Официальный сайт e-rus 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Бугаева О.А. Социальные сервисы на службе у ЭОР

Автор: 
Бугаева Ольга Алексеевна
Место работы: 
МОУ Воробьевская СОШ, Воробьевского района, Воронежской области Учитель информатики и математики
Контакты: 
[email protected] http://bugaevaoa.ucoz.ru/

Социальные сервисы на службе  у ЭОР

Главная задача образования - это обеспечение пяти качеств в человеке: любознательности, духа, не признающего поражения, настойчивости в достижении цели, готовности к самоотречению и, прежде всего, сострадания.
 К. Хан

Аннотация
В статье рассматривается возможность применения некоторых социальных сервисов Web 2.0 для подготовки учителем собственных электронных образовательных ресурсов различных типов. Дается описание основных педагогических задач, решаемых с помощью созданных ЭОР, предлагаются способы их использования.

 

В современном обществе выпускникам требуется не только большой запас знаний самых разнообразных наук, но и качества свободной, творческой и ответственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в быстроменяющемся информационном мире. А потому и  современное образование должно строиться на формировании навыков саморазвития и самообразования, сотрудничества, творческого и критического мышления, самостоятельности, ответственности, использования знаний и моделей поведения реальной жизни, рефлексии и самооценки. Все это требует внедрения новых педагогических технологий, лежащих в плоскости личностно ориентированного образования, для которых характерно сотрудничество участников образовательной деятельности, диалог,  деятельностный и творческий характер, индивидуальная поддержка ребенка, свобода для принятия самостоятельных решений, выбора содержания, способов учения, поведения и обмена мнениями, сотворчество учителя и ребенка.

Организовать учебный процесс с  максимальной эффективностью в современной школе можно лишь с помощью современных электронных образовательных ресурсов.
Обычно под электронным образовательным ресурсом понимают образовательный контент, облеченный в электронную форму, который можно воспроизводить или использовать с привлечением электронных ресурсов.
Ученику использование ЭОР дает возможность действительно научиться. Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома полноценные практические задания, провести диагностику собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится более полноценным.  С ЭОР изменяется и компонент получения информации. Ученик не просто изучает текстовые описания объектов, процессов, явлений, а может увидеть их и исследовать в интерактивном  режиме.

А что дает использование ЭОР учителю? На сайте pedsovet.org Е. И. Бегенева из Воронежской области формулирует ответ так:

  • конспекты не писать;
  • сумки с тетрадками на проверку не носить, при этом ежедневно имеем фронтальный опрос, и нет проблемы объективности оценок – с компьютером не поспоришь;
  • экономим «горловые» усилия, освобождаемся от рутинной части урока, взамен получаем хорошо подготовленных деток для «десерта» – творчества;
  • решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо уткнулись в экраны, либо участвуют в общей дискуссии,  интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен;
  • вырос авторитет учителя и в классе, и среди коллег: компьютерные технологии – это «круто» и престижно.

Повышения эффективности и качества образования можно ожидать лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать инновационными качествами. К основным инновационным качествам ЭОР можно  отнести:

  • Обеспечение всех компонентов образовательного процесса: получение информации; практические занятия; аттестация (контроль учебных достижений). 
  • Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно- деятельностных форм обучения. Можно сравнить два типа домашних заданий: получить из книги описание путешествия или самому совершить виртуальное путешествие. 
  • Возможность удаленного (дистанционного), полноценного обучения.
  • Электронные образовательные ресурсы включают в себя:
  • иллюстрации, набор которых превышает по полноте и качеству предлагаемые в бумажных учебниках или плакатах;
  • аудио- и видеофрагменты, наличие которых позволяет учителю продемонстрировать необычное физическое явление, помочь перенестись вместе с учениками на несколько десятилетий назад в историческое прошлое или насладиться стихотворением в исполнении профессионального актера;
  • виртуальные лаборатории, с помощью которых можно провести научный эксперимент, недоступный с использованием стандартного школьного оборудования;
  • интерактивные карты;
  • схемы; 
  • рисунки.

Перечень современных образовательных ресурсов размещен на сайтах Образовательные ресурсы сети Интернет (http://katalog.iot.ru/ ) ,  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов(http://school-collection.edu.ru ).  Единое окно доступа к образовательным ресурсам (http://window.edu.ru/), ФЦИОР (http://fcior.edu.ru). Учитель в своей работе не может ограничиваться лишь теми ЭОРами, которые можно найти на бескрайних просторах Internet. Ведь  каждый из нас преподносит один и тот же материал по-разному, у каждого есть своя изюминка. И потому учителю нужны инструменты для создания собственных ресурсов, пусть и самых простых.
Решить эту проблему  мне помогают социальные сервисы Web 2.0, которые позволяют поставить в центр учебного процесса взаимодействие обучающихся между собой и учителями на основе инструментов социального программного обеспечения. Расскажу о некоторых сервисах, используемых мной для подготовки различных групп ЭОР.

Самые простые ЭОР — текстографические.  Их можно создавать с использованием Онлайн офиса. Это сервисы для мгновенного создания интерактивных публикаций в Интернете,  позволяющих учителю создавать интерактивный электронный документ для чтения с компьютера. При этом создается ощущение чтения бумажного документа: можно перелистывать страницы, отмечать интересные места, увеличивать масштаб изображения... в журналах, брошюрах,  презентациях. Примерами таких сервисов могут служить Calaméo, DinkyPage,  Penolo, Docme и т.д.

Использование возможностей Google Docs может обогатить урок, разнообразить виды учебной деятельности. Прежде всего,  это работа с текстовыми документами  (форматирование и редактирование текста: зачеркивание, подчеркивание, выделение цветом, курсивом, полужирным, другим шрифтом и другим цветом).
Google Docs содержит инструменты и для работы  с презентациями.  Допускается импорт презентаций, созданных в PowerPoint или OpenOffice, так же как и создание новой презентации с нуля только средствами самого web-сервиса, который позволяет не только загрузить почти любой известный формат, но также и выгрузить уже готовую презентацию в форматах PowerPoint или как pdf-файл. Отмечу, что Google Docs– это достаточно простой сервис, в нем нет каких-то продвинутых возможностей или множества эффектов, зато он понятный и надежный – ничего лишнего, что очень удобно в совместном использовании с учениками. Такие презентации можно использовать на уроках обобщения, для рефлексии, для выполнения домашнего задания и т.д.. Дополнительные плюсы – возможность очень легко вставлять видео в презентацию прямо с YouTube, а также предоставлять права доступа на свою презентацию, например, позволять ученикам редактировать ваши презентации.

Электронные таблицы в Google Docs могут редактировать несколько учеников одновременно. При этом каждый ученик может видеть изменения, которые вносятся другими, а также пообщаться с ними в чате, который доступен в этом же окне. Это очень удобно для быстрого сбора какой-либо информации. Выполнение проверочных заданий, когда каждый ученик выполняет задание на своем именном листе, не требует сбора выполненных заданий, все работы учеников находятся в одной книге.

Google Form  является составной частью Google Docs, но об этом сервисе хотелось бы сказать отдельно, так как наверняка каждый из нас найдет интересным опробовать его в своей педагогической деятельности. Этот сервис позволяет создавать анкеты, опросы, голосования и что немаловажно значительно облегчить их обработку и графическое представление результатов. Я использую  Google Form для создания тестов и анкет. Автоматически формируемая сводная таблица позволяет сделать быструю проверку и диагностику усвоения материала,  что помогает проводить коррекционную работу прямо на уроке или давать дополнительные задания учащимся по вопросам, с которыми они не справились при написании теста.  Flubaroo - бесплатный инструмент, работающий совместно с Формами Google, который позволяет

  • проверить ответы учащихся на вопросы теста; 
  • получить отчет и анализ успеваемости по каждому учащемуся:
    • количество правильных ответов, 
    • % правильных ответов;
    • на какие вопросы даны правильные/неправильные ответы;
  • получить отчет по каждому вопросу:
    • % правильных ответов учащихся;
    • специальным образом выделены вопросы, на которые меньше всего дано правильных ответов;
  • отправить учащимся оценки с их результатами теста и ключем к тесту.

 Использование тестов на уроках дает возможность осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения; вносить своевременную коррекционную работу в процесс преподавания; достоверно оценивать и управлять качеством обучения.
 Документы создаваемые пользователем, сохраняются на специальном сервере Google, или могут быть экспортированы в файл. Это одно из ключевых преимуществ программы, так как доступ к введённым данным может осуществляться с любого компьютера, подключенного к интернету , но при этом доступ защищён паролем. 

Социальные закладки можно использовать для формирования тематических ссылок на учебные материалы, для формирования специальных учебных заданий по поиску и накоплению ссылок по теме задания,  для анализа и обобщения информации по ссылкам. Примерами таких сервисов могут быть БобрДобр, Memori.ru,  "МоёМесто",  Яндекс.Закладки, и т.д.

ЭОР следующей группы тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту. Страницы книги мы читаем последовательно, осуществляя, таким образом, так называемую линейную навигацию. При этом довольно часто в учебном тексте встречаются термины или ссылки на другой раздел того же текста. Для создания таких документов можно использовать технологии Wiki, которые  позволят представить, расширить и аннотировать учебные материалы. Каждая статья в рамках Wiki связана со страницей обсуждения, которая может рассматриваться как дополнительная или оборотная сторона статьи. Электронный вариант представления учебных материалов дает учащимся возможность проследить связи между текстами. Простота языка wiki-разметки и способов работы в среде, их интуитивная прозрачность позволяют практически сразу включаться в активную работу по содержательной части образовательного ресурса очень быстро и получать осязаемый результат.
Образовательные Wiki-ресурсы

  • Википедия - Онлайн-энциклопедия, написанная самими пользователями. Каждый посетитель сайта энциклопедии может внести свой вклад: подправить статью, добавить или удалить информацию.
  • Летописи — Общенациональный образовательный проект с международным участием.
  • КМ-Wiki — Образовательный портал, посвященный использованию контентной образовательной информационной системы «КМ-Школа» в образовательном учреждении. Содержит тренинги для учителей по использованию мультимедиа контента «КМ-Школы» в учебной деятельности, конкурсы и проекты для учителей и учащихся, методические сообщества, опыт школ в использовании «КМ-Школы», научно-методические разработки.
  • wiki.vspu.ru — Портал образовательных ресурсов студентов и учителей.
    Совместная работа по разработке образовательных ресурсов, публикация материалов, обсуждение важных вопросов использования новых технологий в современном образовании.
  • Викизнание —  Проект по созданию большой, полной, современной, бесплатной, максимально свободно распространяемой гипертекстовой электронной энциклопедии.

Третий уровень ЭОР — это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Для подготовки таких ЭОР я использую скринкасты и интеллект-карты.

Скринкаст (англ. screen - экран и cast корень brodcasting - вещать) – это видеозапись с экрана монитора, так же известная как video screen capture (досл. видеозахват экрана). Скринкастинг – это быстро развивающееся явление в Интернете, однако далеко не все знают, что это такое и зачем он нужен. Где применяется. Это направление создало огромное количество информационных продуктов, направленных на обучение людей через Интернет. Может показаться, что записывая скринкасты учитель лишь освобождает себя от однообразной работы – объяснение материала. Но если посмотреть на скринкаст с другой стороны, можно найти немало других плюсов. Вот некоторые из них:

  • скринкаст – это инструкция для ученика, который плохо читает и не может вспомнить, о чём говорилось в начале этого длинного предложения в тексте. Эту «инструкцию» можно остановить в любое время, перемотать, прослушать и просмотреть несколько раз (с учителем ведь так не поступишь!);
  • скринкаст – это «помощник», который дома ещё раз всё объяснит и покажет;
  • скринкаст – это шанс для болеющих учеников не отстать от класса, находясь на больничном;
  • скринкаст – это самообразование, и т.д.

Скринкастинг практически безграничен, его возможности очень широки, можно визуализировать использование различных программ и сервисов, пошагово объяснять и показывать идеи разработок, со схемами и примерами. Сам процесс создания скринкаста – это своего рода написание картины, творческий процесс, который намного интереснее простого стучания по клавишам. Ученик  тоже больше заинтересован получить визуализированную и озвученную информацию, это лучше, чем читать голый текст. Джон Уделл приводит целый список жанров скринкастов, большинство которых могут успешно использоваться в образовании:

  • Руководство. Скринкаст, демонстрирующий работу приложений программ или сервиса.
  • Наглядное пособие. Это, как правило, короткий скринкаст, демонстрирующий последовательность действий пользователя приложения, ведущих к достижению определенного эффекта.
  • Скринкаст история - скринкаст, который используется как аргумент в техническом споре о достоинствах или недостатках того или иного средства.
  • Обзор программного обеспечения. Известный жанр, который наиболее часто реализуется в виде текста со скриншотами. Скринкаст делает его более наглядным и динамичным.
  • Анимированная доска преподавателя. Это наглядное средство, транслирующееся одновременно нескольким учащимся.
  • Скринкаст-видео. Этот жанр представляет собой сочетание видеофрагментов и последовательностей скриншотов с экрана компьютера.

Видео снимается как без звука, так и с ним. Для съемки можно задать все пространство экрана, его центральную часть, либо же самостоятельно отметить произвольную область экрана. Положение и размеры снимаемого участка регулируются. Тематика скринкаста может быть абсолютно любой, главное, включить фантазию и свои знания и способности. Догма– скринкаст должен быть информационно насыщенным и полезным. Для создания скринкастов существует множество различных программ: Screenr, Screencast-O-Matic,  Danicsoft - Copernicus, AviScreen Classic,  Screen Recorder,
CamStudio  и т.д.

Интеллект-карты – это еще один инструмент для создания ЭОР.  Mind maps или в переводе на русский «Карты ума», «карты разума», «карты памяти», «интеллект-карты», «ментальные карты», «майнд-мэпы».- это все удобная техника для представления процесса мышления или структурирования информации в визуальной форме. Интеллект-карта дает  графическое выражение процессов многомерного мышления и поэтому является наиболее естественным способом интеллектуальной деятельности человека. Интеллект-карты представляют собой мощный визуальный метод, дающий универсальный ключ к раскрытию интеллектуального потенциала каждого человека вне зависимости от возраста. Интеллект-карты являются инструментом, позволяющим эффективно структурировать и обрабатывать информацию, мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Словом, с помощью интеллект-карт можно представлять что угодно в разложенном «по полочкам» виде.
Цели создания карт могут быть самыми различными:

  • обучение: упорядоченную информацию легче запомнить и преподать;
  • конспектирование лекций, книг, подготовка материала;
  • решение творческих задач, мозговой штурм;
  • определение целей, расстановка приоритетов, личностное развитие;
  • планирование, разработка проектов,
  • обсуждение задачи, проведение тренингов, презентации;
  • развитие интеллектуальных способностей, ясности мышления.

 В карты ума можно добавлять развернутые описания к каждой записи, рисунки,  импортировать различные медиафайлы прямо в карту. Созданные карты можно отправлять по электронной почте и загружать на серверы (и тогда они будут доступны вашим коллегам и ученикам). Диаграммы можно также распечатать.
Использование карт ума позволяет:

  • развивать пособность быстро схватывать суть сказанного, прочитанного, увиденного;
  • лучше  охватывать происходящее,  более четкое планирование – не от логики, а от важности;
  • выигрывать во времени, не только быстрее, но и эффективнее;
  • лучше фокусироваться  на материале (новый способ должен запаковать материал в ключевые слова и картинки, выстроить связи, ассоциации.;
  • гораздо быстрее просматривать конспекты или обзоры с помощью ум-карты. гораздо легче запоминается и вспоминается;
  • для метода мозгового штурма это самый лучший инструмент;
  • креативить и творить – это, может, самая сильная сторона ум-карт.

Я использую карты  на уроках изучения нового материала, на уроках обобщения, в разработке проектов, для самостоятельной работы учащихся.
Могу порекомендовать следующие сервисы для создания карт Comapping ,  MindMeister , Spinscape, Mindoro и т. д.
Информационные технологии  постоянно развиваются, совершенствуются. И вероятно, через несколько лет мне будет смешно смотреть на мои «грандиозные достижения»,  но без них нет будущего, нет движения вперед, нет развития. Ведь человек получив удовольствие от творчества, всегда ищет еще более интересное и захватывающее. Так и для учителя - не должно быть места однообразию, учитель всегда должен искать новые средства, методы и способы обучения своих умных учеников.

Список используемых источников

  • Wiki-технология  [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://blogs.mdpu.org.ua/osadchiyvv/2011/06/15/wiki-texnologiya/
  • Андреев А. А Методические подходы к обучению с помощью веб 2.0. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.slideshare.net/PROelearning/2-12-20
  • Гладун А., Рогушина Ю. «Wiki-технологии». Телеком. Коммуникации и сети, 5/2008, с. 58
  • Для чего нам нужна карта ума. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://pro444.ru/uspeh/karta-uma.html
  • Патаракин Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю –М: Интуит.ру, 2007. – 64 с.
  • Патаракин Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 -М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009.
  • Попова М.В. «ИКТ в развитии межкультурной компетенции»

 

 

 

 

 

 

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн