Конспект проведения беседы по сказке "Лиса, заяц и петух"
Педагог выясняет, как дети поняли содержание сказки, и задает детям вопросы, подсказывает нужные слова, исправляет речевые ошибки, дает образцы высказываний. Очень важно предложить детям выбрать правильную интонацию, изменить тембровую окраску голоса в зависимости, от лица какого персонажа сказки они говорят. Если необходимо, на первых порах педагог может давать детям образцы интонирования.
• О ком рассказывается в сказке «Заюшкина избушка»? (В сказке рассказывается о лисе и зайце.)
• Какие избушки были у лисы и зайца? (У лисы была избушка ледяная, а у зайца лубяная.)
Что значит лубяная? (Значит сделанная из коры дерева и веток.) Как лиса дразнила зайца? Каким голосом она это говорила? С какой интонацией? (У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя темная!)
Что случилось с избушкой лисы весной? (У лисы избушка растаяла.)
О чем лиса стала просить зайца? (Лиса стала просить зайца пусть ее жить.)
Каким голосом она говорила? (Вкрадчивым, ласковым…)
Что произошло дальше? (Заяц пустил лису в избушку, а лиса его выгнала.)
Что делал заяц, когда лиса его выгнала? (Заяц сидел и плакал.)
Кто предложил ему помощь? (Мимо бежали собаки и спросили зайца: «Тяф, тяф, тяф! О чем, заинька, плачешь?» Зайчик сказал: «Как же мне не плакать?
Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня и выгнала». Тогда собаки сказали, что выгонят лису.)
Поверил ли зайка собакам? Что он сказал? Каким голосом? С какой интонацией? (Нет, не выгоните!)
Что сделали собаки? (Собаки подошли к избушке и стали лису гнать: «Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!»)
Что ответила лиса? Подумайте, как это надо сказать. (А она им с печи: «Как выскочу! Как выпрыгну! Пойдут клочки по закоулочкам!») Как вы понимаете слово закоулочки! (Это тесные темные переулочки, закуточки.)
Что сделали собаки? (Испугались собаки и убежали.)
Что было дальше? (Опять сидит зайчик и плачет. Идет мимо волк и спрашивает: «О чем, заинька, плачешь?» А зайчик отвечает: «Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня и выгнала». Тогда волк сказал, что выгонит лису.)
- Поверил ли зайчик волку? Что он сказал? (Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, и ты не выгонишь.)
Что произошло дальше? (Пошел волк к избе и завыл страшным голосом: «У-у-у! У-у-у! Ступай, лиса, вон!» А лиса с печи: «Как выскочу! Как выпрыгну! Пойдут клочки по закоулочкам!») Что сделал волк? (Испугался волк и убежал.)
Что было дальше? Каким голосом вы будете говорить за медведя? (Опять сидит заяц и плачет. Идет мимо медведь: «О чем, зайчик, плачешь?» Зайчик говорит: «Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня и выгнала».
Медведь решил помочь зайцу: «Не плачь, зайчик, я ее выгоню».)
Поверил ли заяц медведю? Что сказал? (Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали. Волк гнал — не выгнал. И ты не выгонишь.)
Что было дальше? (Пошел медведь к избушке и зарычал: «Ррр! Ррр! Ступай, лиса, вон!» А она с печи: «Как выскочу! Как выпрыгну! Пойдут клочки по закоулочкам!»)
Что сделал медведь? (Испугался медведь и убежал.)
Что было дальше? (Опять сидит заяц и плачет. Идет мимо петух, несет косу: «Ку-ка-ре-ку! О чем, зайчик, плачешь?» А зайчик говорит: «Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня и выгнала».) Что пообещал ему петух? (Не горюй, заинька, я ее выгоню.)
• Поверил ли петуху заяц? Что он сказал? (Нет, не выгонишь! Собаки гнали — не выгнали, волк гнал — не выгнал, медведь гнал — не выгнал. А ты и подавно не выгонишь.)
• Что сделал петух? Попробуйте произнести его слова так, чтобы лиса испугалась. (Пошел петух к избушке:
— Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах
В красных сапогах,
Несу косу на плечах: Хочу лису посечи,
Пошла, лиса, с печи!)
• Испугалась ли лиса? (Лиса испугалась и говорит: «Одеваюсь...»)
• А петух что на это сказал? (Петух опять:
— Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах
В красных сапогах,
Несу косу на плечах: Хочу лису посечи,
Пошла, лиса, с печи!)
• Что сделала лиса? (А лиса говорит: «Шубу надеваю...»)
• Что сказал петух в третий раз? (Петух сказал в третий раз:
— Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах
В красных сапогах,
Несу косу на плечах: Хочу лису посечи,
Пошла, лиса, с печи!)
• Испугалась ли лиса и что она сделала? (Испугалась лиса, соскочила с печи — да бежать.)
• Чем закончилась сказка? (Заюшка с петухом стали жить да поживать.)
Физкультминутка «Заяц Егорка».
Педагог приглашает детей в центр группового помещения и предлагает им сделать знакомое упражнение.
Заяц Егорка (Идут по кругу, взявшись за руки. В центре сидит на корточках один ребенок)
Свалился в озерко
Бегите под горку (Бегут по кругу)
Спасайте Егорку. (Помогают сидящему ребенку встать на ноги)