Место работы:
учитель русского языка и литературы гимназии № 10 г. Челябинска
Формирование читательских компетенций учащихся в процессе преподавания литературы в 5-7 классах
Цель литературного образования – приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить способности воспринимать и оценивать произведение литературы и отраженные в них явления жизни и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.
Достижение этой цели предполагает:
- чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;
- формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;
- развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;
развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.
Осуществить эти задачи должен учитель литературы. Он призван научить ребят осмысленному чтению, эмоционально-образному и аналитическому восприятию произведения. Благодаря учителю литературы происходит постижение художественного произведения, что формирует и общую культуру человека, и его грамотность, и умение общаться, и эмоциональную культуру. В процессе изучения литературы учитель формирует необходимые предметные компетенции.
Назовем предметные компетенции, которые должен формировать учитель литературы в процессе освоения учебного материала:
- умение понимать слово, текст, язык искусства
- умение читать текст, адекватно понимать написанное
- умение вступить в диалог
- умение задать вопрос
- умение определить авторскую позицию
- умение сформулировать свою позицию и высказать ее
- умение организовать монолог, диалог
- умение использовать термины
- умение определять функциональное назначение художественных средств
В 5-6 классах учащиеся входят в мир литературы, достигают определенного уровня начитанности, позволяющего делать первые теоретические обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить наблюдения над языком произведения, выполнять устные и письменные работы. Изучаемые произведения в программе «Литература 5-11 классы» под редакцией Г.И. Беленького объединены по хронологическому и проблемно-тематическому принципу. Изучая мифы и народные сказки, учащиеся наблюдают, как построены произведения, в чем их художественное своеобразие, вводится понятие о жанрах фольклора. Такие виды работ, как словесное рисование, создание иллюстраций, выразительный пересказ, составление таблиц «Как построена волшебная сказка?», наконец, создание собственных сказок, загадок, инсценирование сказок способствуют формированию читательских компетенций.
Изучая в 5 классе литературную сказку Андерсена «Снежная королева», ученик наблюдает над тем, как в портретных характеристиках выражено авторское отношение к героям. Ребята учатся работать на уроках литературы с карандашом, отмечая, подчеркивая в тексте те детали портрета героя, в которых выражено авторское отношение. Работа с карандашом на уроках литературы должна проводиться в системе и в дальнейшем.
Прозаические тексты учебника-хрестоматии, разделенные на главы и достаточно большие по объему, при минимальном количестве часов текстуально изучать очень сложно. На формирование читательских компетенций в этих условиях направлено задание озаглавить каждую часть текста. Проверяя выполнение этого задания, учитель контролирует качество чтения, так как умение озаглавить текст демонстрирует способность извлекать главную информацию из него. Этот прием работы используется и в дальнейшем, в 6-7 классах.
Важна словарная работа на уроках и дома. Можно составлять словари трудных и незнакомых слов, встретившихся в текстах (как правило, это архаизмы или историзмы), проводить словарные диктанты. Это не только расширяет словарный запас учащихся, но и позволяет понять прочитанный текст.
Систематическое проведение викторин на знание и понимание текста также эффективно. Отвечая на вопросы викторины, ученик демонстрирует, насколько внимательно он читал текст, запоминая не только события и имена героев, но и портретные характеристики, пейзажные описания, интерьер, важные реплики персонажей и т.д. Такие викторины можно провести в 5 классе по рассказу И. Тургенева «Муму», были Л. Толстого «Кавказский пленник», в 6 классе по роману «Дубровский», повести Н. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница», повести В. Короленко «В дурном обществе», в 7 классе по повести Н. Гоголя «Тарас Бульба», рассказам А. Чехова, главам из повести Л. Толстого «Детство», «Отрочество», главам из романа Ф. Достоевского «Братья Карамазовы» («Мальчики»), повести А. М. Горького «Детство». Особенно любят ребята самостоятельно составлять вопросы викторины, эта работа творческого характера, ведь задать интересные и разнообразные вопросы, затронув разные аспекты текста, нелегко: здесь важны и внимание к деталям, и умение выделять главное, и способность грамотно сформулировать вопрос.
Внимательный, вдумчивый читатель способен не только выделять в тексте главную информацию, отвечать на вопросы учителя, но и сам формулировать вопросы. Ребята часто получают задание сформулировать вопросы к тексту. Порой эти вопросы обращены к учителю, так как требуется разъяснение непонятного. Иногда сами вопросы ребят бывают интересны, свидетельствуют об умении видеть проблему и формулировать ее, внимании в художественному слову. Проблемный вопрос на уроках литературы– важнейшее средство формирования читательских компетенций, а умение задать такой вопрос – главная черта пытливого, аналитически мыслящего читателя.
Организация работы с поэтическим текстом на уроках литературы должна быть основана на главном принципе: от слова – к мысли и чувству, от формы – к содержанию. Лирика – это род литературы, характеризующийся субъективностью, прямым выражением чувств и переживаний автора и многозначностью поэтического образа. Эти свойства лирики – в центре внимания при изучении стихотворных произведений на уроках литературы.
Анализ стихотворения — трудная форма работы на уроках литературы. Единой схемы анализа стихотворения нет и быть не может, потому что каждое произведение искусств уникально и глубоко своеобразно. Нужно внимательно присмотреться к нему, попытаться понять его секрет: или это удивительная метафора, или оригинальная композиция, или пространственно-временная структура, или звукопись, или цветопись - и этот доминирующий приём положить в основу анализа, соотнеся с ним все другие особенности. Принципиально важно, что анализировать стихотворение нужно в единстве формы и содержания. А начинать надо, на наш взгляд, с работы над выразительным чтением стихов. Именно в процессе обучения выразительному чтению развивается эмоциональное восприятие и закладываются основы аналитического мышления учащихся. Только после такой работы заучивание наизусть станет осмысленным, а само чтение грамотным и выразительным.
Назовем этапы работы над выразительным чтением.
1.Чтение стихотворения учителем.
2.Перечитывание его учениками про себя. Выявление непонятных слов и выражений (словарная работа).
3.Определение смысловых частей, выявление композиции текста.
4.Определение основной интонации при чтении каждой части. Наблюдения над ритмом, строфикой, особенностями стихотворного размера.
5.Наблюдения над поэтическим синтаксисом, обусловленность синтаксических конструкций логикой поэтических образов и интонаций. Постановка логических пауз.
6.Наблюдения над поэтической лексикой. Постановка логических ударений.
7.Наблюдения над звукописью и выделение ее голосом.
8.Определение способов рифмовки и смысловой роли рифмы. Выделение рифм голосом.
9.Обучение выразительному чтению по строфам.
10.Синтетическая работа по обобщению индивидуального восприятия текста учащимися. Повторное прослушивание выразительного чтения всего текста (учитель - подготовленные ученики - грамзапись).
11.Обучение выразительному чтению всего стихотворения.
12.Заучивание стихотворения наизусть (домашнее задание).
Проверка чтения наизусть стихотворных текстов в классе должна сопровождаться взаимным оцениваем ребятами проделанной работы. Конкурс чтецов на лучшее исполнение заданного стихотворения, когда слушатели исполняют роль жюри, выставляют баллы за верно выбранный темп чтения, удачную расстановку логических ударений, пауз, интонационную выразительность, достигает цели: и исполнители, и слушатели пытаются понять, как лучше донести, выразить мысли и чувства автора стихотворения.
На уроках изучения лирики в 5-7 классах эффективны такие приемы активизации мышления учащихся, как словесное рисование, создание или сопоставление музыкальных и живописных иллюстраций к стихотворному тексту, стилистические эксперименты (заполнение пробелов в текстах подходящими по смыслу словами, подбор рифм к словам, эпитетов и т. д.). Большой интерес ребят вызывает работа по восстановлению текстов из слов, стихов, строф и т.д.
Квалифицированный читатель должен уметь пользоваться литературоведческими терминами, применять на практике теоретические знания. К 7 классу ребята изучили пять стихотворных размеров, разные способы рифмовки, приемы звукописи, основные виды тропов. Следует систематически проверять знание теории литературы. Как эти средства помогают донести до читателя мысль и чувство автора произведения? На этот главный вопрос ищут ответ учащиеся вместе с учителем.
В программу 7 класса включен интересный раздел «Содружество искусств». Изучение этого раздела можно провести по методу проекта. Группы учащихся готовят презентацию изученного материала (стихи А. Шевырева, А. Блока, К. Бальмонта, К. Фофанова, рассказы К. Паустовского), используя произведения разных видов искусств (слово писателя, музыка, живопись).
Хороший читатель – это тот, кто читает всегда. Лучшее время для чтения – летние каникулы. Важно, чтобы школьник вел читательский дневник. Лучше всего, если это будет «Дневник читательских наблюдений». В таком дневнике осуществляется актуализация эмоциональных отношений читателя к тексту. Используется прием «Двухчастного дневника». В левой части учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатления, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации, озадачили, вызвали протест или восторг, удивление, такие цитаты, на которых они «споткнулись». Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. Форма «Трехчастного дневника» включает третью графу – вопрос к учителю по поводу прочитанного. Возможна иная форма трехчастного дневника:1 графа-цитата, 2 графа – почему она привлекла внимание, возникшие вопросы, 3 графа - комментарий по прошествии некоторого времени (ответы). Такой дневник – для более вдумчивого «длительного» чтения. Здесь учащиеся сами отвечают на вопросы после размышлений, изучения и обсуждения произведения.
|