Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные"

Данные об авторе
Автор(ы): 
Романова Р.А.
Место работы, должность: 

МБОУ " Средняя общеобразовательная школа посёлка Мариец",

учитель начальных классов

Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

а) обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное», дать понятие о несклоняемых именах существительных, наиболее часто встречающихся в речи; познакомить с происхождением и значением несклоняемых существительных, учить правильно писать и употреблять в речи несклоняемые имена существительные;

б) учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;

в) воспитывать интерес к языку и культуру учебного труда.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
13
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник "Русский язык" Рамзаева Т.Г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ  4 КЛАССА ПОД РЕДАКЦИЕЙ  Т.Г. РАМЗАЕВОЙ;
Используемое оборудование: 

карточки, презентация

Краткое описание: 
<p> План-конспект урока</p>

Ход урока

 I. Организационный момент

II. Словарно-орфографическая работа

1.     Словарная работа.

- Запишите слова под диктовку: сердце, утюг, щека,  сумма, тростник,  искусство,   лестница, ножницы, орех, ежиха.

Выделите (подчеркните) орфограммы, которые требуют запоминания.

 

Определите род существительных.

У какого слова вы не смогли определить род? Почему? Какие  слова вы ещё  знаете, которые используются только во мн. числе? (брюки, каникулы, часы, сумерки, очки, ворота)

Что объединяет эти слова? (Ответы детей). (  принадлежность к одной части речи.)

-Как вы думаете, для чего постоянно на уроках русского языка проводится словарно-орфографическая работа? (Ответы детей)

 III. Постановка учебной задачи

 1. Повторение и обобщение знаний об имени существительном.

- У вас на партах лежат карточки. По этим карточкам мы с вами повторим  - имя существительное. Все нашли  карточку № 1.

Карточка №1.

Вставить пропущенные (недостающие слова)

 1. Имя существительное – это ____________________, которая отвечает на вопросы ______, ________ и обозначает ______________________.

2. На вопрос кто? отвечают _______________________ имена существительные, на вопрос что? отвечают _______________________ имена существительные.

3.Имена существительные бывают ______________________рода,

 ______________________ рода и __________________________ рода.

4. Имена существительные бывают ____________________ и пишутся с ____________________ буквы и бывают ________________ и пишутся со _________________ буквы.

5. Имена существительные изменяются по ____________________ по ________________________ .

   Проверка ( один ученик у доски)      (слайд№2)  

- Как иначе называется изменение по падежам? (Склонение)

- Что такое склонение? Сколько падежей в русском языке? Назовите их. ( Слайд № 3) Как определить падеж имени существительного? ( Надо поставить к нему вопрос. По вопросу и предолгу  определить падеж.)

2.Закрепление по учебнику. Упр. 115 с. 65.

 

3. Словарная работа.

-Сегодня мы знакомимся с новым словарным словом. Это шоссе.

- Что такое шоссе? (Это дорога.) (слайд №4)

- Послушайте, что о нем написано в толковом словаре. Читает ученик.

- Это словарное слово. Спишите его, поставьте ударение и подчеркните букву, которую надо запомнить.

- Какую скороговорку со словом шоссе вы знаете?

  Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

- Произнесите её четко, проговаривая каждое слово шепотом.

 

4. Работа над новым материалом.

- Просклоняйте слово шоссе.

- Что такое склонение?

(Это изменение слова по падежам.)

- Запишите названия падежей в столбик.

-  Один ученик работает  у доски. (слайд №5)

И. п. что?    шоссе

Р. п. чего?    шоссе

Д. п. чему?   шоссе

В. п. что?      шоссе

Т. п. чем?     шоссе

П. п. о чём? о шоссе

- Что заметили при склонении?

 (Слово не изменилось.) –      По падежам изменяли, а слово свою форму не изменила. При изменении слов по падежам (при склонении) что меняется у слова?

  – Т.е. меняется форма слова. Меняется ли само слово?

 

- Сможем ли мы  ответить на вопрос: есть ли такие слова, которые не склоняются?

 (Да. Такие слова есть.)

- Как называются такие существительные? Прочитайте на странице 65. Значит, тема нашего сегодняшнего урока «Несклоняемые существительные»

- К несклоняемым существительным относятся заимствованные существительные с конечным гласным   -О, - Е, -И, -У, -Ю (слайд № 6)

- Например, метро.

- Какие вы знаете несклоняемые существительные? 

- Прочитайте правило в учебнике.

- Эти слова пришли к нам из других языков.. Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям. Словари бывают разные (показать печатный вариант, имеющихся  словарей. (В толковом словаре можно узнать значение слова)

- Давайте познакомимся с этими словами  поближе.

Чтение стихотворения учителем. Дети читают на доске, про себя и стараются запомнить как можно больше слов. ( слайд № 7)

          Колибри, кенгуру, шоссе,

         Фламинго, пони, шимпанзе,

          Какао, кофе, домино,

          Алоэ, радио, кино,

          Такси, метро, купе, пальто,

          Кашне, кафе, трюмо, манто,

          И какаду, драже, пари,

          И интервью, рагу, жюри,

          И пианино, и фойе,

          Пюре, бюро и ателье –

Ты все слова запоминай,

Но никогда их не склоняй!

 Игра «Кто больше» (всего 31 слово)

– Значение всех ли слов вам понятно? Значение каких слов вам не известно?

Кашне – шейный платок или шарф. ( слайд № 8)

Манто– широкое дамское платье.

Фойе– помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.

– Составьте предложения, используя данные слова?

5. Физкультминутка. ( слайд № 9)

- Напишем словотире носом в воздухе. Расслабьте плечи, руки, спину.

- Сожмите сильно кулак правой руки, расслабьте. Тоже самое сделайте с левой рукой. А теперь с обеими вместе.

6. Закрепление нового материала

1.Самостоятельная работа. Сейчас найдём карточку № 2. Прочитайте задание.

( слайд №10)

Вариант 1

          Вставить в предложения на месте пропусков слово КИНО в нужном падеже, падеж указать.

          Вчера мы ходили в _________. В ___________ было много народу. Из __________ мы пришли поздно. Мы вспоминали про ____________. Мы были очень довольны ___________. Мы всем рассказывали о _____________.

 

Вариант 2

                    Вставить в предложения на месте пропусков слово пальто в нужном падеже, указать падеж.

          В магазине продаются разные _____________. Мне купили новое зимнее  _____________. У ______________ меховой воротник. К _______________ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в __________________. Я доволен своим _______________.

 Учащиеся (по вариантам) отвечают у доски. Делают вывод. Как же определить падеж несклоняемого имени существительного.

Вывод.  (слайд № 11) Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова называют несклоняемые имена существительные.

2. На доске. ( слайд № 12) Эти предложения написал человек, который ничего не знал о несклоняемых именах существительных. Прочитайте, подумайте и скажите, что мы должны сделать с этими предложениями, сформируйте задание к этому упражнению.  (Найти и исправить ошибки.)

- Правильно. Запишите предложения без ошибок. У  исправленных слов определить падеж.

- Работаем самостоятельно.

Родители вернулись из кина поздно вечером.

По радиву звучали весёлые песни.

Брат ушел гулять без пальта и шапки.

- Проверю я у каждого сама.

 

3. Работа с текстом. ( слайд № 13)

- А теперь поучимся находить несклоняемые существительные в тексте. Прочитайте текст.

- Найдите  несклоняемые имена существительные и выпишите их.

- Как будете искать несклоняемые слова?

  (Посмотреть на правило и устно просклонять слово, если слово не изменяется, то это несклоняемое имя существительное.)

Коля очень любил животных. И вот однажды они с папой  поехали  в зоопарк. Кого там только не было! Важные какаду качались на ветке. Крохотные колибри порхали между цветами  в красивых вазах. Забавные шимпанзе чесали друг другу спинки. У кенгуру в сумке сидел маленький кенгуренок. А доброго пони разрешили покормить хлебом. Это было так интересно!

- Проверка. Сколько выписали слов? (5)

- Прочитайте, какие слова выписали.

  (Какаду, колибри, шимпанзе, кенгуру, пони.) ( слайд 14)

- В какую группу можно объединить все эти слова?

  (Животные.)

Показ рисунков с изображением животных.

- Кто из названных животных живёт в наших лесах?  (Никто.)

- Поэтому они Коле и понравились. А мы сейчас подведём итог урока.

7. Итог урока ( слайд №15)

Всегда ли имена существительные при изменении по падежам изменяют свою форму?

Как называются такие имена существительные?

Как определить падеж несклоняемых имён существительных?

В каком словаре можно узнать значение слова?

Какие несклоняемые имена существительные вы запомнили? Что они обозначают?

8. Отметки за урок

9. Домашнее задание: упр.116. с. 65


 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...