Вы не зарегистрированы

Авторизация



Занятие факультатива ОПК "Отношение к ближнему"

Фото пользователя Елена Александровна Пономарева
Submitted by Елена Александровна Пономарева on пн, 27/06/2011 - 19:34
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пономарева Елена Александровна
Место работы, должность: 
МОУ гимназия № 9 города Воронежа
Регион: 
Воронежская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Культурология
Цель урока: 

Продолжить формирование мировоззрения о необходимости милосердия и прощения по отношению к окружающим. Познакомить с Притчей о милосердном самарянине, объяснить ее смысл. Сравнить заповеди Ветхого Завета и учение, данное Христом.

Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Используемое оборудование: 

Раздаточный материал

Краткое описание: 
Занятие знакомит детей с православными идеалами отношения к ближнему, помогает осознать необходимость понятий: любовь, милосердие, прощение, сострадание, сорадование.

Факультативное занятие для учащихся начальной школы знакомит учащихся с Заповедями Ветхого и Нового Завета, актуализируя понятия: милосердие, прощение, сострадание.

Предварительная подготовка: анкетирование учащихся. Вопрос: как ты хочешь, чтобы к тебе относились твои одноклассники?

Домашнее задание:прочитать притчу о милосердном самарянине, повторить заповеди.

 

Мы продолжаем знакомиться с Новым заветом. Одна из целей рождения Христа на земле была научить людей. Сегодня мы будем говорить только об одной стороне Его учения – об отношении к ближнему.

Когда я задала вам вопрос, как бы вы хотели, чтобы к вам относились одноклассники, многие написали: «Хорошо». Наша цель сегодня понять, что это значит. Основные черты, которые должны быть присущи нашему отношению к ближним, чтобы об этом можно было сказать «Хорошо», зашифрованы на доске. И мы попробуем расшифровать их.

(Под закрытыми клеточками спрятаны слова: ЛЮБОВЬ, МИЛОСЕРДИЕ, ПРОЩЕНИЕ, СОРАДОВАНИЕ)

Изучая в прошлом году библейскую историю Ветхого Завета, мы познакомились с Заповедями, которые дал Бог людям через пророка Моисея.

  • Давайте вспомним их.

(Учащиеся перечисляют заповеди. Они, написанные на листочках, прикрепляются к доске. Использованы два цвета: 1-4 – одним цветом, 5-10 - другим.)

  • Почему я написала заповеди двумя разными цветами? Почему именно так я сгруппировала их?

И когда Иисуса Христа спросили, какая большая из всех заповедей, Он ответил: «Возлюби. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк,10-27). Возлюби Бога.  И возлюби ближнего.

  • Вы уже догадались, каким самым главным словом должно характеризоваться наше отношение к ближнему?
  • Можете ли вы доказать, что эта заповедь не противоречит 10 заповедям Ветхого Завета?

А что все-таки требует большей духовной высоты: заповеди, данные через Моисея, или любовь?

Что значит любовь?

Любовь – это готовность человека пожертвовать собой, своим счастьем, выгодой, успехами, планами ради счастья другого. Такой бывает, например, материнская любовь. Помните притчу о царе Соломоне. Ему пришлось разбираться, какая из двух женщин настоящая мать ребенка. Он предложил поделить ребенка пополам: разрубить его мечом. Одна согласилась, а другая упала в ноги: отдайте его лучше другой женщине, но пусть он будет жив. Мать, не задумываясь, жертвует своим счастьем, своим покоем ради жизни ребенка.

Есть сказка, где девушка, которую полюбил юноша, требует от своего возлюбленного принести ей сердце его матери. Юноша убивает мать, несет ее сердце, но дорогою падает, споткнувшись. И сердце голосом матери спрашивает: «Не ушибся, сынок?»

Так любят нас наши мамы. Так нужно научиться любить нам.

Но любовь – это всеобъемлющее слово. Любовь можно описать более узкими чертами. Одну из них мы сейчас поймем из притчи.

Притча о милосердном самарянине.

(Дети читают притчу по цепочке (раздаточный материал). Пересказывает притчу кто-то из детей. В тетради записывается название притчи).

Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым.

По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился, и подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. (Лука, 10; 29-37)

Господь говорит: «Иди и ты поступай также». Говорит не только тому, с кем беседует в данный момент, но фактически каждому из нас.

  • Откуда и куда шел человек?
  • Что произошло с ним дорогой?
  • Как поступили проходившие мимо священник и левит?
  • Кто такой самарянин?
  • Как поступил самарянин?
  • Вы догадались, какое слово зашифровано на доске?
  • Что значит «милосердие»? Из каких слов сложилось это слово?

«Милующее сердце». Что значит – милующее. Словарь В.И. Даля дает такое определение: «Милость – свойство человека любящего, желание кому-либо добра на деле, сострадание». Смотрите, какое слово – Со-страдание. То есть человек берет на себя чужую боль, чтобы облегчить ее.

Но вовсе не обязательно ждать, когда вам на пути попадется умирающий, израненный разбойниками. Сама жизнь на каждом шагу дает возможность совершать добрые дела – дела милосердия. Помочь старушке перейти через дорогу, посетить больного, утешить того, кому сейчас грустно, помочь разобраться с домашним заданием другу, помыть посуду, помогая маме, поиграть с младшим братишкой, помирить друзей, примерно вести себя на уроках. Все это дела милосердия. Из таких дел, которые кажутся маленькими, складывается целый духовный клад.

Чтобы отгадать следующее слово, из которого складывается любовь, послушайте рассказ из книги Б. Ганаго «Небесный гость». Кстати, это слово стало названием рассказа, но назовете его вы. (Учитель читает рассказ, не называя название)

Прощение.

Диму Селиванова обидели. Произошло все в один из осенних дней.

В то время, когда мальчик сидел у телевизора и смотрел порядком наскучивший ему фильм, в комнату вошла мама и сказала:

- Возле рынка продают недорогую капусту. Пойдем, купим на зиму.

Собрались быстро и уже через несколько минут ощутили на себе первые осенние заморозки. Медленно кружились над головой мелкие снежинки.

Мама заняла очередь за капустой у машины и, оставив Диму, ушла по своим делам.

В шумной, мерзнущей толпе Диме пришлось стоять долго. Бабушки и дедушки, тети и дяди время от времени уходили погреться в ближайший магазин, а затем снова возвращались. Очередь напоминала жужжащий улей. Дима свое место не покидал ни на минуту.

Время тянулось долго. Ноги мальчика будто примерзли к земле. Ему пришлось узнать все о прогнозе на зиму, о различных способах соления и мочения капусты, о жизни не только в своем родном городе, но и во всей стране и даже за рубежом.

Приблизившись к машине, покупатели стали восстанавливать очередность, и оказалось, что Дима будто бы здесь и вовсе не стоял. Его начали выталкивать.

Стоящие рядом кричали:

-Я не знаю, за кем он!

-Лично я вот за ней занимала!

-А я – вон за тем пожилым мужчиной!

Увидев подошедшую маму, мальчик чуть не расплакался от обиды. Старушка, стоящая впереди Димы, подтвердила, что его мама занимала за ней, но отходила. Ничего не помогало.

Мама, не обращая внимания на крики, стала на свое место и подала продавщице мешки для капусты.

Очередь превратилась в шипящую змею, которая вся извивалась с головы до хвоста и пыталась ужалить.

Дима весь съежился от страха и обиды. В голову ударяли, как кувалдой, злые слова. Ему хотелось оправдаться, что он не наглец, не нахал, но он не мог: ком обиды сдавил горло.

По дороге домой Дима едва сдерживал слезы.

-Не обижайся, сынок, Бог им судья, - сказала мама.

Но Диме все равно было обидно.

Дома он стал с новой силой переживать происшедшее. Ему представлялся и высокий мужчина в кожаной куртке, громче всех кричавший, и женщина в синей шапочке, и седой старик.

Все, что Дима не высказал там, в очереди, он сейчас мысленно выплескивал им наедине с собой.

Но от этого ему не становилось легче. Та змея, на которую была похожа очередь, как будто заползла ему в сердце.

Вечером ни у бабушки, ни у папы не оказалось времени забрать из детского сада маленькую сестренку. Пришлось Диме идти за ней.

Мальчик вышел из дома. Над его головой висел голубой свод неба. Солнце склонилось к западу, посылая последние лучи на землю. Быстро темнело.

В синей вышине зажглась вечерняя звезда. Дима увидел звездную даль, бесконечную и непостижимую в своей беспредельности.

И такой ничтожной и мелочной показалась его сегодняшняя обида, что он засмеялся и, любуясь небом, закричал:

-Я прощаю вас, люди!

И сразу так легко-легко стало на душе?

 

  • Вы догадались, что это слово?
  • Как мальчик оказался в очереди?
  • Легко ли было ему стоять там?
  • Почему он обиделся на тех, кто стоял в очереди вместе с ним?
  • Знают ли эти люди, что мальчик обиделся на них? Почему вы так думаете?
  • Узнают ли они, что Дима простил их?
  • Как Дима переживал свою обиду?
  • Как получилось, что Диме захотелось вдруг простить обидевших его?
  • Что произошло при этом в душе Димы?
  • Кому же больше было нужно это прощение? Почему?

Очень часто мы обижаемся друг на друга. Кто-то при этом лезет драться, чтобы отомстить обидчику. Кто-то будет кричать и доказывать свою правоту. А вот святые своей жизнью учили прощать тех, кто нас обижает. Преподобный Серафим Саровский, например, когда на него напали разбойники, отбросил топор, чтобы не покалечить их. Разбойники избили его. Но когда они предстали перед судом, святой потребовал, чтобы их отпустили. Он простил их. Очень важно научиться прощать.

Простить – от слова «просто», то есть откинуть обиду, сделать проще взаимоотношения. Хотя сделать это очень не просто. Но очень нужно для самого обиженного.

День перед началом Великого поста называется у православных «Прощеное воскресенье». В этот день принято просить друг у друга прощения. Почему? Нельзя приблизиться к Богу, не очистившись от обиды. А пост – это именно духовная работа, цель которой стать немножко ближе к Богу.

  • А знаете, как называется день, следующий за прощеным воскресеньем? Отгадайте.  Чистый понедельник.
  • Почему он чистый?

Простить – это тоже дело милосердия. Но простить трудно. Особенно, если тот, кто обидел, не понимает, почему на него обиделись. Можно помочь человеку простить нас, если мы попросим прощения. Значит, и попросить прощения – доброе дело.

  • Однажды к нашему Воронежскому архиепископу святому Тихону Задонскому в храме подошел человек и стал ругать его, в чем-то обвиняя. Святой был не виноват. Но он упал на колени и воскликнул: «Прости меня ради Бога». Святые просили прощения, даже когда были не виноваты. Как вы думаете, почему?

Последнее слово – старославянское. Сейчас его, к сожалению, нет в русском языке. Но я подарю его вам.

В детском саду психологи провели эксперимент. Детям дали игрушечную железную дорогу. Один малыш назначался начальником поезда, остальные – поездной бригадой. Они по очереди вели поезд. Детям сказали, что если поезд сойдет с рельсов или упадет, то накажут начальника поезда. И ребята очень старались. Потом условие изменили и сказали, что начальник получит награду, если поезд благополучно дойдет до пункта назначения. И вы знаете, что произошло? Дети стали ошибаться нарочно. Как вы думаете, почему?

В первый раз они жалели малыша, которого могут наказать. Они уже научились сопереживать, сострадать. Но они еще не научились сорадоваться. Им не хотелось, чтобы кто-то получил награду.

Сорадование – это свойство противоположное зависти. Это если мы видим чей-то успех, наше сердце наполняется радостью. Но если сопереживать мы немножко умеем, то сорадоваться  большинству из нас только предстоит научиться.

Я прочитаю вам отрывок из стихотворения русского поэта, творчество которого вы будете изучать только в старших классах.

Николай Заболоцкий

Некрасивая девчонка

Среди других играющих детей

Она напоминала лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

 

Двум мальчуганам, сверстникам ее,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про нее,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит ее и вон из сердца рвется,

И девочка ликует и смеется,

Охваченная счастьем бытия.

 

Ни тени зависти, ни умысла худого

Еще не знает это существо.

Ей все на свете так безмерно ново,

Так живо все, что для иных мертво!

………………………………………………………

И пусть черты ее не хороши,

И нечем ей прельстить воображенье,-

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом ее движенье.

А если так, то, что такое красота,

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

  • Вы запомнили, как называется стихотворение?
  • На самом ли деле девчонка была некрасивой?
  • Какое качество, описанное в стихотворении, давало ей внутреннюю красоту?
  • Почему автор сравнивает красоту с сосудом или огнем в сосуде?

То есть умение сорадоваться – это внутренняя красота человека.

  • Давайте повторим те основные слова, которые в идеале должны характеризовать наши взаимоотношения с ближними. Запишем их в тетрадь. А домашнее задание будет такое. Мы пропустили несколько строчек. Подумайте, какие еще слова можно добавить в нашу схему, чтобы она была полной.

 

Литература

  1. Евангелие от Луки
  2. Небесный гость. Рассказы для детей. Составитель Б. Ганаго. - Минск, 2008.
Прикрепленный файлSize
Отношение к ближнему.doc64 KB
Раздаточный материал.doc24.5 KB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   
Сообщество преподавателей ОПК