Вы не зарегистрированы

Авторизация



Потребители и разрушители экосистемы леса

Данные об авторе
Автор(ы): 
Шевченко Светлана Ивановна
Место работы, должность: 

МОУ "Супоневская СОШ №2" учитель начальных классов.

Регион: 
Брянская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 

 

Цели:

показать роль потребителей и разрушителей лесной экосистемы как участников круговорота веществ;

познакомить с животными и растениями леса, их «профессиями» в экосистеме, взаимными приспособлениями друг к другу;

учить объяснять значение круговорота веществ в природе, приводить примеры организмов разных «профессий»;

развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

развивать творческие способности учащихся;

продолжить формирование умения учащимися видеть красоту родной природы, ценить её.

 

 

 

 

 

 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Окружающий мир. Обитатели Земли. 3 класс А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С. Раутиан

Используемое оборудование: 

А.А.Вахрушев, О.А.Родыгина. Методические рекомендации для учителя.-М.:Баласс, 2009

Краткое описание: 
<p> Это второй урок, посвящённой экосистеме леса. Внимание обращается на роль потребителей и разрушителей в круговороте как &quot;едоков&quot;, т.е потребителей веществ и энергии, и их регуляторную роль. На уроке использован исследовательский метод изучения нового.Учащиеся вместе с учителем формулируют проблемные вопросы и предлагают свои версии ответов.</p>

 

Ход урока.

1.Орг . момент. Психологический настрой.

Доброе утро, ребята! Доброе утро, уважаемые гости!

Пусть оно действительно будет для всех нас сегодня добрым и разбудит в каждом их нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Пусть хорошая погода заиграет в душе каждого из нас и согреет своим теплом. Даже солнышко посылает вам свои тёплые и добрые лучи.(Слайд)

-Каким бы вы хотели увидеть наш урок?

-Что для этого нужно сделать?

-Девизом нашего урока будут слова:

Сегодня мы откроем тайну,

Ведь в жизни нашей часты чудеса.

Секрет лесных чудес необычайных

Узнаем мы за полчаса.

Орешек знаний твёрд, но всё же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его помогут

Волшебные слова:

Хотим всё знать!

-Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.

 

2.Постановка проблемы и актуализация знаний.

-Прочитайте слова записанные на доске : (Слайд)

ОЗЕРО                 БОЛОТО                   ЛУГ             ЛЕС

-Как вы думаете, что  их объединяет? (Это названия экосистем.)

-Экосистема – что это такое?  (эко – природа, система – порядок. Природное сообщество. Содружество живой и неживой природы, в котором организмы разных « профессий» поддерживают круговорот веществ.)

-Выберите правильное определение экосистемы. (Слайд)

-Какие «профессии» живых организмов  экосистемы вы знаете? (Производители, «кормильцы»; потребители , «едоки»; разрушители, «мусорщики».)

(Слайд)

-Почему я поставила стрелки? Эти экосистемы как-то зависят друг от друга? Что с ними происходит со временем?

 (Со временем на месте озера образуется болото. Если озеро бессточное, то круговорот веществ замкнут не полностью. Разрушители не справляются со своей работой. Поэтому оно зарастает и превращается в болото. Болото со временем может стать лугом. Разрушителям трудно жить в сырой болотной почве. Поэтому  отмершие остатки не разрушаются, а превращаются в торф. Из-за накопления торфа болото становится суше и начинает зарастать травой. Круговорот веществ в болоте также не замкнут.)

-А луг при определённых условиях может сменится другой экосистемой? (Да. Экосистемой леса.)

Почва луга очень плодородна. Если почва влажная, то на месте травянистых зарослей могут появиться всходы кустов и деревьев. Они будут расти всё выше и выше, затеняя травы. Так  луг превратится в лес. Круговорот веществ в экосистеме луга не замкнут.

- Это неустойчивые экосистемы.)

-О какой экосистеме мы  говорили на прошлом уроке? ( Экосистема леса.)

На прошлом уроке мы отвечали на эти вопросы. Напомните мне как называются:(Слайд)

 -многолетние растения с крупным , твёрдым стеблем?

(Слайд)

-многолетние растения, у которых от общего корня отходят несколько твёрдых стеблей?

(Слайд)

-растения с мягкими зелёными стеблями?

-Кто быстрее заметит ошибку?  (Слова на доске.) Проверка сигнальными карточками.

Деревья:  берёза, клён, орешник, дуб, сосна, малина, липа, осина, ель, сирень.

Кустарники: шиповник, ель, осина, орешник, малина, полынь, бузина.

Травы: ландыш, дуб, мать-и-мачеха, сирень, земляника

-Какая профессия у растений? (Производители). Слайд. Поглощают из воздуха углекислый газ, а из почвы-воду и минеральные вещества. Из них на свету производят органические вещества, которые служат строительным материалом и пищей самим растениям и другим организмам.)

-Какую роль имеют растения леса? (Дом животных, « зелёные лёгкие» планеты, корм, место отдыха.)

-Растения - это наряд нашей земли. (2 слайда)

-Дом для зверей и птиц (2 слайда) и естественно, пища. (Слайд)

-А вы хотели бы ещё что-нибудь узнать про лес? Тогда мы с вами отправляемся в путешествие. Но, чтобы нас пустили  в лес   мы должны показать  умеем ли мы себя вести на природе.

Игра «Выбери правила вежливости». (Проверка сигнальными карточками.)

  1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
  2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени, ещё вырастет.
  3. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, главное никому не мешаешь.
  4. Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
  5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа,неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
  6. Всякие звери нужны, всякие звери важны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

-Молодцы. Правила поведения знаете. Отправляемся в путь.

Закройте глаза и представьте себе то место, где мы с вами  должны оказаться. ( Музыка) (Чтение стихотворения сопровождается показом слайдов).

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

-Даже знакомый, давно исхоженный лес таит в себе массу загадок. Несмотря на царящую в нём обычно тишину, лес полон жизни.

-Тише, до нас доносятся чьи-то голоса. Давайте послушаем.

(Инсценировка (Диалог Лены с Мишей.)

3.Проблемный вопрос.

 Лена: Миш! Мы столько идем по лесу, а никаких животных так и не встретили. Наверно, они в лесу не так важны.

-Как вы думаете, права ли Лена? Давайте это обсудим. На какой вопрос мы должны на уроке ответить? ( Какова роль животных в экосистеме леса.) (Слайд)

 Сегодня мы с вами будем проводить исследование в лесу. Все вы будете исследователями.

4.Определение темы урока.

На прошлом уроке мы говорили о растениях – производителях леса, а сегодня поговорим о других профессиях. Кто живёт в лесу?(Слайд) Какие у них профессии?

Итак, тема урока «Потребители и разрушители лесной экосистемы». (Слайд)

5. Поиск решения проблемы.

Отправляемся в путь. Что мы видим? (Обитатели леса и цепи питания).

Работа в группах. Обсуждение.

Назовите состав одной из цепей питания.

Ответы детей. Проверка – по  слайду.

Ребята, так как  же взаимосвязаны между собой растения, звери, птицы и насекомые?

(Все организмы являются пищей для других организмов)

-Какова же роль животных потребителей? (Участвуют в круговороте веществ.)(Вывод на слайде).

-Только ли в этом заключается их роль? Хотите узнать ещё?

-Тогда в путь?

-Ребята, как вы думаете, что за художник изобразил узоры на коре дерева? (Жуки.)

-Это жуки-короеды. Как вы думаете, почему они так называются?

-А нужны ли они в лесу, что они делают?

Что произойдёт с растениями, если короед поселится на:

  1. молодом здоровом  растении;
  2. старом больном растении.

(Задания по группам)

Ответ найдём в учебнике

-Какова роль короедов? ( Короеды ускоряют круговорот веществ в экосистеме.)

Жуки –короеды страшны только больным, старым деревьям. Здоровому растению насекомые не страшны, любые повреждения коры заливаются смолой. Сухие старые деревья разрушают жуки- короеды, освобождая место молодым деревцам. Маленькие «едоки»-короеды помогают перерабатывать древесину.

Значит, короеды ускоряют круговорот веществ в экосистеме.

Вышли на полянку. Давайте отдохнём. (Физминутка «Цветик-семицветик»)

-Продолжим исследование. (Слайд)

-Каких обитателей леса мы слышим, но не видим?

Какие же отношения существуют между деревьями  и птицами?  (Гнездятся на деревьях, питаются семенами и плодами, поедают насекомых, которые живут на деревьях.)

-Как вы думаете, если в лесу будет мало насекомых, которые служат им пищей, будут ли птицы там жить?

-Прочитаем рассказ о роли птиц в экосистеме на с. 63.

Какую роль играют птицы в экосистеме леса. (Регулируют количество насекомых в лесу.)(Слайд).

-Какой вывод можно сделать?( Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и сами его регулируют.)

 

Игра  «Кто что ест?»

-   Сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто, чем питается?», чтобы узнать, какие связи существуют в экосистеме «лес» между животными и растениями. Вы будете выполнять разные роли (раздаются роли: дуб, кабан, лось, мышь, белка, сойка, гусеница, волк, лиса, сова, змеи, орлы, кукушки). Вы должны найти себе питание в лесу. Исход нашей игры зависит от правильности вашего выбора. Передавайте клубок выбранному, оставляя у себя в руках нить.

-    Посмотрите, ребята, как тесно взаимосвязаны в экосистеме «лес» живые организмы.

 - Но однажды в наш лес пришли браконьеры и стали отстреливать кабанов, (учитель отрезает несколько нитей у кабана), а за ними – лесорубы, которые вырубили дубы, (учитель отрезает несколько нитей у дуба).

-   Что произошло? (связи разрушились).

-   Почему разрушились связи? (вмешался человек).

-   К чему это может привести? (к гибели экосистемы).

- Спасибо всем участникам игры, садитесь ребята. А теперь задание:

-  В лесу животные и растения погибают и без вмешательства человека.       Куда денутся погибшие животные и растения? (Их переработают       разрушители или мусорщики – названия на доску).

-   Какие организмы являются разрушителями? (Все грибы, дождевой червь). (Слайд).

-В каких условиях живут разрушители? (Им нужна влага и питательные вещества.)

-А какие условия в лесу? (В лесу не слишком влажно и не слишком сухо. Там благоприятные  условия для жизнедеятельности разрушителей. Их будет много, и они справятся со своей работой).

-   Мертвые останки организмов не накапливаются, их перерабатывают разрушители. Условия обитания в лесу остаются постоянными.

-Как это отразится на круговороте веществ?

-Все участники справляются  со своей работой. Производители растут и дают пищу потребителям. Потребители питаются растениями и «друг другом», так что могут регулировать круговорот веществ.

                            

-Какой круговорот у нас получился? (Замкнутый.)

-А если круговорот в экосистеме замкнутый, то экосистема…. (устойчивая)                                              

 -Лес – это устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом веществ. (Слайд) Сверим наш вывод с авторским на стр.64.

-А если экосистема устойчивая, заменит ли её другая экосистема? (Нет)

Экосистема леса может существовать очень долго, при условии, что человек не будет вмешиваться и вредить, разрушать экологические связи искусственно.

-Что же теперь можем ответить Лене? Нужны ли животные в лесу? (Участвуют в круговороте веществ и регулируют круговорот веществ.)

 

5.Самостоятельное применение знаний.

 

Работа в группах. По карточкам. Приложение 1.- Проверка.

 

-Ребята , а надо беречь лес?

-Какую роль он играет для живых организмов?

(Здоровье, пища, воздух, познание, древесина, дом для животных, место отдыха, красота.)

6.Экологическая сказка.

-Ребята, посмотрите что это перед нами? (Теремок.)

Инсценировка сказки.

Ведущий: В чистом поле теремок, теремок;

Он не низок, не высок, не высок.

Кругом чистые луга,

Рядом чистая река,

А вокруг стоит лесок,

Мусор в нём – большой порок.

Тут лягушка мимо шла,

К теремочку подошла.

Лягушка: Это что за теремок, теремок?

Он не низок, не высок, не высок.

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Ква-ква, тишина!

В теремочке я одна!

А из этого окна

Речка чистая видна.

Жить тут – просто загляденье:

Воздух чист, и нет сомнений –

Остаюсь тут навсегда – да, да, да!

Ведущий: Только свет зажгла Лягушка,

Появилась Мышь-норушка.

Мышка: Это что за теремок, теремок?

Он не низок, не высок, не высок.

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Лягушка: Я – Лягушка-квакушка!

А ты кто?

Мышка: А я мышка-норушка!

Пусти меня в дом,

Будем жить с тобой вдвоём.

Лягушка: Я пустить-то тебя рада,

Только мне грязнуль не надо!

Кругом дивна красота,

Пусть останется она.

Ведущий: Поселилась Мышь с  Лягушкой –

Лупоглазою подружкой.

Топят печь, зерно толкут

Да блины в печи пекут.

Так живут они тихонько,

Ходят в лес они порой,

Только мусора вагоны

Не оставляют за собой:

Где найдут какую банку,

Тут же вмиг её возьмут,

Подберут и даже палку,

Чтоб без дела не лежала тут.

Вдруг явился на рассвете

Петушок горластый – Петя.

Петух: Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

Это что за теремок, теремок?

Он не низок, не высок, не высок.

Кто-кто в теремочке живёт?

Кто-кто в невысоком живёт?

Лягушка и Мышка (вместе):

Здесь живём мы – две подружки,

В чистом поле дом нашли,

А из грязного болота

Убежать теперь смогли.

А ты кто?

Петух: А я – Петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка

Шёлкова  бородушка.

Разрешите здесь пожить

Буду честно вам служить.

Спать я буду на дворе,

Петь я буду на заре.

Лягушка и Мышка (вместе):

Так и быть, мы впустим в дом,

Только, чур, тебе поём:

Береги и ты природу,

Не бросай ты мусор в воду,

Охраняй от разных бед,

И не спи же ты в обед.

Ведущий: Вот живут они – Лягушка,

Петушок и Мышь-норушка;

Их водой не разольёшь

Вдруг явился серый Ёж.

Ёж: Это что за теремок, теремок?

Он не низок, не высок, не высок.

Кто-кто в теремочке живёт?

Кто-кто в невысоком живёт?

Лягушка, Мышка и Петух (вместе):

Мы весёлые зверята,

В чистом поле дом нашли.

А ты кто?

Ёж: Я колючий Ёжик,

Ни головы, ни ножек.

Я из лесу к вам пришёл,

Там беды большой подъём:

Люди там так отдыхают,

Сразу шум стоит такой,

Всех зверюшек распугают,

Мусор всюду оставляют.

Жить там стало невтерпёж –

Хоть куда девайся Ёж.

Разрешите здесь пожить,

Буду терем сторожить.

Лучше нас лесных ежей,

Нет на свете сторожей!

 

Лягушка, Мышка и Петух (вместе):

Так и быть, пожалуй в дом,

Жить мы будем вчетвером.

Ведущий: Вот живут они, играют,

И печаль, и грусть не знают.

Не грозят им шум и гам,

Спят спокойно по ночам,

Воздух свеж и так приятен,

Нет от дыма и следа.

Хорошо живут зверята –

Всем довольные ребята.

В это время из берлоги

Вышел Мишка толстокожий,

Он мотает головой,

Рассуждает сам с собой.

Вдруг увидел – дом стоит,

Рядом реченька бежит.

Он решил…

Медведь: Пойду туда,

Наломаю там бока!

Ведущий: Оттого он злой такой,

Кто-то разбудил его зимой,

Не дал Мишке крепко спать.

Стал он злым, стал всем мешать.

Если б люди всех любили,

Уважали бы зверей,

Не пошёл бы Мишка бурый

Дом ломать у малышей.

Лишь вломился он в домок,

Рухнул в поле теремок.

Лягушка, Мышка, Петух и Ёж (вместе):

Что же ты наделал, Мишка?

Ты зачем сломал домишко?

Где же жить теперь зверятам?

Ты б не трогал этот дом –

Так прекрасно было в нём!

И пока жива природа,

Жить должно в ней много

Лесного народа.

Медведь: Я же вовсе не хотел

Обижать вас, братья!

А имея крупный вес,

Просто в гости я полез.

Ведущий: Вот так и люди поступают;

Имея силу, разум, власть,

Лесных зверей не уважают,

Куражаться над ними всласть.

Лягушка, Мышка, Петух и Ёж (вместе):

Пусть все живут на свете вместе,

И только так спасём мы мир.

Ведь если каждый человек,

Устроил на поляне пир,

Захочет мусор свой забрать,

И потушить костёр, залить,

Не будет каждая букашка

Свой новый дом опять искать.

Медведь: Но я же вовсе не хотел

Обидеть вас, друзья!

Я новый дом построить помогу

На радость вам, назло врагу.

Ведущий: И пошла у них работа!

Дом срубили за момент:

Он высокий и красивый,

И стоит как монумент.

За собой они убрали,

Мусор быстро весь собрали,

Чтоб не засорять окрестность,

Чтоб была красивой местность.

Так вот жили и живут –

Экологию все чтут.

 

 

 

-Почему животные убежали их леса?

-Вмешался человек. К чему может это привести?

-Что мы можем сделать для природы?

-Многое нам даёт природа. Если мы берём что-то от природы, то обязательно нужно ей отдавать. Посади дерево, почисти родник, покорми птиц.

Будем же беречь пироду.

Стихи читают учащиеся.

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

 

Нор звериных, птичьего гнезда.

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

 

Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности.

Как прекрасен этот мир! Не правда ли,  прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях! Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли. Некоторых животных и растений мы уже не увидим, они вымерли по вине человека.

 

Охраняется Красною книгой столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

 

 

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я и ты,

Если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны

 И не будет красоты.

 

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Всё, что нужно, год от года

Нам даёт сама природа,

И поэтому все мы

Жить не можем без воды,

Без растений и животных,

Без красивых гор высоких,

Без лесов, полей и рек

Жить не может человек.

Так давайте сбережём

 Наш земной природный дом.

 

7.Подведение итогов. Рефлексия.

-Почему мы лес называем природной экосистемой?

-Какоё значение имеют потребители и разрушители?

-Что произойдёт, если нарушить равновесие в экосистеме?

Рефлексивный экран:

1)Сегодня я узнал…

2)Было интересно…

3)Было трудно…

4)Я научился…

5)У меня получилось…

6)Я смог…

7)Меня удивило…

8)Урок мне дал для жизни…

А сейчас мы сделаем с вами дерево. Если вы довольны своей работой и отлично усвоили тему урока повесьте красный листок, если хорошо, но немного было трудно – жёлтый, а если совсем было трудно, непонятно и вы недовольны своей работой – зелёный.

8.Домашнее задание.

 Прочитать стр.62-64, составить 2 цепи питания,  нарисовать плакат «Лес – природное сообщество», прочитать о жизни леса и его обитателях в дополнительной литературе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1

 

 

Задание для 1 группы

 

Допишите фразы, и вы получите рассказ о роли птиц в экосистеме леса.

 

Слова для вставки: старые растения, здоровые растения, мало, много, много.

 

                                    Если в  лесу количество насекомых, поедающих кору и 

                                         листья деревьев, чрезмерно увеличится, они начнут вредить

                                         ______________ . Круговорот нарушится. Но если насекомых

                                         будет мало, некому  станет нападать на    ___________________.

                                         Снова нарушится круговорот. Как же его сохранить?

                                             Оказывается, регулировать обилие насекомых могут птицы.

                                        Если вредителей _____________, то в этом месте загнездится

                                        _____________ птиц, и на всех птенцов хватит пищи. Но если

                                        насекомых будет ____________ , многие пары птиц откажутся

                                        от гнездования. Малочисленные насекомые останутся целы.

                                        Круговорот в экосистеме не нарушится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание для 2 группы.

 

Распределите  обитателей  леса по «профессиям»

 

Деревья, звери, травы, птицы, насекомые, грибы, кустарники, дождевые черви, микробы.

 

        Производители

          «кормильцы»

          Потребители

               «едоки»

          Разрушители

          «мусорщики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание для 3 группы. ( более сильные учащиеся)

 

Составьте рассказ о жизни леса.

 

Растения  в лесу растут ___________.  Животные делят между собой эти этажи:

одни живут на _______________, другие – в ________________, третьи – на земле или даже под землёй. Все живые организмы леса живут сообща. Растений  в лесу _______, чем животных. ____________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...