Официальный сайт fresher 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сценарий урока-игры внеклассного чтения по теме «Путь в науку», посвящённого 300-летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова

Submitted by Елена Николаевна Андрияшина on Fri, 09/12/2011 - 22:32
Данные об авторе
Автор(ы): 
Андрияшина Елена Николаевна.
Место работы, должность: 
зав. школьной библиотекой МБОУ СОШ № 24 г. Гуково
Регион: 
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
все уровни образования
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Библиотечное дело
Цель урока: 

 

  • пробуждение у детей чувства гордости, восхищения, уважения к истории России.
  • обобщение и систематизация знаний учащихся о Ломоносове.
  • дать возможность детям проявить свои умственные способности.
Используемая методическая литература: 

 

1.     Баландин Р. К. Русские мыслители. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2006. -539 с.

2.     Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.- Современная универсальная Российская энциклопедия. - 2007.

3.     Козак О. Н. Литературные викторины. - СПб.: СОЮЗ., 1999. - 272 с.

4.     Морозов А. А. Ломоносов. Жизнь замечательных людей. - М.: Молодая гвардия. Изд. 5-е.-1965. -576 с.

5.     Пономарева Т. Д. Я познаю мир: Великие ученые: Детская энциклопедия. - М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “Издательство Астрель”: ЗАО НПП “Ермак”.- 2004. -397 с.

6.     Словарь иностранных слов. – М. «Просвещение».- 1988. – 855 с.

7.     Смирнова. Н.Е., Ципенко Н.Н. Игровые уроки. Русские и зарубежные произведения. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2002. - 160 с.

8.     Щеблыкин И. П. Михаил Ломоносов. - М.: Просвещение, 1969. -104 с.

 

Используемое оборудование: 

: портрет Ломоносова,схема- таблица, 2 репродукции мозаик М. В. Ломоносова, карточки с заданиями для лингвистического конкурса  и конкурса шифровальщиков, писчая бумага, ручки, столы для участников, стулья для зрителей

Краткое описание: 
Сценарий урока-игры внеклассного чтения по теме «Путь в науку», посвящённого 300-летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова

 

Сценарийурока-игры внеклассного чтения по теме

 «Путь в науку»,

посвящённого 300-летию со дня рождения
Михаила Васильевича Ломоносова


Автор – Андрияшина Елена Николаевна , зав. школьной библиотекой МБОУ  СОШ № 24 г. Гуково Ростовской области.

Цель:

  • пробуждение у детей чувства гордости, восхищения, уважения к истории России.
  • обобщение и систематизация знаний учащихся о Ломоносове.
  • дать возможность детям проявить свои умственные способности.

Оборудование: портрет Ломоносова,схема- таблица, 2 репродукции мозаик М. В. Ломоносова, карточки с заданиями для лингвистического конкурса  и конкурса шифровальщиков, писчая бумага, ручки, столы для участников, стулья для зрителей,

Награждение: дипломы, призы.

Ход урока-игры

Ведущий 1:Примерно в 80 км от города Архангельска река Северная Двина делает поворот, образуя рукава и протоки, которые огибают многочисленные острова. На берегу самого большого из них – Курострова, почти напротив Холмогор, в начале XVIII века располагались деревеньки – Денисовка, Мишанинская, Афанасьевская и Григорьевская (сейчас они слились в одно село – Ломоносово). В одной из этих деревень – деревне Мишанинской жило семейство Ломоносовых.

Ведущий 2:Зажиточным крестьянином был Ломоносов Василий Дорофеевич. Он, как и многие жители Поморья, занимался морским рыбным промыслом. У Василия Дорофеевича была земельная собственность и морские суда, на них он занимался рыбной ловлей и совершал далёкие морские разъезды, с казённой и частной кладью.

Ведущий 1:Женился Василий Дорофеевич поздно на молодой девушке, дочери дьякона, Елене Ивановне Сивковой. Первенец и единственный сын Михайло родился 8 (по новому стилю 19) ноября 1711 года.

Ведущий 2:Первые годы жизни Михаил находился на попечении матери, в то время как отец отправлялся на дальний морской промысел. Когда мальчику исполнилось десять лет, его, как и многих других поморских ребят, отец стал брать с собой в море в качестве юнги, или, как тогда называли, зуйка. Со временем юный Михайло стал помощником отцу, и они на европейски оснащённом паруснике-галиоте «Чайка» вместе уходили на дальний морской промысел в Белое и Баренцево моря, с выходом в Северный Ледовитый океан, возвращаясь только осенью. Бывало, что эти путешествия оказывались небезопасными.

Ведущий 1:Михайло рано обучился грамоте и пристрастился к чтению, отчасти благодаря матери, отчасти благодаря соседу Ивану Шубному и местному дьячку Семёну Сабельникову. В возрасте около 10 лет Михайло Васильевич уже был грамотен, а в 12 лет был лучшим чтецом в деревне. С недуховной литературой Михаил познакомился впервые в доме Христофора Дудина, сына холмогорского священника. Это были «Грамматика» Мелентия Смотрицкого, «Арифметика» Леонтия Магницкого и «Псалтырь» Симеона Полоцкого. Позднее Ломоносов назвал их «вратами своей учёности».

Ведущий 2:Овладение грамотой открыло Ломоносову путь к самообразованию, но этому жизнь в доме отца не способствовала. Дело в том, что мать Михайлы Васильевича рано умерла, когда ему было 9 лет. Отец скоро женился вторично, но неудачно. И ему пришлось жениться в третий раз. С этого времени Ломоносову жилось в доме отца всё хуже и хуже. Увлечение Михаила чтением книг вызывало недовольство и упрёки мачехи. Считая это дело пустым и бесполезным, она постоянно старалась навлечь на юношу гнев отца.

Ведущий 1:В доме сложилась тяжёлая обстановка. Страсть к знаниям, проблемы в семье заставили молодого Ломоносова принять решение оставить родной дом и отправиться в Москву для того, чтобы «поступить там в ученье». С помощью земляков он получил паспорт, занял у соседа Фомы Шубного «полукафтан и три рубля денег» и в декабре 1730 года, тайно покинув родительский дом, отправился с рыбным обозом в столицу; Ломоносову тогда было 19 лет.

Ведущий 2:Упорно, но довольно медленно двигался будущий учёный к цели. Первый шаг к овладению наукой был сделан уверенно и смело. В первых числах января 1731 года он, наконец, увидел Москву. Там его никто не ждал, но неожиданно встретил односельчанина, который приютил его – «дал угол для жилья». Скрыв своё происхождение, выдав себя за дворянского сына, 26 января 1731 года, Ломоносов поступает в Славяно-греко-латинскую академию.

Ведущий 1:Так начался «изумительный подвиг» Ломоносова в овладении наукой. Условия были самые тяжёлые, общежития не было, приходилось жить на 3 копейки в день. Ломоносов шагал в ученье семимильными шагами. Невзирая на насмешки учеников (их забавляли высокий рост и солидный возраст). Ломоносов за короткий срок добился больших успехов и стал первым по всем предметам.

Ведущий 2:В ноябре 1734 года ректор академии получил распоряжение отправить 20 самых способных учеников для дальнейшего обучения в Петербургскую Академию наук. После тщательной проверки воспитанников было отобрано только 12. С 1 января 1735 года студентом стал и Михайло Ломоносов.

Ведущий 1:В новом учебном заведении любознательный и талантливый юноша проявил огромный интерес к наукам. Но пребывание Ломоносова в Академии наук было недолгим. В сентябре 1736 года с группой наиболее талантливых студентов его направляют для обучения горному делу в Германию.

К началу 1739 года русские студенты закончили обучение в Марбурге и летом того же года были направлены предписанием из Петербурга в г. Фрейберг изучать металлургию. Но этот химик старого склада не мог удовлетворить широко образованных русских, а особенно Ломоносова. Натянутые отношения скоро перешли в ссору и привели к тому, что Ломоносов в мае 1740 года ушёл от Генкеля и возвращается обратно в Марбург, чуть было не угодил в прусскую армию, но ловкость вербовщика потерпела неудачу – Ломоносов бежал.

Ведущий 1:В Марбурге 6 июня 1740 года он женился на местной уроженке Елизавете Цильх. Затем учёный вернулся на родину, а жене велел ждать вызова.

Ведущий 2:Ломоносов затратил на ученье всего 10 лет. Его можно назвать титаном по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности.

Ведущий 1:Тридцатилетний Михаил Васильевич возвратился на родину всесторонне подготовленным. Летом 1741 года он возвращается в Петербург, а с 8 января 1742 года Михаила Васильевича назначают «адъюнктом физического класса» Петербургской Академии наук, с содержанием 360 руб. в год.

Ведущий 2:С приходом Ломоносова в Петербургскую Академию начался новый период в развитии русской науки. Выполнение ряда научных работ принесло Михайле Васильевичу диплом профессора химии Петербургской Академии наук, т.е. он стал академиком. Указ был подписан 25 июля 1745 года. Академиком и профессором проработал Михаил Васильевич 20 лет, до самой смерти.

Ведущий 1:Многогранны его научные работы: «О слоях земных»; «Рассуждения о твёрдости и жидкости тел»; «Размышления о причине теплоты и холода»(1744г.); в 1756 г. открыл химизм горения, в 1748 г. открыл первую в России химическую лабораторию. Вскоре он устроил лабораторию и у себя на дому. Он наладил изготовление аппаратуры и химической посуды, на которую израсходовал до 200 пудов стекла. В эти годы Михаил Васильевич впервые в науке использует микроскоп. Труды Ломоносова были известны во всей Европе. После 1744 года появились другие научные труды. В течение некоторого времени М.В.Ломоносов был во главе Географического департамента Петербургской Академии наук.

Ведущий 2:Горячий патриот, Ломоносов всю жизнь боролся за честь и достоинство россиян. С большой дальновидностью Михаил Васильевич в 50-х годах 18 века стал хлопотать об открытии Московского университета. Указ об открытии Московского университета был подписан 23 января 1755 года, но занятия в нем начались 7 мая того же года.
Последние годы жизни Михайло Васильевич часто и тяжело болел.

Ведущий 1:Ломоносов был универсальным гением. Он работал в различных областях науки и искусства (17 обл.), во всём опережая своё время иногда на десятилетия, иногда на столетия. Он был страстным борцом за передовую науку, которая ломает старое и открывает пути к новому.

Ведущий 2:Звездой первой величины считают М.В.Ломоносова. Взгляните на схему.

На доске;Схема-таблица с "лучиками" – направления научных исследований учёного, в центре которой – портрет М.В.Ломоносова.

Ведущий 1:

– Любимая наука Ломоносова – химия. Он создал химическую лабораторию в Петербурге и открыл новый закон;

– Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния;

– Он любил наблюдать за звездами, усовершенствовал телескоп;

– Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера;

– Он первый в мире географ-полярник;

– Занимался историей древних славян историй изготовления фарфора;

– А сколько он сделал для совершенствования русского языка?

– Сочинял стихи;

– Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины ("Портрет Петра I", "Полтавская битва");

– Открыл первый российский университет в Москве.

Таким образом, М. В. Ломоносов был таким великим ученым, так много сделал в разных областях науки, что его даже назвали "наш первый университет ".

Ведущий 2: Великий сын русского народа Михаил Васильевич Ломоносов умер 15 апреля 1765 года и похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Ведущий 1:Видный деятель русской науки и культуры, член Академии художеств, почётный член Шведской и Болонской академии наук Михаил Васильевич Ломоносов оставил после себя богатейшее научное наследие.

Конкурс интеллектуалов

1. В каком году родился Ломоносов? (в 1711г.)
2. Где родился Ломоносов? (в с. Мишанинском Холмогорского уезда Архангельской губернии)
3. Как звали отца Ломоносова? (Василий Дорофеевич)
4. Чем занимался отец Ломоносова? (рыбак)
5. Кем был дед Ломоносова по материнской линии? (дьяком)
6. Сколько было Ломоносову лет, когда он покинул родной дом и ушёл в Москву? (19)
7. Был ли Ломоносов крепостным? (Нет: на русском Севере крепостного права не было)
8. Какое учебное заведение в Петербурге закончил Ломоносов? (Академию наук)
9. В какой европейской стране продолжил учёбу Ломоносов? (в Германии)
10. Какой русской императрице посвящена ода Ломоносова, написанная в 1747 г.? (Елизавете Петровне)
11. Какая страна избрала Ломоносова почётным членом своей Академии наук? (Швеция)
12. Звание профессора, какой науки получил Ломоносов в 1745 г.? (химии)
13. Кому посвящалась мозаичная картина «Полтавская баталия», созданная Ломоносовым? (Петру I)
14. Какова площадь мозаичной картины «Полтавская баталия»? (30 м)
15. Кому из русских поэтов принадлежат следующие стихотворные строчки, посвящённые Ломоносову:
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
по своей и божьей воле
Стал разумен и велик. (Н.А.Некрасов)
16. Какое высшее учебное заведение носит имя Ломоносова? (МГУ)
17. Какого русского царя Ломоносов считал идеальным правителем государства? (Петра I)
18. Кто из писателей сказал о Ломоносове: «Он сам был первым нашим университетом»? (А.С.Пушкин)
19. В каком году был открыт МГУ? (в 1755 г.)
20. Была ли у Ломоносова семья? (да)
21. Кем по национальности была жена Ломоносова? (немка)
22. Сколько у Ломоносова было детей? (1 ребёнок)
23. Как звали дочь Ломоносова? (Елена)
24. Кем доводилась Ломоносову М.Н.Волконская, последовавшая за мужем-декабристом в Сибирь? (правнучкой)
25. В каком году умер Ломоносов? (в 1765 г.)
26. Где похоронен Ломоносов? (в Санкт-Петербурге)
27. Сколько лет прожил Ломоносов? (54 года)
28. Где находится город, названный именем Ломоносова? (в Ленинградской области)
29. Как звали мать Ломоносова? (Елена Ивановна Сивкова)
30. На какую должность был определён Ломоносов по возвращении из Германии? (адъюнкта)
31. В каком веке жил Ломоносов? (в XVIII)
32. Сколько од написано Ломоносовым? (36)
33. Писал ли Ломоносов басни? (да)
34. Ода – это жанр лирики или эпоса? (лирики)
35. В каком городе жил Ломоносов в последние годы? (в Петербурге)

                                                Конкурс лингвистов.

     М.В. Ломоносов был не только великим ученым, но и выдающимся поэтом, который из тяжеловесного речения превратил стих в повествование, возвышающее чувства и воображение.

            Но поэзия 18 века очень далека от нас, и поэтому при её чтении возникают определенные трудности. Значения некоторых слов нам уже непонятны, так как эти слова являются устаревшими.

       Задание.  Переведите на современный русский язык устаревшее ныне слово, встречающееся в произведениях Ломоносова

1.Слово – уста. (губы)
2. Слово взор. (взгляд)
3. Слово глагол. (речь, слово)
4. Слово зело. (очень)
5. Слово ланиты. (щёки)
6. Слово перст. (палец)
7. Слово токмо. (только)
8. Слово дщерь. (дочь)
9. Слово запона. (преграда)
10. Слово раченье. (старание)
11. Слово денница. (утренняя заря)
12. Слово паки. (опять, снова)
13. Слово вран. (ворон)
14. Слово чело. (лоб)

                                                   Конкурс шифровальщиков.

Преобразования Ломоносова в литературном языке способствовали очищению родного языка от таких иностранных слов, употребление которых не вызывалось необходимостью. Он предложил вместо “бергверк” говорить рудник, вместо “дак” - кровля, “перпендикулы” - маятник, переделал “оризонт” на горизонт, “квадратуум” на квадрат и т.д.

Задание. Расшифруйте предложения, заменив иностранные слова русскими, можно использовать словарь иностранных слов.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал он её тащить, да не вытащил. Объявили тогда бабка с внучкой деду импичмент. “Мы, говорят, твой электорат, и раз сил у тебя уже мало стало, будет у нас суверенитет. Проведемреферендум, потом маркетинг, достигнем консенсуса по всем вопросам, и будет у нас новый спонсор. Так что, дед, если хочешь с нами жить, готовься к приватизации. Мы люди не злые, можешь сделатьинвестиции в наше дальнейшее производство”.

Вот такая демократия!

Для справки.

Импичмент - недоверие

Электорат- народ

Суверенитет- самостоятельность

Референдум- выборы

Маркетинг- изучение спроса населения

Консенсус- согласие

Спонсор- меценат

Приватизация- перераспределение, раздел имущества

Инвестиции- вложения

Демократия- народная власть

Картинная галерея

В 1752 году Ломоносову удалось получить разрешение на строительство стекольной фабрики. Проделав огромное количество опытов, он получил новый способ изготовления цветных стекол, не уступающих по своему качеству и внешней красоте, выдающимся образцам итальянских мозаик. Ломоносов создал несколько мозаичных портретов, а также уникальная по своим размерам и художественно-техническим достоинствам картина “Полтавская баталия”.

Задание. Соберите из пазлов репродукцию одной из мозаик Ломоносова.

http://festival.1september.ru/articles/585026/img1.jpg

                        http://festival.1september.ru/articles/585026/img2.jpg   

 

Команды демонстрируют получившиеся репродукции.

Подведение итогов.

Команды называют своих самых эрудированных участников, которым вручается отличительный знак с надписью “ Потомок М. В. Ломоносова”.

Использованная литература

1.     Баландин Р. К. Русские мыслители. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2006. -539 с.

2.     Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.- Современная универсальная Российская энциклопедия. - 2007.

3.     Козак О. Н. Литературные викторины. - СПб.: СОЮЗ., 1999. - 272 с.

4.     Морозов А. А. Ломоносов. Жизнь замечательных людей. - М.: Молодая гвардия. Изд. 5-е.-1965. -576 с.

5.     Пономарева Т. Д. Я познаю мир: Великие ученые: Детская энциклопедия. - М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “Издательство Астрель”: ЗАО НПП “Ермак”.- 2004. -397 с.

6.     Словарь иностранных слов. – М. «Просвещение».- 1988. – 855 с.

7.     Смирнова. Н.Е., Ципенко Н.Н. Игровые уроки. Русские и зарубежные произведения. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2002. - 160 с.

8.     Щеблыкин И. П. Михаил Ломоносов. - М.: Просвещение, 1969. -104 с.

 

Прикрепленный файл Size
М.В. Ломоносов.docx 62.85 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн