Официальный сайт tali-sk 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Глобальные проблемы современности

Данные об авторе
Автор(ы): 
Толстова Екатерина Владимировна
Место работы, должность: 

АУ ЧР НПО "Профессиональное училище №4", преподаватель обществознания

Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Цель урока: 

 Дидактические цели: 1)  усвоить понятия «демография», «экология»,  «конверсия», «ноосфера»;   2) уяснить сущность глобальных проблем; 3) формирование современного научного  мировоззрения; 4) развитие познавательных способностей учащихся.

Воспитательные цели: 1) воспитания гуманистических  и гражданских   качеств; 2) экологическое воспитание, т.е. бережного   отношения к природе, окружающей среде.

Методические цели:1) развитие мыслительной деятельности учащихся; 2) показ применения различных методов и приемов  при изучении темы. 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
29
Используемые учебники и учебные пособия: 

Обществознание. Важенин А.Г. Учебное пособие для НПО

Используемая методическая литература: 

Набор цифровых образовательных ресурсов к учебникам Салыгин Е.Н., Салыгина Ю.Г.«Обществознание 10–11 кл.»  

Используемое оборудование: 

Стенд «Глобальные проблемы современности», мини-сочинения «Выживем ли мы в 21 веке», задания для игры,  плакаты.  

Краткое описание: 
<p> <strong>План урока.</strong></p> <p> 1.&nbsp; Классификация стран и глобальных проблем современного мира.</p> <p> 2.&nbsp; Проблема экономической отсталости.</p> <p> 3.&nbsp; Демографическая и продовольственная проблемы.</p> <p> 4.&nbsp; Экологическая проблема.</p> <p> 5.&nbsp; Проблема войны и мира.</p> <p> 6.&nbsp; Будущее человечества.&nbsp;</p>

ТЕМА УРОКА: «Глобальные проблемы современности».

 Дидактические цели: 1)  усвоить понятия «демография», «экология»,  «конверсия», «ноосфера»;   2) уяснить сущность глобальных проблем; 3) формирование современного научного  мировоззрения; 4) развитие познавательных способностей учащихся.

Воспитательные цели: 1) воспитания гуманистических  и гражданских   качеств; 2) экологическое воспитание, т.е. бережного   отношения к природе, окружающей среде.

Методические цели:1) развитие мыслительной деятельности учащихся; 2) показ применения различных методов и приемов  при изучении темы.

Тип урока:изучение нового материала.

Форма урока:теоретическое обучение.

Методы и приемы:рассказ, опережающие задания, блиц-турнир, игра. 

Оборудование:  стенд «Глобальные проблемы современности», мини-сочинения «Выживем ли мы в 21 веке», задания для игры,  плакаты.

Междисциплинарные связи:история, география, биология, экология.

Ход урока.

 I.Постановка цели урока.

II. Изучение нового материала.

План урока.

1.  Классификация стран и глобальных проблем современного мира.

2.  Проблема экономической отсталости.

3.  Демографическая и продовольственная проблемы.

4.  Экологическая проблема.

5.  Проблема войны и мира.

6.  Будущее человечества.

III. Закрепление (командная игра).

IV. Домашнее задание: конспекты.

План раскрывается двумя методами:

1) рассказ преподавателя (1 и 6 пункты);

2) сообщение учащихся (2, 3, 4, 5 пункта).

Методическая цель достигается путем привлечения учащихся к раскрытию темы, использования творчества учащихся (мини-сочинение), применения познавательно-развивающих заданий.

В плане урока четко  выделены меж и внутридисциплинарные связи,что указывает на то, что обществознание не  отдельная изолированная дисциплина, а взаимосвязанная с другими дисциплинами. На уроке используются как традиционные, так и нетрадиционные методы обучения.

1. Классификация стран и глобальных проблем современного мира.

   Современный мир очень многообразен и противоречив. Все страны мираочень трудно классифицировать. Условно выделим 5 групп:

1) Индустриально развитые страны (рыночная экономика, высокий доход (Германия, США, Япония, Франция, Канада и т.д.).

2) Новые индустриальные страны - это страны с бурно развивающимся   НТП (Гонконг, Корея, Сингапур, Тайвань и т.д.).

3) Страны - экспортеры нефти (Саудовская Аравия, Кувейт).

4) Страны с переходной экономикой - переход к рыночнымотношениям (Россия, Чехия, Литва, Латвия и другие).

5) Экономически отсталые страны (100 стран). Африка, Азия, Латинская Америка   (Сомали, Эфиопия, Бангладеш, Бирма, Гаити и т.д.).

Все эти страны объединяют общие глобальные проблемы, т.е.проблемы, которые охватывают весь земной шар. В переводе с латинского, «глобус» - Земля, земной шар.

Глобальные проблемы- это важные проблемы, которые затрагивают интересывсех народов  и для своего решения требуют коллективных усилий всего мирового сообщества.

Перечислите на стенде группы глобальных проблем.

Эти проблемы существовали не всегда. На начальном этапе воздействиечеловека на природу мало отличается от воздействия на нее других живыхсуществ. Развитие техники, стихийное, хищническое использование природных богатств усилило давление людей на природу. Человек оказался как бы в ловушке современного НТР. Возьмем несколько групп проблем идадим им характеристику.

2.  Проблема экономической отсталости.

Сообщение учащегося.

Эта проблема охватывает половину населения земного шара. В этихстранах резко увеличивается раскол на богатых и бедных.

     Причины бедственного положения этих стран:

1) отсталость производственной базы  (примитивная техника, нехватка капитала, низкая продуктивность);

2) высокая безработица,  нет квалифицированных кадров, происходит   «утечка» умов;

3) необходимо государственное регулирование проведения реформ в  промышленности и сельском хозяйстве;

4) неблагоприятный климат, нехватка пахотных земель, рост внешних   долгов, нищета, неграмотность.

У них сложился прочный круг бедности. Низкие доходы сдерживаютнакопление. Это приводит к низкой производительности труда, что приводит к низким доходам.

  Вывод:  Пути выхода из этой проблемы:

          -  помощь других стран мира;

          -  проведение реформ во всех сферах общества.

3. Демографическая и продовольственная проблемы.

Сообщение учащегося.

  Демография - наука о народонаселении.

 Демографическая проблема, связана с «демографическим взрывом» в  развивающихся странах и слабым ростом населения в развитых странах.

  С 1950 по 2000г. население увеличилось с 2,5 до 6 млрд. чел.

Темпы роста населения.

человечество существует 150 тыс. лет

     к 1800г. - 1 млрд.

       1930г. -2 млрд.

       1960г. -3 млрд.

       1975г. - 4 млрд.

       1987г. - 5 млрд.

       1999г. - 6 млрд.

Стабилизация может произойти лишь к 2035-2060гг. на уровне 10 млрд.

   К чему ведет перенаселение?

1.  Усиливается давление человека на природу.

2. Растет неравномерность распределения населения по отношению к   ресурсам.

3. Увеличивается миграция населения, растет число беженцев.

4. Ухудшаются  условия жизни людей (безработица, неграмотность).  Недопроизводство приводит к уменьшению численности населения, старению населения, угрозе исчезновения отдельных народов. Таким образом, из этой проблемы вытекает задача - регулирование демографических процессов.

С этой проблемой тесно связана продовольственная проблема:

- нехватка продуктов;

- голод;

- неполноценное питание.

Основные пути решения продовольственной проблемы:

- развитие производства продовольствия;

- улучшение его распределения среди населения;

- ограничение роста численности населения в соответствии с возможностями  производства;

- помощь мирового сообщества отсталым странам.

Обобщение преподавателем.

Причины смертности.

Раньше люди умирали в основном от экзогенных причин (внешних, по отношению к человеческому организму), от детских инфекционных болезней, голода, эпидемии, насильственной смерти. Это происходило в силу неразвитости производства, слабой власти человека над природой, незрелости общественных отношений, в медицинском невежестве и т.д.

Сейчас в развитых странах свыше 2/3 смертей приходится на долю сердечно-сосудистых заболеваний и рака. Это эндогенные причины, т.е. связанные с естественным старением организма человека.

Не хватает земель.

В середине 20 в. на одного человека приходилось 10га, а в начале 21 в. - чуть более 2га.

Обе проблемы взаимосвязаны и оказывают давление на окружающую среду, что приводит к обострению экологической проблемы.

 4.  Экологическая проблема.

Сообщение учащегося.

Экология- это наука о равновесии живых организмов в природе.

Экологический кризис- это резкое ухудшение состояния среды обитания   человека.

Элементы экологического кризиса:

- загрязнение воздушного и водного бассейнов Земли, образование  парникового эффекта: потепление климата на земле, «озоновые дыры» - 16 % озона уничтожено, отравление озер и рек и т.д.;

- климатическая катастрофа (общее потепление, засухи, таяние ледников);

- повышение уровня  Мирового океана, затопление огромных территорий;

- сокращение пахотных угодий и ухудшение плодородия почв  (на планете утрачено 1/5 часть сельскохозяйственных земель);

- уничтожение и вымирание лесов, животного и растительного мира.

 Пути решения проблемы:

1) создание международной программы охраны окружающей среды;

2) информирование людей о состоянии среды их обитания;

3) создание природоохранного законодательства (налоги, льготы и т.д.);

4) переход к новой технологической культуре.

Липецквходит в четверку самых загрязненных городов России. 63 крупных промышленных предприятий области выбрасывают вредные вещества в атмосферу. Существует проблема свалки «отходов».

«И день, и ночь себя мы травим

И летом травим, травим и зимой».

5. Проблема войны  и мира.

6. Будущее человечества: новые проблемы - наркомания, СПИД,  международный терроризм.

Международный терроризм.

        В XX в. заявил о себе в полную силу терроризм, ставший, по сути, международным явлением. Само это слово появилось в период Великой французской революции, когда преследования по политическим мотивам приняли большой размах. Современные исследователи определяют терроризм как угрозу или применение насилия в политических (религиозных, националистических) целях отдельным человеком или какой-либо группой лиц. Террористы часто представляют себя обществу борцами за идею, «солдатами правды». Они любят военную терминологию: Красные бригады, Воины Аллаха, Армия освобождения. В целях устрашения населения, нарушения стабильности и порядка, подрыва позиций правительства террористы обращают свои действия против ни в чем не повинных граждан: взрывают жилые дома, вокзалы, торговые комплексы, поезда, организуют захват заложников, похищают людей для последующей продажи или получения выкупа. Центры терроризма в разных странах поддерживают связи между собой, организуют поставки оружия в «горячие точки», дают убежища главарям преступных организаций. Остановить угрозу международного терроризма можно только совместными усилиями государств, включающими розыск и выдачу преступников, в какой бы стране они ни оказались; использование международных санкций против стран, на территории которых открыто существуют базы террористов, и многое другое.

-  Что век грядущий нам готовит?

-  Сможем ли мы выжить в 21 веке?

С такими вопросами сейчас сталкивается человечество. Природа - среда обитания человека.

 Большинство  ученых считают,  что человек должен прекратить свое разрушительное воздействие на  окружающую  среду.  Большую  роль  в оздоровлении  окружающей  среды  должно  сыграть  повышение  общей культуры человека.  Именно  культура превращает человека в  гуманную, разумную личность.

Многие ученые (В.И. Вернадский) считают, что финального состояния общества  нет.  Все зависит  от  человека,  разум  человечества  должен восторжествовать.  И биосфера перейдет в новое  состояние - ноосферу - сферу разума, единого планетарного мышления. 

Вывод:

Глобальные  проблемы  - всеобщие, тесно между собой взаимосвязанные. Одна проблема вытекает из другой.  И только  общие усилия человечества могут спасти мир. Необходим новый нравственный подход, защищающий все живое.

 III. Закрепление (командная игра).

1.  блиц-турнир (дать определения следующим понятиям):

- глобальные проблемы,

- демография,

- экология,

- конверсия,

- экологический кризис,

- урбанизация.

2. Перечислить группы глобальных  проблем.

3. Согласны ли вы с высказыванием  Гетте: «Природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от  людей».

IV.   Анализ ответов и подведение итогов. 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн