Официальный сайт 4stupeni 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Особенности организации занятий с аутичным ребенком

Фото пользователя Наталья Александровна Захарченко
Submitted by Наталья Александровна Захарченко on Wed, 09/11/2011 - 12:05
Данные об авторе
Автор(ы): 
Опрятова Оксана Станиславовна
Место работы, должность: 

КГОУ Камчатская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья

Регион: 
Камчатская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Уровни образования: 
школы-интернаты, детские дома
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Другое
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p> Материал предназначен для педагогов работающих с аутичными детьми.</p>

Обычные дети от природы «запрограммированы» на обучение и развитие. Во время игры они постоянно изучают и исследуют мир, перерабатывая поступающую к ним информацию и получая, таким образом, новые знания о мире. Обычный ребенок живо откликает­ся на все новое: ему интересно учиться, пробовать, рисковать, применять полученные навыки в различных ситуациях.   

Для детей с особыми нуждами все обстоит не так гладко. Что­бы учиться и развиваться, всем им в той или иной степени необхо­дима дополнительная стимуляция, помощь и поддержка взрослых. У них имеются специфические проблемы, ограничивающие их способность к развитию, и, как правило, они не могут решить эти проблемы без нашей помощи. 

    Занятия с аутичным ребенком сильно отличаются от занятий с другими детьми и педагогу, при их организации, следует учитывать ряд  правил. 

     Начиная занятия, очистите стол или пол от ненужных игрушек и посторонних предметов. Положите перед ребенком только те игрушки, которые нужны вам. Закончив игру, не оставляйте иг­рушки перед глазами у ребенка: уберите их в коробку или в сумку, чтобы ребенок их не видел. Если ребенок очень легко отвлекается, старайтесь, чтобы вещи, в данный момент ненужные, не находились у него на глазах. Некоторых детей способны отвлечь не только игрушки, даже орнамент на обоях.

    Для аутичного ребенка важно подобрать удобные, подходящие по росту стол и стул, стол расположить так, чтобы ничто не отвлекало его, и наоборот, выделялись предметы, на которые вам хотелось бы обратить его внимание.

Необходимо уделить внимание позе ребенка во время занятия. Ребенок, сидящий в неудобной или неустойчивой позе, не смо­жет сосредоточиться на занятиях, он будет занят только тем, чтобы удержатьравновесие.

Во время организации занятия необходимо продумать освещение. Когда вы играете или разговариваете с ребенком, стремитесь к тому, чтобы ваше лицо было хорошо освещено. Избе­гайте находиться спиной к окну или к лампе.

Всегда садитесь на­против ребенка, чтобы он мог без труда установить с вами зритель­ный контакт, видеть ваши глаза, рот, выражение лица, понимать, что вы делаете, и копировать ваши действия. Если вы сидите ря­дом с ребенком, ему приходится использовать боковое зрение или оборачиваться, чтобы взглянуть на вас.

Помните, что ребенок го­раздо меньше вас. Если нужно, присядьте на корточки . Не вынуждайте ребенка задирать голову или огляды­ваться, чтобы посмотреть на вас.

Сделайте свое лицо «интересным» для ребенка, чтобы на него хотелось смотреть. Скучное, невыразительное лицо не привлека­ет взгляда.

Установление контакта с педагогом являются залогом результативности обучения и возможно при выполнении следующих рекомендаций:

— Обращаясь к ребенку, говорите просто и ясно. Не используй­те сложных конструкций, употребляйте только ключевые слова. Говорите так, чтобы ребенку было легко вас понять. Вместо: «Я бы хотела, чтобы ты перестал стучать ножом по столу» скажите просто: «Не стучи». Вместо: «Почему бы тебе не положить кубик в это ведерко?» скажите просто: «Положи кубик сюда».

— Ваша речь должна укладываться в рамки понимания ребенка и в то же время чуть-чуть выходить за них. Например, если ребенок разговаривает односложно, используйте фразы из двух слов и побуждайте его вам подражать. Адаптируйте свою речь по мере развития возможностей ребенка.

— Снова и снова, при каждой возможности повторяйте одни и те же простые слова и фразы.

— Высокие звуки дети воспринимают лучше, чем низкие, по­этому при разговоре с маленькими детьми взрослые часто непроизвольно меняют тембр и говорят тоненьким голосом. Продолжайте пользоваться этим приемом, даже если ваш ребенок уже вышел из младенческого возраста.

— Разговаривайте с ребенком певучим, мелодичным голосом. Используйте различные интонации, чтобы удержать его внимание. Ровный, монотонный голос слушать очень скучно.

— Следите за тем, чтобы выражение вашего лица и интонаци, выражали то же, что и слова. Общение включает в себя и только понимание устной речи: из интонации и языка тела собеседник получает информацию, важную для понимания сообщения в целом. Ребенок не может понять смешанное сообщение, поэтому, если вы говорите «нет» с широкой улыбкой на лице, он просто теряется и не знает, что думать. (Позднее ребенок научится понимать и неоднозначные сообщения.)

— Во время разговора с ребенком используйте естественные жесты, это облегчит ему понимание.

— Немедленно отвечайте на любое обращенное к вам «высказывание» ребенка, будь то слово, жест или улыбка. Дайте ребенку понять, что коммуникация всегда действенна.

— Не спешите поправлять ребенка, когда он неверно произносит слова. Постоянные замечания могут внушить ему робость и страх перед речью. Просто говорите: «Да» и повторяйте то, что пытается сказать ребенок. Например, если он гово­рит: «Пепе», отвечайте: «Да, печенье».

— Пойте для ребенка. И дети, и взрослые обладают врожденной музыкальностью, и это стоит использовать. Некоторые дети плохо воспринимают обычную речь, но гораздо лучше реагируют на инструкцию или информацию, если ее пропеть.

             Начиная коррекционную работу, необходимо определить ведущее направление: развитие речи; навыков социального взаимодействия; воображения. В свою очередь, выбор направления будет зависеть от потребностей конкретного ребенка. В одном случае необходимо в первую очередь обучить его навыкам самообслуживания, в другом - снизить уровень тревожности, провести работу по снятию страхов, налаживанию первичного контакта, созданию положительного эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы на занятии. На первых этапах работы для педагога часто более важно сформировать у ребенка желание учиться, чем добиться усвоения учебного материала.

Таким образом, целью занятий на начальном этапе является:

— постепенное избавление от накопившихся негатив­ных эмоций и страхов;

— предоставление ребенку возможности пережить как можно больше положительных эмоций.

Только когда окружающий мир станет для ребенка более дружелюбным, а сам ребенок более смелым и активным в своем познании мира, станет возможен переход к следующему этапу обучения, целями которого станут:

— знакомство ребенка с самыми разнообразными сторонами окружающего мира, как предметного, так и мира человеческих взаимоотношений;

— формирование поведения ребенка, обучение навыкам контроля над эмоциями, введение необходимых правил и запретов;

— развитие речи и т.д.

В процессе занятия  внимательно наблюдайте за поведением ребенка, за его реакциями с целью понять логику его действий, а также гамму чувств, которые он испытывает. Это одна из самых сложных за­дач, стоящих перед специалистом, и без ее выполнения невозможно будет двинуться дальше в обучении ребенка. Недопустимо, если ответом на попытку ребенка вступить в контакт станет непонимание. Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые вы ему предлагаете, ни в коем случае не навязывайте их насильно. Лучше присмотритесь к тому, что и как хочет делать он сам, подыграйте ему, займитесь тем, что ему интересно. Это поможет наладить с ребенком контакт.

        Аутичным детям трудно осваивать любой новый вид деятельности, но они всегда стремятся выполнить все хорошо, поэтому на первых этапах работы надо подбирать такие задания, с которыми они обязательно справятся. Ваша помощь и ваша похвала помогут закрепить успех и повысить уверенность ребенка. Даже если реакция на ваши слова не проявляется внешне, доброжелательный тон и слова поддержки создадут положительную эмоциональную атмосферу, которая со временем поможет сделать ваше взаимодействие с ребенком более эффективным.

      Организуя занятия педагогу необходимо учитывать, что дети с РДА  видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить. Поэтому каждое занятие должно иметь четкую структуру:

1. Приветствие - как ритуал.

2.Регуляционное упражнение (активизация зрительного, слухового, двигательного внимания) с целью налаживания психофизиологического состояние ребенка в плане привлечения ее к действию;

3. Коррекционно-развивающие упражнения (главный блок заданий).

4. Прощания, как ритуал.

     Основу занятий с ребенком составляет игровая деятельность, способствующая  активно формировать становление речи, активировать основные психические процессы, обучать методам взаимодействия в коллективе. Игры желательно использовать с четко установленными правилами.  Причем любую игру нужно проигрывать много раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила и игра для него была неким ритуалом, который так любят аутисты.

     Начиная обучение новому навыку, вначале используйте простые и легкие задания, а затем постепенно повышайте уровень их слож­ности. Например, если хотите научить ребенка складывать пазл, начните с картинки из двух-трех элементов. Если ребенок учится нанизывать бусины на нитку, начинайтене с мелких бусинок и тоненькой ниточки, а крупных массивных бусин и проч­ного толстого шнурка.

  Существуют две полезные методики, называемые «прямая» и «об­ратная последовательность». Любое действие можно представить в виде цепи или последовательности маленьких шагов. «Прямая последовательность» означает, что вы поощряете ребенка выпол­нить первый шаг в цепи и заканчиваете действие сами; «обратная последовательность» — что ребенок заканчивает действие, кото­рое начали вы. Постепенно увеличивайте участие ребенка, пока, наконец, он не начнет выполнять все действие целиком.

     Если вы учите ребенка складывать пазл, более полезна будет «обратная последовательность». Сложите все элементы картин­ки, кроме последнего. Пусть ребенок положит его сам и обрадует­ся получившейся картинке. Похвалите ребенка за то, что он сло­жил картинку. Постепенно поощряйте его все активнее участво­вать в игре. Важно при каждой возможности вызывать в нем чув­ство радости и гордости за свой успех. Чем больше вы облегчите ребенку задачу в начале обучения, тем охотнее он будет учиться дальше.

    Большинство детей с особыми нуждами легче познают новое, ес­ли к ним применяют мультисенсорный подход, т.е. стараются за­действовать все их органы чувств.

Запомните фразу: «Услышал, увидел, сделал!» Вместо того, что­бы просто рассказывать ребенку о том или ином предмете, вклю­чите и другие способы восприятия. Если речь идет о фруктах, по­кажите ему фрукты, дайте их подержать, понюхать, поиграть ими и попробовать. Реальный предмет воспринимается гораздо легче, чем картинка в книжке. Многие дети лучше воспринимают зри­тельные образы, чем слова. Поэтому недостаточно просто пока­зать или рассказать ребенку, что вы делаете, он должен сам попро­бовать выполнить то же действие (можете использовать метод «рука в руке» — взять руки ребенка в свои и помочь ему). Если вы просите ребенка выполнить какое-то задание, а он не хо­чет или не может этого сделать, сделайте это за него, сказав, например: «Хорошо, тогдая сделаю». Ребенокдолжен чувствовать, что его занятие — важное дело, которое необходимо закон­чить. Если вы просто пожимаете плечами и переходите к чему-то другому, у ребенка возникает впечатление, что его успех по-насто­ящему никому не нужен.

            На любой стадии развития необходимо давать ребенку как можно больше возможностей для исследования и эксперимента. Для наи­лучшего понимания окружающего мира и собственных действий ребенку нужно испробовать свои навыки на возможно большем количестве различных предметов и в возможно более разнообраз­ной обстановке. Например, если ребенок научился строить башни, пусть строит их из кубиков, деревянных чурок, спичечных короб­ков, консервных банок и т. д. Пусть строит башни у себя вдетской из кубиков, в ванной — из губок

      При обучении важен ритм занятия. Аутичный ребенок способен очень недолго оставаться в ситуации, когда от него требуется произвольное внимание и выполнения произвольных действий. Им свойственна психическая пресыщаемость, они быстро истощаются физически, поэтому для них необходим индивидуальный ритм работы, более частое переключение с одного вида деятельности на другой. Не отвлекаясь, ребенок способен выполнять один вид деятельности не более 10 минут, хотя это, конечно, очень индивидуально. Педагогу следует заранее продумать и написать индивидуальные задания на карточках, которые он будет давать ребенку при малейших признаках усталости или недовольства с его стороны.

     Таким образом, организуя занятия необходимо учитывать     принципы структурированного обучение:

1. Занятие строиться исходя из интересов ребенка (больше любит рисовать, играть с мячом, машинками, складывать конструкторы и т.д.)

2. Последовательность в своих действиях (все сказанное педагогом подтверждается последующими действиями)

3. Любое задание, просьба или игра нуждаются в завершении, что требует строгости в действиях взрослого. Это помогает структурировать деятельность ребенка.

4. От простого к сложному. Занятия начинаются с простых знакомых ребенку упражнений, которые связаны с положительными эмоциями

5. Многократное повторение, не только на занятиях, но и в бытовых ситуациях, игре способствует выработке и закреплению необходимого навыка или знания

6. В святи со склонностью детей с аутизмом к конкретному типу мышления и восприятию окружающего мира, им сложно манипулировать абстрактными образами, в связи с чем в работе используется принцип наглядности в обучении с последующим переносом зрительного образа (восприятия) в словесную форму (слуховое восприятие)

          Важно помнить, что в сложных случаях коррекционно-развивающие занятия должны быть достаточно интенсивны и продолжительны.       Коррекционная работа с любым ребенком, а с аутичным - тем более, будет более успешной, если ее проводить комплексно, группой специалистов: психиатром, невропатологом, психологом, логопедом, музыкальным работником, воспитателем и родителями. Но только при одном условии: работа специалистов и родителей должна проходить по одной программе.

 

             Информационные ресурсы.

1.     Янушко Е.А. / Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теровипф, 2004.-136с.

2.     Сара Н.ьюмен/ пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой/ Игры и занятия с особым ребнком

     3. http://www.migdal.ru/psychology/527/

     4. http://works.tarefer.ru/70/100007/index.html

       5. http://adalin.mospsy.ru/l_02_10.shtml


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн