Официальный сайт медиатэк 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Использование электронных образовательных ресурсов на уроках биологии

Submitted by Кирилл Зубов on Fri, 02/12/2011 - 15:13
Данные об авторе
Автор(ы): 
Борис Светлана Ивановна
Место работы, должность: 

Муниципальное общеобразовательное учреждения средняя общеобразовательная школа № 82 им. Ф. И. Дубовицкого, заместитель директора по учебной работе, учитель биологии

Регион: 
Московская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Биология
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
учебно-тематический план
Краткое описание ресурса: 
<p> &nbsp;</p> <p> Использование электронных образовательных ресурсов на уроках биологии</p>

 

«Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе»
При проведении уроков использую разработанные мной, как автором, цифровые образовательные ресурсы, созданные для Единой образовательной коллекции (www.school-collection.edu.ru) в рамках проекта «Информатизация системы образования» Национального фонда подготовки кадров для линии учебников проф. И.Н. Пономарёвой. Кроме этого использовались ресурсы из электронных образовательных комплексов (электронных учебников) по биологии серии «1С: Школа». Как показала моя личная практика применения электронных ресурсов при работе со школьниками, ученики успешнее осваивают достаточно сложный учебный материал, активно обсуждают происходящее в сюжетах, логично доказывают свою точку зрения.
Используемые в разработанном уроке цифровые образовательные ресурсы, как из Единой коллекции, так и из электронного образовательного комплекса, являются открытыми, они легко копируются из оболочки на жёсткий диск в стандартных форматах и проигрываются стандартными средствами Windows и экспортируются в другие оболочки.При этом операции легко выполнять при наличии минимальных навыков работы с компьютером.Переизданные электронные учебники«1С: Школа»работают с операционными системами Windows и Linux.
Предлагаемые для урока цифровые образовательные ресурсы позволяют динамично выстраивать урок, в необходимой для образовательного процесса последовательности, таким образом, чтобы можно было учитывать уровень готовности учащихся, неожиданно возникшие сложности, которые необходимо разобрать или повторить необходимый учебный материал, от заданных школьниками вопросов. Цифровые образовательные ресурсы, как «пазлы», позволяют творчески, каждый раз по-новому, проводить уроки по одной и той же теме в разных классах. Поэтому предлагаемый конспект урока, по сути, является каймой учебного занятия, с возможными для каждого учителя и для каждого класса вариантами. Очень важно, чтобы используемые цифровые образовательные ресурсы, не мешали стилю и педагогическому своеобразию конкретного учителя, не перечёркивали, а дополняли традиционную методику обучения, и в то же время имели высокую эффективность при использовании в учебном процессе. А грамотное использование компьютера и мультимедиа проектора или интерактивной доски на уроках, на мой взгляд, позволяет сделать их интересными и красочными, живыми и динамичными.
Хотелось бы отметить, что, не смотря на то, что и в Единой коллекции и в электронном учебнике цифровые ресурсы разрабатывались к линии учебников проф. И.Н. Пономарёвой, они могут быть использованы и при работе с другими линиями учебников, утверждённых и рекомендованных Министерством образования и науки. В частности, мы работаем по линии учебников В.В. Пасечника и успешно применяем в учебном процессе данные ресурсы.
Для разработанного урока использовались различные типа цифровых образовательных ресурсов: анимации, интерактивные рисунки и схемы, интерактивные задания. Каждый из этих типов ресурсов имеет свои особенности многопланового применения в образовательном процессе. Это позволяет учителю адаптировать их к конкретным условиям преподавания, учитывать уровень готовности учащихся и создавать возможность реализации личностного творческого потенциала каждого участника учебного процесса.Кратко рассмотрим возможности использования таких интерактивных объектов, как анимации, интерактивные модели, интерактивные рисунки и схемы в учебном процессе. 
Интерактивные рисунки - упрощённый вариант интерактивных моделей. Используемые в данном уроке интерактивные рисунки имеют два режима работы. Первый режим работы демонстрационный, второй – тестовый. Для демонстрационного режима работы возможны три варианта. Для работы с интерактивным рисунком в демонстрационном режиме предлагаются несколько опций. Основная работа может проводиться, если выбрать опцию «Подсказка». При подведении курсора к определённой части интерактивного рисунка эта часть выделяется подсвечиванием, и появляются всплывающие подписи, которые можно зафиксировать на экране. Постепенно можно открыть и зафиксировать все подписи к рисунку, а при необходимости – убрать ненужные. Работая в режиме «Подсказка», ученик видит четко очерченные части рисунка, границы которых не всегда понятны в полиграфических изданиях, а учитель, выделяя различные фрагменты интерактивного рисунка, может акцентировать внимание учащихся на конкретном его фрагменте.Этот режим работы может использовать как учитель для объяснения учебного материала, постепенно вводя новую информацию, так и ученик самостоятельно изучая учебный материал с интерактивным рисунком по специально разработанным к нему заданиям или при работе с учебником. Преимущество такого режима работы заключается в том, что на экране выделяется конкретная часть объекта, это позволяет ученикам лучше концентрироваться на конкретном изучаемом вопросе.
У интерактивных рисунков «Зоны корня», «Проведение веществ по стеблю» одновременно с всплывающими подписями в отдельном окне выводится краткая характеристика составной части биологического объекта. В таком варианте всплывающие подписи интерактивного рисунка можно использовать в качестве опорных конспектов как при фронтальной работе учителя с классом, так и при самостоятельной работе учащихся с компьютером. Открыть все подсказки можно и сразу, выбрав опцию «Показать все». С рисунком, у которого открыты все подписи, можно работать как с полиграфическими таблицами, применяя его для обобщения или закрепления учебного материала, а также в качестве наглядного пособия при проведении лабораторных работ. Например, интерактивный рисунок «Зоны корня» можно порекомендовать как наглядное пособие при проведении лабораторной работы.При этом ученики имеют возможность сравнивать реальные наблюдаемые объекты и рисунки, выводимые на интерактивную доску или экран через проектор и комментируемые при необходимости учителем. В этом случае при проведении лабораторной работы можно поэтапно разобрать особенности строения каждой зоны и провести сравнение с микропрепаратами.
Опция «Спрятать всё» переключает интерактивный рисунок в режим, позволяющий выделять части объекта без появления подписей. Этот вариант может использоваться как при закреплении материала, так и при контроле знаний, например, при проведении опроса, когда ученик вызывается для объяснения рисунка. В этом случае ученик, пользуясь компьютером и проектором, поясняет выделяемые подсвечиванием части, или если работает с интерактивной доской, может делать поясняющие подписи. 
Тестовый режим работы с интерактивным рисунком удобен для закрепления учебного материала. Ученику надо выбрать верные подписи из выпадающего списка, предлагаемые к рисунку. После выполнения задания проводится автоматическая проверка с реакцией на ответ. Этот режим работы можно использовать и как при самостоятельной работе учащихся с интерактивными рисунками на персональном компьютере, как дома, так и в школе, и при проведении устного опроса учителем в классе, когда вызываемый ученик выполняет задание и затем комментирует его выполнение. При самостоятельной работе проверка знаний может носить активный характер, т.к. заложенные в программу возможности позволяют рассматривать рисунки не только в тестовом режиме, но и в обучающем варианте.
Один из типов интерактивных рисунков – рисунки с разномасштабными элементами строения.Они позволяют показать детальное строение биологического объекта. Например, на первом экране интерактивного рисунка «Внутреннее строение листа» показаны его основные части: кожица, мякоть и жилка. На втором рисунке изображено более детальное строение мякоти и жилки листа, а на третьем – продемонстрировано строение устьиц. Использование нескольких масштабоводного рисунка позволяет сформировать у школьников целостное восприятие изучаемого объекта, помогает понять соотношение его составных частей. При работе с каждым из рисунков можно использовать разные опции демонстрационного режима, что расширяет возможности его применения в учебном процессе, особенно при организации индивидуальных форм обучения.
Для ряда интерактивных рисунков реализована возможность проигрывания анимации. Используя такие рисунки, можно наглядно продемонстрировать не только строение части организма, но и динамические процессы, проходящие в них. Такую возможность имеет интерактивный рисунок «Поглощение воды и минеральных веществ корнем».
Интерактивное задание «Интенсивность фотосинтеза в разных спектрах света», по сути, являются практикумом по моделированию условий протекания биологического процесса. Работая с этим ресурсом, ученики могут самостоятельно определить наиболее оптимальные условия.
Анимации,как правило, используются для иллюстрации механизмов биологических процессов. Психологически привлекательны за счет использования современного компьютерного дизайна.Наиболее удобны для применения в учебном процессе анимации, которые имеют синхронизированное дикторское сопровождение, это даёт возможность использовать  анимации при объяснении нового материала учителем или проводить учащимся самостоятельное изучение нового материала. Повышает возможность разнообразного использования анимации опция выключения звукового сопровождения, в этом случае эти же анимации можно использовать для закрепления и проверки знаний, например, вызывая ученика прокомментировать происходящее на экране.По ходу проигрывания анимации актуально использование всплывающих подсказок, а также выделение цветом или подсвечиванием частей экрана или рисунков, т.е. тех фрагментов, на которых необходимо сконцентрировать внимание школьников. Для повышения эффективности учебного процесса сюжеты анимации разбиты на части, и предоставлена возможность выбора режима проигрывания сюжета – с остановкой на ключевых кадрах или без остановки. Работа с анимацией в режимеостановки на ключевых кадрах даёт возможность учителю сделать дополнительные комментарии или дать возможность учащимся сделать записи в тетрадях, а также этот режим позволяет несколько раз проигрывать наиболее сложные фрагменты анимации без особых сложностей поиска необходимого фрагмента сюжета.Все эти приёмы создают возможность квалифицированного объяснения биологических процессов с нужными визуальными акцентами. Работа с анимацией в компьютерном классе может быть основой для индивидуальных заданий разной степени сложности. В этом случае могут предлагаться учащимся разные формы работы: описать процесс или явление, ответить на вопросы к анимации, сформулированные учителем перед просмотром, или предложить учащимися составить собственные вопросы или опорные конспекты просматриваемой анимации. Ряд разработанных анимаций интерпретируют лабораторные эксперименты, которые не всегда удаётся провести в школе, и тем более в домашних условиях. 
Раскрывающиеся интерактивные схемы интересны постепенным вводом информации, позволяют акцентировать внимание школьников на определённом моменте изучаемого материала. Использование таких схем возможно для предъявления нового учебного материала при объяснении учителем. Их можно использовать в качестве опорных конспектов при фронтальной работе с классом и при самостоятельной работе учащихся с учебниками для структурирования изучаемого материала. Наиболее эффективны схемы при проведении сравнения, в этом случае можно проводить анализ по раскрывающимся плашкам, как по горизонтали, так и по вертикали. 
 
 
 
Электронные образовательные ресурсы:
современные дидактические материалы
обладают достаточно высоким уровнем наглядности и интерактивности 
обеспечивают адаптивность к конкретным условиям преподавания 
позволяют привлечь и сосредоточить внимание учащихся 
обеспечивают необходимый уровень мотивации
повышают результативность обучения
Прикрепленный файл Size
Борис С.И. для Мин.образования 1.rar 8.65 MB
Борис С.И. для Мин.образования 2.rar 4.26 MB

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн