Официальный сайт hauteecole 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Статья «Развитие монологической речи учащихся на уроках биологии»

Фото пользователя Елена Васильевна Гондарь
Submitted by Елена Васильевна Гондарь on пн, 28/11/2011 - 14:20
Данные об авторе
Автор(ы): 
Гондарь Елена Васильевна
Место работы, должность: 
учитель биологии МОУ"Пудостьская СОШ"
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

 Развитие монологической речи учащихся на уроках биологии

Краткое описание: 
Способы развития монологической речи учащихся на уроках биологии

 

Выступление на педагогическом совете школы учителя биологии МОУ «Пудостьская СОШ» Гондарь Елены Васильевны на тему:

«Развитие монологической речи учащихся на уроках биологии»

           Умение грамотно и лаконично излагать свои мысли - одно из главных требований современной жизни, поэтому одна из задач образования в современной школе - развитие речи учащихся, В настоящее время наблюдается всё большая тенденция использования на уроках тестовых заданий, которые, безусловно, являются удобным и оперативным методом проверки знаний учащихся, но в то же время лишает их возможности выражать свои мысли, предлагать и формулировать альтернативные пути решения, дискутировать, строить грамотную, логичную и последовательную речь. Зачастую учитель редко использует этот метод, так как он не позволяет опросить большое количество учащихся на уроке, возникает дефицит оценок, да и речь многих современных детей находится на низком уровне.

         Как же выполнить столь важную задачу образования, как развитие речи учащихся? Как научить последовательно и логично описывать явления, рассуждать и объяснять их, строить диалог и монолог, выражать свои мысли в устной и письменной форме? Анализ результатов ЕГЭ показал, что именно часть «С» - задание со свободным ответом, вызывает у учащихся наибольшие трудности, те есть это говорит о том, что на выходе из школы многие учащиеся не могут построить свой ответ, а если и могут, то он не является убедительным и доказательным, в лучшем случае - это констатация фактов. Именно это послужило причиной выбора мной данной методической темы.

         Успешность этой задачи зависит от использования эффективных форм и приёмов на уроке и во внеклассной деятельности для развития речи учащихся. Для этого нужно выделить ряд тем и вопросов, которые могут стать предметом различной речевой деятельности учащихся. Например:

  • использовать постановку проблемных ситуаций,требующих
    логического мышления и умения сформулировать свои мысли, гипотезы,
    обосновать их (см. Приложение № 1);
  • планировать и проводить особые виды уроков и внеклассные
    мероприятия— урок-диспут, где развивается умение учащихся отстаивать и
    доказывать свою точку зрения. Пресс-конференция, для проведения
    которой малая группа учащихся специально готовится к её проведению по
    всем разделам темы или по заранее разработанным вопросам. Пресс-
    конференция хорошая форма проведения внеклассных мероприятий, где
    нужно обладать умением исчерпывающе ответить на вопросы участников
    конференции или доступно объяснить явления, причины, привести
    доказательства, примеры (см. Приложение №2). Межпредметеая
    конференция,где каждая инициативно-деятельная группа учащихся, под
    руководством учителя-предметника представляет свой доклад по одному из
    представленных в названии разделов, высвечивает проблематику,
    представляет идеи, позитивную критику и возможные пути развития. После

докладов начинается обсуждение, и в конце конференции участники

разрабатывают итоговый документ с задачами и решениями.

- развивать умение учащихся давать описание изучаемого_объекталго по заранее заданному плану;

- осуществлять постановку опытов и наблюдений с последующим анализом получившихся результатов;

- прогнозировать последствии каких-либо решений и действий, например, с точки зрения их влияния на окружающую среду;

- предлагать работу в микрогруппах

1)  Любая микрогруппа может взять на себя обязанность в течение
определённого времени выполнить заданный объём работы. Можно работать
в   микрогруппах   по   учебнику,   когда   каждая   группа   учащихся   первую
половину учебного времени занимается изучением материала и выполнением
учебных   заданий,    предложенных   учителем,    вместе    с    инструктором-
учеником,   который   под   руководством   учителя   специально   и   глубоко
подготовлен по изучаемой теме, и следовательно должен хорошо владеть
собственной   речью.    Оставшееся   время   используется   на   углублённое
повторение и закрепление изученного материала, а также проверку степени
усвоения  учащимися  учебного  материала,  которую  проводит учитель  в
любой привлекательной форме.

  1. Другой вариант, когда учащиеся, разделённые на малые группы,
    получают     подборки     материалов,      изучение     которых     подчиняется
    необходимости   выйти   на   запланированные   выводы,   или   разработать
    программу   решения   проблемы,   или   построить   оптимальный   ответ   на
    поставленные вопросы. Эта работа больше подходит для старшеклассников.
  2. Особенно эффективным на мой взгляд является работа микрогрупп
    (3-4 человека), в состав которой входят учащиеся с разными способностями к
    обучению (один - слабый, остальные сильные). Задача сильных учащихся
    подготовить слабого ученика к ответу по заданному   учителем плану. Для
    максимальной успешности слабого ученика   в данной ситуации, возможно,
    предложить   ему   самостоятельно   выбрать   учеников-инструкторов   (или
    учитель назначает сам). Данный вид деятельности оказывается достаточно
    эффективным    в     5-7    классах.     Результатом    этой    работы     является
    монологический ответ.слабого ученика., который был сформулирован под
    контролем    учеников-инструкторов,    выполняющих,    в    данном    случае,
    направляющую функцию;

- проектная работа.Группа учащихся в течение определённого времени работает над определённой темой. Каждый ученик группы готовит свой раздел (вопрос) к защите-рассказу, сопровождая его рисунками, схемами, слайдами. В группу входят как сильные, так и слабые ученики, поэтому разделы и вопросы могут и должны быть разного уровня сложности, что позволяет всем учащимся быть активными участниками процесса;

- интересен приём с использованием заведомо ложной илиискажённой информацией. Ученику необходимо найти, исправить ошибку и восстановить правильный ход событий, процессов;

- творческие задания, в виде небольших сообщений, которые учащиеся готовят и рассказывают на уроке, также являются хорошим видом развития монологической речи учащихся.


Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн