Официальный сайт ejnews 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сжатый пересказ по рассказу «Белая акация»

Данные об авторе
Автор(ы): 
Ланская Татьяна
Место работы, должность: 

МОУ СОШ № 7 города Георгиевска, учитель начальных классов

Регион: 
Ставропольский край
Характеристики урока (занятия)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Краткое описание: 
<p> &nbsp;</p> <p> Развивать у учащихся умение,&nbsp; сжато передавать содержание рассказа.Учить умению&nbsp; правильно строить и употреблять предложения.Развивать умение точно употреблять слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.Учить излагать содержание текста правильно построенными по смыслу предложениями.</p>

 

Сжатый  пересказ по рассказу «Белая акация»

 

Цель:

  1. Развивать у учащихся умение,  сжато передавать содержание рассказа.
  2. Учить умению  правильно строить и употреблять предложения.
  3. Развивать умение точно употреблять слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.
  4. Учить излагать содержание текста правильно построенными по смыслу предложениями.

 

Ход урока.

  1. Орг.момент.
  2. Постановка темы и цели урока.

-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с замечательным рассказом, который называется «Белая акация»

-Этот текст большой, а нам его надо сделать маленьким. Поэтому  прочитав текст мы  посмотрим, какие предложения нам необходимо изменить или убрать вовсе.

Этот вид  работы с текстом  будет называться сжатый пересказ .

- Ребята, а кто мне скажет, что такое акация?(ответы детей)

- А почему белая акация, а не какого-нибудь другого цвета? (ответы детей)

- А бывает акация другого цвета, кто знает? (ответы детей)

- Давайте откроем учебник и прочитаем об  этом  чудесном дереве.

- Сначала прочитаю я, а вы внимательно следите по учебнику и  ответьте, от чьего имени читается текст?

                                            Читается текст.(текс читается от имени Маши)

- Что мы узнали из прочитанного? (что зацвела белая акация)

- Из этого предложения мы можем сделать вывод, о каком времени года говорится? ( говорится в этом рассказе о весне)

- Почему вы считаете, что о весне, а не о другом времени года? (потому что только весной цветут деревья и птицы возвращаются из тёплых стран)

- Ребята, мы с вами кормили  птиц, которые остались здесь зимовать. Мы повесили для них кормушки, чтоб им было, откуда кушать.

А сейчас мы с нетерпением ждём, когда прилетят птицы с тёплых стран

- И мы  для них  приготовим что…?(Показываю скворечник, а дети отвечают  Мы для птичек приготовим  скворечники, чтобы они там высиживали маленьких птенцов)

- Что мы ещё узнали из рассказа? (что птицы на дереве устроили концерт)

- Найдите мне в тексте строчки, в  которых описывается  концерт птиц. (дети находят и зачитывают)

- Кто был первым слушателем этого концерта? (первым слушателем этого концерта был кот Цап – Царапкин)

- О ком мы ещё узнали из рассказа? (ещё мы узнали из рассказа о пчёлках -труженицах)

- Почему в рассказе их называют пчёлки – труженицы? (потому что собирать мёд это не лёгкое дело)

- Найдите  мне предложения, о них.(дети находят эти предложения и зачитывают их)

- У кого  и когда Миша и Маша ели вкусный мёд? (Миша и Маша ели вкусный мёд у своего дедушки зимой)

- Ребята, а чем полезен мёд? (Мёд полезен тем, что лечит от простуды)

-Ребята, найдите мне отрывок текста, где дедушка объясняет, откуда берётся мёд.

 (дети находят и зачитывают отрывок)

-Посмотрите на доску. На доске написаны слова, смысл  которых я не могу понять.

Давайте вместе разберёмся в значении этих слов.

-Кто знает , что эти слова обозначают?(ответы детей)

 

      КРЫЛЬЦО- у избы Крыльцо наружняя пристройка (часто крытая) при входе в дом, через которую осуществляется вход и выход из жилого помещения.

СОРВАНЕЦ- нца, муж. (разг.). Большой проказник, озорник.

 

- Ребята давайте прочитаем этот рассказ цепочкой и посчитаем сколько в этом рассказе предложений. (дети читают и говорят, что в рассказе 14 предложений)

- Какие  знаки  в конце предложения вы увидели в этом  рассказе(покажите схемы этих предложений)?  (повествовательные и  восклицательные. Дети подходят к доске и показывают соответствующие карточки- схемы)

- Ребята, внимательно посмотрите  на рассказ и скажите: «На сколько частей можно его поделить?» (рассказ можно поделить на три части)

-Давайте, тогда составим план этого рассказа.

- И так, мы решили, что наш рассказ можно  разделить на три  части.

-Где будет начинаться Iчасть нашего плана и где будет заканчиваться?(зачитывают или дают приблизительные ответы)

- Мы выделили первую часть нашего плана.

   Какова главная мысль этой части? (что во дворе расцвела белая акация)

- Если основная мысль в этом, то как можно назвать Iчасть нашего плана?

(Дети дают свои варианты названий, а учитель подводит их к правильной. Белая  красавица) названия открываются на уже подготовленной доске                                                                   каждую часть  читать

- Давайте теперь определим IIчасть нашего рассказа.

   С чего начинается и чем заканчивается эта часть? (Дети  определяют и читают IIчасть)

- Какова главная мысль этой части? ( что птицы дают концерт сидя на акации)

- Как называет автор птиц? (пернатые певцы)

- Ребята, а где  можно  петь, чтоб другие слушали? ( на концерте)

-Так, как можно назвать эту часть рассказа? (дети дают свои варианты ответов,  и сходимся на

   названии Концерт)

 

                      Прежде, чем мы приступим к IIIчасти нашего рассказа, давайте немного передохнём и сделаем  физкультминутку.(Закачалось деревцо…)

 

- И наконец IIIчасть нашего рассказа начинается со слов…и до самого конца рассказа.

- О чём говорится в этой части рассказа? (о том, что дедушка угощал мёдом, который дали пчёлы после славных трудов у белой акации)

- Как можно назвать эту часть ? (дети дают свои варианты ответов,  и сходимся на

   названии Подарок пчёл)

- Итак, мы с вами разбили такой большой рассказ на три части и каждую из них назвали. У нас получился план рассказа.

 

- Но рассказ всё равно очень большой. Давайте в каждой части уберём предложения, без которых можно обойтись в рассказе.(читаем предложения и сокращаем их)

- Вспомните вначале урока мы говорили, что деревья расцветают когда? (весной)

- Значит наша акация  зацвела...? (дети говорят , а я показываю карточку ВЕСНОЙ)

- А где она зацвела? (во дворе, говорят дети, а я показываю карточку  ВО ДВОРЕ)

- Какое предложение у нас получилось?(ученик говорит полностью всё предложение ВЕСНОЙ ВО ДВОРЕ ЗАЦВЕЛА БЕЛАЯ АКАЦИЯ)

- Когда мы видим, как цветут деревья, то что мы делаем? (варианты ответов, учитель подводит к правильному ВОСХИЩАЕМСЯ)

- Значит следующее предложение можно оставить без изменений.(На доске карточками выкладываю предложение КАКАЯ КРАСАВИЦА!)

-Посмотрите, вместо 5 предложений, которые были,  в первой части осталось всего 2 предложения

Давайте теперь прочитаем всю Iчасть уже в изменённом виде. (1 уч. читает)

А  теперь, кто сможет пересказать?( 1-2 уч. пересказывают)

 

- Теперь перейдём ко IIчасти нашего рассказа.

- Вот если вам, понравилось какое- нибудь место и вам хочется ходить туда ещё и ещё, то как говорят про это место? Мы его….(облюбовали) то есть оно нам очень понравилось.

- А кто облюбовал акацию? (её облюбовали скворцы и синицы)

-Значит как будет звучать предложение полностью? ( варианты детей, учитель помогает ЕЁ ОБЛЮБОВАЛИ СКВОРЦЫ И СИНИЦЫ На доске карточками выкладываю предложение)

- Что устроили птицы на акации? (ПТИЦЫ УСТРОИЛИ КОНЦЕРТ На доске карточками выкладываю предложение)

- Кому понравился концерт птичек? (коту Цап- Царапкину)

- Если не употреблять имя кота, то как будет звучать предложение? (дети говорят варианты предложений ДАЖЕ КОТ ИХ СЛУШАЛ На доске карточками выкладываю предложение  под диктовку детей)

- Посмотрите насколько большое  следующее предложение. Стоит ли нам на нём заострять внимание?  (на нём не стоит заострять внимание, его можно вообще убрать.)

-В следующем предложении говорится: « …их манил…), кого их? ( их это значит пчёл)

 - Слово  «манил» на какое слово можно заменить? (ответы детей…на слово ПРИВЛЕКАЛ)

- Как тогда будет звучать это предложение? (дети говорят варианты предложений АРОМАТ И ПЫЛЬЦА ЦВЕТОВ ПРИВЛЕКАЛИ ПЧЁЛ  На доске карточками выкладываю предложение)

-Это было последнее предложение IIчасти. Давайте прочитаем, что у нас получилось.(1  уч. читает предложение с доски)

- Кто сможет пересказать эту часть рассказа? ( 1-2 уч. пересказывают)

 

-В IIIчасти рассказа говорится о том, что Маша и Миша пошли в гости к  дедушке и он угостил их вкусным мёдом.

- В этой части 3 предложения. Можно ли эту часть сократить? (Эту часть рассказа можно сократить)

-- Скажите пожалуйста, кем являются Маша и Миша дедушке? (Маша и Миша  дедушке являются внуками)  правильно.

- Значит вместо мы в предложении можно сказать внуки.

- А что они делали у дедушки? (…ели очень вкусный мёд.)

- Правильно. А  вспомните в начале урока мы говорили, ещё  каким бывает мёд? (полезным ответы детей)

- Значит вместо очень мы можем поставить слово полезный. И какое получилось предложение?  ( ответы детей…ЗИМОЙ У ДЕДУШКИ ВНУКИ ЕЛИ ПОЛЕЗНЫЙ, ВКУСНЫЙ МЁД. На доске карточками выкладываю предложение)

- Объяснения дедушки, откуда берётся мёд, мы можем опустить.

- А вот последнее предложение мы можем сократить.

-Вот когда нам, что-то дарят, как это можно назвать?(ответы детей …ПОДАРОК)

- А кто подарил мёд дедушке? ( ответы детей…ПЧЁЛЫ)

Значит как будет звучать последнее предложение? (Ответы детей…ЭТО ПОДАРОК ПЧЁЛ. На доске карточками выкладываю предложение)

- И так, теперь у нас в IIIчасти всего два предложения.

- Давайте прочитаем их.( 1уч. читает)

- Кто желает пересказать прочитанное? (1-2 уч. пересказывают)

 

-  И так ребята, на доске у нас построен сжатый рассказ, тому, что есть в учебнике.

-Посчитайте сколько теперь предложений в нашем рассказе? ( в нашем рассказе 8 предложений)

-Наш рассказ стал меньше в половину.

-Скажите, от того, что мы его сжали изменился смысл рассказа?(из-за того, что мы его сжали смысл рассказа не изменился)

-Давайте для того, чтобы быть полностью уверенными в этом прочитаем полностью рассказ и составим схему текста.(один ученик читает весь текст, а другой составляет схему текста)

- Чем отличается схема текста от схемы  предложения? (схема текста имеет несколько предложений, а схема предложений только одно).

-А что ещё есть в схеме текста? (заголовок)

- Ребята внимательно посмотрите на схему текста, всё ли у нас там есть? Чего не хватает?(В  этой схеме не хватает названия рассказа)

- Правильно. Но если мы с вами поменяли текст рассказа, то может, быть и название заменим?

- Как можно назвать наш рассказ?

- О каком дереве идёт речь в этом рассказе? (ответы детей… об акации)

- Если это дерево так замечательно цветёт, что птицы прилетают устраивать концерт на нём, а пчёл манит аромат цветов этого дерева, то как его можно назвать…какое оно? ЧУДЕСНОЕ.

- ПРАВИЛЬНО. Давайте и наш рассказ назовём, как..?( Ответы детей…подвести к мысли Чудесное  дерево)

- И так, теперь у нашего рассказа есть всё и название , и части рассказа.

- Кто мне прочитает весь рассказ? (1уч. читает)

- Кто сможет пересказать наш сжатый рассказ? ( у доски 1-2 уч. пересказывают)

- Ребята вот урок подошёл к концу, но мне бы хотелось ещё раз услышать, что мы сегодня с вами делали на уроке?

(сегодня на уроке мы учились делать рассказы сокращёнными.)

- Правильно. А получилось это у нас?  (да)

 

РЕФЛЕКСИЯ:

- Дети, скажите, кто из вас хорошо поработал на уроке по вашему мнению?

 (отвечает 1-2 чел)

- А кто на уроке не отвечал, кому надо быть активнее на уроке? (отвечает 1-2 чел)

- Что вам понравилось на сегодняшнем уроке? (отвечает 1-2чел)

- Что не понравилось?(отвечает 1-2 чел)

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

Крыльцо – у избы наружняя пристройка при входе в дом, через которую осуществляется вход и выход из жилого помещения.

 

 

 

               

 

 

 

 

 

 

Сорванец – большой проказник, озорник.  

 

 

 

 

             Сжатый пересказ текста «Чудесное дерево».

 

  1.    Весной во дворе зацвела белая акация.  Какая красавица!
  2.    Её облюбовали скворцы и синицы. Птицы устроили концерт. Даже кот их слушал. Аромат и пыльца цветов привлекли пчёл. 
  3.     Зимой у дедушки внуки ели полезный вкусный мёд. Это подарок пчёл.    

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн