«Рыбы»
Цели: • развивать диалогическую речь детей, побуждать их к речевой фантазии, учить придумывать диалоги на заданную тему, отвечать на вопросы полными ответами, употребляя в речи сложноподчиненные предложения;
- продолжать учить детей образовывать однокоренные слова, активизировать в речи детей прилагательные;
- продолжать развивать интонационную выразительность речи, работу над дикцией.
Педагог собирает детей около себя и произносит:
- Усядемся на пригорке да расскажем скороговорку:«Везет цапля щучку в чешуйках»
- Сначала произносим слова скороговорки медленно, четко проговаривая слова, затем в ускоренном темпе, а потом попробуем быстро. Ничего, если не получилось. Попробуем еще раз.
Цапля — кто это?(Большая птица, питается лягушками.)
Щучка - кто это?(Это маленькая щука — хищная рыба.)
Подросток щуки как называется?(Щуренок.)
Что такое чешуйки?(Это маленькие разноцветные прозрачные пластинки; чешуя предохраняет кожу рыб.)
Педагог читает стихотворение и предлагает детям разучить его:
Щука добрая была,
Дружбу с рыбами вела.
Из морской капусты щей
Щука наварила,
Окуньков, бычков, лещей
Щами угостила.
— Какая была щука? Чего наварила щука? С кем дружила щука? Кого угощала щука щами? А теперь вместе повторим это веселое стихотворение. О каких рыбках идет речь в этом стихотворении? Где они живут?(В реке.) Значит, они какие?(Речные.) Если рыбы живут в море?(Морские.) В нашей группе есть рыбки?
Дети вместе с педагогом подходят к аквариуму. Педагог загадывает загадку:
Посмотрите, дом стоит —
До краев водой залит.
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы —
Все умелые пловцы.
— Что это?(Аквариум.) Что такое аквариум? Кто живет в аквариуме? Как называют рыбок, живущих в аквариуме?(Аквариумные.) Что означают слова «Без окошек, но не мрачный»? Как вы думаете, кто такие «умелые пловцы»? Как сказать по-другому?(Отличные, превосходные пловцы.) Покажите, как плавают рыбки.
Физминутка
В банке чистая вода —
Пустим рыбок мы туда,
Будут рыбки там играть,
Плавать, хвостиком вилять.
Под любое музыкальное сопровождение рыбки-дети «плавают».
— Расскажите, что есть у рыбки?(Голова, на голове глаза и рот, плавники, хвост.) Есть ли у рыбок шея? Зачем нужны плавники? Как называются плавники?(Плавник на спине — спинной, на брюхе два плавника — брюшные, на боку — боковые, возле хвоста — хвостовые.) Зачем рыбе хвост? Дышат ли рыбы?(У всех рыб есть жабры, через них проходит вода, насыщенная кислородом.)
Хвост у рыбы чей?(Рыбий.)
Плавники чьи?(Рыбьи.)
Чешуя чья?(Рыбья.)
Глаза чьи?(Рыбьи.)
Суп из рыбы как называется?(Рыбный, уха.)
Человека, который ловит рыбу, как называют?(Рыбак.)
На столе большой лист голубой бумаги, на нем разложены картинки с изображением рыб. Дети выбирают по желанию любую рыбку и рассказывают о ней. Затем педагог предлагает придумать диалог между рыбаком и пойманной рыбкой или рыбаком и рыбкой, плавающей в воде возле крючка.
Сначала педагог помогает детям наводящими вопросами: Когда рыбка поймана, о чем она думает, какое у нее настроение, какое настроение у рыбака? О чем он думает? Какие слова нужно произнести рыбке, чтобы рыбак ее пожалел и отпустил? Представьте себе, что вы сидите на берегу и ловите рыбу, но ни одна рыбка на крючок не попадается. О чем вы думаете?
Педагог предлагает детям разыграть сценку «Рыбак и рыбка».
Рыбак. Рыбка, рыбка, червяка
Откуси хоть чуточку!
Рыбка. Не хочу я червяка,
Лучше уж на удочку.
В игре-диалоге используются маски. Дети делятся на пары, определяют, кто из них будет рыбаком, а кто — рыбкой. Усложните задание — для каждой пары детей меняйте интонации: для рыбака — сердитая, веселая, умоляющая (рыбка, ну пожалуйста, съешь червячка...), для рыбки — настороженная, испуганная, сердитая.
— Вот другой диалог рыбки с рыбкой. Как вы думаете, о чем могли бы говорить рыбы между собой?
Педагог читает стихотворение:
В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала.
- Здравствуй!
- Здравствуй! Как дела?
- На рыбалке я была.
Я удила рыбака, дядю Петю-чудака.
- Где же твой рыбак? Попался?
- Нет, ушел, хитрец, сорвался.
(Е.Человецкий)
Разучите с детьми и разыграйте по ролям это стихотворение. Придумайте, о чем еще могут говорить рыбки. Заслушайте несколько вариантов диалогов.
Предложите родителям вместе с детьми сделать дома проект на тему «Рыбы».
|