Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проблемы и актуальность преподавания темы «Алгоритмизация и программирование» в школьном курсе информатики.

Submitted by Наталия Николаевна Ефремова on чт, 03/11/2011 - 17:47

Сегодня основной задачей школьного курса «Информатики и ИКТ» является формирование операционного стиля мышления учащихся, компьютерная грамотность выпускника школы предполагает не только умение свободно работать на ПК, но и способность постоянно учиться всему новому согласно требованиям времени, стремительно развивающимся технике и технологиям. Возникает потребность в повышении эффективности урока, а для этого просто необходимо наличие соответствующего технического и программного обеспечения, использование мультимедийных средств, коммуникационных технологий и др.

Но чрезмерное насыщение урока информатики ИКТ может дать и обратный эффект: потерю мотивационной функции. Если говорить об информатике, то, по моему мнению, необходимо использовать дополнительные новые компьютерные технологии только в случаях, в которых это действительно необходимо, чрезмерно не перегружая урок.

Современные профессии становятся все более интеллектоёмкими, требующими развитого логического мышления. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности  к  анализу и синтезу. Наиболее доступный материал для развития мышления – это изучение темы «Алгоритмы» и обучение построению алгоритмов при решении любой задачи. Алгоритмическое мышление является необходимой частью научного взгляда на мир. В то же время оно включает и некоторые общие мыслительные навыки, полезные и в более широком контексте. К таким относится, например, разбиение задачи на подзадачи.

В течение всего периода преподавания информатики в школе актуальность темы «Понятие алгоритма. Программирование» претерпела значительные изменения. В силу некоторых обстоятельств: наличия теоретической базы предмета и технического обеспечение кабинета информатики, значимость преподавания темы в период с 2000 года по 2005 год значительно снизилась. Точнее надо сказать, уменьшилось количество уроков, отводимых на изучение этой темы в старших классах.  Большая часть времени отводится на преподавание тем цикла «Информационные и коммуникационные технологии». Наряду с этим нисколько не изменились требования к уровню усвоения знаний и умений этого раздела программы по информатике, так как он остается основой фундаментальных знаний по предмету.

Основные понятия, которые с которыми учащиеся знакомятся в курсе изучаемого раздела это - алгоритм, исполнитель алгоритма, система команд исполнителя, способы записи алгоритма, формальное исполнение алгоритма, алгоритмический язык, блок схема, линейный, разветвляющийся, циклический, и вспомогательный алгоритмы, системы программирования.

В обыденной жизни дети не встречаются с этими понятиями дословно, но они находят применение алгоритмов в различной деятельности человека, о чем важно сообщить детям на первом же уроке и подтвердить это примерами.

Обучение школьника основам алгоритмического мышления  базируется на понятии исполнителя. Основой для введения исполнителей служат задачи. Исполнители, используемые в курсе, традиционны. Единожды введенные исполнители в дальнейшем активно используются на протяжении всего курса. Общая схема подачи материала в курсе следующая: от частного к общему, от примера к понятию.

Разнообразие форма уроков способствует повышению уровня обученности учеников. Уроки в форме игры, практических заданий, применение заданий разноуровневых, дифференцированных заданий, организация конкурсных заданий вызывает интерес к предмету. Задания для самоконтроля, взаимоконтроля, работа группами решает проблему организации работы, как со слабоуспевающими учениками, так и с одаренными. Для развития логического мышления наиболее приемлемы методики «Творческого решения изобретательских задач», «Технология модульного обучения» с применением опорных конспектов. Эти методики могут быть применены при изучении информатики в любом классе, они имеют практическую направленность. Важно для ученика владеть способами решения ключевых задач по темам, иметь библиотеку алгоритмов для решения той или иной задачи.  Проблемные уроки развивают творческую активность ученика.

Применение знаний, полученных на уроке информатики, во внеклассной деятельности позволяет углубить знания детей в этой области, проявить творчество, изобретательность, развить способности. 

Теоретический и практический объем знаний и умений, который должен приобрести ученик в процессе изучения темы «Понятие алгоритма. Программирование» настолько велик, что требует большой подготовки учителя, наличия теоретического и методического материала. Для того чтобы ученик действительно научился программировать, он должен:

  • уметь приводить примеры алгоритмов, перечислять свойства алгоритмов;
  • уметь определять возможность применения исполнителя для решения конкретной задачи по системе его команд;
  • знать основные алгоритмические конструкции и уметь использовать их для построения алгоритмов;
  • уметь строить и исполнять алгоритмы для учебных исполнителей;
  • уметь использовать стандартные алгоритмы для решения учебных задач;
  • уметь записать на учебном алгоритмическом языке (или языке программирования) алгоритм решения простой задачи;
  • уметь составлять простейшие алгоритмы и записывать их различными способами;
  • знать один из языков программирования, основные алгоритмические конструкции языка и соответствующие им операторы языка программирования, подпрограммы: функции, процедуры, рекурсии;
  • знать переменные величины: тип, имя, значение, уметь их описывать;
  • знать структурированные типы данных: массивы, записи, файлы;
  • уметь решать основные учебные задачи:
  • упорядочивание массива;
  • поиск минимального и максимального элементов массива с указанием их местоположения;
  • определение количества одинаковых и разных букв в тексте, количества слов в тексте;
  • уметь работать с записями и файлами;
  • уметь разработать программу методом последовательной детализации (сверху вниз) и сборочным методом (снизу вверх);
  • знать машинную графику. Уметь построить график функции, создать движущиеся  изображения, моделировать простейшие физические процессы;
  • уметь применять численные методы, создавать диалоговые программы. Знать различные технологии программирования;
  • знать объектно-ориентированное программирование: объект, свойства  объекта, операции над объектом.

Из перечисленного,  выше становится ясным, что в рамках современной программы решить задачу обучения учеников программированию, невозможно. И это объясняется несколькими причинами:

  • недостаточным количеством уроков, отведенных на изучение этого раздела;
  • изучение базового курса в среднем звене, когда дети еще недостаточно подготовлены (отсутствует необходимая теоретическая подготовка детей по математике и физике и др.);
  • ученики еще не сделали для себя выбор в профессиональной подготовке и не уверены, что занятия программированием им необходимы.

Поэтому и остается основной задачей обучения программированию – знакомство с одним из языков программирования, что можно объяснить процентным соотношением тех, кто применяет компьютер в учебной и профессиональной деятельности, и программистов от числа всех пользователей компьютера.

Изучение темы «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного  визуального программирования» в 11 классе позволяет усложнить изучение темы и приложить практическое применение программирования уже в школьном курсе информатики.  Особое внимание следует обратить на программирование в Turbo Pascal.