Официальный сайт mixzona 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса

Submitted by людмила геннадьевна севидова on Wed, 21/09/2011 - 17:13
Данные об авторе
Автор(ы): 
Севидова Людмила Геннадьевна
Место работы, должность: 
МБОУ "Масловопристанская СОШ". учитель русского языка и литературы
Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Используемая методическая литература: 

 

  1. Иванова В. Ф. Современный русский язык: Графика. Орфо­графия. — М., 1976.
  2. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
  3. Кайдалова А. И., Калинина И. К. Современная русская орфо­графия. — М., 1983.
  4. Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов-на-Дону, 2005.
  5. Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.
  6. Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. — М., 2000.
Краткое описание: 
Данная рабочая программа создана на основе авторской программы « Русское правописание: орфография и пунктуация». Автор-составитель С.И.Львова. – Издательство «Мнемозина», 2009 год. Основная цель - повышение грамотнос¬ти учащихся, развитие культуры письменной речи. Задачи: 1. усилить внимание к семанти¬ческой стороне анализируемого явления 2. опираться на этимологический анализ 3. систематизировать и обобщать знания в области правописания

 

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа создана на основе авторской программы « Русское правописание: орфография и пунктуация». Автор-составитель С.И.Львова. – Издательство «Мнемозина», 2009 год.

Основная цель- повышение грамотнос­ти учащихся,  развитие культуры письменной речи.

Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особеннос­тям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.

Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвис­тической интуиции

Задачи:

  1. усилитьвнимание к семанти­ческой стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного пра­вила без искажения смысла высказывания.
  2.  опираться на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неис­требимую потребность каждого человека разгадать тайну рожде­ния слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков.
  3.  система­тизировать и обобщать знания в области правописания и форми­ровать умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).

Программа дает представление о том, как нужно распреде­лить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассни­ков укрепилась уверенность в целесообразности системы русско­го правописания, в его мотивированности, логичности .

На этой базе формируется умение ориентироваться в многооб­разных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунк­туационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользо­ваться этой информацией при выборе правильного написания.

Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации зна­ний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского пра­вописания: орфография — 10-й класс, пунктуация— 11-й класс. Такой подход, разумеется, не исключает, а напротив, предусмат­ривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации — совершенствование орфографических умений.

Для достижения основных целей курса необходимо пользо­ваться наиболее эффективными приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфогра­фии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконич­ной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание). Кроме того, значи­тельными обучающими возможностями обладает такой прием, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей. Такой ана­лиз развивает языковую догадку, способность предвидеть орфо­графические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует дан­ное слово

и десятки других слов этой группы

Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмыс­ленным и точным пониманием чужого высказывания (аудиро­вание, чтение); свободным и правильным выражением собствен­ных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освое­но в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Коммуникативно-деятельностный подход к совершенство­ванию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова — функци­ональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными спо­собами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последова­тельно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требова­ниями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).

.

Изменения, внесенные в программу.

  • Сокращение количества правил за счет изучения орфографии и пунктуации на основе обобщенно-сопоставительных правил, сведенных по общему опознавательному признаку или общему основанию, позволит использовать на уроке разные модели описания способа применения обобщенно-сопоставительного правила.
  •  Использование этих моделей дает возможность поочередно включать в процесс обучения правилосообразным действиям учеников с разным типом мышления.
  • Учащимся с развитым логическим мышлением предлагается рассказать о способе применения правила на основе политомической модели алгоритма, алгоритма-формулы, схемы или графической схемы, импликативного суждения, образца рассуждения.
  • Учащимся с наглядно-образным типом мышления рассказывают о способе применения правила, опираясь на иллюстрацию, отражающую в образах порядок применения правила.

 

Название учебно - методического комплекта

  1. Иванова В. Ф. Современный русский язык: Графика. Орфо­графия. — М., 1976.
  2. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
  3. Кайдалова А. И., Калинина И. К. Современная русская орфо­графия. — М., 1983.
  4. Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов-на-Дону, 2005.
  5. Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.
  6. Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. — М., 2000.
  7. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8—9 классы: Пособие для учителя. — М., 2003.
  8. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10—11 классы: Пособие для учителя. — М., 2003.
  9. Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту нагляд­ных пособий. — М., 2004.
  10. Мучник Б. С. Культура письменной речи. — М., 1996.
  11. Разумовская М. М. Методика обучения орфографии. — М., 1996.
  12. Розенталь Д. Э. Вопросы русского произношения и правопи­сания. — М.? 1970.
  13. Селезнева Л. Б. Обобщающие занятия по орфографии в вось­милетней школе. — М., 1980.

 

 Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа-35 часа (1 час в неделю)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Требования к уровню подготовки

 

Учащиеся должны знать:

  •  общие сведения о русском языке, о лингвистике как науке;
  •  признаки и особенности употребления в речи основных единиц языка.

 Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь:

  • создавать высказывания на лингвистическую тему в устной и письменной форме;
  •  оценивать   предложенное   высказывание   на лингвистическую тему;
  •  анализировать особенности употребления основных единиц языка в устной и письменной речи с точки зрения соблюдения норм и требований выразительности речи;
  • соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;
  •  владеть приемами редактирования текста (использовать возможности лексической и грамматической синонимии, устранять неоправданный повтор слов, неуместное употребление слов и выражений и т. п.);
  •  передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в виде плана, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно использовать цитирование;
  •  анализировать текст с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей и использования изобразительно-выразительных средств языка;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Учебно - тематический план

 

 

Номер п\п

Тема

Количество часов

1.

Особенности письменного общения

2.

 Орфография как система правил правописания

3.

Правописание морфем

18ч

4.

Слитные, дефисные и раздельные написания

10ч.

5.

Написание строчных и прописных букв

3ч.

 

Всего

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Содержание программы

 Особенности письменного общения (2 ч)

Речевое общение как взаимодействие между людьми посред­ством языка. Единство двух сторон общения: передача и воспри­ятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (пере­дача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) — слу­шание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); пись­мо (передача смысла с помощью графических знаков) — чтение (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные.

Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания:

 в устной речи от смысла к средствам его выражения в письменной речи

Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвра­щения к написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (раз­ные типы), конспекты, планы, рефераты и т. п.

Возникновение и развитие письма как средства общения.

Орфография

Орфография как система правил правописания (2 ч)

Русское правописание. Орфография и пунктуация как разде­лы русского правописания.

Некоторые сведения из истории русской орфографии.

Роль орфографии в письменном общении людей, ее возмож­ности для более точной передачи смысла речи.

Орфографическое правило как разновидность учебно-научно­го текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алго­ритм и др.

Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каж­дого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единооб­разно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже — через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой — нарицатель­ные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).

Правописание морфем (18 ч)

Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем — ведущий прин­цип русского правописания (морфематический).

Правописание корней. Система правил, регулирующих напи­сание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; сиэв заимствованных словах.

Правила, нарушающие единообразие написания корня и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.

Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас- / / -кос-, -лаг-// -лож-, -бир-//-бер-, тир//-тер-, -стил- // стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса а); 2) раст//-рос-, -скак-// -скоч- (зави­симость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар- // -твор-, -клан- // клон-, -зар-// -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями .

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности .

Правописание иноязычных словообразовательных элементов .

Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с — фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) — морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при разли­чении приставок при- и пре-.

Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правиль­ного написания суффиксов.

Типичные суффиксы имен существительных и их написание. Различение суффиксов чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и - ик--, -ец- и ий- в именах существительных со значением умень­шительности.

Типичные суффиксы прилагательных и их написание. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; к- и -ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степе­ни и превосходной степени прилагательных и наречий и написа­ние суффиксов в этих формах слов.

Типичные суффиксы глагола и их написание. Различение на письме глагольных суффиксов ова- (ева) и ыва-(ива-). Написание суффикса е-или -и- в глаголах с приставкой; -ться и -тся в глаголах.

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суф­фикса при образовании причастий прошедшего времени .

Правописание н и ни в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

Различение окончаний и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падеж­ных окончаний полных прилагательных и причастий.

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ь и ъ..

Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребле­ние ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов .

Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.

Использование орфографических, морфемных и словообра­зовательных словарей для объяснения правильного написания слов.

Прием поморфемной записи слов  и его практи­ческая значимость.

Слитные, дефисные и раздельные написания (10 ч)

Система правил данного раздела правописания. Роль смысло­вого и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, посколь­ку и др. от созвучных сочетаний слов.

Образование и написание сложных слов (имена существи­тельные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматичес­кие отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний .

Употребление дефиса при написании знаменательных и слу­жебных частей речи.

Работа со словарем «Слитно или раздельно?».

Написание строчных и прописных букв (3 ч)

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

Работа со словарем «Строчная или прописная?».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Перечень учебно-методических средств

  • Иванова В. Ф. Современный русский язык: Графика. Орфо­графия. — М., 1976.
  • Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
  • Кайдалова А. И., Калинина И. К. Современная русская орфо­графия. — М., 1983.
  • Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов-на-Дону, 2005.
  • Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.
  • Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. — М., 2000.
  • Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8—9 классы: Пособие для учителя. — М., 2003.
  • Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10—11 классы: Пособие для учителя. — М., 2003.
  • Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту нагляд­ных пособий. — М., 2004.
  • Мучник Б. С. Культура письменной речи. — М., 1996.
  • Разумовская М. М. Методика обучения орфографии. — М., 1996.
  • Розенталь Д. Э. Вопросы русского произношения и правопи­сания. — М.? 1970.
  • Селезнева Л. Б. Обобщающие занятия по орфографии в вось­милетней школе. — М., 1980.

 

7. Формы и средства контроля

 

  • Устный опрос.
  • Письменная работа.
  • Приемы
  • Индивидуальный опрос, «тихий опрос».
  • Сочинение.
  • Самоконтроль по образцу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Календарно – тематическое планирование

Дата

 план.

Дата

факт.

Наименование разделов

Формы контроля

 

 

Речевое общение как взаимодействие между людьми посред­ством языка. Единство двух сторон общения: передача и воспри­ятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение  — слу­шание ; пись­мо  — чтение . Формы речевого общения: письменные и устные.

Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания: в устной речи от смысла к средствам его выражения в письменной речи

 

Тренировочные тесты и тренинги

 

 

Особенности письменной речи. Формы письменных высказываний и их признаки. Возникновение и развитие письма как средства общения.

 

Мини-диктанты с

последующим

объяснением

 

 

Русское правописание. Орфография и пунктуация как разде­лы русского правописания.

Некоторые сведения из истории русской орфографии.

Роль орфографии в письменном общении людей.

Орфографическое правило как разновидность учебно-научно­го текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации.

 

Опорная таблица

 

 

Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каж­дого из них: 1) правописание морфем 2) слитные, дефисные и раздельные написания 3) употребление прописных и строчных букв; 4) перенос слова .

 

Словарный диктант. Творческие работы по опорной таблице

 

 

Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем — ведущий прин­цип русского правописания (морфематический).

 

Словообразовательная работа. Составление алгоритмов

 

 

Правописание корней. Система правил, регулирующих напи­сание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э взаимствованных словах.

Правила, нарушающие единообразие написания корня и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.

 

Различные виды диктантов

 

 

Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас- / / -кос-, -лаг-// -лож-, -бир-//-бер-, тир//-тер-, -стил- // стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса а); 2) раст//-рос-, -скак-// -скоч- (зави­симость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар- // -твор-, -клан- // клон-, -зар-// -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере// ре, ело// ле.

 

Различные виды диктантов

 

 

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска — доща­тый, очки — очечник).

Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т. п.).

 

Обучение приемам мыслительной деятельности в процессе освоения норм правописания

 

 

Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с — фонетический принцип.

Обучение приемам мыслительной деятельности в процессе освоения норм правописания

 

 

Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: ; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) — морфологический принцип написания.

Пунктуационная разминка. Работа с блоками на сопоставительной основе

 

 

Роль смыслового анализа слова при разли­чении приставок при- и пре-.

 

Пунктуационная разминка. Конструирование предложений по заданным схемам

 

 

Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правиль­ного написания суффиксов.

 

Объяснительный диктант.

Конструирсеание предложений по заданным схемам

 

 

Типичные суффиксы имен существительных и их написание: -аръ-, -тель-, -ник-, -изн(а),естъ- (ость), ени(е)ищ. Различение суффиксов чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и –ик--, -ец- и ий- в именах существительных со значением умень­шительности.

 

 

 

 

Типичные суффиксы прилагательных и их написание: оват-(еват), -евит-, -лив-, чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (еньк) и др. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; к- и -ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степе­ни и превосходной степени прилагательных и наречий и написа­ние суффиксов в этих формах слов.

 

Немой диктант, Разминка «Не верь ушам своим» Конструирование предложений по заданным схемам Оформление цитат

 

 

Типичные суффиксы глагола и их написание: и-, -е-, -а-, -ка-,  -ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов ова- (ева) и ыва-(ива-). Написание суффикса е-или -и- в глаголах с приставкой обез-/обес- (обезлесеть — обезле­сить); -ться и -тся в глаголах.

 

Орфографическая и пунктуационная разминка. Тестирование

 

 

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суф­фикса при образовании причастий прошедшего времени (посе­ять — посеявший — посеянный).

 

Контрольная работа «Найди ошибку»

 

 

Правописание н и ни в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

 

Сочинение по опорным словам;

исследовательская работа; сочинение-миниатюра. Рецензирование и взаиморецензирование работ

 

 

Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

Различение окончаний и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падеж­ных окончаний полных прилагательных и причастий

 

 

 

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ь и ъ.

 

 

 

 

Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребле­ние ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных

моделей слов.

 

 

 

 

Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.

Использование орфографических, морфемных и словообра­зовательных словарей для объяснения правильного написания слов.

Прием поморфемной записи слов (расчесывающий, не-за-пятн-а-нн-ый, масл-ян-ист-ого, оцепл-ение) и его практи­ческая значимость.

 

 

 

 

Слитные, дефисные и раздельные написания Система правил данного раздела правописания. Роль смысло­вого и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

 

 

 

 

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.

 

 

 

Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи.

 

 

 

 Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).

 

 

 

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога.

 

 

 

 

Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

 

 

 

 

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, посколь­ку и др. от созвучных сочетаний слов.

 

 

 

 

Образование и написание сложных слов (имена существи­тельные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматичес­кие отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий — много обеща­ющий ).

 

 

 

 

Употребление дефиса при написании знаменательных и слу­жебных частей речи.

 

 

 

 

Работа со словарем «Слитно или раздельно?».

 

 

 

 

Написание строчных и прописных букв

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

 

 

 

 

 

Работа со словарем «Строчная или прописная?».

 

 

 

 

Работа со словарем «Строчная или прописная?».

 

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн