Зенит, танец, гараж– существительные мужского рода
Палатка– существительное женского рода
Существительные гараж, зенит, танец, палатка склоняемые, а существительные пальто, метро несклоняемые.
- Что такое склонение? (Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.)
б) Словарно – орфографическая работа.
- Соедините первые слоги существительных мужского рода, и вы узнаете слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке. (Это слово газета.)
- Найдите объяснение этого слова в толковом словаре («Газета – это периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям политической и общественной жизни».)
- Напишите это слово три раза, проговаривая его по слогам, поставьте ударение. Что можете сказать о его написании? (В слове газета непроверяемая безударная гласная а, её надо запомнить.)
- Как вы понимаете выражение Он – живая газета? ( Выражение Он – живая газета означает, что человек знает последние новости и передаёт их другим.)
- Охарактеризуйте слово газета как часть речи. (Слово газета – имя существительное, неодушевлённое, нарицательное, женского рода, в единственном лице.)
- Это существительное склоняемое или несклоняемое? (Существительное газета склоняемое.)
- Можете ли вы определить, какого именно склонения данное существительное? (Мы не можем определить склонение существительного, так как не знаем, какого склонения бывают существительные и по каким признакам его следует узнавать.)
- Вот на этот вопрос нам предстоит сегодня ответить на уроке.
III. Работа по теме урока.
На доске написаны слова.
- Берёза, дочь, земля, конь, дядя, стол, море, стекло, дедушка.
- Прочитайте слова, найдите в них общее. (Все слова – существительные в единственном числе.)
- Разделите имена существительные на три группы, ориентируясь на таблицу (см. прикрепленный файл).
- Назовите существительные, которые вы отнесли к первой группе. (Берёза, земля, дядя, дедушка.)
- Назовите существительные, которые вошли во вторую группу. (Конь, стол, море, стекло.)
- Какие существительные составили третью группу. (Дочь)
- По каким признакам вы группировали существительные? (Мы группировали существительные по их роду и окончанию.)
- С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают 1, 2. 3-го склонения (к каждой цифре в таблице прикрепляется слово склонение).
- Сделайте вывод: какие существительные относятся к 1-му склонению, ко 2-му и к 3-му?
Вывод: к 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончанием -а, -я. Ко 2-му склонению относятся существительные мужского и среднего рода с нулевым окончанием или с окончанием -о, -е.
К 3-му склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце.
IV.Физкультминутка
Я буду называть существительные. Если услышите существительное женского рода, руки на пояс, если мужского рода- руки вперед, среднего рода- руки поднимаем вверх. ( Осень, гроза, тишина, озеро, пень, стена, мотор, ночь, дятел, город, медаль. )
V.Закрепление изученного
а) Упражнение «Определите склонение».
- Прочитайте. Напишите ряды слов, устранив лишнее. Ответ обоснуйте.
сосна, дорога, гнездо, улица;
мороз, лимон, девочка, пенал;
озеро, море, солнце, вертолёт;
малина, синица, сирень, капуста.
б) Работа по учебнику.
Чтение вывода на стр.76.
Упражнение 166 стр.77.
Упражнение 167 стр.78.
в) Работа с пословицами.
Прочитайте. Объясните смысл пословиц. Напишите их в следующем порядке:
- пословицы, в которых есть существительные 1-го, 2-го и 3-го склонений;
- пословицы, в которых нет существительных 3-го склонения;
- пословицы, в которых нет существительных 1-го и 3-го склонений;
Солнце сияет, а месяц светит.
У кого корова – у того и угощение
Ученику - удача, учителю- радость.
Подчеркните орфограммы.
VI.Итог урока
- По каким признакам мы определяем склонение существительных? (По роду и окончанию.)