Вы не зарегистрированы

Авторизация



Содержание и технологии практико-ориентированного обучения. Проблемы и перспективы подхода к личности, направленные на результат.

Submitted by Елена Вячеславовна Головкина on Fri, 07/10/2011 - 08:34

 

           Многие из  родителей хотели бы, чтобы их ребенок  стал умнее и счастливее не только своих сверстников, но и их самих. Тем не менее, не все знают о том, что занятия музыкой повышают интеллектуальный уровень   в среднем на 40 процентов. Но почему же не все родители хотят дать музыкальное образование своим детям, а потому, что сами его не получали или получили негативный опыт от обучения музыки в прошлом, то есть от неправильного применения  к ним  технологии обучения.

         Я, как педагог дополнительного образования, в своей работе с детьми   пытаюсь овладевать  всесторонними технологиями обучения учащихся и умело применять их на практике.  А практическая реализация педагогического воздействия выстраивается, как воплощение слагаемых педагогической технологии.  Я согласна с теми педагогами, которые считают,  что стержневым компонентом педагогической технологии является педагогическая техника.  Это владение педагогом своим психофизическим аппаратом и умение понимать  состояние ученика по культуре речи, мимике, жестам.  Для коррекции отношения и поведения, как педагог, я  использую педагогическую оценку. Нельзя себе представить учебно-воспитательный процесс без предъявления воспитанникам педагогического требования, разрешения и создания педагогического конфликта, реализации информационного воздействия, творческого решения педагогических ситуаций. Сочетание названных компонентов педагогических технологий обеспечивает  мне творческий успех.

В своей  практике я использую такие личностные качества (имидж) педагога, как искусство общения открытость, искренность, доброжелательность, эрудиция, кругозор, артистизм, обаяние , импровизация, фантазия, умение вовремя обнаружить перемены во взаимоотношениях  воспитанников,  их настроениях, реакциях. Я считаю, что такими качествами должен обладать  педагог музыкант.  Я стараюсь видеть целостность педагогического воспитательного процесса, в котором все компоненты органично взаимосвязаны и взаимообусловлены ( педагог-воспитанник, цели и задачи воспитания,  принципы,  методы и формы педагогического воздействия, контроль и помощь в ходе изучения конкретного практического материала,  анализ и оценка полученных результатов, их так называемые «последствия» с предварительной диагностикой, коллективным обсуждением и планированием.)

Применяя всесторонние  педагогические приемы обучения, я осуществляю личностно-ориентированный подход к музыкальному образованию учащихся, который состоит в том, чтобы содействовать становлению исполнителя музыканта, имеющего неповторимую индивидуальность, духовность, творческое начало.

Для ввода воспитанника в мир музыки я использую не только количество музыкальных дисциплин и не только объем информации,  а именно,  совместный творческий поиск педагога и воспитанника. А цель личностно-ориентированного образования  я вижу  в том, чтобы заложить в  воспитаннике механизм самореализации, саморазвития, адаптации своих знаний, умений и навыков в  творческих коллективах, например: самодеятельных  и профессиональных оркестрах, ансамблях, сольных выступлениях, музицируя в домашних условиях и слушая качественную музыку.  Ярким примером применения педагогических технологий в моей работе с воспитанниками  есть работа с гипотониками и гипокинетиками.  Когда встречаются особенные воспитанники , так называемые гиперактивные и гипокинетики  надо быть предельно чутким.  Считается, что гиперактивные  дети – примета сегодняшнего времени. С каждым годом их число увеличивается во всех странах, и Россия не исключение.  Главные особенности у таких детей – повышенная активная деятельность, отсутствие усидчивости, рассеянное внимание, способность переходить от одного дела к другому, не завершая не одного из них. А у детей гипокинетиков процессы торможения преобладают над процессами возбуждения. Этих  воспитанников  трудно раскачать, но при умелом применении  обучающих технологий возможен хороший контакт педагога и учащегося, направленный на достижение качественного результата.

