Вы не зарегистрированы

Авторизация



Высшая ценность - жиэнь

Фото пользователя Татьяна Анатольевна Данилова
Размещено: Татьяна Анатольевна Данилова - пн, 22/08/2011 - 17:27
Данные об авторе
Автор(ы): 
Данилова Татьяна Анатольевна
Место работы, должность: 
МОУ-СОШ №3 г.Маркса, учитель истории и обществознания
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Цель урока: 

способствовать развитию критического мышления к антигуманизму, побудить учащихся задуматься о ценности жизни как основе нравственного отношения к себе и окружающим

Краткое описание: 
Урок по обществознанию в 8 классе. Цель: способствовать развитию критического мышления к антигуманизму, побудить учащихся задуматься о ценности жизни как основе нравственного отношения к себе и окружающим. Задачи: показать различные представления о ценности и смысле жизни, способствуя формированию своего отношения к этим понятиям у учащихся Разработку можно использовать для проведения классного часа.

 

Урок по обществознанию в 8-м классе по теме: «Высшая ценность – жизнь».

(учитель Данилова Т.А.)

 

Цель:способствовать развитию критического мышления к антигуманизму, побудить учащихся задуматься о ценности жизни как основе нравственного отношения к себе и окружающим.

Задачи:показать различные  представления о ценности и смысле жизни, способствуя формированию своего отношения к этим понятиям у учащихся

Эпиграф:Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.

                                                                                                                    Альберт Эйнштейн

Понятия:жизнь, смысл жизни

 

Ход урока

 

I.На страже жизни стоят важнейшие международные и национальные правовые документы

1. Всеобщая декларация прав человека (1948г) – на доске, в тетрадь

Ст.3

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (озвучивают уч-ся)

 

2. Конституция РФ – на доске, в тетрадь

Ст.20

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (озвучивают уч-ся)

 

   Вопрос:

    Применяется ли в России смертная казнь? (После вступления России в Совет Европы смертная казнь не отменена, но её исполнение приостановлено).

    Ваше отношение к этому решению?

 

   Гуманная норма, выраженная в выше названных документах и решении, утверждает представление о человеческой жизни как о высшей ценности и оставляет право распоряжаться жизнью конкретного человека за ним самим и больше ни за кем и ни за чем иным. Но на сколько это совпадает с реальностью? Люди гибнут во время войн, террористических актов, авиа и автокатастроф, при обрушении зданий, шахт, т. е., часто при обстоятельствах, не зависящих от них.

 

   Вопрос: Можно ли говорить о том, что жизнь – высшая ценность на фоне роста преступности, терроризма, когда политики ради своих амбиций жертвуют жизнями сотен и тысяч людей, когда убивают за сотовый телефон или несколько сотен рублей? – рассуждения уч-ся.

  Вывод: жизнь – это высшая ценность, и понимание этого -  основе нравственного отношения к себе и окружающим. А рост преступности, терроризма, жестокости говорят об уровне духовности и нравственности нашего общества.

 

   Ещё одна проблема, связанная и с жизнью, и с нравственностью, которая широко обсуждается - это проблема об эвтаназии – умерщвлении в случае неизлечимой болезни или рождения с непоправимыми уродствами. Одни люди считают, что безнадёжно больных следует умерщвлять, если они просят об этом, другие возражают, что это противоречит заповеди «не убий» и праву человекам на жизнь.

 

   Вопрос:к какой точке зрения присоединитесь вы?

 

   Но почему некоторые люди сами не ценят свою жизнь, не следят за своим здоровьем, одурманивают себя вином и табаком?

Причин много. Одна из часто встречающихся – потеря человеком смысла существования.

 

     Подлинный прорыв в понимании смысла жизни произошел в 40-50 годы XX столетия. Он связан с именем австрийского психолога Виктора Эмиля Франкла (1905-1997), основателя особого направления в психологии - логотерапии (от греческого логос, "смысл"), учения о смысле, можно даже сказать: об "исцелении" благодаря смыслу.

Именно в этот период психологи и психиатры обратили внимание на то, что стали появляться специфические психологические недуги и расстройства, прогрессирующие с особой силой, все они были связаны с утратой смысла жизни и, соответственно, с утратой душевного равновесия: депрессия, алкоголизм, неврозы, наркомания. Интересно, что подобные расстройства с одинаковой силой поражали людей весьма успешных в карьере и в бизнесе, обладавших большим материальным состоянием. Американские психологи описали "воскресные неврозы", когда после недели напряженной работы успешный менеджер просыпался в выходной в своем благоустроенном доме и ощущал непонятную пустоту, которую не могли заполнить ни жена, ни дети, ни домашние заботы. Такое состояние, многократно повторяясь, в конце концов нередко развивалось в тяжелое психическое расстройство. Стало отчетливо заметно, что карьерный рост и благосостояние отнюдь не гарантируют душевного равновесия.

     "Логотерапия" Франкла не просто теория и не просто одно из направлений психологии. Это не учение о каком-то абстрактном и теоретическом смысле, а прожитое и доказанное убеждение, что человеческая сила духа превыше всего. Она пробуждается тогда, когда человек знает, ради кого и ради чего живет, и когда за это сражается. Она дает возможность сохранить свою совесть, индивидуальность и достоинство в любых условиях, не сдаваться перед самыми страшными обстоятельствами и не ломаться под самыми сильными ударами, которые обрушиваются на тело и душу. Больше всего трогает то, что сам Франкл все это прожил и подтвердил собственным примером.

 

Жизнь Виктора Франкла – сообщение

 

В молодости Виктор Франкл, практикуя в психиатрической клинике, несколько лет работал с людьми, которые пытались покончить с собой. После насильственного присоединения Австрии к фашистской Германии, ему, как и сотням тысяч австрийских евреев, грозила отправка в лагеря смерти. Но Франклу, уже известному психиатру и психологу, удалось получить визу на выезд в США.

После долгих колебаний он отказался от визы и решил остаться, чтобы поддержать престарелых родителей, которые не могли с ним уехать. Все они вместе попали в концлагерь. Но жертва Франкла не была напрасной - его отец и мать умерли хотя и в концлагере, но на руках у сына. Франкл провел в концлагерях четыре года, причем большую часть времени в одном из самых страшных - в Освенциме. Все эти годы он разделял чудовищные страдания с тысячами людей и, помогая многим, стал свидетелем того, как люди умирали и как боролись за жизнь. Он убедился: в чудовищных, нечеловеческих условиях долго держались отнюдь не самые крепкие физически. Держались те, кто не потерял надежды и старался выжить ради кого-то и ради чего-то: вернуться к любимому человеку или к любимому делу, найти и вырастить ребенка, веря, что он уцелел, вновь увидеть родных и близких... Сам факт, что у людей был смысл, оказался важнее и сильнее здоровья, физической силы или попытки выжить любой ценой. В концлагере Франкл был свидетелем удивительных примеров силы духа, силы любви и дружбы, способных творить чудеса, но также тысячу раз убеждался, как низко может пасть человеческое существо, когда звереет. У него тоже был смысл, было ради чего бороться за жизнь: в концлагере он хранил рукопись книги с первым вариантом учения о смысле и заботился сначала о том, чтобы она уцелела, а потом, когда это не удалось, надеялся восстановить утраченный текст. Кроме того, Франкл верил, что жена, которую он очень любил, и с которой его разлучили в лагере, жива и что после освобождения они встретятся.

Франкл выжил благодаря силе своего духа и своих надежд, и, может быть, именно это заставило саму судьбу вмешаться и изменить ход событий, чтобы не случилось самое страшное: по счастливой случайности он не попал ни в одну из групп, отправленных на уничтожение. После освобождения он узнал, что одна из его надежд не оправдалась - его жена погибла в концлагере. Оставшись один, Франкл нашел для себя новый смысл жизни - помогать другим людям обрести смысл, ибо, как он писал, "каждому времени требуется своя психотерапия". Он много выступал, и постепенно его имя стало известно всему миру; его книги выходят миллионными тиражами на десятках языков. Встречи с ним искали президенты великих держав, философы, ученые и религиозные деятели.

       Смысл нужно не просто искать, за него приходится бороться, и борьба эта нелегка. Смысл жизни человек не изобретает, а находит его в мире и в той реальности, в которой живет, и часто сама судьба указывает путь. Обрести его способен каждый, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и религиозных убеждений.

 

Сообщения учащихся: «Из жизни замечательных людей».

Каждый человек видит смысл жизни по-своему, или не видит в жизни смысла вообще. Учащимся предлагаются для обсуждения  высказывания:

Эрдле Сергей, «Философский бриллиант»:

«В ЖИЗНИ в буквальном смысле — СМЫСЛА НЕТ! Но если рассматривать ЖИЗНЬ как ИГРУ, то смысл сразу появляется, ибо в игре присутствуют: интерес, азарт, предвкушение выигрыша и будущих всевозможных событий».

Сергей Лукьяненко, «Спектр»:

«…человеку пришлось пройти ещё много дорог. Он бросался на все, что, казалось ему, несло в себе смысл. Он пробовал воевать, пробовал строить. Он любил и ненавидел, творил и рушил. И только когда жизнь его стала клониться к закату, человек понял главную истину. Жизнь не имеет смысла. Смысл — это всегда несвобода. Смысл — это жёсткие рамки, в которые мы загоняем друг друга. Говорим — смысл в деньгах. Говорим — смысл в любви. Говорим — смысл в вере. Но все это — лишь рамки. В жизни нет смысла — и это её высший смысл и высшая ценность, В жизни нет финала, к которому ты обязан прийти — и это важнее тысячи придуманных смыслов».

 

А часто ли люди задумываются о смысле жизни?

Результаты опросов, опубликованные в 2005 году, показали, что 43 % россиян и 35 % жителей Европейского Союза часто задумываются о смысле жизни и её целях, в то время как 32 % и 39 % соответственно делают это иногда. Чаще о смысле жизни задумываются российские женщины (49 %), а не мужчины (37 %). Доля часто размышляющих на эту тему россиян снижается по мере роста доходов с 51 до 39 %.

Вы должны были провести социологический опрос. Задумывались ли те, кого вы опрашивали о смысле жизни? Если задумывались, то в чём его видят?

Ответы учащихся.

    Вывод:  хотя смысл жизни каждого уникален, существуют универсальные ценности, которые всегда делают жизнь осмысленной. Это могут быть любимые и близкие существа, сильные переживания и осознания, пробуждение способностей и добродетелей, творчество в любой форме, осмысленный и вдохновенный труд, любимое дело и многое-многое другое.

   Как бы то ни было, ответы на вопрос о смысле жизни может дать только сама жизнь. Опыт многих поколений показал: поиск смысла – это не вопрос построения теорий о собственной жизни или о жизни вообще. Смысл открывается постепенно, благодаря самому стремлению жить, благодаря стремлению постичь величайшее из всех искусств – искусство жить по-настоящему. Любые попытки сконструировать смысл жизни искусственным способом будут быстро опровергнуты самой жизнью…

К этому остается только добавить мудрые слова писателя Уильяма Джеймса: «Поверь в тот факт, что есть ради чего жить, и твоя вера поможет этому факту свершиться».

 

Ты думал: жизнь тебе дана

Затем, чтоб ты испил сполна

Блаженство, радость, наслажденье?

 

Нет, эта ширь и высота

Для нас открыты неспроста:

У каждого своё предназначенье.

                            Л. Болеславский

 

 II. Задание: используя понятия: человек, личность, деятельность, мораль, нравственность, совесть написать эссе на тему «Ценность и смысл жизни». (100 слов). Провести социологический опрос  «Что значит быть патриотом?»

 III. Итоги урока, выставление оценок.

 

 

 

 

 

 

 

 

Опорный материал:

 

На страже жизни стоят важнейшие международные и национальные правовые документы:

I.Всеобщая декларация прав человека (1948г) –

Ст.3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность

II. Конституция РФ

Ст.20   1. Каждый имеет право на жизнь.

            2. Смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве                                         исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Смысл жизни.    Материал для обсуждения

1.Эрдле Сергей, «Философский бриллиант»:

«В ЖИЗНИ в буквальном смысле — СМЫСЛА НЕТ! Но если рассматривать ЖИЗНЬ как ИГРУ, то смысл сразу появляется, ибо в игре присутствуют: интерес, азарт, предвкушение выигрыша и будущих всевозможных событий».

2.Сергей Лукьяненко, «Спектр»:

«…человеку пришлось пройти ещё много дорог. Он бросался на все, что, казалось ему, несло в себе смысл. Он пробовал воевать, пробовал строить. Он любил и ненавидел, творил и рушил. И только когда жизнь его стала клониться к закату, человек понял главную истину. Жизнь не имеет смысла. Смысл — это всегда несвобода. Смысл — это жёсткие рамки, в которые мы загоняем друг друга. Говорим — смысл в деньгах. Говорим — смысл в любви. Говорим — смысл в вере. Но все это — лишь рамки. В жизни нет смысла — и это её высший смысл и высшая ценность, В жизни нет финала, к которому ты обязан прийти — и это важнее тысячи придуманных смыслов».

    Результаты опросов, опубликованные в 2005 году, показали, что 43 % россиян и 35 % жителей Европейского Союза часто задумываются о смысле жизни и её целях, в то время как 32 % и 39 % соответственно делают это иногда. Чаще о смысле жизни задумываются российские женщины (49 %), а не мужчины (37 %). Доля часто размышляющих на эту тему россиян снижается по мере роста доходов с 51 до 39 %.

На страже жизни стоят важнейшие международные и национальные правовые документы:

1. Всеобщая декларация прав человека (1948г) –

Ст.3 Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность

2. Конституция РФ

Ст.20   1. Каждый имеет право на жизнь.

            2. Смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве                                         исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Смысл жизни.    Материал для обсуждения

1.Эрдле Сергей, «Философский бриллиант»:

«В ЖИЗНИ в буквальном смысле — СМЫСЛА НЕТ! Но если рассматривать ЖИЗНЬ как ИГРУ, то смысл сразу появляется, ибо в игре присутствуют: интерес, азарт, предвкушение выигрыша и будущих всевозможных событий».

2.Сергей Лукьяненко, «Спектр»:

«…человеку пришлось пройти ещё много дорог. Он бросался на все, что, казалось ему, несло в себе смысл. Он пробовал воевать, пробовал строить. Он любил и ненавидел, творил и рушил. И только когда жизнь его стала клониться к закату, человек понял главную истину. Жизнь не имеет смысла. Смысл — это всегда несвобода. Смысл — это жёсткие рамки, в которые мы загоняем друг друга. Говорим — смысл в деньгах. Говорим — смысл в любви. Говорим — смысл в вере. Но все это — лишь рамки. В жизни нет смысла — и это её высший смысл и высшая ценность, В жизни нет финала, к которому ты обязан прийти — и это важнее тысячи придуманных смыслов».

    Результаты опросов, опубликованные в 2005 году, показали, что 43 % россиян и 35 % жителей Европейского Союза часто задумываются о смысле жизни и её целях, в то время как 32 % и 39 % соответственно делают это иногда. Чаще о смысле жизни задумываются российские женщины (49 %), а не мужчины (37 %). Доля часто размышляющих на эту тему россиян снижается по мере роста доходов с 51 до 39 %.


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...