Submitted by Ольга Викторовна Бучнева on чт, 18/08/2011 - 18:00
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
II. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с приемами устного умножения двузначных чисел.
Мы будем учиться раскладывать множители на удобные слагаемые, сравним распределительное и сочетательное свойства умножения, будем решать задачиизученных видов и совершенствовать вычислительные навыки.
III.Устный счет.
Учитель. Но урок у нас необычный. 12 апреля 1961 года первый советский человек, бесстрашный космонавт Юрий Гагарин совершил полет в космос.
Ребята, сегодня и мы с вами совершим Межпланетное путешествие. Я буду руководить полетом, а вы экипаж космической ракеты.
Внимание! Члены экипажа заняли свои места. Итак, экипаж к полету готов?
Дети (хором): Готов!
Учитель. Ребята, а чтобы нам не заблудиться, мы будем пользоваться картой.
Включить экран телевизора. Сейчас мы с вами проведем математический диктант. Прочесть текст на экране. В бортовых журналах сделать запись.
- Итак, первое задание. Запишите:
1.Сколько килограммов в 1/10 тонны?
В 1/5 центнера ?
Сколько сантиметров в 3/10 метра?
Сколько кв. метров в 1/2 1 кв. километра ?
Сколько кв. метров в 1/2 1 га?
2.Решите задачу:
Длина лап кенгуру составляет 1/3 часть ее роста. Найдите рост кенгуру, у которого длина лап составляет 60 см.
3.Найдите неизвестное.
32 х Х= 320 а х 6= 24
Учитель. Как называют компоненты при умножении?
Что неизвестно в каждом уравнении? Как найдем?
Чтобы наша ракета взлетела, нам надо проверить правильно ли мы написали диктант.
- Приятного полета!
Работа по теме урока.
Есть у каждой из планет
Свой характер, свой секрет.
Посмотрите на картине:
Это Солнце – в середине.
Им влекомы, им согреты,
Вкруг него летят планеты.
- Ребята, первая наша остановка – планета Меркурий, но чтобы на нее попасть, надо выполнить задание. Посмотрите на доску и подумайте, на какие две группы можно разделить данные выражения:
9 х (7+2) 4 х (5х3)
9 х (7х2) 4 х (5+3)
(В первую группу выражения с умножением числа на сумму, во вторую – умножение числа на произведение.)
- Как можно умножить число на сумму? (1. Умножить число на каждое из слагаемых. 2. Сначала вычислить сумму, а затем умножить число на сумму.)
- Как умножить число на произведение? (Умножить число сначала на один множитель, затем на другой.)
- Посмотрите на доску и подумайте, как можно выполнить вычисление:
30 х 16
15 х 42
- А теперь посмотрите на плакат. Давайте разберемся вместе.
- А теперь отправляемся на другую планету. Это Венера. Чтобы нам попасть на нее, выполним задание.
35х40=35х(10+4)=490
35х40=35х(4х10)=1400
- Сравните примеры вычислений. Чем они похожи? (Раскладываем второй множитель.)
- Чем отличаются? (Использованы разные свойства умножения.)
- Какие свойства? (Распределительное и сочетательное.)
На Венере, на Венере
Очень душно в атмосфере,
Над поверхностью туман,
Ветер - просто ураган!
- А следующее наше задание № 158.
Выполните самостоятельно. Вычислите, используя разные приемы.
1 и 2 примеры – 1 вариант.
3 и 4 примеры – 2 вариант.
- А теперь мы с вами прилетели на планету Земля.
Узнаете? – вот Земля:
Есть на ней леса, поля,
Реки, горы…- все на свете.
Есть и взрослые и дети.
- Следующая планета, ребята, Марс. А чтобы туда попасть нужно выполнить задание № 159.
- Прочитайте задачу.
- Что известно?
- Что надо узнать?
- Запишите решение выражением.
20х(10+20)=600(м)- длина канавы.
- А как можно решить задачу другим способом?
20х10+20х20=600(м)
- Какой способ вы считаете рациональным? Почему?
(Первый, меньше действий.)
Физкультминутка.
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня – космонавт.
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.
Ждет нас быстрая ракета
Для полета на планету.
Отправляемся на Марс.
Звезды в гости ждите нас.
Работа над пройденным материалом.
- Ребята, следующая планета Юпитер.
Надеваю теплый свитер -
Улетаю на Юпитер.
Там в любое время года
Очень скверная погода.
- Чтобы попасть на эту планету надо правильно выполнить вычисления. №163(1 столбик). Проверим.
- А теперь. Очень было бы недурно
Побывать вблизи Сатурна.
У него свое лицо –
Есть огромное кольцо.
Впрочем, изумляться рано –
Кольца есть вокруг Урана.
- И самые далекие планеты – Уран, Нептун, Плутон.
Здесь холодные миры,
Света нет и нет жары.
Вечные зима и ночь.
Захотелось сразу прочь.
Скован льдом Уран, Нептун,
На Плутоне – колотун!
Без атмосферы, ко всему,
Жить невозможно никому!
- А теперь, ребята, наше путешествие подходит к концу. Мягкая посадка на Землю должна произойти в точно заданном районе. Для этого надо сделать точные расчеты. Ошибаться опасно, иначе может произойти авария.
- Ребята, пока мы летали, к нам пришла радиограмма из космоса: «Земляне! Берегите свою планету! Не загрязняйте ее!»
- Итак, ребята, мы с вами совершили межпланетное путешествие и приземлились в заданном месте. Дома вы еще поупражняетесь в точных расчетах.
VI.Домашнее задание. – А теперь открываем дневники и записываем домашнее задание. Стр. 34, № 160,163(3ст.)
VII. Обобщение урока. – Ребята, понравилось ли вам наше путешествие? - А что нового вы узнали? Чему научились?