Официальный сайт tali-sk 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок литературы в 11 классе по рассказам В.Шаламова

Фото пользователя Лариса Анатольевна Соломина
Submitted by Лариса Анатольевна Соломина on Fri, 12/08/2011 - 21:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Соломина Лариса Анатольевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ имени А.В.Каляпина с.Пригородное Сердобского района Пензенской области, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Пензенская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
  • показать трагическую судьбу человека в годы террора;
  • раскрыть своеобразие взгляда писателя на события тоталитарной эпохи;
  •  выявить идею, объединяющую цикл рассказов.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Краткое описание: 
Урок литературы по "Колымским рассказам" В.Шаламова.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

Урок литературы в 11-м классе по теме: "Судьба человека в тоталитарном государстве" (В.Шаламов "Колымские рассказы")

 

Цели:

  • показать трагическую судьбу человека в годы террора;
  • раскрыть своеобразие взгляда писателя на события тоталитарной эпохи;
  • выявить идею, объединяющую цикл рассказов.

Оборудование:

  • напечатанные названия рассказов, образующих мозаику;
  • музыкальное сопровождение: композиция В.Кузьмина "Последняя весна".

Учитель. Что такое XX век в истории страны и в истории литературы? За страшными годами первой мировой войны, революций, гражданской войны наступают ещё более ужасающие годы. Строится Советское государство. Всё становится "советским": "советское" искусство, "советская" литература. Впервые в истории национальная культура открыто причислялась к идеологии, причем к идеологии особенной, не имеющей аналога в истории человечества; к идеологии классовой, партийной, государственной. Литература – впервые в истории человечества, принадлежала государству.
Литература должна была прославлять утопический образ лучшей в мире страны. Никогда ещё Слово не позволяло себе столь кощунственной лжи: славили государство, опутанное колючей проволокой ГУЛАГА. Трагического в стране Советов было несравненно больше, чем в России самодержавной.
А имена тех, кто пытался это сказать, были не просто забыты. Они были запрещены, выброшены. В литературе исчез человек, его скрыло общее дело. Исчез характер как неповторимость и самобытность личности. Литературу покинула близкая каждому правда о человеке. Не с большой и не с маленькой буквы. Просто о человеке. В толстовском и чеховском его понимании.
Но эта правда осталась в творчестве писателей, имена которых мы узнали сравнительно недавно. И это была уже русская литература. Две литературы в одной стране: как это было возможно?

Выступление ученика о политической обстановке в России в эпоху тоталитаризма.

Учитель.Как сказал Солженицын: "Никакой Чингиз Хан не уничтожил столько мужика, сколько славные наши Органы, ведомые Партией".
Безусловно, всё это не могло не коснуться и литературного процесса. Вспомним лишь некоторые факты.

Ответы учеников:

  • Борис Пильняк 28 октября 1937 года арестован у себя на даче в Переделкино и 21 апреля 1938 года расстрелян.
  • Исаак Бабель 16 мая 1939 года был арестован на даче в Переделкино и 27 января 1940 года был расстрелян.
  • Осип Мандельштам дважды отбывал срок в ссылке по нелепому обвинению в контрреволюционной деятельности. В официальной справке, полученной вдовой поэта, сказано, что он скончался 27 декабря 1938 года в дальневосточном лагере.
  • Борис Пастернак был вынужден отказаться от Нобелевской премии.
  • Муж Марины Цветаевой Сергей Эфрон и дочь Ариадна были арестованы.
  • В конце августа 1921 года по обвинению в контрреволюционном заговоре был расстрелян Николай Гумилёв.
  • В 1935 году был арестован единственный сын Анны Ахматовой Лев Николаевич Гумилёв.

Учитель.Сегодня мы знакомимся с ещё одним именем, с человеком, который одним из первых сказал правду о тех страшных годах.
Варлам Шаламов (1907 – 1982). Судьба была сурова к писателю. Целых 17 лет провел Шаламов в колымских лагерях. В 1937 году последовал первый арест по модной тогда 58 статье. Пять лет Колымских лагерей растянулись на пятнадцать, так как в 1943 году добавили ещё 10 лет за антисоветскую агитацию: он назвал Бунина русским классиком. (Если бы не было этого повода, был бы другой). Но он выжил, чтобы рассказать. Настоящую правду принёс Шаламов в своих коротких рассказах.

Работа с эпиграфом.

Каждый мой рассказ – это абсолютная достоверность.
Это достоверность документа.
Сам автор – свидетель, любым своим словом,
любым поворотом души он дает окончательную
формулу, приговор.

В.Шаламов

– Наша задача сегодня – выяснить, какой приговор выносит Шаламов тоталитарному государству, найти идею, объединяющую весь цикл "Колымских рассказов".
У Шаламова из мозаики рассказов возникает образ Колымы – огромного концлагеря, заместившего собой всю страну, цинично попирающего самые элементарные человеческие нормы и утвердившего вместо них тюремные законы ГУЛАГА.

Этап синтеза: аналитическая беседа, анализ эпизодов, выявление идеи.

– Создаётся ли у вас впечатление, что каждый рассказ – часть большой "мозаики"? Почему?

– Каким вырисовывается образ Колымы? Обратим внимание на пейзаж.

“Сопки были белые, с синеватым отливом, как сахарные головы. Круглые, безлесные, они были покрыты тонким слоем плотного снега, спрессованного ветрами. В ущельях снег был глубок и крепок – держал человека, а на склонах сопок он как бы вздувался огромными пузырями”.

(“Кант”)

“Деревья на Севере умирают лёжа, как люди. Огромные обнажённые корни их похожи на когти исполинской хищной птицы, вцепившейся в камень. От этих гигантских когтей вниз, к вечной мерзлоте, тянулись тысячи мелких щупалец, беловатых отростков, покрытых коричневой тёплой корой. Каждое лето мерзлота чуть-чуть отступала, и в каждый вершок оттаявшей земли немедленно вонзалось и укреплялось там тончайшими волосками щупальце-корень.
Сильная буря легко валила слабые на ногах деревья. Лиственницы падали навзничь, головами в одну сторону, и умирали, лёжа на мягком толстом слое мха.
Только кручёные, верченые, низкорослые деревья, измученные поворотами за солнцем, за теплом, держались крепко в одиночку, далеко друг от друга. Они так долго вели напряжённую борьбу за жизнь, что их истерзанная, измятая древесина никуда не годилась”.

(“Сухим пайком”)

– Итак, природа непривычная, суровая, страшная. Этому даётся объяснение в старинной легенде:

“Я вспомнил старую северную легенду о боге, который был ещё ребенком, когда создавал тайгу. Красок было немного, краски были по-ребячески чисты, рисунки просты и ясны, сюжеты их немудреные.
После, когда бог вырос, стал взрослым, он научился вырезать причудливые узоры листвы, выдумал множество разноцветных птиц. Детский мир надоел богу, и он закидал снегом своё таёжное творение и ушёл на юг навсегда”.

("Детские рисунки").

– Автор постоянно проводит параллель между человеком и природой: "Сухим пайком", "Одиночный замер".

– Каким был путь на Колыму? ("Прокуратор Иудеи".)

“Пятого декабря тысяча девятьсот сорок седьмого года в бухту Нагаево вошёл пароход “Ким” с человеческим грузом. Рейс был последний, навигация кончилась. Сорокоградусными морозами встречал гостей Магадан. Впрочем, на пароход были привезены не гости, а истинные хозяева этой земли – заключённые”.

“…Пятого декабря тысяча девятьсот сорок седьмого года в бухту Нагаево вошёл пароход “Ким” с человеческим грузом – тремя тысячами заключённых. В пути заключённые подняли бунт, и начальство приняло решение залить все трюмы водой. Всё это было сделано при сорокаградусном морозе. Что такое отморожение 3–4 степени, как говорил Брадэ, или обморожение, как выражался Кубанцев, Кубанцеву было дано узнать в первый день его колымской службы ради выслуги лет”.

– Почему рассказ назван “Прокуратор Иудеи”?

– Рассказать о Кубанцеве.

– Что ждало заключённых далее?

“…При голоде, холоде и бессоннице никакая дружба не завязывается, и Дугаев, несмотря на молодость, понимал всю фальшивость поговорки о дружбе, проверяемой несчастьем и бедою. Для того чтобы дружба была дружбой, нужно, чтобы крепкое основание её было заложено тогда, когда условия, быт ещё не дошли до последней границы, за которой уже ничего человеческого нет в человеке, а есть только недоверие, злоба и ложь. Дугаев хорошо помнил северную поговорку, три арестантские заповеди: не верь, не бойся, не проси…”.

“ Дугаев вернулся в барак, лёг и закрыл глаза. Последнее время он спал плохо, голод не давал хорошо спать… Он уже успел утомиться настолько, чтобы с полным безразличием отнестись к любой своей судьбе”.

“На следующий день он опять работал с бригадой, с Барановым, а в ночь на послезавтра его повели солдаты на конбазу, и повели по лесной тропке к месту, где, почти перегораживая небольшое ущелье, стоял высокий забор с колючей проволокой, натянутой поверху, и откуда по ночам доносилось отдалённое стрекотание тракторов. И, поняв, в чём дело, Дугаев пожалел, что напрасно проработал, напрасно промучился этот последний сегодняшний день”.

(“Одиночный замер”)

– Попадая сюда, человек практически перестаёт быть человеком, перестаёт жить. В каких рассказах мы видим тому подтверждение?

Особенности прозы: физиологичность, очерковость, откровенность.

Условия труда.

“Летом воздух был слишком тяжёл для сердечников, зимой невыносим. В большие морозы люди прерывисто дышали. Никто здесь не бегал бегом, разве только самые молодые, и то не бегом, а как-то вприпрыжку.
Тучи комаров облепляли лицо – без сетки было нельзя сделать шага. А на работе сетка, душила, мешала дышать. Поднять же её было нельзя из-за комаров.
Работали тогда по шестнадцать часов, и нормы были рассчитаны на шестнадцать часов. Если считать, что подъём, завтрак, и развод на работу, и ходьба на место её занимают полтора часа, то на сон после тяжёлой физической работы на воздухе оставалось всего четыре часа. Человек засыпал в ту самую минуту, когда переставал двигаться, умудрялся спать на ходу или стоя. Недостаток сна отнимал больше силы, чем голод”.

(“Татарский мулла, или чистый воздух”)

Отношения между заключёнными и начальством.

– Всё это приводит к тому, что в лагерных условиях наиболее действенными оказываются не евангельские, а другие заповеди. Какие? Рассказ “Красный Крест”.

  • Заключённый приучается там ненавидеть труд.
  • Он обучается там лести, лганью, мелким и большим подлостям, становится эгоистом.
  • Можно лгать – и жить. Можно обещать – и не исполнять обещаний и всё-таки жить.
  • Можно пропить деньги товарища.
  • Оказывается, человек, совершивший подлость, не умирает.
  • Он приучается к лодырничеству, к обману, к злобе на всех и вся.

– Всё это приводит к тому, что в лагерных условиях наиболее действенными оказываются не евангельские, а другие заповеди. Какие? Рассказ “КВо что теперь верит человек, что стало с его чувствами? ("Стланик".)

“Мы научились смирению, мы разучились удивляться. У нас не было гордости, себялюбия, самолюбия, а ревность и страсть казались нам марсианскими понятиями и притом пустяками. Мы понимали, что смерть нисколько не хуже, чем жизнь, и не боялись ни той, ни другой. Великое равнодушие овладело нами”.

(“Сухим пайком”)

“От голода наша зависть была тупа и бессильна, как каждое из наших чувств. У нас не было силы на чувства, на то, чтобы искать работу полегче, чтобы ходить, спрашивать, просить"...

(“Сгущённое молоко”)

– У Шаламова с ужасающими физиологическими подробностями показано, как в чудовищных жерновах Колымы раздавливаются не только тело, но и душа. Но именно в этом страшном мире для человека, пытающегося остаться самим собой, высочайшую нравственную ценность приобретают:

ПИСЬМО ОТ ПАСТЕРНАКА
СТРОЧКА ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ
РОМАН МАРСЕЛЯ ПРУСТА
ЛИТУРГИЯ
СЛОВО

Анализ рассказов "Сентенция", "Выходной день".

– Кого, по-вашему, больше на страницах рассказов – умерших или выживших?

“Крист знал и другое – что, выходя на свободу, он становился навеки меченным, навеки клеймённым, навеки предметом охоты для гончих собак, которых в любой момент хозяева жизни могут спустить с поводка”

Идея:лагерь – не место для человека, судьбы этих людей – преступления, каждая минута лагерной жизни – отравленная минута.

Домашнее задание:найти подтверждение этой идеи в разных рассказах цикла.

Заключение.

“Мы все понимали, что выжить можно только случайно. И, странное дело, когда-то в молодости моей у меня была поговорка при всех неудачах и провалах: “Ну, с голоду не умрём”. Я был уверен, всем телом уверен в этой фразе. И я в тридцать лет оказался в положении человека, умирающего с голоду по-настоящему, дерущегося из-за куска хлеба буквально, – и всё это задолго до войны. Человек счастлив своим умением забывать. Память всегда готова помнить только хорошее. Хорошего не было, не было его ни впереди, ни позади путей каждого из нас. Мы были отравлены Севером навсегда, и мы это понимали”.

(“Сухим пайком”)

– Примером тому – судьба самого Варлама Шаламова. Он был отравлен севером навсегда. 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн