Официальный сайт travelspo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



М.Ю Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

Submitted by Лариса Николаевна Скажутина on Wed, 30/11/2011 - 13:14
Данные об авторе
Автор(ы): 
Скажутина Лариса Николаевна
Место работы, должность: 
НОУ школа - интернат №26 ОАО "РЖД" ст. Нижнеудинск.
Регион: 
Иркутская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Уровень образования: 
высшее профессиональное образование
Уровень образования: 
дополнительное профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Тьютор
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Это проект , подготовленный на основе методических рекомендаций Т.В. Рыжковой "Проектирование уроков литературы". Учитель ставит перед собой и учащимися диагностические цели, которые направлены на реальный результат и проявляющийся в виде компетенций.

 

Цели проекта.

В итоге изучения произведения ученики смогут:

  1. Выразительно прочитать поэму.
  2. Прочитать отрывок наизусть.
  3. Составить характеристику героев, используя цитаты.
  4. Найти и объяснить устаревшие слова  из текста.
  5. Найти эпитеты в тексте, объяснить их роль.
  6. Найти в тексте и зачитать  зачины, «перехваты», повторы, свойственные фольклорной поэзии.
  7. Написать сочинение – рассуждение на тему «Кто же главный герой поэмы?»
  8. Подобрать музыкальные фрагменты к сценам поэмы.

 

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемая методическая литература: 

Т.В, Рыжкова "Проектирование уроков литературы"

Используемое оборудование: 

компьютер, проектор, Иллюстрации Билибина и Васнецова из Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия.

Используемые ЦОР: 

видеофрагменты фильма "Царь", 

Краткое описание: 
проект урока разработан на основе методических рекомендаций Т.В. Рыжковой "Проектирование уроков литературы. Постановка диагностических целей урока позволяет видеть результат и формировать компетенции учащихся

 

Тема проекта «М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

 

Цели проекта.

В итоге изучения произведения ученики смогут:

  1. Выразительно прочитать поэму.
  2. Прочитать отрывок наизусть.
  3. Составить характеристику героев, используя цитаты.
  4. Найти и объяснить устаревшие слова  из текста.
  5. Найти эпитеты в тексте, объяснить их роль.
  6. Найти в тексте и зачитать  зачины, «перехваты», повторы, свойственные фольклорной поэзии.
  7. Написать сочинение – рассуждение на тему «Кто же главный герой поэмы?»
  8. Подобрать музыкальные фрагменты к сценам поэмы.

 

 

Учебная задача проекта: Определить настоящего главного героя поэмы, охарактеризовать эпоху через анализ конфликта и поступки героев.

 

Урок 1.

 

  1. Прослушивание поэмы (из фонохрестоматии)
  2. Сообщения учащихся (об опричнине, о царе Иване Грозном и его времени). Данные задания готовятся учениками и учителем заранее, дают представление об эпохе царя Ивана Грозного, об опричнине и о беззакониях, ею творимых.

3. Вопросы к учащимся:

-почему именно такое название, по вашему мнению, дал Лермонтов своей поэме?

-какими вы представляете себе царя Ивана Васильевича, Кирибеевича, купца Калашникова?

-менялось ли ваше отношение к царю Ивану Васильевичу в ходе чтения и если да, то почему?

-почему в названии герои перечислены в определенном порядке? Чем обусловлен этот порядок?

-какой вы представляете себе эпоху, о которой идет речь в поэме?

4. Работа с иллюстрациями в поэме художников Билибина, Васнецова.

 - каким изображают эти художники царя Ивана Васильевича? Что в     образе царя подчеркивают оба художника?

 - какие моменты, описанные в поэме, проиллюстрированы художниками и почему?

 - какие черты характера купца Калашникова отобразили оба художника?

     5. Домашнее задание :

1)сочинение в форме ответа на вопрос: «Кто из героев поэмы произвел на меня впечатление и почему?» (творческое)

2)к каждому герою подобрать музыкальный мотив, отражающий его характер. (творческое)

3) выписать устаревшие слова и объяснить их значение.

Выполняется одно из  творческих заданий по выбору учащегося.

 

 

 

Урок 2.

 

  1. Проверка домашнего задания.

а) Учащиеся зачитывают свои письменные работы.

б) Прослушиваем музыкальные фрагменты, подобранные к образам героев.

     2. Анализ произведения.

В ходе анализа учащиеся заполняют таблицу:

Герой

Эпитеты

Цитаты, характеризующие героя

Выводы

Царь Иван Васильевич

 

 

 

Опричник Кирибеевич

 

 

 

Купец Степан Парамонович Калашников

 

 

 

 

1)Какие черты характера царя  раскрывает сцена царского пира

- кто окружает царя на пиру?

- какими эпитетами автор рисует образ царя?

- чего царь ждет от пирующих?

- как он воспринимает тоску Кирибеевича и в чем подозревает его? Зачитайте слова царя, обращенные к Кирибеевичу.

- почему Кирибеевич назван автором «лукавый раб»?

2)Почему купец Калашников решается на смертный бой с Кирибеевичем.

- чему дивится купец Калашников, вернувшись домой? Почему его удивляет позднее отсутствие жены?

- какими словами он встречает свою жену и почему? (зачитать)

- как Алена Дмитриевна реагирует на упреки мужа? Что рассказывает она ему? О чем просит мужа?

- какое оскорбление нанес опричник семье купца Калашникова? Зачитайте обращение купца Калашникова к братьям.

3) Почему царь не сдержал обещания, данного бойцам перед боем

- почему 3 часть поэмы начинается картиной утренней зари? Что в этой картине предвещает несчастье?

- какое обещание дает царь бойцам перед боем?

- с помощью каких эпитетов рисует автор образ Кирибеевича? Как это помогает представить настроение Кирибеевича перед боем? Зачитайте слова Кирибеевича, обращенные к бойцам

- что говорит Кирибеевич купцу Калашникову, вышедшему с ним биться?

- как реагирует Кирибеевич на ответ купца Калашникова, вызвавшегося на смертный бой? Зачитайте этот фрагмент.

- о чем думает во время боя Степан Парамонович?

- как реагирует царь на исход боя? Справедливо ли он поступает? Держит ли данное слово?

4)Почему Степан Парамонович Калашников принимает смерть спокойно

- защитил ли он свою честь и честь своей семьи?

- почему он просит « про меня моим детушкам не сказывать»?

- какую Божию заповедь нарушил купец Калашников? Почему он просит братьев помолиться за душу его, «душу грешную»?

5) кто же главный герой «Песни…»

- Почему Лермонтов выбрал для этого произведения жанр песни?

- найдите и зачитайте зачины, «перехваты», повторы. Кому поется песня?

- почему у опричника Кирибеевича нет имени и отчества в поэме?

- почему в конце не упоминается царь Иван Васильевич, хотя в названии произведения его имя стоит на первом месте?

- почему, несмотря на смерть «лютую, позорную», могиле купца Калашникова воздают дань уважения все прохожие?

- объясните, как вы понимаете слова «Каждому правдою и честью воздайте» из концовки «Песни…»? Кому воздает честь автор поэмы?

 

Домашнее задание:написать сочинение «Кто же главный герой поэмы?», выучить наизусть фрагмент описания зари из ч.3 «Над Москвой великой, златоглавою…»

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн