Официальный сайт all-remont 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Страх или свобода

Submitted by Людмила Григорьевна Батерина on Sat, 26/11/2011 - 18:21
Данные об авторе
Автор(ы): 
Батерина Людмила Григорьевна
Место работы, должность: 
МБОУ "Таицкая средняя школа", учитель
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 

Исследовать вероятные версии причин  победы  советского  народа  во время
Сталинградской битвы и выбрать более значимые для понимания и оценки событий тех дней; способствовать  нравственному воспитанию молодёжи  на уроке. Учащиеся продолжают развивать исследовательские умения при работе с дополнительными источниками, актуализировать ранее  изученное,  устанавливать  причинно-следственные связи, выделять главное и систематизировать материал; доказывать свою точку зрения и выслушивать  альтернативную; решать проблему.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Приказ НКО №227 "Ни шагу назат"

Документ №1 Разные оценки приказа №227\

Документ №2 О реагировании личного состава частей Сталинградского фронта на приказ №227

К.Симонов "Если дорог тебе твой дом"\

Документ №3 "Воспоминания участников войны"

Из интервью Н.Павленко кореспонденту журнала родина

Из статьи В.Кондратьева "Оплачено кровью"

Фрагменты из произведения В.Гросмана "Жизнь и судьба"

Служебная записка №54 второго спец отдела НКВД СССР

Из спец сообщения №26 отделения ВС 63-й армии "О перерегистрации армейской почты"

Используемая методическая литература: 

И.В Белявский, Л.С Павлова Методика преподования истории в школе

ГИЦ ПРОМАТУР 2001 год

Дайри Н.Г "Современные требования к урокам истории"

Используемое оборудование: 

карта «Сталинградская битва», таблица: «Соотношение сил во время  Сталинградской битвы»; плакаты художника В.Б. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», и художника Н.Н. Жуков «Бей на смерть!»; раздаточный материал для работы в группах,

Приказ НКО №227 "Ни шагу назат"

Документ №1 Разные оценки приказа №227\

Документ №2 О реагировании личного состава частей Сталинградского фронта на приказ №227

К.Симонов "Если дорог тебе твой дом"\

Документ №3 "Воспоминания участников войны"

Из интервью Н.Павленко кореспонденту журнала родина

Из статьи В.Кондратьева "Оплачено кровью"

Фрагменты из произведения В.Гросмана "Жизнь и судьба"

Служебная записка №54 второго спец отдела НКВД СССР

Из спец сообщения №26 отделения ВС 63-й армии "О перерегистрации армейской почты"

Краткое описание: 
Урок изучения нового материала, форма-исследование. Работа учащихся в группах.



1.    Вступительное слово учителя.
       Сталинградской битве посвящено большое количество литературы. И  тем не менее, обращаясь к данным событиям, с высоты сегодняшнего дня мы должны признать, что, во-первых, о Сталинградской битве сказано далеко не всё. До сих пор в её историографии есть немало «белых» , «чёрных» и даже «кровавых  пятен».
Во-вторых, подавляющее большинство работ написано с казённо-патриотических позиций.
Многие события «сражения века» представлены в искажённом ,а порою и в фальсифицированном  виде. Действия советских войск идеализируются, доминирует мажорно-победный тон; не принято было говорить о горьких уроках ошибочных решений, реальных масштабах поражений и потерь.
     Да  иначе и быть не могло. На «историков» давил идеологический пресс. Во время  и после войны на всех работах о Сталинградской битве, как и в целом о Великой Отечественной войне , лежал отпечаток культа личности Сталина, считавшегося ни в чём непогрешимым , творцом всех побед. После развенчивания культа личности мало что изменилось.
По-прежнему авторы упивались победой и  замалчивали  правдивые и трагические страницы Сталинградской  эпопеи.
      Помимо этого, исследователи использовали ограниченный круг источников. Многие фонды были просто-напросто закрыты. Всё это породило массу мифов и недомолвок.
       К счастью , в наши дни положение дел изменилось. Мы можем и должны  знать правду  о тех Великих днях, какой бы она не была  горькой или радостной, печальной или торжественной.
       Это наш долг перед теми  , кто погиб, защищая нашу жизнь, наше будущее…
        Возвращаясь в далёкое прошлое, анализируя и исследуя события тех дней, пытаясь найти ответы на проблемные вопросы Сталинградской битвы, мы продолжаем связь поколений и восстанавливаем память о тех , кто навсегда остался лежать в нашей многострадальной земле.




2.    Проблемное задание
В нынешнем Волгограде повсюду можно увидеть постаменты с изображением небольших танков. Это линия обороны, показывающая, что дальше этого рубежа враг не прошёл.
Некоторые из них отделены от Волги несколькими десятками метров. Так «почему фашисты смогли пройти тысячи километров до Сталинграда, а несколько сот метров, отделяющих их от Волги, преодолеть не смогли?»
      Давайте попытаемся, работая с дополнительными источниками , которые были открыты для всеобщего обозрения совсем недавно, приоткрыть завесу тайны над вопросом об истинных причинах победы советских людей во время Сталинградской битвы.
                                            
                                                ПЛАН.
1)    Шансы на победу… (характеристика и анализ военно-стратегического положения накануне Сталинградской битвы)
2)    Исследование вероятных версий причин победы в Сталинграде.
1)    Шансы на победу…

Задание: работая с картой , охарактеризуйте военно-стратегическую обстановку, которая сложилась на южных рубежах СССР накануне Сталинградской битвы
УЧЕНИК: В результате потери Крыма, поражение наших войск в районе Барвенково, в  Донбассе и под Воронежем противник вновь захватил  стратегическую инициативу и , подведя свежие резервы, начал стремительное продвижение к Волге и на Кавказ. К середине июля, отбросив наши войска за Дон от Воронежа до Клетской  и от Суровикино до Ростова, войска фашистов завязали бой в большой излучине Дона, стремясь  прорваться к Сталинграду.
УЧИТЕЛЬ: Оцените сложившуюся обстановку для судьбы страны.
УЧЕНИК: К лету 1942 года создалась прямая угроза выхода противника  на Волгу и Северный Кавказ, угроза потери Кубани и всех путей сообщения с Кавказом, потери  важнейшего экономического района, снабжавшего нефтью армию и промышленность.
Таким образом, вновь создалась угроза для Отечества! Судьба страны решалась под Сталинградом.
Задание: работая с таблицей «Соотношение сил в ходе Сталинградской битвы», сделайте вывод о степени готовности к битве двух сторон.
УЧЕНИК. Немецко-фашистские войска превосходили советские:
                         в личном составе                   в 1,7 раза
                         в артиллерии и танках         в 1,3 раза
                         в самолётах                             в 2 раза
Сложность обстановки состояла также в том, что наши войска испытывали острый недостаток в противотанковой и зенитной артиллерии. Большинство дивизий, прибывших из резерва Ставки,  ещё не имели боевого опыта , другие дивизии были измотаны в предыдущих боях. Открытый степной характер местности позволял вражеской авиации производить удары по советским войскам и наносить большой урон в людях, вооружении и боевой технике.

Задание: познакомившись с дополнительным  материалом ,сделайте вывод о психологическом состоянии немецких солдат накануне битвы.

Документ №1. Из дневника Вильгельма Гофмана: «Командир роты  говорит, что русские войска совсем разбиты, держаться дальше не могут. Выйти на Волгу и взять Сталинград не такое уж сложное дело. Фюрер знает, где слабое место у русских, победа близка…»
Документ №2. Из воспоминаний  маршала Г.К. Жукова: «В боях и полевой  службе немецкий солдат знал своё дело, был упорен, самоуверен и дисциплинирован …». «Советскому воину пришлось иметь дело с опытным и сильным врагом, у которого вырвать победу  было не так- то просто. Штабы немецких частей, соединений и  армий  были обучены современным способам организации боя, сражений и операций. Управление войсками  осуществлялось при помощи радиосредств, которыми они были обеспечены. В ходе сражений они настойчиво добивались от войск выполнения поставленных задач»
П р о в е р к а    з а д а н и я.
--  Каковы же были шансы на успех у советских войск под Сталинградом?
УЧИТЕЛЬ. Таким образом, познакомившись с обстановкой, соотношением сил, боевой и психологической  готовностью немецких войск , мы имели  возможность убедиться в том, насколько сильны были наши враги, и вновь вспоминаются слова  Василия Гроссмана:
                            Почему фашисты сумели пройти тысячи километров  до Сталинграда, а
                            несколько  сот метров, отделяющих их от берегов Волги, пройти не смогли?

ЧТО ЖЕ ОСТАНОВИЛО ВРАГОВ?

2)    Исследование  вероятных версий причин победы под  Сталинградом.
З А Д А Н И Е : работая в группах, исследуя и анализируя предложенный материал, попытайтесь выявить весомые причины, которые привели  к победе. Накануне урока , обсуждая предполагаемые версии, вы имели возможность  определить своё присутствие в той или иной группе, руководствуясь при этом степенью интереса  к той или иной версии, наличием знаний по ним.
Н а    р а  б о т у   о т в о д и  т с я  10-15 м и н у т .

Вопросы к творческой группе №1.

УЧИТЕЛЬ. Ваша группа  исследовала и анализировала версию №1: «Приказ №227 «Ни шагу назад!» сыграл важную роль в ходе битвы и помог остановить врага»
Группе задаются следующие в о п р о с ы:
—  Чем обусловлено появление данного приказа?
—  Какие меры по исправлению создавшегося положения предполагал приказ №227?
—  Чем поразил Вас этот приказ?
—  Что означал для судеб людей этот приказ?
—  С вашей точки зрения , правомерны  ли был столь суровые меры ?
—  Предположите, возможны ли были другие методы по исправлению положения в сложившейся ситуации?
—  На чём основывалась позиция  бойцов и командиров, идущих в бой, действовавших на основании  данного приказа?
—  Как вы думаете , закономерен ли был этот приказ для сталинского тоталитарного режима? Своё мнение  обоснуйте.
—  Как оценивали этот приказ бойцы и командиры? Как вы  поняли  высказывание красноармейца Лодзинского: «… Этот приказ является последней  предсмертной судорогой советской власти…» Что , по-вашему , он имел ввиду?
—  Какую из приведенных оценок  вы разделяете? Почему?
—  Познакомившись с документами, считаете ли вы, что приказ №227  привёл нас к победе?

Своё мнение аргументируйте.

После обсуждения и анализа версии, в которой участвует  весь класс, на доске появляется  графическая таблица: «Возможные причины победы»

 .           Вопросы к творческой группе №2.

УЧИТЕЛЬ. Ваша группа работала над версией: «Психологическая готовность борьбы с врагом»
Группе задаются следующие в о п р о с ы:
—  К каким чувствам взывали  произведения литературы и искусства?
—   Сегодня некоторые критики упрекают К. Симонова в отсутствии у него должного гуманизма, приводя в качестве примера его  стихотворение «Если дорог тебе твой дом,,,» Что вы можете сказать по этому поводу?
—   Что  можно  сказать о психологической готовности  советских воинов к отпору врага?
—  Исходя из приведённых документов, скажите, чем руководствовались наши солдаты, идя в бой с врагом?
—  Может ли эта версия быть отнесена к числу вероятных побед  под Сталинградом? Своё мнение обоснуйте.

   После дискуссии на доске   заполняется  таблица.

             Вопросы   к творческой группе №3.

УЧИТЕЛЬ. Данная группа  анализировала и исследовала версию « Цена победы- большая кровь»
Группе задаются следующие в о п р о с ы.

—  Согласны ли вы  с представленной версией, изучив предложенные материалы? Свой ответ обоснуйте.
      
—   Может ли подобная версия  считаться весомой для выявления причин победы под Сталинградом?

После дискуссии заполняется таблица.

               Вопросы к творческой группе №4.

УЧИТЕЛЬ. Группа исследовала версию « Боевая мощь и военное искусство». Мы всегда гордились воинским искусством нашей армии. Казалось , сомневаться в этом вопросе не приходится. Но не будем спешить, сегодня группа анализировала и исследовала материал, ставящей под сомнение эту непреложную истину
Группе задаются  в о п р о с ы.
—  С какой из приведённых оценок советского военного искусства высшего командного состава Красной Армии вы согласны: Почему?
—  При каких условиях , по мнению  Б. Соколова, страгедия могла быть успешной?
—   Используя знания по истории Сталинградской битвы, попытайтесь определить, имели ли место самостоятельность и свобода в действиях командного состава?
—  Является ли представленная версия весомой причиной  для победы под Сталинградом?

                   После дискуссии заполняется таблица.
Версия №5: "не страх, а свобода- главная причина успеха"

               Вопросы к творческой группе №5.


УЧИТЕЛЬ. Группе задаются следующие в о п р о с ы.

—   Какие факторы , судя по документам, определили победу во время  Сталинградских  событий?
—   Представляются ли вам верными высказанные в документах и материалах мысли?
—    Что поразило вас в защитниках  дома 6/1?
—     Что их всех объединяет?
—      Вспомните слова одного из героев романа Василия Гроссмана « Жизнь и судьба», «управдома» Грекова: за что они воюют?
—     Как вы думаете почему автор не оставляет этого героя в живых?
—    Может ли подобная версия объяснить причину победы в 1943 году?

Учащиеся обмениваются мнениями, после  чего заполняется таблица.

        Вопросы к творческой группе №6.
УЧИТЕЛЬ. Группа работала над версией: «Великое мужество,  героизм,  самоотверженность нашего народа, его патриотизм привели нас к победе»
 Группе задаются  в о п р о с ы:
—   Приведите примеры мужества и героизма, проявленные во время Сталинградской битвы.
—   Подумайте, что заставило:
1.    Сержанта  Павлова в течение  59 дней защищать свой дом- крепость;
2.     Ценою своей жизни оставить танк  М. Паникаху;
3.    .Восстановить связь  Титова?
— Сопоставить их действия и поступки с приказом №227.
Может ли такая версия  претендовать  на истину?

После дискуссии  на доске заполняется таблица.

УЧИТЕЛЬ. Мы, конечно, рассмотрели далеко не все версии, но такую задачу перед собой и не ставили. Давайте подведём итоги нашей совместной работы. За урок нам удалось рассмотреть и проанализировать хорошо известные и сравнительно новые о событиях и  действующих лицах Сталинградской эпопеи. В результате работы творческих групп мы предположили шесть вероятных версий победы в Сталинградской битве.
Давайте обратимся к таблице.

3)    Работа с таблицей.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ ПОБЕДЫ ПОД СТАЛИНГРАДОМ.

Приказ №227           Психологическая        Великое               Советское                 «большая
«Ни шагу назад»                                          мужество,          военное                       кровь»
состояние                   готовность             героизм.              искусство.
«внутренней
свободы».

УЧИТЕЛЬ.  Давайте обратимся к теме нашего урока.
Задание: соотнесите  название темы и материалы разработанной нами таблицы
-  К каким выводам вы приходите?
- Что сыграло главную роль в достижении победы, с вашей точки зрения: СТРАХ или СВОБОДА?
( При ответе  рассматривайте  приведённые версии)
- Можно ли вообще опираться на страх, особенно во время военных действий?
- Как вы понимаете слова Ольги Бергольц?

                               В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
                               Где смерть, как тень, тащилась по пятам,
                               Такими мы счастливыми бывали,
                               Что внуки позавидовали б нам.
Что с вашей точки зрения, означают слова писателя-фронтовика Кондратьева, который утверждает, что победили мы   «вопреки,  а не благодаря бесчеловечной системе террора и принуждения»?
- Не кажется ли вам, что под Сталинградом  тоталитарная система, которую так  холил и  лелеял Великий Вождь,  в очередной раз дала сбой?
- Не кажется ли вам, что, находясь в осаждённом городе в чрезвычайно трудных условиях, советские люди осознали, что они не винтики в маховом колесе государства, осознали в полной мере своё собственное Я, значимость и ответственность.
-  Может быть, потому так много у нас в городе памятных мест, посвящённых Настоящим Героям? А скольких героев мы не знаем?

                           Идёт  обсуждение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Иной, возможно, подумает: а стоит ли ворошить это страшное былое, в очередной раз бередить раны? Люди , мол,  устали  от рассказов о войне, да и написано о ней немало…
Нет недостаточно! Не всё  мы знаем, а главное- понимаем в нашем прошлом. Сегодняшний наш  урок- тому яркий пример! Может, кто-то из нас впервые задумался о том, как и почему пришла к
нам победа… Какую цену мы за неё заплатили… Глазами потомков  заглянули в прошлое, попытались встать на место наших предков, понять, что двигало их в те далёкие дни. А ведь это очень важно!
И совершенно прав поэт, писавший:

                                 Я не напрасно беспокоюсь,
                                 Чтоб  не забылась та война:
                                  Ведь эта память- наша совесть,
                                  Она,   как  правда, нам нужна.
Жизнь убеждает нас в том, что, каким будет   взгляд  нашего поколения на войну, таким и будет  завтрашней день всех нас. Стирая  прошлое, мы можем стереть и будущее.
    Размышляя над  услышанным, мы не просто впитываем эти знания, мы становимся другими, учимся рассматривать исторические события с разных точек зрения, оценивать и анализировать их. Так наше поколение  становится ближе к прадедам, лучше их понимает.
      А это очень важно: не осудить, не быть безразличным, не просто похвалить , а понять.
      Закончился наш урок, но не завершились наши размышления  над ним.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:  эссе  « Свобода или страх…» ( Какие факторы стали определяющими для победы  в Сталинградской  битве?).

Прикрепленный файл Size
svoboda ili strah.doc 567.5 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн