Использование ИКТ в деятельности учителя физической культуры
Submitted by Сергей Глушкин on Tue, 13/09/2011 - 23:46
Применение компьютера является проникающей технологией, подчиняющейся, накладывающейся, сопровождающей логику основной технологии и поддерживающей, повышающей эффективность усвоения учебного материала. Разрабатывая технологию применения компьютера для обучения двигательным действиям в процессе физического воспитания, мы руководствовались положением «необходимо и достаточно», которое заключается в том, что компьютеры в обучении следует использовать, если они обеспечивают получение знаний, которые невозможно или очень сложно получить при бескомпьютерных технологиях.
Компьютер значительно расширяет возможности предоставления информации: методическая проблема преподавания смещается от понятия «как лучше рассказать материал» к задаче «как лучше его показать». Применение цвета, графики, мультипликации, звука — всех современных средств видеотехники — позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности (например, поставить ученика в положение участника соревнований). Компьютерные технологии способны сделать учебно-воспитательный процесс интенсивным, эффективным и качественным. Они побуждают школьников к заинтересованности, активизации познавательной деятельности; углублению межпредметных связей.
Сегодня функциональные возможности многих современных средств информатики значительно опережают их применение в учебном процессе, в частности, по физической культуре. Мы сделали попытку создать технологию применения компьютера на уроках физической культуры, её основных положений, последовательности действий учителя и учащихся на уроках.
Таким образом, компьютерные средства формируют идеальное (или близкое к идеальному) представление о двигательном действии; компьютерные средства применяются для обучения там, где они имеют конкретную методическую функцию; необходимо побуждать школьника к самостоятельному пользованию компьютерными технологиями для совершенствования техники движений.
С его помощью решаются определённые задачи. Рассмотрим отдельно каждую:
Изучение (объяснение) нового материала. Учитель координирует, направляет, руководит и организовывает учебный процесс, воспитывает, «рассказывать» материал вместо него может компьютер. Привычную чёрную доску с кусочком мела заменяет экран компьютера. На экране воспроизводится видеоматериал, звук и текст. Богатство содержательной поддержки делает урок не только значительно более усваиваемым, но и неизмеримо более увлекательным. Первоначальное ознакомление с новым материалом происходит фронтально, без компьютера или с компьютером. Индивидуальное общение с компьютером имеет то преимущество, что является интерактивным. Взаимодействие осуществляется одновременно по всем каналам восприятия «текст — звук — видео — цвет».
Закрепление. Основной недостаток классического традиционного урока — трудность учёта индивидуальных особенностей усвоения материала учащимися. Использование компьютера позволяет либо использовать индивидуальное программирование, разветвлённую программу закрепления, либо организовать внутриклассную групповую дифференциацию. При этом структура урока становится нелинейной. Обычно класс делится на три группы:
1) учащиеся с низкой успеваемостью, не уверенные в своих знаниях, не умеющие их применять;
2) учащиеся со средней и хорошей успеваемостью, способные осмыслить связи между понятиями и обладающие навыком самостоятельной работы;
3) учащиеся, умеющие обобщать, выделять главное, отыскивать нешаблонное, рациональное решение. Каждая группа работает по своему варианту, закрепляется материал также по своей программе.
Компьютер позволяет провести экспресс-диагностику усвоения и в зависимости от её результатов провести соответствующую коррекцию.
Повторение. Актуализирующее повторение в первой части урока в компьютерном варианте может быть представлено в любом формате (текст — звук — изображение): репродуктивным тестированием, экспериментальными задачами, проблемными ситуациями, развивающими играми и т.д. В результате все ученики включены в мыследеятельность, готовы к восприятию нового. Степень самостоятельности регулируется в широких пределах: полная (с самостоятельной постановкой цели), частичная (поиск решения поставленной задачи), самостоятельный поиск информации, творческая работа, вывод формулы, построение доказательства.
При обобщающем повторении для обобщения и систематизации знаний используются графические возможности компьютера, а для достижения гарантированных результатов обучения — программы-тренажёры.
Контроль знаний. Компьютерный контроль знаний но сравнению с традиционным имеет существенные преимущества, которые состоят в следующем:
— осуществляется индивидуализация контроля знаний (учёт разной скорости работы учащихся, дифференциация работ по степени трудности);
— повышается объективность оценки;
— ученик видит детальную картину собственных недоработок;
— оценка может выдаваться не только по окончании работы, но и после каждого вопроса;
— на процедуру оценивания затрачивается минимальное количество времени.
Формы контроля: задания, задачи, тесты (открытые, закрытые), самоконтроль, взаимоконтроль, задания на репродукцию, применение, творческое применение, рейтинговый контроль.
Компьютер помогает педагогу в управлении учебным процессом, выдаёт результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учётом допущенных в теме ошибок и затраченного времени; сравнивает показатели различных учащихся по решению одних и тех же задач или показатели одного ученика за определённый промежуток времени.
Издательства электронной продукции («С-1», «Кирилл и Мефодий», «Интерсофт» и др.) выпускают различные виды мультимедийных продуктов: электронные учебники, репетиторы, справочники, контролирующие программы, хрестоматии, энциклопедии и т.д. Эти продукты могут быть хорошим подспорьем в преподавании, но часто не подходят в качестве компьютерного дополнения к текстовому школьному учебнику, ибо с ним не всегда согласованы, требуют адаптации к школьным программам.
Поэтому интересны обучающие и контролирующие курсы (презентационные программы, компьютерные занятия), составленные самим преподавателем. Во-первых, они представляют правильное в методическом отношении изложение нового материала. Во-вторых, соблюдается строгая последовательность в изложении материала в соответствии с учебным планом.
В-третьих, дидактический материал, используемый в собственных курсах, может быть максимально разнообразным и обновляться так часто, как это необходимо. Это также является большим достоинством, так как все готовые обучающие курсы, как правило, не дают возможности как-то изменять в них дидактический материал.
При подготовке к компьютерным занятиям учитель имеет дело со следующими задачами:
1. Просмотр и экспертная педагогическая оценка всех имеющихся информационных ресурсов и данных программного (мультимедиа) продукта.
2. Составление выборки (презентации) из программного продукта.
К программным средствам обучения относятся обучающие программы, электронные учебники, словари, энциклопедии, тренажёры (репетиторы), программы дистанционного обучения, контролирующие программы, наконец, программы освоения и конструирования обучающих программ, автоматизированные библиотеки, методические материалы для учителя, библиотеки электронных наглядных пособий (сборники фотографий, музыкальных записей, видеосюжетов, рисунков, текстов).
Работа со статическим изображением
Статические изображения — пока самый распространённый вид наглядных средств обучения в массовой школе. Компьютерная техника позволяет:
— подбирать нужные иллюстрации (из Интернета, с СD-дисков, банков данных);
— сканировать иллюстрации с бумажных носителей;
— составлять, рисунки, схемы;
— соединять изображение со звуком;
— конструировать программы просмотра иллюстраций (презентации) с помощью
программ PowerPoint.
Работа с видеоинформацией
Источниками видеоизображения могут послужить компакт-диск, веб-камера, цифровая видеокамера , аналоговая видеокамера или видеомагнитофон. Для сохранения и преобразования видеоинформации на компьютере требуется специальное оборудование и программное обеспечение и специальное оборудование. Имея всё это, можно монтировать собственные короткометражки и видеоклипы.
Учитель может создать свой вариант мультимедийного урока, взяв нужные ему фрагменты текстов, рисунков, видеозаписей из так называемой библиотеки электронных наглядных пособий (есть в Интернете и продаются на СВ). Этот продукт будет обучающей псевдопрограммой или мультимедиапредставлением.
Мультимедиапредставление — творческая работа, в которой используются несколько мультимедиатехнологий. Для его создания необходимы программы и устройства для набора текста, рисования, черчения, видео- и аудиозаписи. Сначала отбирается нужный материал (текстовый, звуковой, графический, видео). Затем производится монтаж этого материала в определённую последовательность с помощью программы Ро\уегРот1. При этом используются:
— сочетание текстовой информации и графических изображений;
— псевдографика (изображения человека, птицы, книги, техники и др.);
— звуковые эффекты для сопровождения учебной информации;
— цветовая палитра для окраски изображений;
— переход от статических изображений к динамическим. Часть материала может переноситься в формат гипермедиа.
Творческие компьютерные программы
Для того чтобы чертить и конструировать, необходим компьютер, на которых есть чертёжная программа, например, «Компас».
Для изобразительного творчества нужны специальные программы — графские редакторы (Paintbrush, Photoshop, CorelDraw). При этом на рабочем месте о полезен сканер и цветной принтер.
Для музыкального творчества к компьютеру с хорошей звуковой картой должна быть подключена музыкальная клавиатура, а на компьютере установлена специальная программа — музыкальный редактор. Компьютер с подключённой музыкальной клавиатурой и установленным специальным программным обеспечением будет хорошимсинтезатором.
Для создания мультфильмов(мультипликация — один из наиболее популярных современных видов изобразительного творчества) необходимо установить на компьютере специальную программу (простейшие из них — «ЛогоМиры» и «ПервоЛого»).
Для моделирования объектовили процессов природы и общественной жизни например, лабораторные опыты, экономические модели) нужно владеть языком программирования, но более простые программы можно сделать с помощью различных для моделирования (например, «Живая физика», «Живая геометрия»), которые позволяют прямо на экране компьютера «провести опыт» или «повернуть» геометрическую фигуру.
Для проведения естественно-научного исследования к компьютеру нужно подключить различные датчики. Для проведения статистического исследования достаточно использовать специальные программы математической обработки данных.
Контролирующие программы
Контролирующие программы пишутся программистами (учителями информатики) под конкретные задачи:
- определение показателей обучаемых по конкретным областям (тесты, анкеты и др.);
- определение средних показателей класса;
- определение результатов прохождения отдельных разделов учебного курса;
- реагирование на ошибки;
- предложение помощи в случае повторных ошибок;
- выдача промежуточных результатов;
- установление рейтинга обучаемого в группе;
- мониторинг (систематическое накопление) информации и др.
Учитель задаёт программисту задачи по сортировке и обработке данных с помо-аью статистических процедур и выполняет функции по введению в компьютер базы энных:
- об обучаемом (его фамилия, анкетные данные, демографические характеристики);
- о школе, периоде обучения и учебном предмете;
- об учебной программе;
- о результатах процесса обучения и развития конкретных учащихся и др.
В нашей школе разработана определённая система использования компьютера в процессе обучения: электронная база данных; тестовая программа по усвоению теоретических знаний и наглядные пособия в форме презентаций и видеоматериалов по освоению техники. Немного подробнее хотелось бы остановиться на мониторинге и электронной базе данных.
Мониторинг и электронная база данных в процессе физического воспитания.
Перспективным в развитии физического воспитания на сегодня для учителя считается исследовательская деятельность. Эти исследования связаны с существующим противоречием между реальным процессом физического воспитания и потребностью в дифференцированном и индивидуальном обучении детей в отдельности и класса в целом. Разработка комплексной методики педагогического контроля (мониторинга) в процессе физического воспитания, позволяет оценить не только физическое развитие и уровень физической подготовленности, но и особенности функционального состояния. Это позволяет выбирать правильные методы и формы в процессе обучения, с учётом индивидуальных особенностей используя дифференцированный подход. Всё это заставило меня разработать целую базу данных на каждого ребёнка. Электронная база данных составлена в программе MicrosoftOffiseAccess, позволяющая:
Количественно и качественно оценивать уровни физического здоровья учащихся;
Оценивать физическую и функциональную подготовленность;
Осуществлять мониторинг физического развития и подготовленности учащихся;
Строить диаграммы физического развития и физической подготовленности ученика. Полученные при мониторинге данные заносятся в электронную базу данных и рассчитываются количественные и качественные показатели уровней физического здоровья учащихся.
Мониторинг показателей уровня физической подготовленности прост, доступен, пригоден для всех образовательных учреждений. Он позволяет выявить реальный уровень
развития основных физических качеств ученика, определить отклонения и недостатки в физическом развитии. Предлагаемые диагностические тесты доступны, не требует дополнительной специальной подготовки и оснащения.
Что дает внедрение данной методики:
Анализ результатов мониторинга позволяет учителю образовательному учреждению принимать обоснованные управленческие решения по развитию и совершенствованию педагогического процесса в области физической культуры.
Применять мониторинг физической подготовленности и физического развития для оценивания учащихся по приросту показателей с учетом их способностей. Этот мониторинг должен быть открытым для обучающихся и их родителей и давать возможность наблюдать динамику развития. В современной школе это возможно, благодаря наличию компьютера. Таким образом, наглядный прирост результатов физической подготовленности будет не только показателем отношения обучающегося к физической культуре, но и стимулом для дальнейшего самосовершенствования.
Проведение мониторинга и заполнение электронной базы данных по физической культуре производят:
Классный руководитель (заполнение личных данных ученика);
Школьный врач или медицинская сестра (заполнение данных физического развития и функциональной подготовленности);
Учитель физической культуры (заполнение данных физической подготовленности).
Да это процесс трудоёмкий, но он оправдывает наши усилия. Помогает производить ориентацию в выборе форм, методов и подборе упражнений, производить правильный отбор учащихся для выступления в соревнованиях.