Официальный сайт filipoc 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Современные подходы к здоровьесозидающей образовательной деятельности школьников.

4 replies
Елена Павловна Аркатова
Фото пользователя Елена Павловна Аркатова
На сайте с: 01/12/2010
Баллы: 75
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 7 лет 47 недель назад.

 

Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. «Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность, так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером»(1). Комментируя это определение, напомним, что задача школы не «дотянуть» ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль.

Здоровьесозидающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

В системной последовательности приобщение школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям выглядит так:  1) осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения; 2) признание педагогами школы своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников; 3) овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций); 4) реализация полученной подготовки на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями.

Прежде всего, необходимо учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Стремиться к тому, чтобы урок проходил непринужденно, а  тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка. В урок необходимо включать зарядки – релаксации. По времени это занимает 3-5 минут. «Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий», – еще убеждал педагогов в значительной пользе такого кратковременного отдыха известный русский писатель в 1948 году К. Д. Ушинский(2). Наиболее целесообразно проводить использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках истории в то время, когда у учеников появляются первые признаки утомления.

Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, заинтересованность чем – либо необычным, новым. Игра – одна из важнейших форм релаксации. Но имеется в виду не игра на личное и командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие.

Например, игра – пантомима. На своих уроках, при объяснении тем, связанных  с изучением деятельности правителей, хозяйственной деятельностью ремесленников, крестьян я предлагаю детям  изобразить их движением, мимикой, голосом, жестами. Ситуация: ты оказался в древнем, средневековом городе и пытаешься объясниться с его жителями жестами, мимикой, чтобы они рассказали о его достопримечательностях. Подобные игры используются как способ развития координации рук и ног, других частей тела, пространственно – временных ориентировок, вызывают положительные эмоции на уроках. Шутливые истории на уроке. Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся и способствующим снятию напряжения, является смех. Для этого можно рассказать что – нибудь забавное, остроумное из классной жизни, использовать смешные выдержки из самостоятельных работ учащихся. Современные подходы здоровьесозидающей деятельности играют большую роль в жизни каждого школьника, позволяют легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, позволяют достичь поставленной цели урока.

Несколько великих секретов здоровьесозидающей образовательной деятельности были вырублены еще маленькими буквами на большом камне в горах Тибета, где автор случайно обнаружил их, когда путешествовал в поисках смысла жизни(3).

Надпись сливалась с пейзажем, подтверждая тем самым свою гармонию с природой и свое доисторическое происхождение. Секреты чудом сохранились – вот они:

1. Секрет доброты состоит в том, что без этой фундаментальной основы всего созидаемого на Земле результаты действий не принесут пользы ни тому, кто что – то делает, ни тому, для кого что – то делается. Можно назвать это «добрым началом», можно говорить об «идее добра», которая должна пронизывать все свершения. Попробуем отказаться от декларативности («Мы все работаем на благо людей!») и дарить свою доброту не абстрактным «учащимся», а вполне конкретным Петям, Олям, Колям и Сашам, чтобы они почувствовали, что о них думают, об их интересах заботятся, и сами стали дарить добро окружающим их людям.

2. Секрет успешности состоит в стремлении и готовности дарить радость себе и другим. Это необходимое качество для педагога, разделяющего идеи «позитивной» и здоровьесозидающей педагогики. Находить поводы для радости можно всегда, как бы ни была трудна жизнь. Более того, чем она труднее, тем важнее расцветить ее яркими красками – это один из принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии. «Школа радости» - это не только одна из моделей организации образовательного пространства с очевидным здоровьесозидающим результатом, но и замечательная психолого – педагогическая программа воспитания.

3. Секрет результативности здоровьесберегающих технологий – в целенаправленном воспитании культуры здоровья учащихся, их потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии в течении всего времени учебного процесса.

4. Секрет надежности получаемых результатов – в широком привлечении к решению задач, связанных со здоровьем, не только учащихся и педагогов школы, но и специалистов, имеющих необходимую подготовку, а также обсуждение получаемых результатов на конференциях, совещаниях, публикация материалов в печати. Таким образом, происходит интеграция школы в социокультурное пространство.  

5. Секрет истинности состоит в интуитивном ощущении непротиворечивости того, что делается, соответствии результатов глобальным законам природы и мироздания, одухотворенном воплощении их на благо людей. Но главное, что задает движению к цели нужное направление, освещает и освящает настоящее дело, являясь критерием его истинности, - это любовь, тот самый «пятый элемент», который наделяет жизнь смыслом и радостной энергией созидания с предвкушением обязательного успеха.

Цель применения здоровьесберегающих технологий в том, чтобы обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, воспитав у него культуру здоровья. Тогда и аттестат о среднем образовании станет действительно путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Здоровьесозидающие технологии не являются альтернативой всем другим педагогическим технологиям. Главное их отличие в том, что они реализуют приоритет заботы о здоровье школьников и педагогов в конструктивной деятельности. По многим другим признакам здоровьесбережение занимает одно поле с гуманистической педагогикой, педагогикой сотрудничества, личностно – ориентированной педагогикой и другими аналогичными образовательными системами. При любом аспекте рассмотрения здоровьесозидающих технологий важнейшим их элементом оказывается диагностический блок, позволяющий оценить запланированный результат.

Таким образом, сегодня школьное здравоохранение в качестве основы рассматривает разработку учебно – воспитательных методов культивирования гармоничного развития, позволяющих обоснованно и целенаправленно оптимизировать деятельность организма в целом.

Продолжительность рабочего дня современного пятиклассника (с учётом выполнения домашних заданий, посещения секций, кружков, дополнительных заданий и т.п.) приближается к 12 часам, а у старшеклассников – к 14-16 часам. Несомненно, что это тоже отрицательно сказывается на здоровье. Возможные пути решения этой проблемы:

•    использовать на уроках и переменах малые формы физической активности (физкультминутки, спортивные или игровые переменки и т.п.);

•   откорректировать педагогические технологии учителей – предметников так, чтобы они могли способствовать формированию у обучающихся здорового образа жизни;

•   предоставлять обучающимся возможность посещения спортивного зала во внеурочное время.

Решение данных проблем можно смело рассматривать как здоровьесозидающие технологии, дополняющие образовательные технологии сохранения и укрепления здоровья школьников. Администрации и каждому учителю необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребёнок, как правило, не обладает абсолютным здоровьем. Игнорировать этот факт, проводя занятия так, как если бы никто из обучающихся не имел проблем со здоровьем, – неправильная и непрофессиональная позиция педагога.

В последние годы в педагогике наметилась тенденция, при которой принцип формирования ответственности за своё здоровье учащиеся должны отвечать сами, т.к. это всего лишь частный случай ответственности за своё поведение. Эта тенденция привнесена в педагогику из психологии, где данные проблемы решаются не на уровне призывов и деклараций, а путём реализации воспитательных программ, применения методов индивидуальной и групповой работы с целью формирования ориентации на здоровый образ жизни. Отсутствие у ребёнка чувства такой ответственности, по сути, сводит на нет все усилия по привитию культуры здоровья, т.к. не обеспечивает необходимых психологических предпосылок для реализации знаний, умений, навыков в ситуациях, требующих принятия решений, связанных со здоровьем.

При решении проблемы сохранения здоровья необходимо учитывать социальные, индивидуальные, личностные и возрастные факторы, исходить из понимания того, что в современных условиях невозможно правильно ставить и решать вопросы образования без широкого вовлечения в этот процесс действующих социальных институтов (особенно – института семьи). Ведь всем ясно, что не только школа должна сберегать здоровье наших детей.

Таким образом, добиться желаемых результатов возможно только при тесном сотрудничестве школы и семьи. Совместные занятия спортом, выполнение физических упражнений с родителями, игры и прогулки на свежем воздухе, своевременное соблюдение гигиенических процедур вызовут у ребёнка стремление к здоровому образу жизни.

Только при тесной взаимосвязи всех звеньев учебно – воспитательного процесса можно добиться позитивных результатов, а служба здоровьесбережения поможет наладить чёткую обратную связь между психолого-логопедо-медико-педагогической службой и родителями. Совместная деятельность детей, родителей и школы – важный фактор сплочения семьи и школы, укрепления здоровья и нравственного климата, возрождения добрых традиций и общих интересов.

 

Библиографический список.

 

1) Указ Президента РФ №440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 01.04.1996. //Собрание законодательства РФ. – 1996. - №15. - СТ. 1572.

2) К.Д. Ушинский. Собрание сочинений. – М., 1948.

3) Эвлия Челеби. Книга путешествий. - М.: Восточная литература, 1983. 68 с.  

Елена Сергеевна Екушенко
Фото пользователя Елена Сергеевна Екушенко
На сайте с: 14/08/2010
Баллы: 41
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 4 years 6 недель назад.
На: Современные подходы к здоровьесозидающей образовательной дея

Важно во время урока чередовать различные виды учебной деятельности; использовать методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся. Большое значение имеет также и эмоциональный климат на уроке: «хороший смех дарит здоровье», мажорность урока, эмоциональная мотивация в начале урока, создание ситуации успеха.Огромную роль в укреплении здоровья учащихся играет и экологическое пространство: проветривание, озеленение, освещение кабинета. Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи, лучший источник которых – растения.

 

Людмила Ивановна Саввина
Фото пользователя Людмила Ивановна Саввина
На сайте с: 02/09/2010
Баллы: 42
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 5 лет 2 weeks назад.
На: Современные подходы к здоровьесозидающей образовательной дея

Полностью согластна со всем сказанным! Наибольшая утомляемость детей во время урока связана с их длительным сидением за столами, с монотонной и однообразной работой. "Сонливая" тишина на уроке тоже не приведет к хорошему вниманию и усвоению материала. Рассеянность, головная боль, повышенное утомление к концу дня - вот результат перегруженных, не интересных  и скучных уроков. Эмоциональная мотивация, эмоциональность самого педагога, климат и доброжелательный контакт всегда будут способствовать активизации внимания. Внимательный педагог без часов почувствует когда необходима физминутка или гимнастика для глаз своим ученикам. Это не потраченное время урока, это свежий "моторчик" для детей.Не могу забыть про тепловой режим в классе, свежий воздух, хорошую освещенность. Вспомним еще про современные ткани школьной формы, подчастую чувствуют себя дети как в целофановом пакете, ни какого воздухообмена. Здоровьесозидадающая деятельность школы, где ребенок проводит большую часть дня, неоспорима.
 

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн