Официальный сайт osinform 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Николаева С.В. Организация учебной деятельности младших школьников по развитию математических способностей в процессе решения текстовых задач

Автор: 
Николаева Светлана Викторовна
Место работы: 
учитель начальных классов МОУ СОШ № 102 г. Волгограда
Контакты: 

 

Организация учебной деятельности младших школьников по  развитию математических способностей в процессе решения текстовых задач

 

Обучение на современном этапе невозможно представить без перехода от информационно-объяснительной технологии обучения к развивающей деятельности. Важным становится не только усвоение знаний, но и  способы, формы усвоения и переработки учебной  информации. Развитие математических способностей  в существенной степени является продуктом школьного обучения. Несформированность основных компонентов математических способностей у школьников не только отрицательно влияет на успеваемость, но и создаёт специфические трудности в учебной деятельности, ведёт к учебным перегрузкам. Именно поэтому изучение математических способностей школьников, условий их формирования и развития весьма важно для практики школьного обучения, так как математика ? один из наиболее важных предметов школьного курса.

 

Математические способности проявляются в том, с какой скоростью, как глубоко и насколько прочно люди усваивают математический материал. Эти характеристики легче всего обнаруживаются в ходе решения задач.

 

Способности развиваются в деятельности. Процесс их развития  может идти стихийно, но лучше, если они развиваются  в организованном процессе обучения. Создаются условия, наиболее благоприятные для целенаправленного развития способностей.  На первом этапе развитие способностей характеризуется в большей степени подражательностью (репродуктивностью). Постепенно появляются элементы творчества, оригинальности  и чем способнее человек, тем более ярко они выражены.

 

В данной работе будет рассматриваться деятельность учителя по созданию условий  для активной, сознательной, творческой деятельности обучающихся; совершенствование взаимодействия учителя и учащихся в процессе решения текстовых задач; развитие математических способностей школьников  и  воспитание  у них работоспособности, требовательности к себе.
Система работы  включает:  предварительную диагностику по определению уровня математических способностей учащихся, составление долгосрочных и краткосрочных прогнозов на весь курс обучения; систему уроков математики; различные  формы внеклассной работы; индивидуальную работу; самостоятельную работу самого школьника; участие в олимпиадах и конкурсах.
Математические способности можно выявить и оценить на основе того, как ребёнок решает определённые задачи. Само решение этих задач зависит не только от способностей, но и от мотивации, от имеющихся знаний, умений и навыков. Результаты наблюдений позволяют сделать вывод, что перспективы развития способностей имеются у всех детей. Главное, на что должно быть обращено внимание при улучшении способностей детей, - это создание оптимальных условий для их развития.

 

Для выявления уровня математических способностей школьников была использована серия из 24 задач, в основу которой положена методика А.З. Зака. Все задачи можно отнести к той группе заданий, для решения которых не требуется никаких специальных знаний, но нужно умение логически рассуждать, проявляя при этом известную изобретательность.

 

Задания с 1 по 4 позволяют  определить способность к обратимости мыслительного процесса ? способность к перестройке направленности мыслительного процесса, к переходу с прямого на обратный ход мысли, при этом задания усложняются.

 

Задания с 5 по 10 представляют собой систему задач с постепенной трансформацией из конкретного в абстрактный план. Дети должны заметить структурную общность этих задач с предыдущими. Они позволяют определить способность решать задачи в общем виде, отвлекаясь от конкретных данных, также позволяют определить способность к оперированию числовой и знаковой символикой.
Эти же цели  преследует и следующая группа задач, задачи с 11 по 16. Кроме того, при их решении дети должны не поддаться непосредственному впечатлению от их условия, выделить в задаче лишь отношения.

 

Задачи 17 и 18 позволяют определить уровень развития рефлексии, способность учащихся контролировать свою работу.
Задачи с 19 по 22 определяют уровень развития действий в уме, способность планировать ход и этапы своего рассуждения. Кроме того, задания этой группы достаточно сложны и запутанны, содержат большое количество данных, сложные отношения.

 

  1. Света веселее, чем Наташа. Наташа веселее, чем Лена. Кто веселее всех?
  2. Дима сильнее, чем Лиза. Лиза сильнее, чем Вера. Кто слабее всех?
  3. Даша темнее, чем Катя. Даша светлее, чем Полина. Кто темнее всех?
  4. Петя тяжелее, чем Миша. Петя легче, чем Саша. Кто легче всех?
  5. Игнат иаее, чем Коля. Коля иаее, чем Тарас. Кто иаее всех?
  6. Мила тпрк, чем Лена. Лена тпрк, чем Зоя. Кто тпрк всех?
  7. Дмкл веселее, чем Шбрд. Дмкл печальнее, чем Нгрл. Кто печальнее всех?
  8. Квсм слабее, чем Прмт. Квсм сильнее, чем Лдзк. Кто слабее всех?
  9. Мстр уиее, чем Вкмт. Вкмт уиее, чем Длгт. Кто уиее всех?
  10. Фкст прст, чем Млгд. Млгд прст, чем Зпсм. Кто прст всех?
  11. Кошка легче, чем бабочка. Кошка тяжелее, чем крокодил. Кто легче всех?
  12. Кабан ниже, чем таракан. Кабан выше, чем олень. Кто выше всех?
  13. Иванов на 48 лет младше, чем Петров. Иванов на 5 лет старше, чем Сидоров. Кто младше всех?
  14. Белкин на 7 кг легче, чем Палкин. Белкин на 51 кг тяжелее, чем Мошкин. Кто тяжелее всех?
  15. Данил намного слабее, чем Алик. Данил немного сильнее, чем Гоша. Кто слабее всех?
  16. Маша немного темнее, чем Юля. Маша намного светлее, чем Тамара. Кто светлее всех?
  17. Женя медлительнее, чем Андрей. Валера быстрее, чем Женя. Кто быстрее?
  18. Юра тяжелее, чем Борис. Витя легче, чем Юра. Кто легче?
  19. Кира веселее, чем Катя, и легче, чем Лида. Кира печальнее, чем Лида, и тяжелее, чем Катя. Кто самый печальный и самый тяжелый?
  20. Раиса темнее, чем Люба, и младше, чем Наташа. Раиса светлее, чем Наташа, и старше, чем Люба. Кто самый темный и самый молодой?
  21. Аня веселее, чем Лена. Лена легче, чем Света. Света сильнее, чем Аня. Аня тяжелее, чем Света. Света печальнее, чем Лена. Лена слабее, чем Аня. Кто самый веселый, самый легкий и самый сильный?
  22. Тимур темнее, чем Макар. Макар младше, чем Витя. Витя ниже, чем Тимур. Тимур старше, чем Витя. Витя светлее, чем Макар. Макар выше, чем Тимур. Кто самый светлый, кто старше всех и кто самый высокий?

 

Время, отведенное детям на выполнение работы ? 45 минут. Перед выполнением задания детям  дается инструкция: “Вам даны листы с условием 22 задач. Посмотрите на них. Первые четыре задачи простые: для их решения достаточно прочитать условие, подумать и написать в ответе имя только одного человека, того, кто, по вашему мнению, будет самый веселый, самый сильный из тех, о ком говорится в задаче.

 

Теперь посмотрите на задачи с 5 по 10. В них использованы искусственные слова, бессмысленные буквосочетания. Они заменяют наши обычные слова. В задачах 5 и 6 бессмысленные буквосочетания, например “иаее”, обозначают такие слова, как веселее, быстрее, темнее и тому подобные. В задачах 7 и 8 искусственные слова заменяют имена людей, а в задачах 9 и 10 они заменяют все. Когда вы будете решать эти шесть задач, то можете про себя вместо бессмысленных слов подставлять понятные, обычные слова. Но в ответах задач с 7 по 10 нужно писать бессмысленное слово, которое заменяет имя.
Далее идут задачи 11 и 12. Эти задачи “сказочные”, так как в них про известных всем нам зверей рассказывается что-то странное, необычное. Эти задачи нужно решать, пользуясь только теми сведениями о животных, которые есть в задаче.

В задачах 13-16 в ответе нужно писать только одно имя, а в задачах 17 и 18 ? кто как считает правильным: либо одно имя, либо два.

В задачах 19 и 20 обязательно писать в ответе два имени, а в последних двух задачах ? три, даже если одно из них будет повторяться”.

 

Детям так же дается установка на то, что задания не такие сложные, какими кажутся на первый взгляд, что оценка никому ставиться не будет, да и подписывать листочек не надо, поэтому никто не узнает, как они справились с заданием. Не надо бояться ошибиться, никто не накажет за неправильный ответ».

 

Выявляя причины успехов и неудач учеников, учитель может определить, какие способности или неспособности влияют на деятельность учащихся  и в зависимости от этого целенаправленно планировать дальнейшую работу. В результате целенаправленной работы по развитию математических способностей у учащихся повышается уровень успеваемости и качества знаний, развивается интерес к предмету.

 

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков  для развития мате-матических способностей особую значимость приобретает форма организации учебной деятель-ности учащихся на уроке. Наиболее эффективные формы работы – это сочетание групповых, индивидуальных и коллективных форм учебной деятельности учащихся в процессе решения задач и основанных на использовании комплекса упражнений для развития математических способностей.
Для  развития способности к формализованному восприятию математического материала учащимся предлагаются следующие упражнения:

  1. Задачи с несформулированным вопросом:
  • В столовую привезли 3 ящика по 9 кг груш и 1 ящик яблок весом 12 кг.
  • Для школы купили 8 телевизоров, а магнитофонов в 2 раза меньше.
  • Надо оттремонтировать 24 комнаты. После того, как несколько комнат отремонтировали, осталось отремонтировать 6 трехкомнатных квартир.
  1. Задачи с неполным составом условия: «На полке на 7 книг  больше, чем на столе. Сколько книг на полке? На сколько на столе книг  меньше, чем  на полке?»

На какой вопрос ты можешь ответить, а на какой нет? Почему?
Подумай! Как дополнить условие задачи, чтобы ответить на оба вопроса?

  1. Задачи с избыточным составом условия: «В сервизе было 24 глубокие тарелки и  6 мелких. На  стол  поставили 8 глубоких тарелок. Сколько глубоких тарелок осталось?»

Анализ текста показывает, что одно из данных лишнее - 6 мелких тарелок. Для ответа на вопрос оно не нужно. После ответа на вопрос задачи учитель предлагает внести  в текст задачи такие изменения, чтобы это данное понадобилось, что приводит к составной задаче: «В сервизе было 24 глубокие тарелки и  6 мелких. На  стол  поставили 8 глубоких тарелок. Сколько тарелок осталось?». Эти изменения повлекут необходимость выполнить два действия.

  1. Работа по классификации задач.

Разбейте эти  задачи по две так, чтобы из них можно было составить одну:
1. У детей было 15 конфет, они съели 6 конфет. Сколько конфет у них осталось?
2. В вазе лежали 2 ириски, а карамелек в 4 раза больше. Сколько конфет в вазе?
3. У детей было 9 конфет. Они раздали их трём друзьям поровну. Сколько конфет получил каждый друг?
4. В вазе было 10 конфет. Двое детей разделили эти конфеты поровну. Сколько конфет у каждого ребенка?                                                 

  1. Составление задач.                                                                                                         
  • Составление задач по выражению на определённую тему: «Составьте задачу о посадке деревьев, которая будет решаться выражением:  14 • 2 + 3 • 8»;
  • Составление задач с помощью опорных слов: «Составьте задачу, в которой были бы слова: вырастили, продали, осталось, и которая будет решаться выражением: (36 + 14) – 15»; 
  • Составление задач по решению: «Составьте задачу, которая будет решаться: 8 • 7 = 56 (кг)»

Развитие способности к обобщению достигается путём предъявления специальных упражнений:

  1. Решение задач одного типа:

Бабушке 56 лет, а внуку 8. Во сколько раз бабушка старше внука?
У пристани стояло 36 лодок и 9 водных велосипедов. Во сколько раз водных велосипедов  меньше, чем лодок?

  1. Решение задач разного типа:

Масса тыквы 4 кг, а масса кабачка в 2 раза меньше. Какова масса кабачка?
Масса тыквы 4 кг, а масса кабачка 2 кг. Во сколько раз тыква тяжелее кабачка?
Масса тыквы 4 кг, а масса кабачка 2 кг. Какова масса тыквы и кабачка?
Масса тыквы 4 кг, масса кабачка 2 кг. На сколько кабачок легче тыквы?

  1. Решение задач с постепенной трансфармацией из конкретного в абстрактный план:

Мороженое стоит 9 рублей, а сок 15 рублей. Сколько стоят 3 мороженых и 2 сока?
Мороженое стоит  х рублей, а сок 15 рублей. Сколько стоят 3 мороженых и 2 сока?
Мороженое стоит х рублей, а сок у рублей. Сколько стоят 3 мороженых и 2 сока? Мороженое стоит х рублей, а сок у рублей. Сколько стоят а мороженых и 2 сока?
Мороженое стоит х рублей, а сок у рублей. Сколько стоят а мороженых и в сока?

  1. Составление уравнения по условию задачи: «В туристическом бюро продали 15 путевок. У них еще осталось 67 путевок. Сколько путевок было в туристическом бюро?»
  2. Решение задач с неопределёнными данными.

Составьте решение этой задачи:


Для развития гибкости мышления предлагаются следующие упражнения:

  1. Задачи, имеющие несколько способов решения: «В магазин привезли 5 ящиков с яблокаси по 20 кг и и 3 таких же ящика с  грушами. Сколько кг фруктов привезли в магазин?»
  2. Решение  и составление задач, обратных данной: «Бабушка испекла пирожки. После того как внуки съели 8 пирожко12 пирожков. Сколько пирожков испекла бабушка?». Составь и реши задачи, обратные данной.
  3. Решение задач обратным ходом: «На первой остановке из автобуса вышли 15 пассажиров, а вошли  7, после второй остановки количество пассажиров автобуса увеличилось в 2 раза, а после третьей   пассажиров стало на 12 человек меньше. Когда автобус доехал до конечной остановки внутри него было 20 пассажиров. Сколько человек ехали в автобусе сначала?»

                                            

  1. Решение задач с альтернативным условием.

Это задачи, в ходе решения которых необходимо рассматривать несколько возможных вариантов условия, а ответ находится после того, как все возможные варианты будут исследованы.

1 уровень. В коробке лежали 7 красных и 9 зеленых шариков. 4 шарика одного цвета забрали из коробки. Сколько красных и сколько зеленых шариков осталось в коробке?
2 уровень. В коробке лежали 7 красных и 9 зеленых шариков. 4 шарика забрали из коробки. Сколькокрасных и сколько зеленых шариков осталось в коробке?

 

Выполняя учебные задания, учащиеся вместе с тем развивают свою мыслительную деятельность. Так, решая математические задачи, школьник учится анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию и обобщению, которые являются основными мыслительными операциями. Поэтому для формирования способностей в учебной деятельности необходимо создавать определённые условия: положительные мотивы учения;  интерес учащихся к предмету;  творческую активность; положительный микроклимат в коллективе;   предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.

 

Важно использовать дифференциацию учебных заданий по уровню творчества, трудности, объёму.

 

При дифференциации по уровню творчества  работа  организуется следующим образом: учащимся с низким уровнем математических способностей  предлагаются репродуктивные задания: работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений, а ученикам со средним и высоким уровнем – творческие задания.

 

Рассмотрим дифференциацию заданий по уровню творчества на примере решения задачи: «За 6 л минеральной воды заплатили 12 рублей. Какова стоимость 3 л  этой воды?».
Задание для учащихся с низким уровнем математических способностей: «Решите задачу. Подумайте, можно ли её решить другим способом».

 

Задания для учащихся со средним и высоким уровнем: «Решите задачу двумя  способами. Придумайте задачу с другим сюжетом, чтобы решение при этом не изменилось.  Составьте задачу обратную данной и решите её».

 

Можно предложить продуктивные задания всем ученикам, но при этом детям с низким уровнем способностей даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в изменённой ситуации, а остальным – творческие задания на применение знаний в новой ситуации.

Применение полученных знаний в изменённых ситуациях лучше всего организовать с ис-пользованием индивидуальной работы. Существует два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальная и индивидуализированная. Первая характеризуется тем, что деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе, вторая позволяет  с помощью дифференцированных индивидуальных заданий создать оптимальные условия для реализации способностей каждого ученика.

 

Дифференциация учебных заданий по уровню трудности предполагает три типа задач:

 

  • Задачи, решение которых состоит в стереотипном воспроизведении заученных действий. Степень трудности задач связана с тем, насколько сложным является навык воспроизведения действий и насколько прочно он освоен.
  • Задачи, решение которых требует некоторой модификации заученных действий в изменившихся условиях. Степень трудности связана с количеством и разнородностью элементов, которые надо координировать наряду с описанными выше особенностями данных.
  •  Задачи, решение которых требует поиска новых, ещё неизвестных способов действий. Задачи требуют творческой активности, эвристического поиска новых, неизвестных схем действий или необычной комбинации известных.

       Дифференциация по объёму учебного материала предполагает, что всем учащимся даётся некоторое количество однотипных задач. Могут быть предложены задания творческого характера по составлению однотипных объектов и требуется составить максимальное их количество за определённый период времени. Например:  кто больше составит задач с различным содержанием, решением каждой из которых будет  выражение: (35 + 15) : 5.

В качестве дополнительных предлагаются творческие  или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным – задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера.

При самостоятельном решении задач эффективна индивидуальная работа. Степень самостоятельности такой работы разная. Сначала учащиеся выполняют задания с предварительным и фронтальным разбором, подражая образцу, или по подробным инструкционным карточкам. Например:

  1. Реши задачу: «Для украшения зала сделали 98 флажков из цветной бумаги. Из них 23 флажка были зелеными, 39 желтыми, а остальные – красными. Сколько  красных флажков сделали?».
  2. Найди объекты. Дай им характеристики. Определи требование задачи.
  3. Выбери краткую запись:

  1. Выбери верное решение:

а)  1) 23 + 39 = 62 (ф.) – зеленые и желтые;      б)   1) 98 – 23 =76 (ф.) – желтые и красные;    
2) 98 - 62 = 36 (ф.) – красные.                              2) 76 - 23= 53 (ф.) - красные.
в) 1) 98 – 23 = 75 (ф.) – желтые и красные;      г)   1) 98 – 39 = 59 (ф.) – зеленые и красные;
2) 75 – 39 = 36 (ф.) – красные.                             2) 59 – 23 = 36 (ф.) – красные.
По мере овладения учебными умениями степень самостоятельности возрастает: ученики  работают по общим, не детализированным заданиям, без непосредственного вмешательства учителя.  
Для индивидуальной работы предлагаются листы  заданий по темам, сроки выполнения которых определяются в соответствии с желаниями и возможностями ученика:
Тема: «Составные задачи, при решении которых используется смысл действий сложения и вычитания».

  •  В магазин привезли 18 ящиков шоколадных пряников и 23 ящика мятных пряников. За неделю продали 12 ящиков шоколадных пряников. Сколько ящиков с пряниками осталось в магазине?

1 уровень. Реши задачу.
2 уровень. Реши задачу двумя способами.
3 уровень. Дополни условие задачи согласно схеме и реши её: (18  - 12) – (23 – 7).

  • Реши задачу: «Для детского сада  закупили 7 ковров красного цвета и 11 ковров коричневого цвета. Сколько мотков шерсти пошло на ковры, если красной шерсти  израсходовали на 20 мотков меньше, чем коричневой?»

1 уровень. Реши задачу.
2 уровень. Выбери схему к данной задаче и ответь на поставленный вопрос.
3 уровень. Реши задачу: «Сколько овец надо постричь, если с одной овцы получают 2 кг шерсти, а масса  мотка 200 грамм?»

 

Для учащихся с низким уровнем математических способностей составляется система заданий, которая содержит: образцы решений и задачи, подлежащие решению на основе изученного образца, различные алгоритмические предписания; теоретические сведения, а также всевозможные требования  сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать.
Такая организация учебной работы даёт возможность каждому ученику в силу своих способностей  углублять и закреплять полученные знания. Индивидуальная форма работы несколько ограничивает общение учащихся, стремление передавать знания другим, участие в коллективных достижениях, поэтому необходимо использовать групповую форму организации учебной деятельности.

 

Задания в группе выполняются таким способом, при котором учитывается и оценивается индивидуальный вклад каждого ребёнка. Величина групп от 2 до 4 человек. Состав группы непостоянный. Он меняется от содержания и характера работы. В состав группы входят учащиеся с разным уровнем математических способностей. На внеклассных занятиях можно подготовить  учеников с низким уровнем математических способностей к роли консультантов на уроке. Выполнение этой роли является достаточным, чтобы ребёнок почувствовал  свою значимость. Групповая форма работы делает явными способности каждого ученика. В  сочетании с другими формами обучения – фронтальной и индивидуальной - групповая форма организации работы учащихся приносит положительные результаты.

Для развития математических способностей возможно широкое использование вспомогательных форм организации учебной работы. Это факультативные занятия по курсу «Решение нестандартных задач», домашняя самостоятельная работа, индивидуальные занятия.
На занятиях факультативного курса проводится коллективное обсуждение решения задач нового вида,  у детей формируется такое важное качество деятельности, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчёт о выполняемых шагах при решении задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение задач учащимися с последующей  коллективной проверкой решения. На занятиях учащиеся решают нестандартные задачи, которые разделены на серии.

Для учащихся с низким уровнем развития математических способностей проводится индивидуальная  работа во внеурочное время. Работа ведётся в форме диалога, карточек-инструкций. От учащихся при такой форме требуется проговаривание вслух всех способов решения, поисков правильного ответа.
Для учащихся с высоким уровнем способностей во внеурочное время проводятся консультации для удовлетворения потребностей в углубленном изучении вопросов  курса математики. Занятия по своей форме организации носят характер собеседования, консультации или самостоятельного выполнения учениками заданий под руководством учителя.

 

Для развития математических способностей используются следующие формы внеурочной работы: олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры, тематические месячники по математике.
Также на уроках математики и во внеурочной деятельности можно использовать компьютерные программы, позволяющие проводить работу по формированию умений проводить обобщение, которое формируется из цепочки умений по проведению сравнения, анализа абстрагирования от несущественных признаков объектов или их групп. Они могут быть включены в любой этап занятия – во время индивидуальной работы, при введении новых знаний, их обобщении, закреплении, для контроля.

 

В связи с постановленными целями используется система задач логического содержания, решение которых опирается не на вычисления, а на рассуждения, требует построения цепочки точных логических рассуждений с правильными промежуточными и итоговыми умозаключениями; много заданий с нетрадиционной постановкой вопроса, ответ на который требует тщательного анализа и осмысления условий предлагаемых заданий. Это такие компьютерные программы, как “Мудрый крот”, “Перевозчик”, “Монах”, “Конюх” и другие. Например, при решении задач на  получение некоторого количества жидкости из большого или бесконечного по объёму сосуда, водоёма или источника с помощью двух пустых сосудов задавая различные объёмы сосудов, различные требуемые количества жидкости, можно получить большой набор задач разного уровня сложности в компьютерной программе «Переливашки».

 

Такие формы работы обеспечивают повышение уровня математических способностей большинства учащихся, повышают продуктивность и творческое направление деятельности.

 

Литература

  • Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения. Вопросы психологии 1993,№1.
  • Дьячкова Г. Т. Внеклассные занятия по математике в 3–4 классах. – Волгоград, “Учитель–АСТ”, 2005.
  • Дьячкова Г. Т. Олимпиады по математике. 2–3 классы. – Волгоград, “Корифей”, 2006.
  • Дьячкова Г. Т. Рабочая тетрадь по математике (в помощь подготовки к олимпиадам). Пособие для учащихся 2–4 классов.– Волгоград, ООО “Нисса-регион”, 2003.
  • Зак А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет. М.: Новая школа. 1996.
  • Колмогоров А. Н. О развитии математических способностей (письмо В. А. Крутецкому) // Вопросы психологии. 2003. № 1.
  • Крутецкий  В. А.  Психология математических способностей школьников. М.: Издат. Институт практической психологии; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 1998.
  • Узорова О.В. 2500 задач по математике: 1-4кл./О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. – М., АСТ:Астрель, 2008
  • Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М., 1990.

 

 

_uacct = "UA-3613185-1"; urchinTracker();


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн