Официальный сайт travelspo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок русского языка в 4 классе по программе «Гармония».Тема: Значение слова. / Фразеология/

Фото пользователя Светлана Алексеевна Конопкина
Submitted by Светлана Алексеевна Конопкина on Fri, 16/12/2011 - 20:32
Данные об авторе
Автор(ы): 
Конопкина Светлана Алексеевна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ № 13" округа Муром Владимирской Области; учитель начальных классов
Регион: 
Владимирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

1. Формирование понятия о значимости значения слов в речи.

              2. Закрепление умения решать орфографические задачи, используя разные способы проверки.

              3. Развитие познавательного интереса к лексике родного языка, обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами русского языка.

              4. Формирование умения строить речевое высказывание с использованием в нем фразеологизмов.

              5. Воспитание любви к родному языку.

 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Для учащихся: учебники, рабочие тетради, тетради на печатной основе, листы с тестом и справочным материалом по теме урока.

Для учителя: карточки тематических слов.

Краткое описание: 
1. Организационный момент «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык», - писал Константин Паустовский. И он прав, и мы не раз уже убедились в этом, работая по разделу «Слово – главный работник в нашей речи». • Язык богат многообразием слов. Все в окружающем мире мы называем словами, ярко и точно слова отражают назначение, характеристику, качества предмета, действия или явления. - Но мало знать, как называются предметы, еще важно знать значение слова. 2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Обобщение: - Почему так важно знать значение слова? В чем оно помогает? (помогает правильно строить высказывания; формулировать мысли; решать орфографические задачи – писать грамотно; понимать друг друга) 3. Объявление темы, постановка задач урока. - Можете ли вы с уверенностью, твердо сказать, что обладаете достаточным глубоким знанием о значении слов нашего языка? - Итак, сегодня мы снова посвятим свою работу значению слова, Значение слова. / Фразеология./ 4. Самостоятельная работа в тетрадях. «синица» - разбор слова как части речи. Самооценка. 5. Текст упр. № 572. - Познакомьтесь с его содержанием. -О чем вы узнали? (синица издает звуки «си – си – си») - Что же помогло справиться с орфографической задачей? - Для решения этой орфографической задачи помогает история значения слова. Здесь мы воспользовались именно этим способом. 5. Открытие нового знания. а) Ознакомление с языковым термином фразеология. И в своей речи мы часто используем фразеологические обороты. Порой, не замечая этого, но прекрасно понимая друг друга. б) Работа в группах. - Обсудите в группе, поразмышляйте, и дайте объяснение смысла предложенной фразе. ……………………………………………………………. Держать язык за зубами. (молчать) Кашу не сваришь. (нельзя договориться) Засучив рукава. (старательно, не жалея сил) Спустя рукава. (небрежно, кое – как) Прийти к шапочному разбору. (опоздать) Бить баклуши. (ничего не делать) ………………………………………………………………… в) Проверка работы групп. В ТПО, № 575 есть справочное бюро, обратитесь к нему за помощью. (или в книге – словаре) - Толкование слов, истории о происхождении многих интересных фразеологических оборотов можно узнать в книге «Почему мы так говорим». Это фразеологический словарь. 6. Самостоятельная работа В учебнике № 574 - 1 ученик у доски: запись - Какое выражение в конструкции предложения будет фразеологическим оборотом, какие слова? Самооценка. 9. Попробуем использовать, теперь уже знакомые вам выражения, в конструкциях предложений готового текста. - Я буду читать рассказ, а вы мне поможете его дополнить подходящими по смыслу выражениями. « Ребята решили разбить под окном дома клумбу. Копать стали по очереди. Первым за лопату взялся Колька. Как оказалось, копать он не умел. - Ну – ка, отойди! – сказал Тарас. – С тобой…(каши не сваришь). Настала очередь Саньки. Ребята ушли за водой. А когда вернулись, увидели глыбы земли. - Вот так вскопал! – воскликнул Борька. - А что?! – обиделся Санька. - Да, ничего. Ты и не старался ни капельки, и работал ….(спустя рукава).» - Что заметили в отношении оборотов? В контексте разных предложений они изменялись или оставались прежними? - На странице 26, тетради на печатной основе, сообщение. Фразеологические обороты, фразеологизмы, используются в конструкции предложения целиком, целой фразой. 8. Домашнее задание. - История происхождения этого выражения представлена в упражнении № 577. 9. Итог урока. - Что нового вы открыли для себя на нашем уроке? - Почему мы используем фразеологизмы в своей речи? - Какой вывод о значении слова по итогу нашей работы сделаем? (Важно знать значение слов; стремиться узнать о словах больше, чтобы речь была грамотной, чтобы ты и тебя понимали.)

Урок русского языка в 4 классе по программе «Гармония».

 

Тема:Значение слова. / Фразеология/

Задачи:1. Формирование понятия о значимости значения слов в речи.

              2. Закрепление умения решать орфографические задачи, используя разные способы проверки.

              3. Развитие познавательного интереса к лексике родного языка, обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами русского языка.

              4. Формирование умения строить речевое высказывание с использованием в нем фразеологизмов.

              5. Воспитание любви к родному языку.

 

                                      Оборудование

Для учащихся: учебники, рабочие тетради, тетради на печатной основе, листы с тестом и справочным материалом по теме урока.

Для учителя: карточки тематических слов.

 

Ход урока.

 

  1. Организационный момент

- Урок русского языка.

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык», - писал Константин Паустовский. И он прав, и мы не раз уже убедились в этом, работая по разделу «Слово – главный работник в нашей речи».

 

- Как вы понимаете, о каком богатстве говорит автор? Как понимаете значение слова «богатый» в данном высказывании? (Чем богат русский язык? В чем его богатство?)

  • Язык богат многообразием слов. Все в окружающем мире мы называем словами, ярко и точно слова отражают назначение, характеристику, качества предмета, действия или явления.

- Но мало знать как называются предметы, … Что еще важно знать о слове?

- Значение слова.

2Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

- Это доказывает и домашнее задание.

ТПО: № 571

- Откройте упражнение. В чем заключалась ваша работа? (узнать значение слова)

- Какое открытие вы сделали, работая с информацией упражнения? (слово каприз имеет 2 значения)

- А теперь попробуйте сделать вывод согласно модели:

Каприс/с/     каприз/с/

Обобщение:

- Почему так важно знать значение слова? В чем оно помогает?

(помогает правильно строить высказывания; формулировать мысли; решать орфографические задачи – писать грамотно; понимать друг друга)

Задачи урока:

  1. решать орфографические задачи
  2. грамотно выражать мысли (конструировать предложения)

 

……………………………………………………………………………..

3. Объявление темы, постановка задач урока.

- Можете ли вы с уверенностью, твердо сказать, что обладаете достаточным глубоким знанием о значении слов нашего языка? Достаточно ли той информации о словах, которую вы получили. И можно перейти к новому разделу?

Тогда скажите, над чем следует поработать еще, чему еще есть желание поучиться, о чем узнать?

 

- Итак, сегодня мы снова посвятим свою работу значению слова, ………при этом решая уже поставленные вами ранее задачи.

(открывается тема урока на доске)

        Значение слова. / Фразеология./

 

4. Самостоятельная работа в тетрадях.

- Запишите число, классная работа.

а) - Наш друг Джон размышлял о написании слова «синица» и у него возникли затруднения.

- Запишите и вы это слово. Письменно расскажите все об этом слове, т.е. выполните разбор слова как части речи. 

                          (1 ученик работает у доски)

- Обсудите в парах: в чем мог испытывать затруднения Джон? Затем обсудим работу вместе.   

                          Проверка индивидуальной работы ученика:   

- Представь свою работу классу.

- В чем мог испытывать затруднение мальчик иностранец?

 (в какой части слова опасное место, орфограмма)

(безударная гласная в корне, непроверяемая ударением)

б) Самооценка.

- Оцени свою работу.

……………………….

в)- Как же следовало поступить Джону, если гласная в корне непроверяемая?

- В нашем орфографическом словаре нет такого слова.

- Попробуйте объяснить с точки зрения значения слова, почему птицу так назвали?

- Теперь посмотрите на рисунок, верна ли ваша версия? Справедливо ваше предположение?(синица – потому что синяя?)

(рисунок)

- А вот правы были в своем предположении или нет, узнать нам поможет

текст упр. № 572.

- Познакомьтесь с его содержанием.

-О чем вы узнали? (синица издает звуки «си – си – си»)

- Обсудите в группах, какой совет вы дадите Джону теперь?

- Что же помогло справиться с орфографической задачей?

(история значения слова)

- Для решения этой орфографической задачи помогает история значения слова. Здесь мы воспользовались именно этим способом.

- Теперь зарубите себе на носу, как пишется это слово.

 

5. Открытие нового знания.

а)

- Вот интересно, а вы поняли, что я сейчас сказала? Как вы понимаете смысл произнесенной мною фразы? Объясните.

- В русском языке таких выражений много.

- И наверное, вы уже догадались, о чем будет наш дальнейший разговор.

- О чем?

                               Ознакомление с языковым термином.

- Такие выражения изучает наука (открывается вторая часть записи в теме урока на доске)  фразеология. А сами выражения называются фразеологическими.

И в своей речи мы часто их используем. Порой, не замечая этого, но прекрасно понимая друг друга.

- Попробуем в этом убедиться.

Физ – ка:

- Но сначала отдохнем.

Засучите рукава,

Поработать вам пора.

Бить баклуши очень стыдно,

Да и в лужу сесть обидно.

- Надеюсь, вы уже заметили в содержании стишка интересные выражения? Какие?

- С одним из них вы встретитесь, выполняя задание в группе.

б) Работа в группах.

 

- Сейчас каждая группа получит карточку, с записанным на ней выражением, фразой. Обсудите в группе, поразмышляйте, и дайте объяснение смысла предложенной фразе.

    …………………………………………………………….

    Держать язык за зубами. (молчать)

    Кашу не сваришь. (нельзя договориться)

    Засучив рукава. (старательно, не жалея сил)

    Спустя рукава. (небрежно, кое – как)

    Прийти к шапочному разбору. (опоздать)

    Бить баклуши. (ничего не делать)

…………………………………………………………………

в) Проверка работы групп.

- Кто справился и нашел объяснение предложенному выражению?

(выступление групп)

-У кого затруднения? Прочтите фразу. Кто сможет дать объяснение?

- А теперь проверьте себя. В ТПО, № 575 есть справочное бюро, обратитесь к нему за помощью.

(или в книге – словаре)

- Толкование слов, истории о происхождении многих интересных фразеологических оборотов можно узнать в книге «Почему мы так говорим». Это фразеологический словарь.

 

6. - Чью работу вы могли бы сейчас отметить?

   …..Оценка….

 

7. – А теперь поупражняемся.

 (сценка: Попрошу Аллу продемонстрировать одну реплику. Сейчас Настя выступит в роли учителя. Ванюхина читает с выражением.)

 

- Вы поняли, о чем говорит учительница, о чем предупреждает?

(Если не поняли, тогда № 573 прочтите текст и ответьте, о чем просит учитель)

8. Самостоятельная работа

 

В учебнике № 574 - Прочтите задание. Выполните письменно.

1 ученик у доски: запись  

 

- Какое выражение в конструкции предложения будет фразеологическим оборотом, какие слова?

 

Самооценка.

 

9. Попробуем использовать,теперь уже знакомые вам выражения, в конструкциях предложений готового текста.    

- Я буду читать рассказ, а вы мне поможете его дополнить подходящими по смыслу выражениями.

« Ребята решили разбить под окном дома клумбу. Копать стали по очереди. Первым за лопату взялся Колька. Как оказалось, копать он не умел.

- Ну – ка, отойди! – сказал Тарас. – С тобой…(каши не сваришь).

Настала очередь Саньки. Ребята ушли за водой. А когда вернулись, увидели глыбы земли.

- Вот так вскопал! – воскликнул Борька.

- А что?! – обиделся Санька.

- Да, ничего. Ты и не старался ни капельки, и работал ….(спустя рукава).»

 

4. - Что заметили в отношении оборотов? В контексте разных предложений они изменялись или оставались прежними? 

(обороты на доске)

- На странице 26, тетради на печатной основе,  в нижней рамочке об этом есть сообщение. Прочтите его.

- Фразеологические обороты, фразеологизмы, используются в конструкции предложения целиком, целой фразой.

(модель)        /                WWWW              .

 

- Теперь это зарубите себе на носу.

- Поняли сейчас, о чем я попросила вас? (запомнить)

- Какое отношение имеет нос к запоминанию?

 

8. Домашнее задание.

- История происхождения этого выражения представлена в упражнении № 577.

С ней вы познакомитесь самостоятельно. Это и будет вашим домашним заданием.

 

9. Итог урока.

- Что нового вы открыли для себя на нашем уроке?

- Почему мы используем фразеологизмы в своей речи?

- Какой вывод о значении слова по итогу нашей работы сделаем?

(Важно знать значение слов; стремиться узнать о словах больше, чтобы речь была грамотной, чтобы ты и тебя понимали.)

 

 

 

 

 

 

 


Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн