Вы не зарегистрированы

Авторизация



Материалы выступления на научно-практической конференции "Экология и жизнь"

Фото пользователя Ирина Николаевна Сукач
Submitted by Ирина Николаевна Сукач on Wed, 29/06/2011 - 10:12
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сукач Ирина Николаевна
Место работы, должность: 

МОУ Матвеево Курганская СОШ №3    учитель химии

Регион: 
Ростовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Химия
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
элемент мероприятия
Краткое описание ресурса: 
<p> Это&nbsp; выступление предназначено &nbsp;для&nbsp; учителей занимающихся экологизацией химического образавание.</p>

Химия   и  экология.

 Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет очень мощную силу, воздействующую на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, возникают  катастрофические  последствия. Люди уже столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью. Это возникновение так называемых "озоновых дыр", парниковый эффект, массовое уничтожение лесов на всех континентах, исчезновение тысяч видов растений и животных, накопление промышленных отходов на свалках ,  последствия   нефтяного  загрязнения и многое другое.  Все   эти  изменения,  затронувшие  большие  регионы  и  планету  в  целом,  стали  особенно   актуальны   в  21 веке  и  получили  название  « Глобальные  экологические   проблемы». Это  вполне   реальная  угроза  для   самоуничтожения  человечества.
Для экологически грамотного хозяйствования на Земле нужно знать очень много: от того, как взаимодействуют со средой обитания отдельные организмы, до понимания общепланетарных связей живой и  неживой  природы и места в них человеческого общества.
Поэтому экология в настоящее время приобретает особое значение, как наука, помогающая найти выход из возникающего кризиса.
Проблема приобретения экологических знаний решается в общеобразовательных учреждениях через введение дисциплины "экология", а также через экологизацию школьных дисциплин.
Особая  роль     в  формировании    экологической   грамотности,  экологического    сознания,  отводится  химической  науки,   а  именно  предмету   химии  в   школьном  образовании.
 Хотя  последнее  время, именно о химии говорят, как о виновнице плохой экологической обстановки. Поскольку не только химические комбинаты, но и домны, хлебопекарни, теплоэлектростанции, кожевенные заводы, автомобили, парфюмерные фабрики, горно-обогатительные и фармацевтические предприятия, красавицы розы, скромные васильки и любой из нас, не что иное, как химический реактор, в котором протекают самые разные химические реакции, то повсюду образуются полезные, бесполезные и вредные вещества, выделяются жидкие, твердые и газообразные продукты.Большинство экологических бед происходит из-за загрязнения атмосферы, гидросферы и литосферы соединениями, полученными в результате реакции, сплошь и рядом проводимой отнюдь не на химическом предприятии. Мы избежим ошибки, если согласимся, что не придем к гармонии с природой без помощи химии. Ведь только ей характерна уникальная способность быть как «нападающим», так и «защитником». Какая функция окажется преобладающей, уже зависит не от химии, а от нас с вами.
 Ясно, наконец, и то, что защитить природу без химии нельзя. Уберечь природу от огромного количества химических соединений, поступающих от самых разных предприятий, может и должна химия. Химические процессы и материалы, известные промышленности, и ещё не вышедшие за рамки научного эксперимента, способны сохранить в чистоте наш общий дом – планету Земля. Нет почётнее и гуманнее этой задачи. Именно химики в первую очередь способны решить, как защититься от загрязнений, сделав их безвредными; как всё то, что остаётся после осуществления какого-то технологического процесса и не находит применения, а ложится тяжёлым грузом на плечи природы, превратить не просто в безопасный, но и в полезный продукт. Помните это и примите прочитанное направление как маленькую справку о «великих грехах» и огромных возможностях химии, способных уничтожить мир, но и способным сделать его прекрасным, населённым счастливыми потомками, с благодарностью и благоговением вспоминающими нас, обеспечивающих себе и им достойную жизнь в сохранённой природой среде.

    СТИХ:   « ОБРАЩЕНИЕ   К САМОМУ   СЕБЕ»

«  Если  я  человек, пускай  не  долог  мой  век-
Дело  каждого  дня  переживёт  и  меня.
Если  я  просто  так, от  скуки
Разобью  бутылку  о  камень,
Моим  внукам   не  придётся
Бегать  босиком  по мягкой    траве
Если  я  буду   разбрасывать  банки  из  под  сока   и  колы,
Я  брошу  их  в  лицо  своим  правнукам.
И  если  я   не придумаю  сейчас, что  мне  делать  с  мусором,
То   через  сотню  лет  моим   потомкам
 Придётся   жить  на  свалке.
Вот  почему   природу   спасут,  умные   люди   и  я
Вот  почему  планета   моя  и   моя  экология»
 
Прежде, чем решать данные задачи, нужно вспомнить слова В.Гюго: «Кому угрожает опасность? Вам. Разве вы не видите, что перед вами весы, на одной чаше которых ваше могущество, на другой – ваша ответственность».
Чтобы весы были в равновесии нужно осознать логику следующей схемы: Вещество  входит в состав живого организма, экосистемы и биосферы. Но вещество может выполнять роль загрязнителя. А значит может попадать в живой организм, экосистему и биосферу. Поэтому нужно знать источники загрязнения и принимать природоохранные меры. «Счастлив лишь тот, кто счастлив у себя дома. А дом в жизни ребёнка – это семья, уют» – писал Л.И.Толстой.
Возникновение и решение экологических проблем, в частности проблем, вызванных загрязнением окружающей среды, тесно связаны с химией, ее теоретическими и прикладными аспектами. Для химии в первую очередь надо использовать возможности химического практикума, а также расчетных задач познавательного характера с экологическим содержанием.
Недостаток знаний учащихся по химическому загрязнению можно восполнить, используя дополнительную информацию в различных темах. Однако такие знания будут фрагментарными, нецелостными. Поэтому по химическому загрязнению нужна система обобщающих уроков, а не отдельные уроки,  поэтому  в  своей  работе  я  использую  экологизацию   курса  неорганической   и  органической химии. (  Рабочая  программа)
Цели и задачи экологического обучения и воспитание могут быть представлены одним общим понятием – формирование экологической культуры. Поэтому в кабинете химии для осуществления данного направления образования имеются средства обучения и оборудования:
- образная наглядность (картины, фотографии, макеты, муляжи)
- настенная книга «химическая экология»
- лабораторный практикум и демонстрация экспериментов
– банк видеофильмов
- дидактический материал
- литература (специальная и художественная)
Одной из главных задач экологического образования школьников является приобщение их к исследовательской работе, развитие творческих способностей. При этом важна заинтересованность ребят процессом научного познания. Научить их формулировать вопросы и находить на них ответы, объяснять результаты поиска, делать выводы, а полученные экологические знания и умения закреплять на практике – вот цель учителя.
Учебно-исследовательское направление в работе решается через исследовательские и творческие проекты учащихся. Опыт вовлечения учащихся в научно-исследовательскую работу начинается с использования одного из наиболее доступных методов мониторинга окружающей среды – биотестирования и простейшего химического анализа. Данные, полученные школьниками в ходе исследований, используются на уроках химии при изучении отдельных тем, а также для пропаганды экологических знаний среди населения на родительских собраниях.
В свою очередь, учащиеся, кроме накопления научного опыта, усваивают дополнительный теоретический материал, приобретают навыки публичных выступлений, работы с научной литературой и т.д. Основа личностного аспекта экологического образования – деятельность учащихся, стремящихся осознать и сделать экологически целесообразным свое влияние на природу в различных видах бытовой и хозяйственной деятельности. Для достижения этих целей ученик усваивает определенный алгоритм деятельности: обдумывание темы, знакомство с литературой, планирование действий, практическая сторона работы, анализ работы, выработка рекомендаций.
Так учащимися были выполнены проекты на темы: «  Сладкая  жизнь»,   «  Нефть – « чёрное  золото», « Экология   полимеров»,      «  Исследование   питьевой  воды»
Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми пережить вдохновение творчества и сформировать основные ключевые компетенции (предметные, общеучебные, информационно-технологические, коммуникативные) учащихся и приобрести навыки социального опыта. Оформление учебных проектов ведётся в электронном виде – обязательное условие для их презентации. .
На уроках химии учитель поднимает многие экологические проблемы, обсуждает вместе с учащимися возможные пути их решения.
ВЫВОД:  Достижения   современной  цивилизации   немыслемы   без  химической  науки,  которую  превлекают  для  решения   прикладных   задач,  не  только  в   химических  отраслях+  но  и  в  самых  разнообразных  областях  жизни  человека.  Поэтому:
 Химические  знания  необходимы  каждому   человеку,   они  определяют  его  рациональное  поведение  в  окружающей  среде,  в  повседневной  жизни.  Они   помогают  человеку  выжить  в   всё  более  химическом  мире.
Презентация

»  Tags for document: