Вы не зарегистрированы

Авторизация



Роль художественной самодеятельности и организации культурного отдыха личного состава СФ в укреплении его морального духа.

 

Роль художественной самодеятельности и организации культурного отдыха личного состава СФ в укреплении его морального духа.

Сегодня все более очевидным становится решающая роль морального, духовного фактора в достижении необходимого уровня боевой готовности войск, укреплении воинской дисциплины и правопорядка, повышения качества боевой учебы и службы. В сложившихся условиях государственная стратегия России должна постоянно опираться на историческое и духовное наследие своего народа. Поэтому закономерно усиление внимания к художественным и нравственным компонентам культурной деятельности в Вооруженных Силах, взятом, в том числе и в историческом аспекте.

 Изучению роли морального фактора посвящено большое количество как советских, так и современных российских работ. К советскому периоду относятся исследования М.П. Субботина [11], С. Ильина [4], Д.А. Волкогонова[1]. На современном же этапе наибольший интерес представляют монографии В.Ф. Зима [3], Е.С. Сенявской [10], И.Д. Ковальченко [6], И. М. Капитанец [5], В.О.  Левашко [9].  Большой вклад в разработку понятия духовных сил народа, роли морального фактора на войне внес профессор, доктор исторических наук Н. Д. Козлов[7],[8]. Однако в данных работах отдельно не рассматривался вопрос о моральном состоянии личного состава Северного флота и методах командования по его укреплению накануне и в период Великой отечественной войны.

Основная цель данной статьи – раскрыть роль организации культурного отдыха личного состава, а так же работы местной художественной самодеятельности в укреплении морального духа советских солдат и командиров на примере Северного флота. При этом рассматриваемый период ограничивается июнем 1941- осенью 1942 года, то есть наиболее драматичным и тяжелым для Советского Союза первым периодом Великой Отечественной войны.

  Необходимо выделить три основных метода, которые использовались на Северном Флоте (СФ) в период Великой Отечественной Войны для организации культурного отдыха личного состава.

Наиболее распространенным и массовым методом являлась организация местной художественной самодеятельности, которая играла большую роль в системе воспитательной работы, а также в организации культурного досуга личного состава подразделения, корабля или части Северного флота.

Необходимо сказать, что художественная самодеятельность являлась неотъемлемой частью жизни СФ и до начала войны,  в период же Великой Отечественной войны она не только не потеряла своего значения, но и обрела новое дыхание. Как справедливо указывалось в «Обзоре краснофлотской художественной самодеятельности за период Отечественной войны», изданном в апреле 1944 года Главным Политуправлением ВМФ (ГПУ), «силой художественного слова, силой песни, разными видами искусства, классического и современного, краснофлотская художественная самодеятельность воспитывает массы в духе преданности нашей Родине и жгучей ненависти к ее врагам, в духе верности военной присяге и беззаветной любви к своему флоту, кораблю, оружию. <…> Были люди, которые утверждали, что во время войны некогда и нет времени заниматься художественной самодеятельностью. Жизнь опровергла эти ошибочные и вредные соображения и вызвала широкое распространение краснофлотской художественной самодеятельности»[14, Л.73]. В период максимального напряжения моральных и физических сил в условиях войны краснофлотцы находили возможность организовывать различные творческие кружки при клубе части, подразделения или корабля, готовить номера, выступать перед сослуживцами, воодушевлять их на дальнейшую непримиримую борьбу с врагом.

В качестве примера можно привести данные, озвученные в «Обзоре опыта культурно-просветительной работе на Северном флоте за 11 месяцев Отечественной войны», сделанном начальником 4-ого отдела Политического Управления (ПУ) СФ полковым комиссаром Киприяновым 16.06.1942г.: «В частях ВВС, где начальником клуба политрук КУПЦОВ и КОВАЛЕВ коллективы художественной самодеятельности часто выезжают в другие части и соединения, обмениваясь подготовленными программами. Репертуар подбирается из газет и журналов, в большинстве случаев монтируется из материалов своих авторов. Большим успехом у зрителей пользуются литературные монтажи «Наша Родина», «Поздравление патриотизма», частушки о летчиках и другие номера, авторами которых являются краснофлотцы и командиры-летчики. В частях морской пехоты, где начальником клуба младший политрук КОПУДИН, хорошо поставлена работа затейников. Выступления затейников проходит по землянкам почти ежедневно в часы массовой работы. Есть хороший актив, состоящий из комсомольцев активистов и политработников. Много пишется репертуара своими силами (стихи, частушки, рассказы). В части Мурманского укрепленного района, где начальником клуба младший политрук ЧЕРНОМОР, художественная самодеятельность организованна в каждом подразделении. Проводятся вечера-концерты. В программах боевые песни о героях отечественной войны, краснофлотские частушки, скетчи». [12, Д.626, Л.140-140об.]  Можно сделать вывод, что художественная самодеятельность играла огромную роль в жизни личного состава, при этом практиковались так называемые ее «малые формы» как наиболее своевременные и общедоступные. Малые формы — это антифашистские прологи, интермедии, стихи, басни, литературные монтажи и др. Происходило это потому, что нужны были новые оперативные формы, которые можно было раздробить в лозунги и плакаты, необходимы были боевые фельетоны. Большое внимание уделялось созданию юмористических произведений, таких как частушки и анекдоты, а также работе затейников. Выступления сослуживцев снимали усталость боевых будней, давали заряд бодрости, смелости и отваги, а самое главное строились они, во многом на местном и флотском материале, что приближало их к зрителю, делало более понятным и актуальным. 

Необходимо так же отметить, что художественная самодеятельность на местах аккумулировалась вокруг клуба части, подразделения или корабля, возглавляемым политруком. Советское руководство ещё до начала Великой Отечественной войны озаботилось организацией деятельности местных клубов, четко определило цели и задачи их деятельности. Так, 24 мая 1941г. издается «Положение о клубе корабля», утвержденное заместителем начальника Главного управления политической пропаганды (ГУПП) дивизионным комиссаром Лебедевым, из которого следует, что основная задача клуба –  «быть центром организации и проведения массовой политической, военно-морской и культурно-просветительской работы на корабле», а основным содержанием его деятельности является «пропаганда, воспитание дисциплины и  организация досуга и повышение культурного уровня краснофлотцев и командиров»[13, Л.1]. Всего на 16.07.1942, согласно «Списку штатных клубов на Северном флоте и БВФ», составленному начальником 4-ого отдела ПУ СФ полковым комиссаром Киприяновым на СФ и входящей в его состав Беломорской военной флотилии (БВФ) насчитывалось 3 Дома военно-морского флота (ДВМФ) и 59 клуба (См. таблицу).[12, Д.626, Л.77об]:

Домов военно-морского флота

1-ого разряда

1

Домов военно-морского флота

2-ого разряда

2

Клубов

1-ого разряда

6

Клубов

2-ого разряда

16

Клубов

3-ого разряда

37

При этом, на документе стоит приписка от руки, что в трех клубах нет штата сотрудников (Склад артбоезапаса (ВВС), 508 ОАЗД, 507 ОАЗД) и один клуб в списке пропущен (Клуб 1-ого ОАД Сеть–Наволок). То есть на 16 июля на СФ существовало 60 клубов, однако фактически действовало из них только 57. Тем не менее, цифра достаточно значительная, сеть клубов плотно охватывала практически весь СФ.

Помимо местной художественной самодеятельности, которая существовала практически во всех частях, подразделениях и кораблях СФ, ПУ организовывало их посещение концертными агитационными бригадами, художественными коллективами ДВМФ СФ.

Уже менее чем через месяц после начала Великой Отечественной войны, к 15 июля 1941г на основе художественных коллективов ДВМФ СФ были сформированы две пробные агитбригады (начальники Болтунов и Денщиков). Основные задачи агитбригад были определены в специальных   «Указаниях к работе агитбригад», утвержденным начальником управления политической пропаганды СФ Н.А. Ториком: «Агитационные бригады должны оказывать практическую и всестороннюю помощь политотделам и военкомам кораблей и частей в развертывании воспитательной работы и организации культурного досуга личного состава. Воспитательная работа должна быть целеустремлена  на воспитание в личном состава смелости, храбрости и неиссякаемого упорства в бою, презрения к смерти и жгучей ненависти к врагу, на прославление героев Великой Отечественной воины и воспитание у личного состава чувства отвращения и презрения к трусам и паникерам...»[12, Д. 587, Л. 42-45]

Согласно докладу «Первый опыт работы Агитбригады ПУ СФ», изначально агитбригады формировались следующим образом: «Начальником является один из лекторов ПУ, который наряду с общим руководством всей агитбригадой  лично сам ведет агитационную и пропагандистскую работу. В одну бригаду включен старший инструктор ПУ по печати, а во вторую – представитель редакции флотской газеты. Их задача состоит в том, чтобы помогать в частях и на кораблях в оформлении и выпуске «Боевых листков». В бригады включены ещё и художники, которые кроме помощи в оформлении «Боевых листков» изготавливают лозунги, плакаты, выставки и т.д. Остальные участники агитбригады – артисты краснофлотского театра и ансамбля песни и пляски СФ. Всего  в составе агитбригады  30-35 человек».[12, Д. 587, Л. 35] Однако вскоре, учитывая основные недостатки, выявившиеся в ходе работы агитбригад, в их организацию были внесены существенные изменения. В частности, как отмечалось в выводах к данному докладу: «состав в 30-35 человек громоздкий <…>, из двух бригад сделано три, в каждой будет по 20 человек. Одного пропагандиста не достаточно, сейчас мы включаем в агитбригады всех лекторов ПУ и ДПП, у каждого из них будет не менее 6-7 подготовленных тем бесед и докладов».[ 12, Д. 587, Л. 40]. Выступления агитбригад были очень тепло встречены во всех частях и соединениях СФ. Краснофлотцы с нетерпением ждали выступления артистов и лекторов. Об этом говорят многочисленные отзывы данные рядовым и командным составом после выступления бригад. Вот пример отзыва, подписанного старшим лейтенантом Космачевым, полковником Губановым и лейтенантом Кроль: «Ваше выступление воодушевляет нас на самоотверженную борьбу с фашизмом. Передайте Военному Совету, что каждый из нас не дрогнет в бою, что, если нужно будет, мы готовы отдать свою кровь, свою жизнь за любимую Родину. Передайте, что будем драться, пока бьется в груди у нас сердце, пока видят глаза. Мы будем бить гадов так, как бьют наши герои североморцы» [12, Д. 587, Л. 33-34]. Деятельность агитационных бригад сыграла серьезнейшую роль в укреплении морально-психологического состояния личного состава СФ, воспитании в нем патриотизма и ненависти к фашистским захватчикам.

Всего согласно «Обзору о состоянии агитационно пропагандисткой работы на кораблях и частях СФ», составленному начальником 2-ого отдела ПУ СФ полковым комиссаром Ярошем от 17.08.1941,   «за первый месяц своей работы с 15 июля агитбригады обслужили все основные соединения СФ: МУР, ВВС, ОВР, Тыл, ПВО, ОДМ. За это время они дали 140 концертов, провели 78 докладов и бесед, 36 инструктивных занятия с агитаторами, 32 инструктивных занятия с редакторами «Боевых листков». [12, Д. 587, Л. 26] Безусловно, опыт работы агитбригад показал, что их применение себя полностью оправдало и оказало существенную помощь политическим органам и парторганизациям. Учитывая насколько серьезно деятельность агитбригад способствовала подъему боевого духа личного состава, командованием было принято решение о целесообразности их дальнейшего применения.

С конца 1941г. художественные коллективы ДВМФ – театр, ансамбль краснофлотской песни и пляски и джазовый ансамбль стали работать одновременно как самостоятельные цельные коллективы. Как отмечает начальник 4-ого отдела ПУ СФ полковой комиссар Киприянов в «Обзоре положительного опыта культурно-просветительской работы за первые 11 месяцев Отечественной войны на СФ»: «Выступления коллективов ДВМФ проходили в самых разнообразных сложных условиях. Концерты давались в отсеке подводной лодки, на палубе и в трюме корабля, в землянке, кубрике, в палатке, на грузовике и просто у подножья сопки. Часто выступления концертных бригад заканчиваются митингами, на которых выступают бойцы, командиры и политработники, давая слово ещё крепче бить врагов нашей Родины. За время войны нет ни одной неудовлетворенной заявки воинских частей на концерты»[12,Д.626, Л.138об]. Об этом свидетельствует масса отзывов, вот один из них, написанный бойцами и командирами после выступления ансамбля в части на о. Куусинен: «Ансамблю краснофлотской песни и пляски СФ. Поздравляю всех исполнителей и руководителей Вашего Ансамбля с замечательным успехом Вашей работы. Выступления вашего молодого коллектива имеют, несомненно, большое художественное и политическое значение. С особенно глубоким удовольствием я слушал песни вашего хора по морской и красноармейской тематике»[12, Д.626, Л.139].

Необходимо сказать, что значительную часть репертуара творческих коллективов ДВМФ СФ, а также многих коллективов местной самодеятельности, составлял материал написанный поэтами и композиторами, находящимися на СФ. Это делало выступление коллективов более злободневным и близким к зрителю. Материал, созданный композиторами и поэтами СФ, не только исполнялся, но и печатался в газете «Краснофлотец», в эстрадном сборнике и в сборнике «Слава бесстрашным», тем самым творческие коллективы не только Северного флота, но и других флотов, а так же РККА получали возможность использовать его в своей концертной деятельности. Согласно «Обзору положительного опыта культурно-просветительской работы за первые 11 месяцев Отечественной войны на СФ», поэты А. Жаров, Н. Панов, Я. Родионов, А. Ойслендер, Н. Флеров; композиторы Е. Жарковский, Б. Терентьев, М. Боголепов  за период пребывании на СФ создали большое количество пьес, поэм, стихов и песен, прославляющих героику североморцев, их подвиги и боевые дела во славу Родины. Так, за период войны композиторами Е. Жарковским, Б. Терентьевым, Б. Боголеповым и др. написано свыше 100 музыкальных произведений. Наиболее популярными были: песни о тов. Сталине; песни о североморцах-героях Советского Союза Сафонове, Сивкове, Кислякове, Колышкине, Старикове, Лунине; песни о гвардейцах – о подводниках и летчиках. Много песен посвящено отдельным кораблям, отрядам, частям и подразделениям СФ [12, Д.626, Л.139об, 141].

Таким образом, значительную часть культурного обслуживания личного состава Северного флота приходилось именно на художественные коллективы ДВМФ. Их каждодневная творческая работа вселяла в товарищей по оружию смелость, решительность веру в победу, любовь к Родине и ненависть к врагу, тем самым поднимая их общий моральный дух, способствуя успешному ведению боевых действий.

Помимо художественных коллективов ДВМФ, СФ обслуживался концертными бригадами, фронтовыми театрами, присланными из Москвы или прибывшими с других флотов. Из них наиболее плодотворную работу провела бригада Мирова и Дарского давшая многие десятки концертов и обслужившая десятки тысяч краснофлотцев и командиров СФ.

Бригада состояла из 13 артистов - Дарского Е.П., Мирова Л.Б., Дыховичного В.А., Голубевой О.А., Раскатова М.Б. , Назаровой Э.М., Леман Т.Н., Арсеньевой З.С., Гуревич И.М., Орлова А.Д., Даровского М.М., Симановской Р.А., Васильева Д.Н., а так же руководителя бригады Пищик С.А. [12, Д.619, Л.57]. Она находилась с первых дней на фронте, обслуживая Западный фронт, однако в ноябре была командирована на Северный флот Комитетом по делам искусств при СНК СССР и ГПУ ВМФ СССР сроком на один месяц, но находилась там, значительно более долгий период – с 6.11.1941г. почти 3 месяца, после чего была направлена на Карельский фронт, где ею было дано более 100 концертов. Всего на тот момент на счету концертной бригады было около 500 проведенных концертов [12, Д.619, Л.39, 45, 47].

Как следует из доклада «Об итогах работы бригады Московских артистов на Северном ВМФ» руководителя коллектива С.А. Пищика, концертная бригада включилась в активную работу сразу на следующий день после приезда в г. Полярное.: «Наши концерты начались в Полярном в ДВМФ в праздник Октябрьской революции. Несколько концертов было дано в Доме флота для командно-политического состава и для английских моряков <…> В Полярном мы давали концерты на кораблях, на базе подводников, в госпиталях, для частей морской пехоты, выступали у связистов и т.д. <…> 10 концертов, на которых присутствовало несколько тысяч краснофлотцев, дано на базе подводников. С подводниками у нас установилась тесная дружба. Не было случая, чтобы подлодка, возвращаясь с победой после потопления в Баренцевом море транспорта противника, на свое торжество не приглашала бы бригаду для концерта по случаю новой победы» [12,Д.619, Л.39,40].После того как были обслужены практически все части, находящиеся в районе г. Полярное, концертная бригада отправилась на боте в губу Грязную и Ваенгу, где находились авиабазы СФ. Как отмечается в докладе: «Концерты там давали в клубах летчиков и непосредственно в землянках на боевых аэродромах. <…>Также, как и в Полярном, нами были даны концерты для английских летчиков, на которых присутствовало командование британских сил.  Более 20 концертов проведено для летного состава флота. Находясь на Губе Грязной одновременно с обслуживанием летчиков, мы давали концерты в море на эскадренных миноносцах, прибывших сюда с боя. Командование воздушных сил флота специальным приказом отметило работу бригады» [12, Д.619, Л. 40, 42].

Интересен тот факт, что бригада Мирова-Дарского уже не первый раз находилась на СФ. Ещё в Советско-финскую войну 1939-1940гг., концертная бригада обслуживала североморцев. Это было отражено в стихотворном приветствии, опубликованном в местной газете летчиков «За Родину»:

 

 

<…>Тому лишь два года…

Лихая погода,

Война с белофиннами, ветер, мороз…

В декабрьский вечер

На славную встречу

К орлам заполярным нас катер привез

Но теплым приветом

Декабрь сделав летом,

На всем вы поставили дружбы печать,

Дав нам на прощание

Свое обещание

Иначе незваных пришельцев встречать.

В ответ мы сказали,

Что в этом же зале,

Лишь только страна призовет вас к боям,

Появимся снова.

Сдержали мы слово,-

Вернулись к своим заполярным друзьям.

И снова мы вместе

И слово на месте:

Вы встретили жарко незваных гостей.

Незваные гости

Лежат на погосте

Вовек не собрать им «арийских» костей.<…> [2]

 

 

         Следующим пунктом назначения бригады, согласно докладу, был о. Сеть Наволок, а так же острова Старый и Новый Кильдин, где артисты и музыканты «дали в общей сложности 25 концертов для артиллеристов по 3-4 концерта в день, как правило, в землянках на позициях батарей». Творческий коллектив посетил так же о. Кувшинка, где были даны представления для экипажей кораблей.[12, Д.619, Л.42]. Безусловно, приезд и выступление московских артистов встретил массу положительных откликов и благодарностей. В качестве примера можно привести отзыв на выступление бригады зенитного подразделения (в отзыве номер подразделения не указан, присутствует только фамилия военного комиссара – Моляренко): «…мы краснофлотцы и командиры зенитного подразделения <…> искренне благодарим коллектив бригады <…> за внимательное и чуткое обслуживание <…> Концерт оставил у нас глубокое впечатление; нельзя не отметить игру тов. Мирова, его номер прост, в то же время захватывающий и злободневен, радуешься от всей души такому мастерству. <…> Цыганские пляски, - исполнительница тов. Арсеньева, - в них столько эмоций, задора и огонька, что, кажется, что сам вливаешься в гармонию этих ритмичных движений. Слова фельетона тов. Дыховичного – «Линия СТАЛИНА» гремят призывом к борьбе с фашизмом, мобилизуя краснофлотцев и командиров на решающий и последний бой со злейшим врагом – немецким империализмом. Ваше слово тов. Дыховичный, это русский штык и бомба в подлое сердце коварного врага. Дорогие товарищи, наши чувства благодарности всем вам – нельзя полностью передать словами, и мы их предадим нашими боевыми делами на фронтах борьбы с немецкими империалистами»[12, Д.619, Л.51].

         Однако самое сложное было впереди – Военный Совет Флота, согласно докладу, распорядился посетить передовые позиции морской пехоты и гвардейской дивизии, проходящие по р. Западная Лица. На подходе к полку артисты, передвигавшиеся колонной на подводах, были обстреляны артиллерийским огнем немцев, однако, к счастью, никто не пострадал. Прибыв на позиции, бригада дала с ходу 3 концерта подряд, находясь всего лишь в полукилометре от расположения немцев. Всего же артистами на передовой было дано 17 концертов, а так же написано специальное стихотворение:

 

 

Мечтали немцы навалиться

На речку Западная Лица.

У речки  - Западная Лица,

Фашистов вытянулись лица

Их кровью вымокла землица,

У речки Западная Лица.

Придется немцам удалиться

От речки Западная Лица.

Водицы немцам не напиться

Из речки Западная Лица.

Мы будем бить, как говорится,

Их, не взираючи на лица,

Рекой советской будет литься

Та речка Западная Лица.

[12, Д.619, Л.42,43]

 

 

После посещения передовой концертная бригада вернулось в г. Полярное, где повторно дала ряд концертов, после чего отбыла в г. Мурманск для обслуживания морских частей тыла. В Мурманске концерты давались  в клубе тыла, на кораблях, госпиталях, флотских частях. Всего было дано 20 концертов. Кроме того, в Мурманске был дан специальный большой концерт на торжественном заседании интернационального вечера встречи моряков и стахановцев мурманского пароходства с английскими, американскими, голландскими и другими иностранными моряками. Всего же за 3 месяца пребывания на Северном флоте бригадой было дано 150 концертов. Руководитель группы С.А. Пищик в своем докладе писал: «Всюду, где мы выступали, на кораблях, аэродромах, в домах флота и клубах, землянках и блиндажах, везде бригаде был оказан теплый прием. Концерты проходили с исключительным успехом. По окончанию почти каждого концерта – выступали североморцы, которые тепло благодарили за концерты, за отдых и бодрую зарядку, просили передать привет Москве и заверяли, что будут биться до последней капли крови, пока не уничтожат немецких оккупантов» [12, Д.619, Л.43].

Помимо положительного эффекта, который непосредственно оказал приезд и обслуживание бригадой североморцев, большое значение имели произведения, написанные артистами на местном материале. Данные произведения и далее, уже после отъезда бригады, использовались коллективами местной художественной самодеятельности для укрепления морального духа краснофлотцев и командиров. Можно указать следующие примеры, которые приводит в своем докладе С.А. Пищик: героический фельетон «За что боролись» (о боевых делах североморских подводников), героический фельетон «Линия Сталина» (героизм летчиков, артиллеристов, подвиг первого Героя Советского Союза на Северном Флоте Кислякова), специальная интермедия о подвигах летчика Сафонова, песня «Окэй» с припевом на английском (о дружбе советских и английских летчиков), песни «О Полярном», «Ты моряк Мишка, моряк на скале…» и др.[12, Д.619, Л.44].

По итогам работы концертной бригады московских артистов на Северном флоте, ей неоднократно объявлялась благодарность. Так, в приказе командующего Северным флотом вице-адмирала А.Г. Головко №2 от 7 января 1942г. «О вынесении благодарности бригаде московских артистов за отличную работу на Северном флоте» говорилось: «Работа бригады на Северном флоте ещё не закончена и продолжается при неизменной высокой оценке их деятельности  и отличных отзывах личного состава. Кроме концертов, бригада и особенно ее ведущие артисты <…> оказали творческую помощь художественным коллективам флота, Ансамблю, Театру и Джазу Северного флота  <…> За отличную работу бригады московских артистов на Северном флоте объявляю благодарность всем участникам и руководству бригады...» [12, Д.619, Л.47,48]. А в апреле 1942г. по представлению начальника отдела культмассовой работы Главного ПУ РКВМФ полкового комиссара Портнова бригаде было присвоено почетное наименование «Первая Военно-Морская Концертная Бригада Комитета по Делам Искусств при СНК СССР».

Таким образом, работа местной художественной самодеятельности краснофлотцев, художественных коллективов ДВМФ Северного флота, обслуживание личного состава частей и кораблей бригадами артистов из Москвы, фронтовыми театрами, творческими коллективами других флотов играло важнейшую роль в укреплении морального духа воинов. С одной стороны краснофлотцы и командиры, находясь на представлениях, могли снять напряжение суровых боевых будней, посмеяться острой шутке, веселой частушке артистов, с другой, содержание программ выступления творческих коллективов способствовало развитию в зрителях беззаветной преданности Родине, ненависти к фашистам, воли к победе.

 

Список источников и литературы:

  1. Волкогонов Д.А. Война и армия. Философско-социологический очерк./ Д.А. Волкогонов – М.: Воениздат,1977. – 432с.
  2. За Родину. 1941. 18 ноября.
  3. Зима В.Ф. Менталитет народов России в войне 1941 – 1945 гг./В.Ф. Зима – М.:ИРИ, 2000. – 277с. ISBN 5-8055-0036-1.
  4. Ильин С.К. Моральный фактор в современных войнах. / С.К. Ильин. –  М.:Воениздат, 1979. – 224с.
  5. Капитанец И. М. Война на море 1939 – 1945. Военно-морское искусство во Второй мировой и Великой Отечественных войнах/ Капитанец И. М. – М.: «Вече», 2005 – 399 с.
  6. Ковальченко И.Д. Историческое познание: индивидуальное, социальное и общечеловеческое // Свободная мысль, 1995 № 2 – C. 116-120.
  7. Козлов Н.Д. Официальное и обыденное сознание в годы Великой Отечественной войны / Н.Д. Козлов, М.М. Довжинец – СПб.: Альтер Эго, 2008. – 336с. ISBN 5-9157-3001-3
  8. Козлов Н.Д. С волей к победе: пропаганда и обыденное сознание в годы Великой Отечественной Войны / Н.Д. Козлов – СПб.: ЛГОУ, 2002. – 312с. ISBN 5-8290-0270-1.
  9. Левашко В. О. На Балтике в советско-финляндскую. Морально-политическое состояние личного состава краснознаменного Балтийского флота в период Советско-Финской войны (1939-1940 гг.) / В.О. Левашко – СПб., 2009. – 286с. ISBN 5-9156-4006-3.
  10. Сенявская Е.С. Человек на войне. Историко-психологические очерки на примере двух мировых войн и афганской войны/ Е.С. Сенявская – М.: ИРИ,1997. – 226. IBSN 5-8243-0782-2
  11. Субботин М.П. Моральный фактор в условиях современной войны. Лекция. / М.П. Субботин–Ростов-на-Дону: РВКИУ, 1972. – 47с.
  12. Центральный военно-морской архив (ЦВМА) Фонд № 11 – Главное политуправление ВМФ. Опись 2.
  13. Центральный военно-морской архив (ЦВМА). Инвентарный №6189 Положение о клубе корабля.
  14. Центральный военно-морской архив (ЦВМА). Инвентарный №6440 Обзор краснофлотской художественной самодеятельности за период Отечественной войны. М.: Главное политическое управление ВМФ,1944.

»  Tags for document: