Вы не зарегистрированы

Авторизация



конструирование из бумаги в старшей группе.

Мордовина Елена Юрьевна – воспитатель МДОУ – д/с комбинированного вида № 5 «Умка» старшей группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения № 9 Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Конструирование – прежде всего важное средство умственного воспитания детей. Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца; у него развиваются познавательные и практические действия. Ребенок практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель, то есть осуществляет анализ и синтез. В дошкольном учреждении детей учат конструированию из игровых строительных материалов, из бумаги, картона, природного материала. Конструированию из бумаги обучают в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Соорудить из плоского материала игрушку объемной формы непросто, так как и бумага, и картон заготавливаются в форме квадратов, прямоугольников, кругов, треугольников. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали и украшения, сделать нужные надрезы и только потом сложить и склеить детали. Весь этот процесс требует умения увидеть объемную игрушку в ее плоскостной выкройке-развертке, умения пользоваться ножницами, представлять соразмерность частей предмета. Обследование предметов при конструировании должно проводиться в следующей последовательности: 1. Целостное восприятие предмета с общей характеристикой (здание школы большое, у него много окон). 2. Определение общей формы предмета, выделение его основных частей, определение их формы и величины. 3. Выяснение пространственного размещения частей относительно друг друга (сверху, снизу, слева, справа, выше, ниже). 4. Выделение более мелких частей и определение пространственного расположения их по отношению к основным; определение материала, из которого выполнена каждая часть.. 5. В заключении повторное восприятие предмета в целом с определением его общей характеристики («вот такой высокий 2х этажный дом вы будете учиться делать»). У детей старшего дошкольного возраста отмечается большой интерес к конструированию. В конструкциях, изготовленных ребенком, отражается широкий круг его представлений об окружающем; отличается большая самостоятельность. Появляются элементы самоконтроля: ребенок замечает свои ошибки и старается их исправить; понимает, что еще что-то не научился делать, еще чем-то не овладел. Конструировать из бумаги мы начинаем со средней группы детского сада. Оно относится к художественной деятельности. Существует разная техника работы с бумагой: сминание, разрывание, сгибание. Такую технику конструирования, как сминание и разрывание бумаги можно давать в 3-4 года. Однако дети с удовольствием используют эту технику и в дальнейшей более сложной деятельности, создавая отдельные элементы поделки - бантик у клоуна, кукла, цветы в корзине, опушка шубы у снегурочки и так далее. Техника получения поделок из бумаги путем ее сгибания и разрезания больше начинает использоваться в старшей группе. Традиционная методика построена на наглядном и подобном объяснении процесса изготовления каждой конкретной игрушки. В результате у детей формируется только репродуктивная деятельность (умение повторять образец) и установка на воспроизведение уже хорошо знакомого, но не развивает их творчества. Программа конструирования из бумаги в старшей группе детского сада ставит задачу закрепить умение сгибать бумагу пополам, научить сгибать вчетверо, в разных направлениях (по диагонали квадрата; по средней линии треугольника; по диаметру круга), хорошо заглаживая сгибы; сгибать по начерченным воспитателем линиям; учить готовить выкройку и делать их нее игрушку. Воспитывать у детей аккуратность; учить выполнять поделки не только по образцу, но и самостоятельно. В старшей группе игрушки в основном выполняются из цветной бумаги. В некоторых случаях используется белая бумага из тетрадей и альбомов, тонкий картон. Все эти задачи реализуются на занятиях. Все занятия по этому разделу в старшей группе целесообразно сгруппировать по сериям. В каждой серии осваиваются в основном одни и те же приемы конструирования игрушек, у которых одна и та же основная форма. На занятиях первой серии дети обучаются работать с выкройкой: находить на выкройке основную и дополнительные части игрушки, на основе анализа готовой игрушки, раскладывать и наклеивать детали игрушек на выкройке, а затем делать надрезы и склеивать выкройку. Линии сгиба дети должны научится хорошо заглаживать гладилкой (палочкой, неотточенным карандашом и т.п.). Детей учат запоминать последовательность в работе и кратко рассказывать об основных эпатах работы («альбом для рисования», «автобус», «фонарик трехсторонний», «фонарик четырехсторонний»). На занятиях второй серии детей знакомят, что игрушки можно сделать из коробочки с квадратным дном, но прямоугольными боковыми сторонами и из коробочки, у которой дно и все стороны квадратные. Детей знакомят с выкройкой-разверткой этих коробочек, учат понимать значение линий на ней. Закрепляются навыки и умения, полученные на занятиях первой серии – точно сгибать бумагу по начерченным линиям, делать надрезы точно по линиям сгиба («коробочка», «корзиночка», «пирамидка», «сказочный домик», «стол и стул»). На занятиях третьей серии детей знакомят в прямоугольной коробочкой в виде бруска. Дети узнают, что у многих предметов основная часть похожа на коробку, у которой дно прямоугольное («диван», «кроватка для кукол», «телевизор», «качалка»). В четвертой серии занятий предлагаются в основном поделки игрушек из бумаги и спичечных коробок на тему «Транспорт». В конце этой серии дети могут выполнять коллективную работу на тему «Улица». Цель занятий, объединенных в эту серию – закрепить знания, умения и навыки, полученные детьми на предшествующих занятиях. Усложнением является то, что в работах ребят отражаются более сложные предметы и воспитатель больше опирается на память и воображение детей («тележка», «детская коляска», «автобус»). На занятиях пятой серии (весной), дети упражняются в складывании бумаги в разных направлениях, делая игрушку для игры на воздухе. Это игрушки-забавы, лодка, буденовка и другое. Дети осваивают процесс изготовления этих игрушек, повторяя действия воспитателя, применяют технику оригами. Для развития инициативы, творчества детей следует также использовать нетрадиционную технику конструирования из бумаги. На занятиях применяется техника оригами (складывание бумаги в разных направлениях), в свободной деятельности выполняются изготовление объемных игрушек из бумаги, поделок из бумажных салфеток, применяется техника квилинга, бумажная скульптура (комбинирование различных бумажных форм) и так далее.

»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
Росток