Гиперактивные  дети. Проблемы с обучением музыке у таких  воспитанников  начинаются с первого дня обучения. Они отстают в учебе от своих сверстников, и не по тому, что умственно хуже развиты, а в силу своей неусидчивости и невнимательности. Кроме того, они не редко мешают заниматься другим ребятам. На музыкальных занятиях они не точно воспроизводят звуки на музыкальных инструментах, путаются в длительностях нот и пауз. Исполнение ими музыкального материала отличается неритмичностью, прерывистостью. Но я всегда учитываю, что такие дети ничего не делают на зло,  а просто следуют своей природе. От меня, как от педагога,   требуется особое внимание и особый подход, иначе воспитанники могут потерять интерес к обучению и оставить музыкальные занятия. Как я поступаю  в этой ситуации?  Если  воспитанник  сделал много ошибок во время занятий, то ему обязательно надо указать на них, но так, чтобы он при этом чувствовал, что его любят  и не отвергают и что его личность уважают. Обидные слова, прозвища, ярлыки подрывают самооценку ребенка. Я считаю, что это не допустимо. Это может плохо сказаться на его обучении. «Раз меня так часто ругают, значит,  я не смогу хорошо играть на своем музыкальном инструменте - ну и пусть. И буду таким». Конечно же непоседе и шалуну приходится слышать замечания в свой адрес – от  педагогов, соседей, сверстников.  Не редко люди видят в нем только озорника и забияку, но я должна  видеть в нем личность, имеющую не только недостатки, но и достоинства, которые надо развивать и поощрять. Я всегда учитываю при обучении  игре на музыкальном инструменте, что монотонные  занятия  быстро надоедают воспитаннику.  Я проявляю  настойчивость и изобретательность, осуществляю не навязчивое, бережное руководство. По этому воспитанникам нельзя давать длительные нагрузки. Задания   должны быть посильными и перемежаться с разнообразными видами деятельности: это  диалоги, беседы, физические упражнения (здоровье сберегающие технологии: упражнения на дыхание, двигательные упражнения и т.д.) Я обязательно  отмечаю все малейшие позитивные изменения воспитанника. Не скуплюсь на добрые слова. Американские врачи, давно уже занимающиеся проблемой гиперактивности, считают, что такого воспитанника надо в 5 раз чаще хвалить,  чем делать ему замечания. При этом, хвалить  исключительно целенаправленно объясняя, за что именно.

Дети  -  гипокинетики. Этим   воспитанникам часто кажется, что они делают все не так как остальные, что их медлительность может стать предметом насмешек. Словом, они считают себя хуже других. Не высокая самооценка, неуверенность в себе нередко являются причиной застенчивости, которая, безусловно, мешает поведению на сцене, мешает гармоничному исполнению музыкального произведения. Застенчивые воспитанники не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя. Если любой воспитанник нуждается в поддержке и поощрениях, то застенчивый особенно.

Я слежу  за тем, чтобы на занятиях в Студии  царила спокойная,  доброжелательная обстановка.  Воспитанники -  гипокинетики  чаще всего бывают чувствительными и обидчивыми. Если их постоянно критиковать за медлительность, то это может привести не к исправлению, а к еще худшим результатам. Я всегда отмечать пусть даже небольшой успех ребенка, напоминаю  ему о его положительных качествах. Доказывая воспитаннику, что я о нем высокого мнения, я помогаю ему так же быть высокого мнения о самом себе. Я объясняю  ему, что если он  делает что-либо медленнее других, зато лучше и надежнее  -  и это очень важно.

Таких воспитанников я постоянно тормошу и не даю им замыкаться в себе.  Я привлекаю их к коллективным действиям, вовлекаю в дискуссии по  разным вопросам, и как можно раньше привлекаю к игре в ансамбле, по возможности стараться развить у них навыки социального общения  Я часто советуюсь с этими воспитанниками по разным вопросам жизни коллектива и нахожу, что многие их советы порадуют    своей разумностью.

Я знаю, что чем больше педагог будет применять на ранних стадиях обучения   и воспитания  подопечных  различные педагогические технологии,  тем легче и безболезненнее пройдет коррекция недостатков  у воспитанников, тем качество обучения и воспитания будет результативнее.

 

Л  и  т  е  р  а  т  у  р  а1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М., 2000.
2. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.,1983.
3. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Психодиагностика. Ростов-на-Дону «Феникс», 2000.
4. Предупреждение. Елена Дементьева. М., 2011
 

Составили:

педагоги дополнительного образования

Лидия Филлиповна Исаченкова, Александр Михайлович Исаченков,

Елена Вячеславовна Головкина


»  Tags for document: