Вы не зарегистрированы

Авторизация



Статья "Развитие творческой активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии"

Фото пользователя Елена Васильевна Гондарь
Submitted by Елена Васильевна Гондарь on пн, 28/11/2011 - 14:07
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гондарь Елена Васильевна
Место работы, должность: 
учитель биологии МОУ "Пудостьская СОШ"
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

Развитие творческой активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии

Краткое описание: 
Развитие творческой активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии

 

 

Выступление на педсовете

Учителя биологии Муниципального общеобразовательного учреждения «Пудостьская средняя общеобразовательная школа»

Гондарь Елены Васильевны с темой

«Развитие творческой активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии».

 

 

Цель: оказать позитивное влияние на усвоение учащимися всех четырех компонентов содержания биологического образования: знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности.

Задачи: определить сущность творческой активности подростков, показатели и критерии ее развития;

выявить педагогические возможности и условия организации экологических проектов и исследовательских работ как средства развития творческой активности подростков;

 воспитать творческую, образованную личность.

В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибкости, критичности, толерантности, умение находить нестандартные решения возникающих проблем. Перечисленные качества в большей степени присущи творческим личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях, быть успешными в различных социальных общностях и экономических системах. Развитие творческих способностей начинается в детстве, а уровень их сформированности выступает гарантом успешности личности в осуществляемой деятельности, ее социальной мобильности. Это качество можно развивать во всех социально и личностно значимых видах деятельности.

В селах мало учреждений, где ребенок может развивать творческие способности, мала сфера общения. Кроме семьи, школы и клуба  негде реализовать потребности личности, максимально развить индивидуальные способности.

Таким образом, возникают противоречия между:

1.  Потребностями современной личности в саморазвитии, самореализации, заказом родителей, общества на человека «социально активного, умеющего делать социальный выбор, сознающего и способного отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права» («Федеральный компонент государственного стандарта общего образования») и возможностями ребёнка, которые могут быть реализованы в сельской местности.

2. Стремлением личности к творческой самореализации и недостаточным вниманием к развитию опыта творческой деятельности в содержании биологии.

Проблема развития творческой активности личности получила достаточно широкую актуальность в педагогической практике.

На основании теоретических и эмпирических обобщений можно определить качественные характеристики показателей и критериев творческой активности на низком, среднем и высоком, уровнях.

Низкий уровень развития творческой активности характеризуется отсутствием познавательного интереса. Подростки активны только на начальных этапах деятельности.

У подростков со средним уровнем развития творческой активности познавательный интерес возникает ситуативно. Ученик активен при условии сотрудничества с учителем, зависим от его помощи и поддержки, нуждается во внешней мотивации.

Подростков с высоким уровнем развития творческой активности отличает устойчивый познавательный интерес, возникающий вне зависимости от внешних требований. Как правило, у них есть идея и желание воплотить ее. Подростки этого уровня склонны к экспериментированию, моделированию различных вариантов развития деятельности и ее возможных результатов. Они являются хорошими генераторами идей, их деятельность отличает высокая степень новаторства.

        Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Эти качества могут быть реализованы только творческой личностью. Поэтому смысл моих преобразований состоит в том, чтобы воспитать подростка с высоким уровнем творческой активности.

Реализацию своей педагогической проблемы я осуществляю используя технологию критического мышления, технологиюисследовательской работы  и информационно-коммуникативную технологию. Основу технологии критического мышления составляет базовая модель трёх стадий: вызов – осмысление – рефлексия.Данная модель повторяется на уроке трижды. На стадии вызова в сознании учащихся происходит процесс активизации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения, определяются цели дальнейшей учебной деятельности. На каждой стадии использую ряд приёмов. Так на стадии вызова – мозговая атака и стратегия решения проблем. На стадии осмысления учащиеся вступают в контакт с новой информацией, систематизирует сведения, соотносят их с собственными знаниями. Стадия рефлексии (размышления) характеризуются целостным осмыслением присвоения и обобщением полученной информации, выработкой собственного отношения к изучаемому материалу. Уроки строятся на основе профилактики утомления учащихся, исключения перегрузки, отрицательно влияющих на их здоровье. В связи с этим на уроке достаточно часто меняются виды деятельности.

          Начиная с 7 класса, использую исследовательский метод (метод-проектов). Исследовательская работа учащихся - неотъемлемая часть эффективного образования в области биологии и экологии. Так как при использовании объяснительно-иллюстративного подхода, задача ученика сводится к запоминанию и воспроизведению знаний или усвоению того или иного действия путем тренировки, а при исследовательском подходе ученик получает знания о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельного исследования. Он “открывает” знания или действия, подлежащие усвоению, путем решения задач, выдвинутых учителем или самостоятельно сформулированным. В результате у школьников появляется потребность в новых знаниях. При использовании исследовательского подхода я, как педагог, направляю деятельность учащихся на творческое усвоение научных знаний и овладения методами научного познания. Сущность подхода состоит в постановке проблемы и самостоятельном поиске путем её решения учащимися. Ученик ставится в положении исследователя-творца. При составлении проектов выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии уроков. При этом  старшеклассники привлекают имеющие свои знания из курса математики, биологии, физики, истории. Учащиеся пользуются Интернетом, проявляя интерес к оформлению творческих проектов, которые стали более насыщенными, разнообразными. Качество творческих  проектов оценивается по этапам. Конечно, полностью, в соответствии с требованиями программы к творческому проекту, не все учащиеся могут справиться с работой хорошо. Тем не менее, метод проектов является одной из наиболее эффективных педагогических технологий развития творческой активности, поскольку позволяет подростку решать проблему признания собственной компетентности через самостоятельную постановку проблемы, определение средств и способов ее нестандартного решения, критическую оценку и ответственность за результаты деятельности. Именно проектная технология направлена на создание условий для проявления и развития творческого потенциала личности, ее способности быть субъектом своего познавательного, творческого и личностного развития. Информационно-коммуникативную технологию использую на вводных и обобщающих уроках, где учащиеся работают с электронными учебниками, представляют  презентации своих проектно- исследовательских работ. Положительная мотивация использования описанных технологий заключается, на мой взгляд, в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.

              В воспитательном аспекте работаю над формированием духовного и культурного уровня школьников, способных к самореализации и самоопределению. Воспитание этих качеств осуществляется через комплексные целевые программы, осуществляемые совместно с родителями и педагогами. Это «Культура и Личность», «Возрождение, «Труд и призвание, «Человек и рынок», «Спарта». Каждая программа настроена на свои цели. Циклическая структура воспитательных мероприятий состоит из КТД, проблематика которых выражена в таких понятиях как: «Добро», «Красота», «Интеллект», « Спарта», «Зеленый мир».

КТД «Добро» направлено на восстановление в классе основ духовности народа – добра, совести, милосердия. В рамках этого направления проводим мероприятия «День Победы», «День пожилого человека», «Вахта памяти», «Помоги ребенку».

КТД  «Красота» объединяет мероприятия по формированию культа прекрасного в жизни. В рамках этого направления проводим классные часы под девизом:  «Красота спасет мир»

КТД  «Интеллект». Учебные задачи школы трансформируются  в совокупность интеллектуально познавательных мероприятий, выливающийся в конкурсы, олимпиады.

КТД  «Спарта» направлено на физическое развитие - соревнования, День здоровья и др.

КТД  «Зеленый мир». Объединяет мероприятия экологической направленности. В рамках этого направления создаются и реализовываются социально-значимые проекты.

КТД – коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели.   

             Организация любого нашего дела имеет свои этапы.

1.Предварительная работа коллектива. Создаем Совет, задача которого организовать все дело. Совет существует только на период проведения мероприятия, после которого он распадается, что обеспечивает смену ролей.

2.Коллективное планирование. Задача Совета и педагога на этом этапе – разбудить фантазию, инициировать творчество; можно использовать метод «мозговой атаки»

3.Коллективная подготовка КТД. Задача – обеспечить успех (опытный ученик работает с неопытным). Идет работа микроколлективов, проверка готовности.

4. Непосредственное проведение КТД. Важно обеспечить совместные эмоциональные переживания, это внутренне обогащает, возвышает каждого участника дела.

5.Коллективное подведение итогов. Говорим, что получилось, а что нет. Делаем выводы.

Метод проектов.

Метод проектов предполагает определённую совокупность учебно- познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

            Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы.
  2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта.
  5. Использование исследовательских методов.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. оформлены.

Типы проектов

По предметно-содержательной области выделяются монопроекты и межпредметные.

Монопроекты. Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии уроков. Часто работа над проектом имеет продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

            Проекты бывают литературно-творческие, языковые и др.

Межпредметные проекты. Как правило, выполняются во внеурочное время. Это- либо небольшие проекты, затрагивающие два- три предмета, либо достаточно объёмные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить сложную проблему.

По характеру контактов проекты бывают:

  1. Внутренние или региональные;
  2. Международные.

По количеству участников:

1. Личностные;

2. Парные;                                                           

3. Групповые.

По продолжительности выполнения проекты бывают:

  1. Краткосрочные.  (Несколько уроков)
  2. Средней продолжительности. (От недели до месяцев).
  3. Долгосрочными.  (От месяца до нескольких месяцев).

Общие подходы к структурированию проекта.

  1. Начинать следует с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
  2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя. Здесь уместна «мозговая атака» с последующим обсуждением.
  3. Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможным методов исследования, поиска информации, творческих решений.
  4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или  групповым  исследовательским, творческим задачам.
  5. Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
  6. Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, оппонирование.
  7. Завершается работа коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.

Параметры внешней оценки проекта:

- значимость и актуальность выдвинутых проблем;

-корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

-активность каждого участника проекта в соответствии  с его индивидуальными возможностями;

- коллективный характер принимаемых решений;

- характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

- необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения и выводы;

- эстетика оформления результатов выполненного проекта;

- умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументировать ответов каждого члена группы.

Критерии оценивания  творческих проектов.

-самостоятельность работы над проектом;

-актуальность, значимость темы;

-полнота раскрытия темы;

-оригинальность решения проблемы;

-артистизм и выразительность выступления;

-полнота раскрытия содержания проекта в презентации;

-использование средств наглядных и технических средств;

-ответы на вопросы.