Место работы:
Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 494 Выборгского района г.С-Петербурга Учитель истории, обществознания и права Рецензент: Элиасберг Н.И., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент ЕАН, лауреат Государственной премии РФ
Методическая разработка по правовому просвещению школьников - будущих избирателей
Введение
Преподавание правовых знании в современной школе основывается на совокупности целого ряда принципов, таких как: единство правового обучения и воспитания, научность, доступность, связь с жизнью, личным опытом учащихся, обеспечение межпредметных связей, принцип юридической точности и определенности правовых знаний.
Принцип единства правового обучения и воспитания является принципом воспитывающего обучения, в соответствии с которым правовое обучение организуется преимущественно во имя решения задач воспитания. Общеизвестно, что наряду с функциями регулирования общественных отношений право выполняет воспитательную роль, проявляющуюся в том, что закон помимо государственного принуждения опирается и на убеждение. Право призвано развивать в людях чувство справедливости, правды, гуманности. Право неотделимо от справедливости, которая, по существу, есть его сердцевина. Сущность права состоит в том, что оно есть способ установления справедливого соотношения интересов всех и каждого. Единство права и справедливости зафиксировано в формулах римского права: «Право есть искусство добра и справедливости»; «Предписания права следующие: честно жить, другого не обижать, каждому воздавать должное».
Принцип научности предполагает соответствие учебного материала новейшим достижениям юридической науки; приоритет научных знаний: не идеология определяет отбор знаний, а научные знания позволяют делать идеологические выводы. Понимание данной позиции важно в силу того, что право имеет политическую природу, являясь по своей сути нормативной формой согласования воли и интересов больших социальных групп. Право может служить формой выражения и осуществления политики лишь до тех пор, пока сама эта политика строится на исходных началах права и справедливости. Принцип научности преподавания правовых знаний требует ознакомления учащихся с различными точками зрения на изучаемые правовые проблемы.
Принцип доступности заключается в переходе от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Таким образом, предполагается, что обучение находится в зоне ближайшего развития.
В преподавании права учителю важно опираться на жизненные факты, близкие ученикам, тем самым реализуется
принцип связи с жизнью, личным опытом учащихся, который предполагает расширение, углубление и обогащение правовых знаний учащихся и одновременно избавление учеников от ошибочных правовых представлений, стереотипов и установок.
Особенность преподавания права состоит в том, что при объяснении правовой информации учитель пользуется конструкциями и формулами закона, сложными для восприятия учеников, у которых абстрактное мышление еще недостаточно развито. Тем не менее, недопустимо изучение отраслевого права заменять общими рассуждениями и приблизительными трактовками правовых положений. Таково требование принципа юридической точности и определенности правовых знаний. Любые юридические конструкции, в отличие от понятийного аппарата других учебных дисциплин, предполагают строгость и четкость формулировок. Недопустимо непрофессиональное адаптирование материала, такое упрощение, которое искажает смысл понятия, нормы.
Принцип обеспечения межпредметных связей состоит в выявлении взаимосвязей между компонентами учебного процесса, выделяемыми по предметному признаку. Согласование учебных предметов, как правило, обусловлено их содержанием. В процессе реализации межпредметных связей обеспечивается последовательность в формировании научных взглядов, мировоззрения учащихся, понимания закономерностей развития.
Помимо межпредметных связей в методике преподавания используются внутрипредметные связи, которые служат углублению правовых знаний, их обобщению, систематизации, развивают интерес к предмету, активизируют познавательную деятельность и формируют самостоятельность мышления.
Помимо этого внутрипредметные связи обеспечивают преемственность в развитии системы аксиологических знаний, оценочных умений, интеллектуальных способностей учащихся. В практике правового обучения используются разнообразные приемы и способы установления межпредметных и внутрипредметных связей, например:
– объяснение нового материала с опорой на знания по другим предметам;
– напоминание учителем известного материала;
– припоминание изученного с помощью вопросов учителя в ходе беседы;
– организация систематического повторения на основе разработанных заданий, направленных на применение знаний, умений, актуализацию ранее усвоенных знаний.
Учитель права, реализуя межпредметные связи, может применить задания интегративного характера, например, написание реферата по одной из следующих тем:
– Вопросы права и законности в баснях И.А. Крылова.
– Вопросы государства и права в произведениях А.С. Пушкина.
– Юридические мотивы в творчестве В.Д. Поленова.
– Вопросы права в Библии.
– Вопросы права и законности в народном фольклоре.
1. Применение традиционных и инновационных технологий на уроке права.
Ведущая цель правового образования по избирательному праву заключается в создании условий для обучения и совершенствования знаний, умений, навыков каждого школьника с опорой на принципы уровневой дифференциации, в том числе учет их индивидуальных особенностей и способностей.
Инновационное правовое обучениепредставляет собой совокупность нововведений, выраженных в системе действий и операций учебной деятельности, которые позволяют быстро и эффективно достичь прогнозируемого диагностируемого результата правовой обученности по избирательному праву. Они становятся весьма результативными в школе так как в нашей 494 школе Выборгского района г. С-Петербурга проводятся многочисленные эксперименты, осваиваются незнакомые для массового обучения педагогические технологии. Зачастую те методические приемы, которые предлагают специалисты современному учителю права вовсе не являются новыми. Это могут быть хорошо забытые педагогические методики, которые использовались в прошлом; те, что используются сейчас, но в системе обучения другим наукам; а также те, что необычны для российского образования, но заимствованы нашими коллегами путем изучения ретроспективы и современного состояния обучения за рубежом.
Традиционными технологиями правового обученияназывают совокупность педагогических технологий, существующих в правовом образовании на протяжении многих лет. Нельзя думать о том, что традиционное обучение праву однозначно имеет негативный характер. Напротив, оно проверено практикой, имеет многочисленные апробации и совершенствования, что позволяло такой системе изменяться и улучшаться.
В системе традиционного обучения праву выделяют также вариативные формы организации учебных занятий (вводные и обобщающие уроки, лекции и семинары и проч.). В системе инновационных подходов доминируют активные и интерактивные формы уроков.
На уроках по избирательному праву, учителю необходимо инициировать самостоятельную работу детей. Поэтому в процессе изучения новой темы целесообразно предлагать обучаемым небольшие вопросы, проблемы для обсуждения ( которые очень ярко представлены в учебнике по обществознанию «Права человека в свободной стране» Н.И.Элиасберг). Обсуждение этих вопросов нельзя затягивать, а потому алгоритм ответа нужно пояснить школьникам, записать на ватмане и вывешивать по мере необходимости.
Инновационные технологии обучения в настоящее время направлены на формирование активных жизненных позиций ученика. Современная система правового обучения позволяет педагогу оптимально сочетать на практике традиционные и инновационные технологии.
2. Системы работы ГОУ СОШ № 494 в применении различных технологий преподавания права.
Игровые технологии в обучении праву.
Игра – это определенная целостная реальность, обязательно как-то соотносящаяся с существующим миром (“кусок” жизни). В этой реальности действуют и общаются люди. Соответственно, в процессе игры играющие получают опыт. Составляющими опыта могут быть и знания, и эмоциональные впечатления, и навыки, и какое-то понимание (озарение, катарсис), и выработанное или измененное отношение – к чему-то или к себе – и многое другое. Деятельность участника игры связана с содержанием его роли, игровых функций и сюжета. Играя роль, принимая решения, так или иначе познавая игровую действительность, а затем анализируя прошедшую игру, он изучает явление, послужившее прототипом модели игры. Результатом участия в игре могут быть как эмоциональные, личностные, так и интеллектуальные изменения. Дидактические ролевые или имитационные игры задействуют личность участника. Личностная вовлеченность в события игры, эмоциональная насыщенность, напряженность подобных игр чаще всего повышают учебную мотивацию, возбуждают интерес учащихся к изучаемому явлению. Деятельность в условиях относительной неопределенности в отношении того решения, которое должно быть принято, позволяет уйти от распространенной репродуктивной стороны образования – простое повторение когда-то изученных способов действий не всегда способно обеспечить успех, как я считаю игра требует творческого осмысления ситуации, поиска новых решений, что в свою очередь влечет за собой развитие самостоятельного творческого мышления”. Игры-драматизации, ролевые игры, имитационные игры, деловые игры, организационно-деятельные и организационно-мыслительные игры. Любой процесс работы с игрой состоит из двух одинаково важных частей – самой игры и ее обсуждения. Можно сказать, что обсуждение (или рефлексия) является такой же полноправной частью как и сами игровые действия. Именно обсуждение позволяет проанализировать явление, которому была посвящена игра; без него для большинства учащихся игра очень часто оказывается бессмысленной. Обычно обсуждение игры является началом серьезной и планомерной работы над темой. Часть проблем затрагивается в самой игре, часть добавляется на следующих занятиях, но так или иначе все они связываются с игровым опытом и выстраиваются в некую общую систему. Предлагаемая нами схема содержит несколько видов обсуждения. Они могут проводиться и по отдельности, и вместе – одно за другим. Познакомившись с ними и перейдя к непосредственному описанию игр, учитель сможет продумать, как строить обсуждение в разных ситуациях, когда делать упор на тот или иной вид.
Новые знания и умения приобретаются в ходе игры непроизвольно. Игра связана с импровизацией.
В игре школьники принимают самостоятельное решение, при этом развиваются их творческие способности.
Правовые учебные игры специалисты предлагают разделить на:
- Дидактические игры и игровые элементы.
- Имитационные игры.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Деловые игры.
- Иллюстративные игры.
В своей работе на протяжении многих лет я применяю следующую игру, которая хорошо зарекомендовала себя в работе со школьниками: Проектная деятельность учащихся, ролевая игра.
Методические рекомендации:
При подготовке к ролевой игре «Выборы депутатов в органы местного самоуправления» идет проектная деятельность учащихся. Распределяются роли («кандидаты» в депутаты органов местного самоуправления, «доверенные лица» «кандидатов» в депутаты органов местного самоуправления , «председатель» и «члены избирательной комиссии», «представители» СМИ, «избиратели»). «Кандидаты» в депутаты органов местного самоуправления , «доверенные лица кандидатов», «избиратели» и «представители СМИ» готовятся к предвыборной агитации. «Председатель» и «члены избирательной комиссии» готовят необходимые документы и помещение для голосования.
1 этап игры «Выдвижение «кандидата»
Игра начинается с того, что некоторые ее участники выдвигают себя «кандидатами» в депутаты органов местного самоуправления. На этом этапе «кандидаты» пишут заявления о своем выдвижении. При этом следует оговорить, что по закону кандидатом в депутаты органов местного самоуправления может быть гражданин достигший 18 лет.
На основании этого заявления составляются подписные листы. На которых участники игры ставят свои подписи в поддержку того или иного «кандидата». Каждый «избиратель» может ставить только одну подпись на подписном листе. Победителями становятся 2-3 «кандидата», набравшие большинство подписей.
Вслед за этим участники «подписной кампании» «регистрируют» «кандидатов»; последние получают «удостоверения» о том, что они «зарегистрированы» как «кандидаты». «Кандидатам» сообщается, что список с указанием их данных передается СМИ.
2 этап игры «Предвыборная агитация»
В игре «доверенные лица» кандидатов в депутаты органов местного самоуправления могут организовать «встречу с избирателями». На ней выступают «кандидат» и те, кто его представляет. «Избиратели» и «представители СМИ» задают вопросы. Полезно зафиксировать внимание на вопросе равенства возможностей тех или иных кандидатов получить доступ к «экрану ТВ» или к «микрофону на радио», на «страницы газет». Между «телевизионщиками» и «кандидатами» в игре могут проходить обсуждения времени выхода в эфир, соотнесения с другими передачами, возможности приглашения деятелей искусств и др.
3этап игры «Голосование и подведение итогов выборов»
Участники игры: «избиратели», «Председатель» и «члены избирательной комиссии», «наблюдатели».В задачу «наблюдателей» должен входить контроль за тем, в какой мере действия «избирателей» и «членов избирательной комиссии» соответствуют закону (его текст «наблюдателям» целесообразно иметь перед глазами).
Можно создать и нестандартные ситуации. Например, один из «избирателей» выходит из кабины и подходит не к ящику, а к «членам комиссии» и говорит, что он испортил бюллетень и хотел бы проголосовать повторно. В этом случае «избирательная комиссия» предоставляет ему такую возможность. Или: кто-то из «избирателей» делает пометки в бюллетенях, не войдя в кабину. Можно представить и некоторые грубые нарушения избирательных прав граждан (попытка «задабривания» или «запугивания» «избирателей», продолжения предвыборной агитации в день голосования и др.).
Когда «голосование» закончилось «члены избирательной комиссии» подсчитывают голоса. После этого в присутствии «наблюдателей» составляется протокол по итогам голосования (в трех экземплярах), который подписывается всеми «членами избирательной комиссии». Третий экземпляр предоставляется для ознакомления «доверенным лицам» и «представителям СМИ».
В ролевой игре дети часто сталкиваются с проблемами, самостоятельно решить которые будет им не под силу. Ответственность за то, как они преодолевают трудности, созданные игрой, и насколько серьезными будут психологические последствия игры, лежит на учителе. Это касается игровых ситуаций, которые в чистом виде, скорее всего, не встретятся ребенку вне игры (будь то ситуация экономическая, правовая или этическая). Это также касается общей коммуникативной ситуации игры.
Дети между собой и с учителем, как правило, устанавливают определенную дистанцию; существует набор правил поведения, даже ритуалы, позволяющие выдерживать эту дистанцию без особых затрат психической энергии. В игре эти правила и ритуалы не действуют. Участники ролевой игры часто вынуждены вести себя спонтанно: игра движется вперед. В игре проявляются черты характера, поведенческие установки, убеждения, в другой обстановке не привлекавшие особого внимания, скрываемые самим человеком.
В практике работы нашей 494 школы Выборгского района, используется проведение конкурсов по праву. В таких случаях осуществляется систематизация правовых знаний, их проверка, которая охватывает достаточно большой коллектив детей. Данные мероприятия имеют большой воспитательный эффект. Из опыта работы, в качестве примера, я хочу привести следующий конкурс:
Конкурс проводится в форме письменных ответов на вопросы и задания:
1) Нарисуйте схемы высших органов государственной власти в РФ и органов государственной власти в субъекте федерации, где вы проживаете.
2) Какому федеральному закону должны соответствовать все избирательные законы на территории России, когда он был принят?
3) Назовите дату проведения последних выборов во все органы государственной власти и органы местного самоуправления.
4) Кто назначает выборы в органы государственной власти РФ, субъектов федерации и органы местного самоуправления?
5) Проводились ли референдумы в РФ, в субъекте федерации, где вы проживаете?
6) По какой избирательной системе проводились последние выборы депутатов Государственной Думы?
7) Как избирательное законодательство в РФ регламентирует порядок финансирования выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы?
8) Какие избирательные комиссии осуществляют подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы?
9) Каков срок проведения предвыборной агитации в СМИ?
10)Кому запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды политических партий, выдвинувших федеральный список кандидатов?
11)Кто выделяет помещение для голосования?
12) При наличии каких документов избиратель может получить избирательный бюллетень?
13) Может ли избиратель, совершивший ошибку при заполнения бюллетеня, получить новый избирательный бюллетень?
14) Кто имеет право присутствовать при проведения голосования вне помещения для голосования?
15)Когда по закону «О выборах Президента РФ» выборы считаются несостоявшимися?
С опорой на учебник обществознания «Права человека в свободной стране» , мною разработан и проводиться уже на протяжении многих лет урок: «Нарушение прав человека и их защита». В завершении урока проводиться тестирование учащихся по изученной теме.
“Права человека”. Тесты
-
- Какой политический режим не заинтересован в реализации гражданами свободы мысли и слова?
а) демократический;
б) тоталитарный;
в) либеральный.
г) авторитарный
2. На что имеет право человек в случае, если он будет невинно осужден:
а) на устное извинение секретаря судебного заседания;
б) на получение справки о случившейся судебной ошибке;
в) на возмещение государством причиненного ему вреда.
г) на статью в СМИ с публичным извинением представителя властей
3. Может ли быть закрыта религиозная секта, которая, привлекая в свои ряды молодых людей, настраивает их против семьи, родителей, школы, приводит их к психическим заболеваниям?
а) может;
б) не может;
в) для закона это безнравственно.
г) может, но только если сектанты нарушают уголовное законодательство.
4. Где дети имеют право свободно выражать свое мнение?
а) во всех сферах жизни и деятельности; б) только среди своих друзей;
в) только в семье.
г) только в школе на уроке.
5. В случае совершения правонарушения дети должны содержаться под стражей:
а) отдельно от взрослых;
б) вместе со взрослыми;
в) это не имеет существенного значения.
г) не должны содержаться под стражей.
6. Являются ли постоянные споры с учителем проявлением свободы выражения мнений учащихся?
а) да, являются; б) нет, не являются;
в) все зависит от страны.
г) зависит от темы спора.
7. Какая известная международная неправительственная организация контролирует соблюдение прав человека в различных странах, вне зависимости от политической и государственной системы?
а) “Международная амнистия”;
б) “Общество в защиту прав человека”;
в) “Союз жертв тоталитаризма”.
г) ЮНЕСКО
8. Какие властные государственные учреждения должны обладать наиболее масштабным и действенным средством защиты прав населения?
а) магистратуры;
б) суды; в) мэрии.
г) МВД.
9. Как именуется должность человека, избираемого Государственной Думой для сбора информации о нарушениях прав человека и содействия тем, чьи права ущемлены?
а) магистр;
б) председатель союза правозащитников;
в) уполномоченный по правам человека.
г) нет такой должности.
Тестирование позволяет проконтролировать фактический объем знаний, усвоенный учащимися. Оценивание тестов проводится по системе:
Правильных ответов-50% ученик тему не усвоил.
Правильных ответов 60-80% -ученик усвоил тему удовлетворительно.
Правильных ответов 85- 95% ученик усвоил тему хорошо
Правильных ответов 100% ученик усвоил тему на отлично.
Заключение
Из сказанного выше я хочу заключить, что в русле молодежной политики и воспитания подрастающего поколения предстоит большая духовно-нравственная работа по воспитанию и социализации подрастающего поколения, консолидации и сплочению молодежи, всех ее групп, всего общества на основе патриотизма и гражданственности, утверждения принципов социальной справедливости и нравственности.
Многие ценностные ориентации формируются именно в юношеском возрасте, так как молодежь наиболее восприимчива к социальным и культурным изменениям в обществе. Ценностные ориентации молодежи во многом изменись за последние годы из-за обострения проблемы её социализации.
Одно, несомненно, что именно молодежь сегодня занимает передовую позицию среди других групп, так как оно является самым образованным. И именно оно в скором будущем будет составлять интеллектуальный ресурс нашей страны.
Исследования по этой проблематике как я считаю, являются важными для российского общества, так как показывают социальные, культурные изменения, которые происходят среди молодежи, и, следовательно, в стране.
Таким образом, главная миссия нашей 494 школы Выборгского района и лично меня, как преподавателя обществознания и права, состоит в создании условий для всестороннего развития творческой личности и её духовного потенциала.
|