Цель. Учить определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы.
Материал. Предметные картинки с изображением людей и животных.
Описание. Предметные картинки выкладывают перед детьми. Педагог произносит фразу: "Я прививок не боюсь, если надо - уколюсь" с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа. Дети по голосу педагога определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос "Кто боится прививки?"
Описание. Педагог произносит фразы радостным, грустным, злым, испуганным или удивленным голосом. Дети определяют и называют, с какой тембровой окраской голоса произнесены фразы.
Описание. Педагог произносит фразы, используя различные средства для выражения логического ударения. Детям предлагается после прослушивания фразы назвать слово-носитель логического ударения и указать, как оно произнесено (громко или тихо, быстро или растянуто).
«Щенок и котенок».
Цель: Формирование понимания интонации, развитие умения передавать выразительными средствами эмоциональное содержание высказывания.
На картине нарисованы сказочные животные: собака, ласково смотрящая на щенка, который несет в зубах косточку для нее; кошка, гневно встречающая грязного всклокоченного котенка. Послушай сказку.
В одной деревне, в одном дворе жили-были щенок и котенок со своими мамами – собакой и кошкой. Они были очень разные. Щенок – послушный, ласковый и простодушный. А котенок – задира и хулиган.
Однажды щенок нашел во дворе косточку. «Отнесу-ка ее маме, вот она обрадуется!» - подумал щенок.
Котенок тоже хотел порадовать маму. Но не знал чем. Тут он увидел, как цыпленок поймал червяка. «Отберу-ка я у него добычу и тоже отнесу маме!» -
решил котенок. Котенок принялся гоняться за цыпленком по двору. Во дворе были грязные лужи, но котенок не обращал на них никакого внимания. Несмотря на все старания, котенок так и не догнал цыпленка, который спрятался под крылышком у курицы. Уставший и очень грязный он вернулся к маме кошке.
Как ты думаешь, как отнеслась мама к поступку щенка? Объясни почему. Как ты думаешь, как кошка встретила своего сына? Объясни, почему она рассердилась? Выбери соответствующую пиктограмму.
Представь, что ты превратился в маму щенка. Какие слова ты сказал бы щенку? Попробуй сказать нежным, ласковым голосом: «Молодец, сынок!»
Представь, что ты превратился в кошку. Попробуй сказать те же слова («Молодец, сынок!») так, чтобы по голосу чувствовалось, что мама очень сердита, недовольна котенком.
Два ребёнка играют роли медвежат, один - медведицы. Медвежата высоким голосом просят у мамы: «Маммёдунамм, маммолокабынамм». Медведица отвечает низким голосом: «Вотявамм, всёмаловамм!» Медвежата отбегают и припевают свою просьбу низким голосом, медведица грозит им лапой и отвечает высоким голосом: «Вотявамм, вотявамм!»
«Превратись в птицу»
Цель: формирование умения изменять темп и тембр речи.
Взрослый предлагает ребенку рассказать о птицах (о важном гусе, заботливой утке, торопливой курице, хвастливом индюке), стараясь передать голосом особенности их внешнего вида и характера. Сначала взрослый сам описывает птицу (от 1-го лица):
Я – гусь. Я большой, красивый, с длинной шеей и красными лапами. (Произносить важно, громко, медленно.)
Я – курица. Я маленькая, пестрая, очень быстрая и шумная. (Произносить с повышением голоса, быстро, отрывисто.)
Я – индюк. Я гордый, необыкновенно красивый и смелый. (Произносить гордым тоном, немного хвастливо.)
Я – уточка. Я небольшая, серая, спокойная, внимательная. (Произносить тихо, спокойно, ласково.)
«Кто, где сидит?»
Цель: развитие умения правильно ставить логическое ударение во фразе.
Материал: на картинке снегири сидят на ветке дерева, под деревом на земле сидит голубь, внутри кормушки сидят синички.
Например: Снегири сидят на земле? – Нет, на земле сидит голубь.
Снегири сидят на ветке? – Да, снегири сидят на ветке.
Снегири сидят в кормушке? – Нет, они сидят на ветке. В кормушке сидят синички.
Важно: Задавая вопрос, нужно выделить силой и повышением голоса слово, на которое падает логическое ударение. Следует добиться, чтобы при ответе ребенок выделял силой и повышением голоса логически значимое слово в предложении.