Официальный сайт circ-a 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Использование ИКТ в деятельности учителя физической культуры

Submitted by Сергей Глушкин on Tue, 13/09/2011 - 23:46
Данные об авторе
Автор(ы): 
Глушкин Сергей Евгеньевич
Место работы, должность: 

город Тамбов

МБОУ лицей №28 им. Н.А. Рябова

учитель физической культуры

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Физическая культура
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Медицинский работник
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p> Применение компьютера является проникающей технологией, подчиняющейся, накладывающейся, сопровождающей логику основной технологии и поддерживающей, повышающей эффективность усвоения учебного материала. Разрабатывая технологию применения компьютера для обучения двигательным действиям в процессе физического воспитания, мы руководствовались положением &laquo;необходимо и достаточно&raquo;, которое заключается в том, что компьютеры в обучении следует использовать, если они обеспечивают получение знаний, которые невозможно или очень сложно получить при бескомпьютерных технологиях.</p> <p> Компьютер значительно расширяет возможности предоставления информации: методическая проблема преподавания смещается от понятия &laquo;как лучше рассказать материал&raquo; к задаче &laquo;как лучше его показать&raquo;. Применение цвета, графики, мультипликации, звука &mdash; всех современных средств видеотехники &mdash; позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности (например, поставить ученика в положение участника соревнований). Компьютерные технологии способны сделать учебно-воспитательный процесс интенсивным, эффективным и качественным. Они побуждают школьников к заинтересованности, активизации познавательной деятельности; углублению межпредметных связей.&nbsp;</p>

Применение компьютера является проникающей технологией, подчиняющейся, на­кладывающейся, сопровождающей логику основной технологии и поддерживающей, повышающей эффективность усвоения учебного материала. Разрабатывая технологию применения компьютера для обучения двигательным действиям в процессе физического воспитания, мы руководствовались положением «необходимо и достаточно», которое заключается в том, что компьютеры в обучении следует использовать, если они обеспечивают получение знаний, которые невозможно или очень сложно получить при бескомпьютерных технологиях.

Компьютер значительно расширяет возможности предоставления информации: методическая проблема преподавания смещается от понятия «как лучше рассказать материал» к задаче «как лучше его показать». Применение цвета, графики, мультипликации, звука — всех современных средств видеотехники — позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности (например, поставить ученика в положение участника соревнований). Компьютерные технологии способны сделать учебно-воспитательный процесс интенсивным, эффективным и качественным. Они побуждают школьников к заинтересованности, активизации познавательной деятельности; углублению межпредметных связей.

Сегодня функциональные возможности многих современных средств информатики значительно опережают их применение в учебном процессе, в частности, по физической культуре. Мы сделали попытку создать технологию применения компьютера на уроках физической культуры, её основных положений, последовательности действий учителя и учащихся на уроках.

Таким образом, компьютерные средства формируют идеальное (или близкое к идеальному) представление о двигательном действии; компьютерные средства применяются для обучения там, где они имеют конкретную методическую функцию; необходимо побуждать школьника к самостоятельному пользованию компьютерными технологиями для со­вершенствования техники движений.

С его помощью решаются определённые задачи. Рассмотрим отдельно каждую:

Изучение (объяснение) нового материала. Учитель координирует, направляет, руководит и организовывает учебный процесс, воспитывает, «рассказывать» материал вместо него может компьютер. Привычную чёрную доску с кусочком мела заменяет  экран компьютера. На экране воспроизводится видеоматериал, звук и текст. Богатство содержательной поддержки делает урок не только значительно более усваиваемым, но и неиз­меримо   более увлекательным. Первоначальное ознакомление с новым материалом происходит фронтально, без компьютера или с компьютером. Индивидуальное общение с компьютером имеет то преимущество, что является интерактивным. Взаимодействие осуществляется одновре­менно по всем каналам восприятия «текст — звук — видео — цвет».

Закрепление. Основной недостаток классического традиционного урока — труд­ность учёта индивидуальных особенностей усвоения материала учащимися. Использование компьютера позволяет либо использовать индивидуальное программирование, разветвлённую программу закрепления, либо орга­низовать внутриклассную групповую дифференциацию. При этом структура урока стано­вится нелинейной. Обычно класс делится на три группы:

1) учащиеся с низкой успевае­мостью, не уверенные в своих знаниях, не умеющие их применять;

2) учащиеся со сред­ней и хорошей успеваемостью, способные осмыслить связи между понятиями и обладаю­щие навыком самостоятельной работы;

3) учащиеся, умеющие обобщать, выделять глав­ное, отыскивать нешаблонное, рациональное решение. Каждая группа работает по своему варианту, закрепляется материал также по своей программе.

Компьютер позволяет провести экспресс-диагностику усвоения и в зависимости от её результатов провести соответствующую коррекцию.

Повторение. Актуализирующее повторение в первой части урока в компьютер­ном варианте может быть представлено в любом формате (текст — звук — изображе­ние): репродуктивным тестированием, экспериментальными задачами, проблемными ситуациями, развивающими играми и т.д. В результате все ученики включены в мыследеятельность, готовы к восприятию нового. Степень самостоятельности регулирует­ся в широких пределах: полная (с самостоятельной постановкой цели), частичная (по­иск решения поставленной задачи), самостоятельный поиск информации, творческая работа, вывод формулы, построение доказательства.

При обобщающем повторении для обобщения и систематизации знаний использу­ются графические возможности компьютера, а для достижения гарантированных ре­зультатов обучения — программы-тренажёры.

Контроль знаний. Компьютерный контроль знаний но сравнению с традицион­ным имеет существенные преимущества, которые состоят в следующем:

— осуществляется индивидуализация контроля знаний (учёт разной скорости работы учащихся, дифференциация работ по степени трудности);

— повышается объективность оценки;

— ученик видит детальную картину собственных недоработок;

— оценка может выдаваться не только по окончании работы, но и после каждого вопроса;

— на процедуру оценивания затрачивается минимальное количество времени.

Формы контроля: задания, задачи, тесты (открытые, закрытые), самоконтроль, взаимоконтроль, задания на репродукцию, применение, творческое применение, рей­тинговый контроль.

Компьютер помогает педагогу в управлении учебным процессом, выдаёт результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учётом допущенных в теме ошибок и за­траченного времени; сравнивает показатели различных учащихся по решению одних и тех же задач или показатели одного ученика за определённый промежуток времени.

Издательства электронной продукции («С-1», «Кирилл и Мефодий», «Интер­софт» и др.) выпускают различные виды мультимедийных продуктов: электронные учебники, репетиторы, справочники, контролирующие программы, хрестоматии, эн­циклопедии и т.д. Эти продукты могут быть хорошим подспорьем в преподавании, но часто не подходят в качестве компьютерного дополнения к текстовому школьному учебнику, ибо с ним не всегда согласованы, требуют адаптации к школьным про­граммам.

Поэтому интересны обучающие и контролирующие курсы (презентационные про­граммы, компьютерные занятия), составленные самим преподавателем. Во-первых, они представляют правильное в методическом отношении изложение нового материа­ла. Во-вторых, соблюдается строгая последовательность в изложении материала в со­ответствии с учебным планом.

В-третьих, дидактический материал, используемый в собственных курсах, может быть максимально разнообразным и обновляться так часто, как это необходимо. Это также является большим достоинством, так как все готовые обучающие курсы, как правило, не дают возможности как-то изменять в них дидактический материал.

При подготовке к компьютерным занятиям учитель имеет дело со следующими задачами:

1. Просмотр и экспертная педагогическая оценка всех имеющихся информационных ресурсов и данных программного (мультимедиа) продукта.

2. Составление выборки (презентации) из программного продукта.

3. Создание авторской обучающей программы с

— дикторским текстом;

— музыкальным сопровождением;

— статическими иллюстрациями;

— видеовставками;

— интерактивным взаимодействием учащийся — компьютер;

— включением материалов из сети Интернет (РИОР).

К программным средствам обучения относятся обучающие программы, электрон­ные учебники, словари, энциклопедии, тренажёры (репетиторы), программы дистан­ционного обучения, контролирующие программы, наконец, программы освоения и конструирования обучающих программ, автоматизированные библиотеки, методичес­кие материалы для учителя, библиотеки электронных наглядных пособий (сборники фотографий, музыкальных записей, видеосюжетов, рисунков, текстов).

Работа со статическим изображением

Статические изображения — пока самый распространённый вид наглядных средств обучения в массовой школе. Компьютерная техника позволяет:

— подбирать нужные иллюстрации (из Интернета, с СD-дисков, банков данных);

— сканировать иллюстрации с бумажных носителей;

— составлять, рисунки, схемы;

— соединять изображение со звуком;

— конструировать программы просмотра иллюстраций (презентации) с помощью

программ PowerPoint.

Работа с видеоинформацией

Источниками видеоизображения могут послужить компакт-диск, веб-камера, ци­фровая видеокамера , аналоговая видеокамера или видеомагнитофон. Для сохранения и преобразования видеоинформации на компьютере требуется специаль­ное оборудование и программное обеспечение  и специальное оборудование. Имея всё это, можно монтировать собственные короткометражки и видеоклипы.

Составление мультимедиапредставлений (презентаций)

Учитель может создать свой вариант мультимедийного урока, взяв нужные ему фрагменты текстов, рисунков, видеозаписей из так называемой библиотеки электрон­ных наглядных пособий (есть в Интернете и продаются на СВ). Этот продукт будет обучающей псевдопрограммой или мультимедиапредставлением.

Мультимедиапредставление — творческая работа, в которой используются не­сколько мультимедиатехнологий. Для его создания необходимы программы и устрой­ства для набора текста, рисования, черчения, видео- и аудиозаписи. Сначала отбирает­ся нужный материал (текстовый, звуковой, графический, видео). Затем производится монтаж этого материала в определённую последовательность с помощью программы Ро\уегРот1. При этом используются:

— сочетание текстовой информации и графических изображений;

— псевдографика (изображения человека, птицы, книги, техники и др.);

— звуковые эффекты для сопровождения учебной информации;

— цветовая палитра для окраски изображений;

— переход от статических изображений к динамическим. Часть материала может переноситься в формат гипермедиа.

Творческие компьютерные программы

Для того чтобы чертить и конструировать, необходим компьютер, на которых есть чертёжная программа, например, «Компас».

Для изобразительного творчества нужны специальные программы — графские редакторы (Paintbrush, Photoshop, CorelDraw). При этом на рабочем месте о полезен сканер и цветной принтер.                                                                          

Для музыкального творчества к компьютеру с хорошей звуковой картой должна быть подключена музыкальная клавиатура, а на компьютере установлена специальная программа — музыкальный редактор. Компьютер с подключённой музыкальной клавиатурой и установленным специальным программным обеспечением будет хорошимсинтезатором.

Для создания мультфильмов(мультипликация один из наиболее популярных современных видов изобразительного творчества) необходимо установить на компьютере специальную программу (простейшие из них — «ЛогоМиры» и «ПервоЛого»).

Для моделирования объектов или процессов природы и общественной жизни например, лабораторные опыты, экономические модели) нужно владеть языком программирования, но более простые программы можно сделать с помощью различных для моделирования (например, «Живая физика», «Живая геометрия»), которые позволяют прямо на экране компьютера «провести опыт» или «повернуть» геометри­ческую фигуру.

Для проведения естественно-научного исследования к компьютеру нужно подключить различные датчики. Для проведения статистического исследования достаточно использовать специальные программы математической обработки данных.

Контролирующие программы

Контролирующие программы пишутся программистами (учителями информати­ки) под конкретные задачи:

- определение показателей обучаемых по конкретным областям (тесты, анкеты и др.);

- определение средних показателей класса;

- определение результатов прохождения отдельных разделов учебного курса;

- реагирование на ошибки;

- предложение помощи в случае повторных ошибок;

- выдача промежуточных результатов;

- установление рейтинга обучаемого в группе;

- мониторинг (систематическое накопление) информации и др.

Учитель задаёт программисту задачи по сортировке и обработке данных с помо-аью статистических процедур и выполняет функции по введению в компьютер базы энных:

- об обучаемом (его фамилия, анкетные данные, демографические характеристики);

- о школе, периоде обучения и учебном предмете;

- об учебной программе;

- о результатах процесса обучения и развития конкретных учащихся и др.

В нашей  школе разработана определённая  система использования  компьютера  в  процессе  обучения: электронная база данных; тестовая программа по усвоению теоретических знаний и наглядные пособия в форме презентаций и видеоматериалов по освоению техники. Немного подробнее хотелось бы остановиться на мониторинге и электронной базе данных.

Мониторинг и электронная база данных в процессе физического воспитания.

Перспективным в развитии физического воспитания на сегодня для учителя считается исследовательская деятельность. Эти исследования связаны с существующим противоречием между реальным процессом физического воспитания и потребностью в дифференцированном и индивидуальном обучении детей в отдельности и класса в целом. Разработка комплексной методики педагогического контроля (мониторинга) в процессе физического воспитания, позволяет оценить не только физическое развитие и уровень физической подготовленности, но и особенности функционального состояния. Это позволяет выбирать правильные методы и формы в процессе обучения, с учётом индивидуальных особенностей используя дифференцированный подход. Всё это заставило меня разработать целую базу данных на каждого ребёнка. Электронная база данных составлена в программе MicrosoftOffiseAccess, позволяющая:

  • Количественно и качественно оценивать уровни физического здоровья учащихся;
  • Оценивать физическую и функциональную подготовленность;
  • Осуществлять мониторинг физического развития и подготовленности учащихся;
  • Строить диаграммы физического развития и физической подготовленности ученика. Полученные при мониторинге данные заносятся в электронную базу данных и рассчитываются количественные и качественные показатели уровней физического здоровья учащихся.

Мониторинг показателей уровня физической подготовленности прост, доступен, пригоден для всех образовательных учреждений. Он позволяет выявить реальный уровень

развития основных физических качеств ученика, определить отклонения и недостатки в физическом развитии. Предлагаемые диагностические тесты доступны, не требует дополнительной специальной подготовки и оснащения.

Что дает внедрение данной методики:

Анализ результатов мониторинга позволяет учителю образовательному учреждению принимать обоснованные управленческие решения по развитию и совершенствованию педагогического процесса в области физической культуры.

Применять мониторинг физической подготовленности и физического развития для оценивания учащихся по приросту показателей с учетом их способностей. Этот мониторинг должен быть открытым для обучающихся и их родителей и давать возможность наблюдать динамику развития. В современной школе это возможно, благодаря наличию компьютера. Таким образом, наглядный прирост результатов физической подготовленности будет не только показателем отношения обучающегося к физической культуре, но и стимулом для дальнейшего самосовершенствования.

 

Проведение мониторинга и заполнение электронной базы данных по физической культуре производят:

  • Классный руководитель (заполнение личных данных ученика);
  • Школьный врач или медицинская сестра (заполнение данных физического развития и функциональной подготовленности);
  • Учитель физической культуры (заполнение данных физической подготовленности).

Да это процесс трудоёмкий, но он оправдывает наши усилия. Помогает производить ориентацию в выборе форм, методов и подборе упражнений, производить правильный отбор учащихся для выступления в соревнованиях.

Прикрепленный файл Size
Использование ИКТ в деятельности учителя физической культуры.doc 77 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн