробьи и синички лучше переносят сильные морозы, чем голодные?
  • Почему урожай моркови лучше на т ой грядке, где проводилось регулярное рыхление почвы?
  • Как Вы думаете, почему в осеннее и зимнее время в теплицах с томатами и огурцами создают повышенное содержание углекислого газа и влаги в воздухе?

Часть 4 (Слайд № 20)
Закон совместного действия факторов
При оптимальной теплообеспеченности увеличивается толерантность растений и животных к недостатку влаги и питания, а недостаток тепла сопровождается снижением потребности во влаге и повышенной потребностью в питательных элементах. Причем это наблюдается и у растений, и у животных. У растений при недостатке тепла и переувлажнении почв становятся физиологически недоступными элементы питания, и для обеспечения толерантности требуется повышенное плодородие почв. Также и у животных – чтобы усилить защитные функции организма на холоде, надо хорошо поесть.
ПРИМЕР.Так, всегда перед тем, как залечь в берлогу медведь накапливает подкожный жир. (Слайд № 21)
Проблемный вопрос 5 (Слайд № 22)
В тропических районах, где много тепла и света, жизнь очень бедна. Эти районы называют океаническими пустынями. Как вы думаете, что ограничивает здесь размножение одноклеточных водорослей, от который, в свою очередь, зависят животные?(Слайд № 23)

Часть5 (Слайд № 24)
Закон независимости факторов
Компенсаторные возможности у факторов ограничены.  Если значение хотя бы одного из факторов выходит за верхний или нижний пределы выносливости, существование организма  становится невозможным, каковы бы благоприятны не были остальные факторы.
Проблемный вопрос 6. (Слайд № 25)
 В середине лета, несмотря на благоприятную температуру и обилие осадков, рост многих растений замедляется или полностью прекращается. Почему?

Часть 6.

Приспособление организмов к сезонным изменениям в природе. Фотопериодизм
В действии экологических факторов на планете наблюдается периодичность, связанная со временем суток, сезонами года, морскими приливами и фазами луны. Эта периодичность обусловлена космическими причинами – движением Земли вокруг Солнца, вокруг своей оси и взаимодействием с Луной. Жизнь на Земле приспособлена к этой постоянно существующей ритмикой, что проявляется в изменениях состояния и поведения организмов.
               

У каждого вида в процессе эволюции выработался характерный годичный цикл интенсивного роста и развития, размножения, подготовки к зиме и зимовки. Это явление получило название биологического ритма. Совпадение каждого периода жизненного цикла с соответствующим временем года имеет решающее значение для существования вида.
     

Наиболее заметна связь всех физиологических явлений у организма с сезонным ходом температуры. Но хотя она влияет на скорость жизненных процессов, все же не служит главным регулятором сезонных явлений в природе. Биологические процессы подготовки к зиме начинаются еще летом, когда температура высока. Насекомые при высокой температуре все-таки впадают в зимующее состояние, у птиц наступает линька и появляется стремление к перелету. Следовательно, какие-то другие условия, а не температура влияют на сезонное состояние организма.
     

Главным фактором регуляции сезонных циклов у большинства растений и животных является изменение продолжительности дня (фотопериодизм).  (Слайд № 26)
     

Продолжительность дня определяет не только наступление зимнего покоя, но и другие сезонные явления у растений. Так, длинный день способствует образованию цветков у большинства наших дикорастущих растений. Такие растения называют длинно дневными. Из культурных к ним относятся рожь, овес, большинство сортов пшеницы и ячменя, лен.   Однако некоторые растения, преимущественно южного происхождения, например хризантемы, георгины, для цветения нуждаются в коротком дне. Поэтому они зацветают у нас лишь в конце лета или осенью. Растения такого типа называют короткодневными.
     

Сильно сказывается влияние длины дня и на животных. У насекомых и клещей длина дня обусловливает наступление зимнего покоя. Так, при содержании гусениц бабочки-капустницы в условиях длинного дня (более 15 ч) из куколок вскоре выходят бабочки и без перерыва развивается последовательный ряд поколений. Но если гусениц содержать при дне короче 14 ч, то даже весной и летом получаются зимующие куколки, которые не развиваются в течение нескольких месяцев, несмотря на достаточно высокую температуру. Подобный тип реакции объясняет, почему в природе летом, пока день длинный, у насекомых может развиваться несколько поколений, а осенью развитие всегда останавливается на зимующей стадии.
     

У большинства птиц весенний, удлиняющийся день вызывает развитие половых желез и проявление гнездовых инстинктов. Осеннее сокращение дня вызывает линьку, накопление запасных жиров и стремление к перелету.
     

Фотопериодизм — это общее важное приспособление, регулирующее сезонные явления у самых разных организмов.

В явлениях фотопериодизма выражается не непосредственное действие фактора света на организмы, а его сигнальное значение.
Хотя фотопериодизм встречается во всех крупных систематических группах, он свойствен далеко не всем видам. Существует много видов с нейтральной фотопериодической реакцией, у которых физиологические перестройки в цикле развития не зависят от длины дня.
Например,  Цветение, плодоношение и отмирание листьев у многих тропических деревьев растянуто во времени, и на дереве одновременно встречаются и цветки и плоды. В умеренном климате виды, успевающие быстро завершить жизненный цикл и практически не встречающиеся в активном состоянии в неблагоприятные сезоны года, также не проявляют фотопериодических реакций, например многие многолетние эфемероидные растения и эфемеры.
Для практических целей длину светового дня изменяют при выращивании культур в закрытом грунте, управляя продолжительностью освещения, увеличивают яйценоскость кур, регулируют размножение пушных зверей.

  • Рефлексия. (Слайд № 27)

Закончите предложения.

  1. Домашнее задание. (Слайд № 28).

§ 51. Эссе по одной из тем:
1. Разверните мысль: для каждого вида оптимальные дозировки факторов различны. Ответ проиллюстрируйте примерами.
2. Определите, к какой группе факторов среды относится фотопериодизм. Объясните, почему. Приведите примеры фотопериодизма растений и животных.
3. Чем сигнальный фактор отличается от других абиотических факторов среды?

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

Интернет (рисунки и фотографии). Материалы учебника.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Мультимедиа ресурс отражает следующие  дидактические принципы:

  • Логичность и последовательность в изложении материала
  • Наглядность
  • Проблемность
  • Самостоятельность и активизация деятельности
  • Развитие интеллектуального потенциала обучаемого
  • Системность и структурно-функциональной связанность учебного материала

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Тема следующего урока: «Приспособленность организма к действиям факторов среды».
Переход к нему уже заложен в данном уроке и начать его нужно с проверки домашнего задания по написанию эссе.

Другое

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая.
Применяемые методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, аналитический, синтетический, сравнительный, классификационный.
Способы контроля конечного результата урока (КРУ): задания  на структуирование нового материала, тест  ( самоконтроль), контроль учителя.
Рекомендации по времени: предлагаемый материал учебного занятия соответствует одному уроку.

 

_uacct = "UA-3613185-1"; urchinTracker();


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн