Официальный сайт janmille 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Хафизова Э.М. Диагностика и мониторинг воспитательного процесса

Автор: 
Хафизова Эмилия Михайловна
Место работы: 
социальный педагог, МОУ «СОШ №11 с УИИЯ» город Ноябрьск ЯНАО Тюменская обл.

 

Диагностика и мониторинг воспитательного процесса

Презентация


(Слайд.) Воспитательная работа начинается с педагогической диагностики. Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях, так писал К.Д.Ушинский.
Каждому педагогу-воспитателю приходится подбирать диагностические методы, чтобы изучить личностные особенности коллектива.

Диагностика в педагогике – это анализ, самоанализ, изучение личностных и профессиональных качеств учителя, групп учителей педагогического коллектива.

(Слайд.) Педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Диагностика выполняет в педагогическом процессе следующие функции (Слайд.):

  • Констатирующую (информационную): получение информации об участниках педагогического процесса, выявление уровня развития ребенка, его индивидуальности, выявление уровня развития личностных качеств педагога, профессионализм его педагогической деятельности, выявление состояния педагогического взаимодействия, составление характеристики воспитанника, педагогического процесса.
  • Прогностическую: способствование выявлению потенциальных возможностей развития участников педагогического процесса, прогнозирование организации педагогического взаимодействия.
  • Ценностно-ориентированную (оценочную): представление о результативности педагогического взаимодействия, определение эффективности использования в педагогическом процессе различных средств.
  • Самоизучения, саморазвития: познание себя, своих возможностей, создание условий саморазвития через различные методы диагностики.
  • Развивающую (воспитательную): создание условий для развития личности, индивидуальности, воспитание различных свойств и качеств личности.
  • Конструктивную: повышение эффективности педагогического процесса, педагогического взаимодействия, педагогической деятельности.

Технология педагогической диагностики (Слайд.):

  • Постановка целей диагностики.
  • Определение критериев, показателей развития личности.
  • Отбор методов, системы методов диагностики (составление диагностической программы).
  • Осуществление методов диагностики в непосредственном педагогическом взаимодействии (реализация диагностической программы).
  • Анализ результатов диагностики.
  • Выделение уровней развития детей.
  • Учёт, фиксирование результатов диагностики.

Понятие мониторинга пришло в педагогику из экологии и социологии. В экологии мониторинг – это непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам.

Педагогический мониторинг (Слайд.) – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы; обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозирование её развитие.

Основная задача мониторинга (Слайд.) – непрерывное отслеживание состояния учебно-воспитательного процесса. Мониторинг основывается на диагностике.
При организации мониторинга необходимо учитывать ряд требований (Слайд.):

  • информация должна быть полной, достоверной, точной, своевременной, доступной, непрерывной;
  • информация должна быть структурированной и специфичной для каждого уровня мониторинга.

Мониторинг полезно проводить на отдельных этапах работы для получения оперативной информации и своевременной коррекции действий.
Мониторинг может быть (Слайд.):

  • нулевым;
  • промежуточным;
  • итоговым.

В целом для проведения мониторинга важны следующие компоненты (Слайд.):

  • Показатели/или индикаторы (плановые/или целевые и фактические).
  • Организация регулярного сбора фактических показателей.
  • Сопоставление плановых и фактических показателей и определение сдвигов или отклонений.

Как рациональнее организовать мониторинг в школе?

На первом этапе (Слайд.). Первый шаг – определяется объект мониторинга и направления, по которым будет вестись сбор информации (например, количество учащихся, совершивших правонарушения).

Второй шаг – отбор критериев, по которым вы станете определять состояние объекта на начальном этапе, промежуточном, итоговом.

Последний шаг – выбор инструментария (или каналов наблюдения, т. е. средств и способов получения информации о свойствах объекта).

На втором этапепрактическом, идёт сбор информации. Это можно делать при помощи наблюдения, анализа документов, посещения уроков, рейтинга, контроля ЗУН, анкетирования, тестирования, интервью, самооценки. Этот этап требует наибольшего времени, разнообразия видов деятельности.

Третий этапаналитический – это обработка и систематизация информации. Информацию лучше всего накапливать в форме таблиц, диаграмм, различных измерительных шкал.
В процессе мониторинга выясняются следующие основные вопросы (Слайд.):

  • достигаются ли цели образовательного процесса;
  • существует ли положительная динамика в развитии учащегося сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований;
  • существуют ли предпосылки для совершенствования работы педагога.

Далее хочу осветить, каким образом социальная служба нашей школы проводит диагностику и осуществляет мониторинг. Но, в начале, хотелось бы, мне остановиться и немного рассказать о направлениях деятельности, которых мы придерживаемся в процессе всей своей деятельности.
Социальная работа – это сложная многоаспектная профессиональная деятельность. Мы в организации своей работы считаем приоритетами (Слайд.):

  • создание здорового микроклимата в коллективе,
  • гуманизацию межличностных отношений,
  • реализацию способностей каждого учащегося,
  • защиту интересов личности,
  • организацию досуга,
  • включение в социально полезную деятельность,
  • поддержку, постоянную связь с семьями учащихся,
  • особое внимание уделяем проблемам защиты ребёнка.

По моему мнению, актуальность работы социального педагога определяется в первую очередь незавидным положением в нашей стране всех проблем, касающихся вопросов социального воспитания. Эти проблемы отражаются, прежде всего, на детях, которым помощь требуется первую очередь.
Всегда, в периоды перестроечных реформ, особенно общество, нуждается в высокообразованных, инициативных, предприимчивых, интеллектуальных молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить духовную культуру, способных к стойкой социальной адаптации, гражданина своей страны.
Воспитание детей – архиважный для страны вопрос, поэтому, мы, как социальные педагоги, должны ставить для себя проблему социального воспитания ребенка, главным объектом нашего внимания и всей нашей деятельности.
Целью деятельности нашей службы являются (Слайд.):

  • создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);
  • оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
  • защита ребенка в его жизненном пространстве.

Мы развиваем свою деятельность в необходимых направлениях, наполняя их конкретным содержанием. Предлагаю вашему вниманию перечень основных направлений нашей работы и их содержание (Слайд.):
1. Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов.

  • проведение социальной паспортизации классов, учебного учреждения;
  • изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся;
  • изучение и анализ морально-психологического фона учебного учреждения с целью выявления его воздействия на личность ученика и разработка мер по его оптимизации;
  • социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др.

2. Социально-педагогическая защита прав ребенка.

  • Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети – инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве;
  • защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т.д.);
  • защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т.п.

3. Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося.

  • Раннее выявление неблагополучных семей;
  • создание банка данных по неполным семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т. д.;
  • пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков;
  • психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для – взаимопонимания в семье;
  • духовно-ценностное просвещение;
  • содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогической проблематике и др.

4. Социально-педагогическое консультирование.

  • Организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;
  • консультирование и специализированная помощь учащимся в профессиональном определении;
  • консультирование родителей, педагогов, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др.

5. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация.

  • Раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;
  • обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета («группа риска», ПДН УВД, КДНиЗП);
  • организация превентивно-профилактической работы с учащимися «группы риска»;
  • способствование пропаганде здорового образа жизни;
  • повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения;
  • организация реабилитации детей испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс и пр.), а также подростков, вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений.

6. Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятельности).

  • Благотворительные мероприятия для сверстников и нуждающихся;
  • благоустройство школьного двора;
  • охрана природы;
  • проведение игр и творческих занятий с детьми;
  • и все, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям.

7. Организационно-методическая деятельность.

  • Анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;
  • участие в методических объединениях, семинарах, практикумах, педагогических советах по социально-педагогическим проблемам;
  • накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально-педагогических исследований.

Подробнее остановлюсь на одном из направлений деятельности «Социально-педагогическое исследование», что является темой нашего сегодняшнего общения.
Социально-педагогическая деятельность начинается с постановки целей и задач, которые необходимо нам решать (Слайд.):

  • сформировать у ребенка навыки общения, которые по какой-либо причине у него отсутствуют;
  • помочь ребенку адаптироваться в новой среде;
  • помочь учителю и ребенку (ребенку и родителям, родителям и учителю) понять друг друга и др.

Цель, в свою очередь, определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации (индивидуальная, групповая, коллективная), которые взаимосвязаны между собой.

Решение любой проблемы ребенка, требующей вмешательства социального педагога начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение.

Особенностью деятельности социального педагога является то, что учащийся не всегда может сформулировать свою проблему и объяснить из-за чего она возникла (из-за ссоры с друзьями, противостояния с учителем, конфликта с родителями и пр.), поэтому задача наша заключается в том, чтобы самому выяснить обстоятельства возникшей ситуации и «поставить диагноз».

Хочу ознакомить вас с некоторыми методами исследования нашей социальной службы.
Вы все понимаете, что определенное время в нашей деятельности, особенно на начальном этапе, занимает изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности учащихся и социальной микросреды, условий их жизни. В процессе такого изучения выявляются интересы и потребности детей, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портрет.

В диагностический инструментарий (Слайд.) мы включаем как социологические, так и психологические методики. Также необходимы всевозможные отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты учащихся и прочая документация, что всегда имеется в наличии в любом образовательном учреждении.
Из опыта работы мы поняли (Слайд.), что самый распространенный и естественный в работе каждого социального педагога метод наблюдения является эффективным. Он используется для изучения внешних проявлений поведения человека без вмешательства в его действия. В качестве рекомендации, хочу сказать, что социальному педагогу необходимо выработать умение точно наблюдать все аспекты внешних проявлений воспитанника: действия, движения, речь, мимику. Но самое главное – это научиться правильно истолковывать их социальное значение. Систематическая, тщательная фиксация поступков, поведенческих реакций, высказываний может выявить реальные особенности личности и возможные закономерности ее формирования. (Мы ведем тетради наблюдения.)

Важно проводить наблюдение в естественных условиях: в общении, в игре, на уроке и т.д. Если есть необходимость, слова и поступки воспитанника можно записывать. Предпочтительно до начала наблюдения составить план и отметить в нем то, на что нужно обратить особое внимание.
Нередко, как и все мы прибегаем к беседе. Этот метод получения и непосредственной корректировки информации в процессе словесного общения является способом проникновения во внутренний мир личности и дает возможность для понимания ее проблем.

Следующий метод диагностики, который мы используем – это анкетирование – метод сбора информации путем письменного опроса респондентов. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему.
При составлении анкет используются вопросы:

  • о фактах сознания (выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т. п.);
  • о фактах поведения (поступки, действия, результаты какой-либо деятельности);
  • о социально-демографических аспектах (пол, возраст, образование, профессия, семейное положение);
  • об уровне информированности и знаний в какой-либо области (вопросы экзаменационного типа с определенными заданиями, предположительные или игровые ситуации, знание конкретных фактов, событий, имен).

По форме вопросы могут быть:

  • закрытыми (приводятся все варианты ответов, из которых респондент выбирает нужный);
  • открытыми (не содержащими подсказок и не диктующими вариантов ответа);
  • прямыми;
  • косвенными.

Следующий метод интервью. При использовании это го метода, мы заранее готовим вопросы каждому конкретному ребенку, подростку. При использовании этого метода применяем разговорный стиль общения; создаем привычную для воспитанника среду обитания; учитываем возможности отвечающего, временной фактор (достаточное количество времени); устраняем влияние третьих лиц.

Тестирование – это метод исследования с использованием стандартизированных заданий. Могут быть использованы тесты развития, графические, ассоциативные и др. Как правило тесты сопровождаются инструкцией по выполнению заданий, ключом расшифровки полученных результатов и правилами их толкования. Этот метод больше используют в своей деятельности педагоги-психологи, но и мы стараемся в своей работе его использовать.

Существует метод анализа документов – один из наиболее используемых методов в социально-педагогической деятельности.

Этот метод позволяет, при необходимости, быстро получить данные о ребенке, однако следует учитывать, что отдельные виды информации быстро устаревают и требуют периодического уточнения.
Наверное, наша школа находится в более выигрышном положении, потому что этот метод используется в компьютерном варианте. Все необходимые данные о ребенке и его семье, успеваемость, посещаемость учащегося, социальный статус семьи и т.д. внесены в программу Net-школа; изменения, дополнения корректируются в системе и постоянно.
С целью изучения личности подростка и его социальных связей, хочу привести некоторые примеры используемых нами методик:

1) Недописанный тезис (Слайд.)
Эта методика позволяет определить убеждения людей, которые повлияли на развитие и становление личности ребенка.
Педагог просит ребенка закончить следующие утверждения:
Я был воспитан с убеждением в том, что:
семья – это...
работа – это...
деньги – это...
учеба – это...
мужчина – это...
женщина – это...
успех – это...
Важно объяснить ребенку, что он должен определить не собственную позицию, а позицию окружающих (родителей, родственников, знакомых, учителей и др.). Ребята могут также отметить, какие позиции они принимают (знаком «+»), а с какими категорически не согласны (знаком «–»). Проанализировав полученную информацию, можно определить ценности и убеждения подростка.

2) Недостатки — продолжение достоинств (Слайд.)
Эта методика позволит педагогу по-новому взглянуть на подростка. Выявите наиболее развитые качества подростка. Негативные черты характера переведите в позитивные по принципу «недостатки – продолжение достоинств».
Например:
упрямство – умение отстаивать свою точку зрения;
жадность – способность жить экономно;
выскочка – любопытный, желающий помочь, имеет свое мнение;
робость – скромность, стеснительность.

3) Что я люблю? Что я не люблю? (Слайд.)
Эта методика выявляет жизненные ценности подростка. Педагог просит детей написать по 10 ответов на вопросы «Что я люблю?» и «Что я больше всего не люблю?».

4) Ранжирование (Слайд.)
1) Педагог предлагает ребятам расставить по порядку личной значимости качества личности, ценности, занятия.


Качества личности

Ценности

Занятия

Умный

Друзья

Читать

Честный

Труд

Смотреть телевизор

Скромный

Знания

Гулять

Справедливый

Родина

Веселиться, гулять

Трудолюбивый

Деньги

Общаться с друзьями

Верный

Школа

Учиться

Ласковый

Человек

Помогать по хозяйству

Добрый

Природа

Заботиться о животных

Предприимчивый

Здоровье

Играть с малышами

Общительный

Семья

Заниматься спортом

Веселый

Успех

Слушать музыку

Энергичный

Творчество

Возиться с техникой

2) Педагог предлагает учащимся ранжировать местоимения. Местоимения «я», «она», «он», «мы», «они» нужно расставить по порядку личной значимости. Что поставит ребенок на первое («я», «мы»), что на последнее?
Можно усложнить задание, попросив участников после ранжирования уточнить (надписать), какой смысл они вкладывают в каждое из этих местоимений. Например: под местоимением «мы» может подразумеваться или семья, или друзья, или класс, или страна...

5) Фантастический выбор (Слайд.)
Методика позволяет определить потребности детей. Педагог предлагает детям ответить на вопросы.

  • Приплыла к тебе Золотая рыбка и спросила: «Что тебе надобно, отрок?»
  • На один час ты становишься волшебником, что бы ты сделал?
  • Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь жить там всю оставшуюся жизнь. Какие пять предметов (вещей) ты возьмешь с собой?

6) Недописанное письмо (Слайд.)
Педагог предлагает детям продолжить письмо незнакомому другу:
Я живу хорошо, потому что ... Я живу плохо, потому что ...

7) Анкета «Я и мои друзья» (Слайд.)

  • У вас есть круг друзей? (Да, нет.)
  • Что вас объединяет:
    • работа с техникой;
    • посещение кино;
    • игра на гитаре;
    • хобби (какое);
    • другое (допишите)
  • Кому из друзей вы могли бы доверить свою тайну?
  • К кому из друзей вы обратились бы в трудной ситуации?
  • Какие качества ценят в вас друзья?
  • Вспомните случаи, когда вы могли кому-либо из своих друзей выйти из затруднительного положения или справиться с какой-нибудь проблемой.
  • Как вы себя чувствуете со своими друзьями:
    • «И скучно, и грустно, и некому руку подать...»;
    • жизнь прекрасна и удивительна;
    • то взлет, то падение.
  • Каких друзей вам хотелось бы иметь и чего вы больше всего боитесь в дружбе?
  • Какие качества характера и поступки больше всего приветствуются в кругу ваших друзей?
  • Как бы вы определили группу, с которой вы больше всего общаетесь, где чаще всего проводите свободное время:
    • мои друзья;
    • моя компания;
    • тусовка;
    • мой двор;
    • моя команда;
    • другой вариант (допишите).
  • Есть ли у вас взрослые, с которыми вы общаетесь? Кто это?
  • И т.д.

8) Я и мой класс
Успех воспитательных усилий во многом зависит и от установившихся межличностных отношений в классе, от владения каждым учащимся культурой отношений, построенных не на авторитете силы, принуждения, а на цивилизованных формах человеческого общения, сотрудничества и заботе друг о друге.
Социальному педагогу очень важно выявить взаимоотношения между детьми в классе. Одной из самых известных и результативных методик, применяемых в социально-педагогической исследовательской практике, является социометрия. Она не только позволяет получить нередко скрытую от непосредственного наблюдения информацию о характере межличностных отношений в классе, но и дает возможность социальному педагогу работать как индивидуально с «отторгнутыми» или «негативными лидерами», так и с любой малой группой вне зависимости от специфики ее жизнедеятельности (класс, кружок, клуб и др.).
Социальный педагог может также, в целях оздоровления обстановки, предложить ребятам совместно разработать кодекс правил, норм поведения как на уроке, так и в личных взаимоотношениях, дополненный продуманной системой штрафов за нарушения.
Существуют различные методы и методики педагогической диагностики. Каждый из нас использует приемлемый для себя, для определенного контингента, специфики, методы и методики диагностирования. За такой короткий период времени невозможно осветить все методы и методики, я ознакомила вас только с частью из используемых нами.
Уважаемые коллеги, следующие после постановки «диагноза» (результата диагностики), этап – поиск путей решения данной проблемы. Для этого на основании диагноза мы ставим цель и определяем конкретные задачи предстоящей работы, разрабатываем индивидуально-коррекционные программы, план дальнейших действий.
Для того, чтобы был виден результат нашей работы с учащимися, мы ведем мониторинг, причем в системе, по различным видам деятельности и показателям.
Хочу предоставить вашему вниманию, как пример, мониторинг за реализацией программы «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами». Во всех школах осуществляется реализация этой программы и вы тоже ведете отслеживание, может и по этим показателям, т.к. мы делились опытом. Показателями являются (Слайд.):

  • Вовлеченность детей в творческие объединения  системы дополнительного образования (по направлениям). Цель: организация свободного времени учащихся по интересам, снижение криминогенного фактора.
  • Включенность в досуговую внеклассную, внешкольную деятельность. Цель: развитие личностных качеств учащихся через участие в коллективных творческих делах, формирование устойчивых интересов по ведению здорового образа жизни.
  • Проведение информационно-просветительской работы в процессе обучения через предметы химия, ОБЖ, биология. Цель: формирование понятий о здоровом образе жизни, о здоровье организма как целостной системы, о вреде одурманивающих, токсических веществ, об экологии души человека.
  • Организация условий эффективного общения учащихся во внеурочное время. Цель: создание условий формирования правильных межличностных отношений, снижение риска группового криминогенного фактора.
  • Организация индивидуальной консультационной работы специалистов (нарколог, психолог) с детьми и родителями, которым необходима помощь. Цель: знакомство детей, родителей с проблемой с точки зрения врача; противопоставление понятия «болен» понятию «здоров», «здоровье», «здоровый образ жизни»; нацеливание на позитив, поиск путей решения проблемы.
  • Оказание психокорректной помощи учащимся. Цель: выявление и коррекция личностных качеств учащихся группы риска. Гармонизация детско-родительских отношений между педагогами и учащимися, межличностных отношений.
  • Функционирование Совета профилактики. Цель: профилактика правонарушений и преступлений в среде детей и подростков.

Результатом работы социальной службы является:

    • действенность проводимой профилактической работы по предупреждению безнадзорности и антиобщественным проявлениям среди несовершеннолетних;
    • отсутствие повторных правонарушений среди подростков;
    • незначительное количество учащихся, состоящих на учете;
    • организация досуга учащихся асоциального поведения;
    • создание благоприятного микроклимата;
    • тесное взаимодействие с семьей.

И хочу закончить свое выступление следующими важными для меня словами академика Адриана Дубровского (Слайд.).
«Понимание, великодушие, милосердие, терпимость и вера в ребёнка – вот наши главные лекарства. И ещё – полнокровная, радостная, яркая, наполненная трудом, общением и заботой о других, жизнь».

_uacct = "UA-3613185-1"; urchinTracker();


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн