I.Самоопределение к деятельности.
Самопроверка д/з по образцу.
Выпиши имена существительные. Выдели в них суффикс.
Лесной, медовый, пуховый, травушка, дождик, маленький, киевлянин, волчище, смешной, рожки.
ОБРАЗЕЦ:
Травушка, дождик, киевлянин, волчище, рожки.
- Ребята, как вы считаете, научились ли вы находить суффикс в словах?
II.АОЗ и мотивация.
- Я предлагаю вам работу в парах.
У каждого на парте список слов. Посмотрите и попытайтесь ответить на вопрос: когда в словах пишется суффикс –ёнок-, а когда –онок-?
Обратите внимание на звуки перед суффиксами.
лосёнок мышонок
тигрёнок волчонок
гусёнок бельчонок
лисёнок галчонок
телёнок скворчонок
львёнок медвежонок
III.Постановка учебной задачи.
- Сколько в нашем классе мнений?
- На какой вопрос нам предстоит ответить?
- Какова же тема нашего урока?
IV. «Открытие» детьми нового знания.
- Какие есть предположения?
- Как нам проверить наши предположения?
V.Первичное закрепление.
- Посовещайтесь в парах и задайте друг другу вопросы по данной теме?
- Ребята, посмотрите на доску. Скажите, может ли вам помочь в дальнейшем этот алгоритм?
На доске алгоритм
Чтобы не ошибаться в написании суффиксов –онок- и –ёнок-, нужно:
- выделить корень
- определить, какой согласный звук перед суффиксом
- если это твёрдый согласный и шипящие [ш], [ж], [ч], пишем суффикс –онок-, если нет, пишем суффикс –ёнок-.
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Выполните упражнение 2 с.111.
запиши буквами.
стри[жонок] ли[с онок]
бель[ч онок] индю[шонок]
цып[л онок] ры[с онок]
сло[но нок] мы[шонок]
гра[ч онок] коз[л онок]
сквор[ч онок] ре[б онок]
у[т онок] лягу[шонок]
- Проверьте, как вы выполнили задание по эталону.
(На доске:
стрижонок, бельчонок, цыплёнок, слонёнок, грачонок, скворчонок, утёнок, лисёнок, индюшонок, рысёнок, мышонок, козлёнок, ребёнок, лягушонок).
- Оцените свою работу. Кто не допустил ошибок поставьте на полях +, кто немного сомневается - ?, кто допустил ошибки и ему нужно ещё тренироваться поставьте - .
- Что не получается?
- Над чем ещё нужно работать?
VII. Включение в систему знаний и повторение.
- Выполните упр.3 с.111.
Запиши название детёнышей
слона коровы тигра
волка льва страуса
лося оленя моржа
лисы барсука орла
белки мыши ежа
VIII.Итог урока.
- Над какой темой сегодня работали?
- Какой вывод мы сегодня сделали?
- Где можно использовать эти знания?
IX.Домашнее задание.
Задание по выбору:
- Р.т. упр.1;
- Р.т. упр.3;
- Р.т. упр.1 и 3.
|
Дети делают вывод, что они научились находить и выделять суффикс.
(Работа в парах).
(Некоторые дети затрудняются ответить на вопрос, другие - высказывают своё мнение.)
- Суффикс –онок- пишется в том случае, если корень заканчивается на твёрдую согласную или [ч] .
- Суффикс –ёнок- пишется после мягких согласных, кроме [ч].
- Когда в словах пишется суффикс –ёнок-, а когда –онок-?
- Правописание суффиксов -ёнок-,
-онок-.
- Если корень слова заканчивается на твёрдую согласную или [ч], то пишется суффикс –онок-.
Во всех остальных случаях пишется суффикс –ёнок-.
- Прочитать правило в учебнике.
(Дети читают правило и делают выводы)
- После мягких согласных, кроме [ч] пишется суффик –ёнок-: тигрёнок, телёнок.
После твёрдых согласных и [ч ] пишется суффикс -онок-: волчонок, мышонок.
(Дети задают друг другу вопросы по теме).
- В каких случаях в словах пишется суффикс –онок-?
- Какой суффикс нужно написать в слове утёнок?
- Какой суффикс –онок- или –ёнок- нужно писать после мягких согласных, кроме [ч]?
И т.д.
- Да.
(Дети самостоятельно выполняют упражнение).
(Дети на полях тетради оценивают свою работу знаками).
Нужно ещё потренироваться в написании слов с суффиксами
–онок-, -ёнок-.
(Ученики выполняют упражнение).
-Правописание суффиксов -ёнок-, -онок-.
- Мы выяснили, что после мягких согласных, кроме [ч], пишется суффикс –ёнок-, а после твёрдых согласных и [ч] пишется суффикс –онок-.
|