Submitted by Наталья Андреева on пн, 12/12/2011 - 18:00
1.Сообщение темы. Постановка учебных задач.
Сегодня на уроке мы продолжаем тему «Образ древнерусских городов». Но будем мы не художниками, как в прошлый раз, а архитекторами. Мы научимся с вами конструировать из бумаги макеты древнерусских церквей и храмов, научимся делать из конуса главы церкви, из полоски бумаги башню, научимся делать и корпус здания церкви с отрезанными верхними углами граней, сложенными вовнутрь.
Сегодня, в век развитой техники, мы нередко свысока поглядываем на покосившиеся от времени сооружения. И позже, поразмыслив, мы понимаем, что эта самая улица, этот город начались когда-то с этого самого дома. Вот именно тогда и возникает интерес к архитектурному памятнику и появляется вопрос: что хранит его память?
2. Беседа: «Образ древнерусских городов».
Строительство каменного здания – целое событие. Оно не каждому под силу. Ведь в него нужно вовлечь сотни, а то и тысячи людей, построить кирпичный завод и наладить добычу камня в каменоломни, доставить строительный материал к нужному месту. Но самое сложное – возвести здания. Оно должно иметь надёжную конструкцию, достаточно просторные помещения, ведь ради этого и затевается строительство и, конечно же, имеет эффектный внешний вид.
Не так-то просто рассчитать глубину фундаментов, толщину стен.
И всё – таки при необычайном разнообразии архитектурных форм древнерусских построек объединяет их представление наших предков об окружающем мире. Люди средневековья видели в каждой постройке образ Вселенной, своеобразную модель мира, в котором они жили:
-небесный свод сопоставлялся со сводами здания,
-стены – с воздушной средой,
-подвалы – с подземным царством.
Соответственно оформлялись и внутренние помещения:
На небе солнце – и в тереме солнца,
На небе месяц – и в тереме месяц.
На небе звёзды – и в тереме звёзды,
Всё в тереме по небесному!
В наши дни не такая уж редкость архитектурный памятник, но словно где-то незримо присутствует наш далёкий предок. Всякий раз, входя в музей, подходя к храму, мы испытываем некоторое волнение, какое бывает перед встречей после долгой разлуки с дорогим человеком. Давайте сейчас посмотрим видеоролик «Искусство древней Руси».
Просмотр видеоролика «Русь белокаменная».
Давайте с вами представим себя архитекторами, перед которыми стоит задача построить древнерусский храм. Модель его мы с вами сделаем из картона и бумаги. Обратите внимание, что у нас с вами 3 различные местности. Здесь совершенно никто не живёт, а на этом месте мы решили заложить город. Мы выстроим сегодня храмы и церкви, и луга, и долины сразу оживут звонами колоколов.
3. Практическая работа.
3.1.Изготовление корпуса здания.
Итак, сначала мы должны воздвигнуть корпус здания. Для этого нам понадобится полоска бумаги в пол-листа.
1.Корпус имеет форму квадрата.
2.Оставим место для приклеивания.
3.Разделим оставшуюся полосу на 4 равные части с помощью складывания бумаги.
4. Определим крышу.
5.Сделаем надрезы.
6.Корпус готов, осталось его склеить.
3.2. Изготовление башни.
Наша задача – сделать башню, на которую мы будем крепить купол. Сделайте цилиндр, склеив четырёхугольный лист бумаги.
3.3. Изготовление купола.
Для изготовления купола я раздала вам шаблоны. Вы его склеиваете сбоку и поочерёдно каждую складочку. (Дети склеивают купол вместе со мной)
3.4. Сборка макета.
Все части здания у нас готовы, можно и приступать к сборке макета.
(Прослушивания музыки во время работы)
4. Выставка работ.
После завершения все дети устанавливают свои макеты на заготовленной местности. Даём названия городам и отмечаем лучшие работы, анализируем всю работу.