Официальный сайт jhealth 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Определение и свойства алгоритма

Данные об авторе
Автор(ы): 
Овчинников Александр Александрович
Место работы, должность: 

МОУ СОШ №95, УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ И ФИЗИКИ

Регион: 
Волгоградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Цель урока: 

Приобретение теоретических знаний по алгоритмам и приемам их графического описания. 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
27
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник под редакцией Н.В. Макаровой «Информатика 8-9 класс Базовый курс», Москва, 2008  

Используемая методическая литература: 

http://makarova.piter.com/

Используемое оборудование: 

Доска, компьютер, компьютерная презентация.

 

Используемые ЦОР: 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Краткое описание: 
<ul> <li> Орг. момент. (1 мин)</li> <li> Актуализация знаний. (5 мин)</li> <li> Теоретическая часть. (15 мин)</li> <li> Практическая часть. (10 мин)</li> <li> Д/з (2 мин)</li> <li> Вопросы учеников. (5 мин)</li> <li> Итог урока. (2 мин)</li> </ul> <p> &nbsp;</p>

Методическая разработка урока по информатике для 9 класса

"Определение и свойства алгоритма"

Цель урока

Приобретение теоретических знаний по алгоритмам и приемам их графического описания.

Задачи урока

  • Образовательная: организовать познавательную деятельность учащихся на понимание сути алгоритмов, свойств и способов описания.
  • Развивающая: развитие внимания, восприятия, самостоятельного анализа, познавательного интереса у учащихся, умения обобщать и сравнивать; формирование ключевых компетенций, а также активизация творческой деятельности учащихся.
  • Воспитательная: показать связь данной темы с практикой.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование:

Доска, компьютер, компьютерная презентация.

План урока:

  • Орг. момент. (1 мин)
  • Актуализация знаний. (5 мин)
  • Теоретическая часть. (15 мин)
  • Практическая часть. (10 мин)
  • Д/з (2 мин)
  • Вопросы учеников. (5 мин)
  • Итог урока. (2 мин)

Ход урока:

Постановка цели

Сегодня поговорим о разнообразных событиях – простых и сложных, но имеющих нечто общее.

Рассмотрим ряд задач:

  • распланировать свой день;
  • испечь торт;
  • как добраться до пункта назначения, если известен маршрут;
  • решить задачу на компьютере;
  • тронуться с места на автомобиле (велосипеде);

Что важно при решении этих задач, с чего начинается решение?

Да, порядок выполнения отдельных действий, приводящий к поставленной цели. Следовательно, чтобы решить задачу, сначала ее необходимо алгоритмизировать, т.е. составить алгоритм.

Итак, определена тема урока: "Определение и свойства алгоритма".

Изучение нового материала

Умение строить алгоритмы очень важно для человека любой профессии.

Алгоритмическое мышление – умение размышлять, умение планировать свои действия, способность предусматривать различные обстоятельства и поступать соответственно с ними.

Понятие алгоритма ценно не только практическим использованием, оно имеет важное общеобразовательное и мировоззренческое значение. Навыки алгоритмического мышления способствуют формированию особого стиля культуры человека, составляющими которого являются:

  • целеустремленность и сосредоточенность;
  • объективность и точность;
  • логичность и последовательность в планировании и выполнении своих действий;
  • умение четко и лаконично выражать свои мысли;
  • правильно ставить задачу и находить окончательные пути ее решения;
  • быстро ориентироваться в стремительном потоке информации.

Слово "алгоритм" пришло с Востока, это искаженное на европейский лад имени ученого IX века Аль-Хорезми, который изложил правила математических действий над числами в позиционной десятичной системе счисления.

Таким образом, понятие алгоритм возникло много раньше появления ЭВМ. Сейчас алгоритмы и алгоритмические процессы неотделимы от нашей жизни.

Определение алгоритма

Алгоритм – последовательность точных команд (действий), необходимых для решения любой задачи данного типа.

Исполнитель алгоритмов

Задача составления алгоритма не имеет смысла, если не известны или не учитываются возможности его исполнителя, ведь выполнимость алгоритма зависит от того, какие действия может совершить исполнитель (СКИ – система команд исполнителя).

Например, прочесть алгоритм решения уравнения сможет и первоклассник, а выполнить его, конечно же, нет.

С другой стороны, малыш трех лет не сможет прочесть правила (алгоритм) поведения за столом во время еды, но выполнить их сможет, если ему о них рассказать и показать, что они обозначают.

Команда алгоритма правильна, если исполнитель ее понял и умеет выполнить.

Кто может являться исполнителем алгоритмов?

В качестве исполнителя алгоритмов можно рассматривать человека, любые технические устройства, среди которых особое место занимает компьютер. Компьютер может выполнять только точно определенные операции, в отличие от человека, получившего команду: "Купи чего-нибудь вкусненького" и имеющего возможность сориентироваться в ситуации.

Алгоритм обладает следующими свойствами

  • Дискретность(разделенный, прерывистый) указывает, что любой алгоритм должен состоять из конкретных действий. Образованная структура алгоритма оказывается дискретной: только выполнив одну команду, исполнитель сможет приступить к выполнению следующей.
  • Детерминированность (определенность, точность) указывает, что любое действие алгоритма должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае.
  • Конечность определяет, что каждое действие в отдельности и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения.
  • Результативность требует, чтобы при точном исполнении всех команд процесс решения задачи должен прекратиться за конечное число шагов и должен быть получен результат.
  • Массовость. Это свойство показывает, что один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными, т.е. применять при решении всего класса задач данного типа. Пример: алгоритмы "Решение квадратного уравнения", "Приготовить бутерброд".

 

Типовые конструкции алгоритмов

  • Линейная.
  • Циклическая.
  • Разветвляющаяся.
  • Вспомогательная.

Тип алгоритма определяется характером решаемой задачи.

Линейный алгоритм – описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке.

Циклический – описание действий или группы действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнено заданное условие.

Разветвляющийся – алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.

Вспомогательный – алгоритм, который можно использовать в других алгоритмах, указав только его имя. Вспомогательному алгоритму должно быть присвоено имя.

Способы описания алгоритмов

  • на естественном языке;
  • на специальном (формальном) языке;
  • с помощью рисунков, схем;
  • с помощью стандартных графических объектов (геометрических фигур) – блок-схемы.

Основные элементы блок-схемы

 

Примеры алгоритмов:

                           

Закрепление знаний

Составить алгоритмы по заготовкам блок-схем:

Домашнее задание

  1. Проиллюстрировать на примерах свойства алгоритмов.
  2. Составить и описать в виде блок-схемы алгоритм решения задачи: Определить, является ли натуральное число, введенное с клавиатуры в память компьютера, четным. Результат показать на экране в виде сообщения («число четное», «число нечетное»).

 

Прикрепленный файл Size
Методическая разработка урока по информатике для 9 класса.pdf 200.55 KB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   
Виртуальная площадка Волгоградской государственной академии повышения квалификации работников образования (региональный узел)

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн